АИС «Нормотворчество»: как происходит автоматизация нормотворческого процесса в стране
В соответствии с указами Президента Республики Беларусь от 10 июля 2019 г. № 265 «О совершенствовании нормотворческой деятельности» и от 17 ноября 2020 г. № 415 «О повышении оперативности и качества нормотворческой деятельности» в 2021 г. Национальным центром правовой информации продолжатся работы по созданию автоматизированной информационной системы по обеспечению нормотворческого процесса (АИС «Нормотворчество»).
В настоящее время в ходе работ по созданию АИС «Нормотворчество» разработаны и утверждены:
- техническое задание, содержащее основные требования к программно-технологическому комплексу, обеспечивающему автоматизацию нормотворческого процесса (включает, в том числе, перечень подсистем и порядок их разработки, требования к программному и иному обеспечению);
- проектные решения.
Разрабатываемая система позволит комплексно автоматизировать все стадии нормотворческого процесса госорганов (организаций) в отношении всех видов нормативных правовых актов. В рамках АИС «Нормотворчество» будет осуществляться подготовка текста проекта правового акта, его согласование, проведение соответствующих экспертиз, публичное обсуждение, визирование и подписание правового акта, включение его в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и официальное опубликование, проведение правового мониторинга.
Структурно система будет состоять из ряда подсистем, в том числе подсистем:
- нормотворческого органа,
- планирования нормотворческой деятельности,
- прохождения проектов правовых актов в Аппарате Совета Министров, Администрации Президента, Национальном собрании,
- регистрации правовых актов в Нацреестре,
- официального опубликования.
Создание и внедрение в практическую деятельность АИС «Нормотворчество» станет очередным значительным этапом в развитии государственной системы правовой информации и национальной правовой системы в целом, позволит повысить эффективность нормотворческой деятельности и оперативность принятия и вступления в силу актов законодательства. Также сократятся затраты госорганов на документооборот, сроки официального опубликования нормативных правовых актов.
Исполнитель работ по созданию АИС «Нормотворчество» будет определен по итогам соответствующей процедуры закупки услуг на разработку этой системы.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
29 октября состоялось заседание Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь под председательством Петра Миклашевича. Об этом сообщили в пресс-службе Конституционного Суда.
Участники заседания рассмотрели вопрос о совершенствовании юридического образования в современных условиях.
Как отметили в пресс-службе Конституционного Суда, государственная политика в сфере юридического образования направлена на создание условий для подготовки высококвалифицированных юридических кадров в целях эффективного функционирования органов государственной власти и управления, обеспечения законности и правопорядка, устойчивого развития национальной правовой системы в соответствии с актуальными потребностями общества и государства.
Ориентиры развития юридического образования определены в Концепции правовой политики Республики Беларусь, Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, Директиве Президента Республики Беларусь от 9 апреля 2025 г. № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства».
«Принятая в 2017 году Концепция развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 года в целом реализована», – проинформировали на заседании Совета.
При этом было указано, что в современных условиях стремительного развития технологий искусственного интеллекта, биотехнологий, нанотехнологий и иных достижений прогресса требуется постоянное обновление содержания образовательных программ и повышение уровня практической подготовки специалистов юридического профиля. Кроме того, сегодня от квалифицированного юриста требуется глубокое знание не только законодательства, но и специфики той области общественных отношений, где происходит применение его юридических компетенций (в экономике, цифровой и других сферах).
Также участники мероприятия обратили внимание на необходимость развития структуры юридических факультетов и учреждений высшего образования с включением в нее кафедр, обеспечивающих преподавание новых перспективных отраслей права, а также соответствующих научно-прикладных центров компетенций.
Подчеркнута стоящая перед системой образования задача – обеспечить сочетание в образовательном процессе глубокой теоретической подготовки и практикоориентированности как базового требования к юридическому образованию, определенного Концепцией правовой политики Республики Беларусь.
По итогам состоявшегося обсуждения для дальнейшего развития и совершенствования системы юридического образования, повышения качества и эффективности подготовки юридических кадров в соответствии с пунктом 39 Концепции правовой политики Совет рекомендовал Правительству Республики Беларусь разработать и утвердить Концепцию развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2035 года и план мероприятий по ее реализации.
Кроме того, при разработке Концепции рекомендовано исходить из необходимости:
- введения подготовки юристов с углубленным образованием, включающим обязательное освоение студентами содержания образовательной программы магистратуры, для обеспечения в установленном порядке высококвалифицированными кадрами важнейших сфер правовой системы (в первую очередь на юридическом факультете Белорусского государственного университета);
- совершенствования системы прогнозирования потребности в юридических кадрах для государственной службы и правового обеспечения отраслей экономики с целью оптимизации структуры и объемов подготовки специалистов юридического профиля с высшим и средним специальным образованием;
- организации подготовки специалистов юридического профиля, обладающих дополнительными специальными знаниями в различных областях (информационные технологии, искусственный интеллект и др.);
- предоставления в установленном порядке выпускникам учреждений высшего образования возможности поступления в аспирантуру без обязательного освоения содержания образовательной программы магистратуры в целях обеспечения доступа к осуществлению научной и преподавательской деятельности;
- совершенствования порядка распределения / направления на работу студентов выпускных курсов с целью максимальной интеграции теоретического обучения с получением практических навыков по месту будущего трудоустройства.
Министерству образования совместно с другими государственными органами предложено обеспечить:
- своевременное включение новых профилизаций общего и углубленного высшего образования в учебные планы юридических специальностей с учетом развития общественных отношений и научно-технического прогресса;
- внедрение новых учебных дисциплин правового цикла в учебные планы и образовательный процесс с учетом динамики развития общественных отношений, в том числе в сферах информационных технологий, робототехники, биотехнологий, нанотехнологий, энергетики;
- развитие структуры юридических факультетов и учреждений высшего образования, включение в нее кафедр, обеспечивающих преподавание новых перспективных отраслей, а также соответствующих научно-прикладных центров компетенций в сотрудничестве с заказчиками кадров;
- усиление идеологической составляющей в подготовке юридических кадров с целью обеспечения высокого уровня патриотизма и формирования устойчивой гражданской позиции.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
На Pravo.by опубликован Закон Республики Беларусь от 17 октября 2025 г. № 100-З «Об изменении законов по вопросам предоставления займов», которым корректируются Гражданский кодекс, законы Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» и от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе».

В частности, изменениями в Гражданский кодекс дополнительно:
- предусмотрен запрет на использование в наименовании юридического лица, не являющегося микрофинансовой организацией или иным юридическим лицом, которое в соответствии с законодательными актами вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, слов «заем», «микрозаем», «микрофинансирование», «деньги в долг» или производных от этих слов;
- установлены ограничения на предмет залога по договору залога. Так, не может являться предметом залога по договору залога, заключаемому в обеспечение исполнения обязательств заемщика по договору займа между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, а также в обеспечение обязательств по договорам поручительства, заключаемым для обеспечения обязательств заемщика по такому договору займа:
единственный жилой дом, принадлежащий на праве собственности залогодателю, с хозяйственными постройками или без таковых;
единственная квартира, принадлежащая на праве собственности залогодателю, с хозяйственными постройками или без таковых;
доля в праве общей собственности на единственный жилой дом с хозяйственными постройками или без таковых, принадлежащая залогодателю;
доля в праве общей собственности на единственную квартиру с хозяйственными постройками или без таковых, принадлежащая залогодателю.
Скорректированы вопросы заключения договора займа. В том числе, запрещается предоставление займов гражданам субъектами хозяйствования, не осуществляющими микрофинансовую деятельность (за исключением займов своим работникам).
Гражданский кодекс дополнен статьей, регулирующей порядок заключения договора займа между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Устанавливается также запрет на предоставление гражданам займов в иностранной валюте, включая использование валютного эквивалента (за исключением займов между близкими родственниками).
Вводятся ограничения по размерам процентов, неустойки (штрафа, пеней), уплачиваемых по договорам займа.
«Данный законодательный акт направлен на защиту имущественных прав граждан, связанных с заимствованием денежных средств», – отметили в пресс-службе Главы государства.
Закон № 100-З вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Сегодня, в преддверии очередной сессии Парламента, состоялась встреча Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Игоря Петровича Сергеенко с трудовым коллективом Национального центра законодательства и правовой информации.

В ней принял участие также заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Вадим Ипатов.

Приветствуя гостей, директор НЦЗПИ Андрей Мательский поблагодарил руководство Палаты представителей за предоставленную возможность организации такой встречи:
«Это важное мероприятие позволяет обсудить текущее состояние законопроектной работы, вопросы, которые возникают в процессе формирования законодательства», – сказал Андрей Францевич.
Председатель Палаты представителей отметил, что встреча в таком формате позволяет обсудить существующее взаимодействие, а также наметить перспективные задачи.

Игорь Сергеенко проинформировал о результатах второй сессии Парламента, которая завершилась чуть более полутора месяцев назад. Он подчеркнул, что она проходила в период важнейших политических событий для нашей страны и ее будущего. Деятельность депутатов была сконцентрирована вокруг законодательной и международной деятельности, а также работы в избирательных округах.
Акцентируя внимание на проведенной работе по важнейшим законопроектам, руководитель нижней палаты белорусского Парламента отметил весомое значение и роль Центра в работе депутатского корпуса:
«Наше многогранное взаимодействие, если говорить о законодательной деятельности, начинается еще на стадии подготовки и обсуждения предложений в план подготовки проектов законодательных актов на очередной год, затем оно проявляется в процессе подготовки проектов законов, их предварительном обсуждении еще до внесения в Палату представителей».
Председатель Палаты представителей привел примеры успешного сотрудничества.
Он отметил, что в целом взаимодействие Палаты представителей с Центром достаточно эффективно и результативно, а продуктивная нормотворческая деятельность Палаты представителей немыслима без активного в ней участия специалистов учреждения.
Игорь Сергеенко акцентировал внимание на активном применении при доработке законопроектов пакетного принципа их подготовки, при реализации которого используется такой инструмент, как изучение законотворческого опыта иностранных государств:
«В этой части интерес для нас представляют соответствующие возможности и ресурсы Центра, позволяющие изучать иностранный законодательный опыт».
Председатель Палаты представителей подчеркнул, что для депутатов крайне важно видеть и то, как идет реализация новых законов, анализировать актуальность и востребованность предписаний других законов со сложившейся уже правоприменительной практикой. Он обозначил направления, по которым Центр вносит свой вклад в эту работу: контроль за реализацией Правительством и другими органами заключительных положений принятых законов, проведение правового мониторинга, научные исследования.
Обозначая совместные задачи, Игорь Петрович подчеркнул: «Необходимо усилить экспертную проработку правовых инициатив, исключить закрепление в законах сложных и неоднозначных правовых норм, а также избыточность правового регулирования и множество актов законодательства по одним и тем же вопросам».
«Конечная цель нашей работы — качественное и эффективное законотворчество, отвечающее актуальным запросам государства и общества, требованиям стабильности правового регулирования», – подытожил Игорь Сергеенко.

Коллективу Центра также представилась уникальная возможность задать Игорю Петровичу ряд вопросов. Они охватили разные направления и касались инициирования проведения правового мониторинга в отношении действующих кодексов и законов, перспективных инициатив по дальнейшему совершенствованию законодательства, внедрения эффективных цифровых инструментов коммуникации с населением, совместной работы в ходе выездных заседаний Палаты представителей. Также работники Центра попросили высказать свои размышления по поводу традиционных общественных идей и ценностей белорусского народа.

Директор НЦЗПИ в свою очередь обозначил направления перспективного взаимодействия с Палатой представителей в ходе совместной работы.
В завершении мероприятия Андрей Мательский выразил благодарность руководству Палаты представителей и отметил, что только совместными усилиями возможно создать качественное законодательство, которое будет актуально и востребовано людьми.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)
Новая автоматизированная информационная система по обеспечению нормотворческого процесса (АИС «Нормотворчество») заработает в Беларуси с 1 июля 2025 г. Это предусмотрено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2025 г. № 360.
Правовым актом установлен поэтапный переход государственных органов и иных организаций из АИС НРПА в АИС «Нормотворчество», начиная с 1 июля 2025 г.
|
СПРАВКА PRAVO.BY В настоящее время согласно Указу Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2020 г. № 415 нормотворческая деятельность государственными органами (организациями) ведется в автоматизированной информационной системе, обеспечивающей формирование Национального реестра правовых актов (АИС НРПА), в отношении отдельных стадий (этапов) нормотворческого процесса |
С 1 января 2026 г. нормотворческая деятельность в полном объеме будет осуществляться посредством АИС «Нормотворчество», в том числе в отношении законопроектов и проектов правовых актов Главы государства.
Документом утверждено Положение о порядке функционирования АИС «Нормотворчество», согласно которому обеспечивается автоматизация электронного информационного взаимодействия государственных органов, иных организаций (должностных лиц) при осуществлении нормотворческой деятельности, в том числе, в рамках:
- планирования нормотворческой деятельности и реализации нормотворческой инициативы;
- разработки проекта нормативного правового акта, в том числе несколькими государственными органами совместно;
- проведения обязательной юридической экспертизы, криминологической экспертизы и иных экспертиз нормативного правового акта (его проекта);
- внесения проекта нормативного правового акта на рассмотрение в нормотворческий орган, его визирования и подписания;
- направления правовых актов для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и их официального опубликования, а также в эталонный и иные банки данных правовой информации;
- проведения правового мониторинга.
Владельцем и оператором АИС «Нормотворчество» является Национальный центр законодательства и правовой информации.
«АИС «Нормотворчество» позволит повысить оперативность, качество и прозрачность принятия (издания) нормативных правовых актов, обеспечит системность, комплексность и стабильность правового регулирования, что будет способствовать эффективному функционированию и дальнейшему совершенствованию национальной правовой системы», – сообщили в НЦЗПИ.
|
СПРАВКА PRAVO.BY Указом Президента Беларуси от 17 ноября 2020 г. № 415 координация процессов цифровизации нормотворчества возложена на Национальный центр законодательства и правовой информации. Работа по созданию АИС «Нормотворчество» была проведена Центром в рамках поручения Главы государства по созданию единой, комплексной, защищенной цифровой инфраструктуры как основы нормотворческой деятельности в Республике Беларусь |
Посредством новой системы реализованы, в том числе:
- подготовка проектов нормативных правовых актов с использованием программных средств, необходимых шаблонов и государственных информационно-правовых ресурсов;
- система сбора, обработки и анализа данных о нормотворческой деятельности;
- единая защищенная виртуальная среда межведомственного взаимодействия;
- комплексное хранение всей образовавшейся по результатам нормотворческой деятельности информации;
- функции контроля за сроками в нормотворческом процессе, наличием обязательных документов, прилагаемых к проекту нормативного правового акта, визы, подписи должностного лица;
- устранение дублирования проектов нормативных правовых актов при их подготовке.
«Функционирование системы нацелено на создание комплексной цифровой инфраструктуры для осуществления межведомственного взаимодействия в нормотворческом процессе, обеспечение прозрачности, прослеживаемости и допустимой открытости процесса разработки проектов правовых актов, внедрение передовых информационных технологий, в том числе в области искусственного интеллекта», – подытожили в НЦЗПИ.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
На Pravo.by размещена электронная копия издания «А.В.Дулов. Избранные труды», в которое вошли наиболее значимые труды белорусского ученого-правоведа, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Беларусь Андрея Васильевича Дулова.
Включенные в сборник работы посвящены развитию теоретических и методологических оснований криминалистики и судебной экспертизы, научно-правовым проблемам взаимодействия морали и права в социальном государстве.
Это пятнадцатая книга, выпущенная в рамках издательского и просветительского проекта «Наследие права». Ее презентация состоялась 19 декабря 2024 г.
|
СПРАВКА PRAVO.BY Просветительский издательский некоммерческий проект «Наследие права» стартовал в 2011 году. Его основная цель – сохранение и популяризация научных трудов отечественных и зарубежных классиков права в различных отраслях правовой науки. Издания серии безвозмездно распространяются среди ученых-правоведов, законотворческих, правоохранительных органов, судов, учреждений образования, государственных органов, библиотек. Электронные копии книг размещаются в разделе «Наследие права» на Национальном правовом Портале и на сайтах других организаций. Организаторами проекта выступают Белорусский республиканский союз юристов, Национальный центр законодательства и правовой информации, Национальная библиотека Беларуси и компания «ЮрСпектр» |
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
