25.02.2021
Состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы по доработке законопроекта, направленного на совершенствование кодексов об уголовной ответственности
Заседание состоялось 24 февраля 2021 г. под руководством Главы Администрации Президента Республики Беларусь Игоря Сергеенко.
Игорь Петрович напомнил, что работа над проектом по поручению Главы государства осуществляется на площадке Администрации Президента и находится на финальной стадии.
«Документ носит крайне важный характер как для государства, так и для простых людей. Группой фактически в режиме «нон-стоп» велась доработка законопроекта, в том числе с учетом поступивших многочисленных предложений заинтересованных», – отметил Игорь Петрович.
В свою очередь, председатель рабочей группы, Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс подчеркнула эффективность уже существующих механизмов уголовно-правовой защиты интересов государства, общества и граждан. Было обращено внимание на необходимость модернизации уголовного законодательства с учетом развития общественных отношений. Решение данной задачи обеспечивает рассматриваемый законопроект.
Ольга Ивановна поблагодарила участников рабочей группы и экспертов, привлекавшихся к работе, за проявленную активность и высокий уровень взаимодействия. В рабочую группу было представлено большое количество предложений, общим объемом более 300 страниц. Многие из этих инициатив были реализованы в проекте.
Представленным на рассмотрение рабочей группы законопроектом предусматриваются следующие ключевые новации:
- конкретизируются условия, при которых не наступает превышение пределов необходимой обороны (если лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить его опасность и характер);
- уточняются правила назначения наказаний (предусматривается более дифференцированный подход к назначению штрафа в зависимости от обстоятельств преступления и личности преступника, а также возможность его рассрочки);
- внедряется институт замены наказания, не связанного с изоляцией от общества, более строгим в случае, когда осужденный уклоняется от отбывания такого наказания (с одновременной декриминализацией статей 415-419 УК). Соответствующее решение будет принимать суд.
Пересмотрены санкции порядка 70 составов преступлений с целью достижения сбалансированности уголовно-правовых норм и обеспечения соответствия характеру и степени общественной опасности совершенного деяния. Также в ряде статей введено ограничение свободы в качестве альтернативы лишению свободы, что позволит судам более гибко подходить к назначению наказания.
Кроме того, из УК предполагается исключение ряда статей и составов преступлений, которые:
- носят формальный характер (например, нарушение правил безопасности обращения с генно-инженерными организмами, когда это не повлекло причинения вреда здоровью людей и окружающей среде);
- охватываются применением иных мер воздействия (к примеру, вред, причиненный окружающей среде в результате нарушения правил водопользования, правил охраны рыбы и других водных животных, возмещается согласно установленным таксам, поэтому применение уголовно-правовых мер излишне);
- относятся к категории нетяжких и предусматривают административную преюдицию в качестве условия привлечения к ответственности (к примеру, предполагается упразднение ответственности за нарушение правил охоты и рыбалки).
Приняты меры по обеспечению дополнительной охраны конституционного строя страны, жизни и здоровья граждан. В этих целях предлагается включить в УК новые статьи и составы преступлений, которыми предусматривается ответственность за экстремизм, неоднократное нарушение порядка проведения массовых мероприятий, распространение владельцем Интернет-ресурса запрещенной информации, производство (ввоз, сбыт) фальсифицированных медпрепаратов, а также незаконный сбор и распространение персональных данных.
В рамках корректировки УПК предусматривается:
- расширение использования информационных технологий в уголовном процессе (например, возможность производства отдельных следственных действий в режиме веб-конференции);
- усиление роли прокуратуры (Генеральный прокурор, его заместители, а также прокуроры областей и г. Минска наделяются полномочиями выносить обязательные для исполнения органами уголовного преследования предписания и передавать заявления (сообщения) о преступлениях от одного органа другому).
В ходе заседания рабочей группы были детально обсуждены предложения, не вошедшие в законопроект, а также те, по которым имелись замечания экспертов или госорганов. По всем вопросам выработана общая позиция, с учетом которой рассматриваемый законопроект будет в сжатые сроки окончательно доработан.
С информацией о первом заседании межведомственной рабочей группы по доработке законопроекта можно ознакомиться здесь.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – БЕЛТА)
Подготовлены изменения в Закон о таможенном регулировании. Узнавайте какие и обсуждайте на Правовом форуме!
На общественное обсуждение вынесен проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
В частности, проектом Закона:
- предусматривается реализация положений Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года по вопросам электронной торговли;
- в отношении товаров электронной торговли устанавливаются порядок исполнения обязанности по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций, особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, применения мер по взысканию пеней, процентов в отношении таких товаров;
- устанавливаются условия, при которых субъект хозяйствования может получить статус оператора электронной торговли, основания приостановления деятельности оператора и его исключения из соответствующего реестра;
- сокращается количество документов, представляемых при осуществлении административных процедур в сфере таможенного дела.
Организатор общественного обсуждения – Государственный таможенный комитет.
Свои замечания и предложения можно высказать в специальной теме
на Правовом форуме Беларуси с 22 апреля по 2 мая 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
План подготовки проектов законодательных актов на 2026 год. Начат сбор предложений
Национальным центром законодательства и правовой информации осуществляется разработка проекта Указа Президента Республики Беларусь «О плане подготовки проектов законодательных актов на 2026 год».
Предложения о подготовке законопроектов (концепций законопроектов), а также проектов нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь с обоснованием необходимости подготовки можно высказать на Правовом форуме Беларуси до 30 апреля 2025 г.
СПРАВКА PRAVO.BY
НЦЗПИ разрабатывает ежегодные планы подготовки проектов законодательных актов и вносит их на утверждение Президента Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», а также абзацем вторым подпункта 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2020 г. № 415 «О повышении оперативности и качества нормотворческой деятельности».
Указанными ежегодными планами также может предусматриваться разработка концепций наиболее значимых и сложных законопроектов, вносимых на согласование Главы государства.
ВАЖНО!
При разработке плана подготовки проектов законодательных актов:
-
рассматриваются предложения субъектов права законодательной инициативы, государственных органов и иных организаций, в том числе научных, общественных объединений, граждан;
-
учитываются результаты научных исследований в области права и правового мониторинга
|
План подготовки проектов законодательных актов на 2025 год, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2024 г. № 477, смотрите здесь.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Подготовка каких законодательных актов запланирована в 2025 году? Подробнее в материале Pravo.by
На Pravo.by опубликован Указ Президента от 30 декабря 2024 г. № 477, которым утвержден план подготовки проектов законодательных актов на 2025 год.

Документом предусмотрена подготовка как принципиально новых законодательных актов, так и направленных на системную актуализацию действующих законов.
«Запланирована работа над проектами законов и указов по результатам ревизии законодательства, проводимой в настоящее время в соответствии с поручением Главы государства, в целях исключения избыточного технического регулирования, перегруженности законодательства нормативными правовыми предписаниями и сокращения правового массива в целом», – сообщили в пресс-службе Президента.
Как отметили в Национальном центре законодательства и правовой информации, в план включены 2 проекта кодексов, 20 законопроектов, 1 проект указа Президента Республики Беларусь и 1 пакет проектов законодательных актов, из них:
новых кодексов – 2 (Кодекс Республики Беларусь о здравоохранении, Экологический кодекс Республики Беларусь);
составляющих «бюджетный пакет» – 5;
новый закон – 1 («Об аквакультуре»);
направленных на приведение законов в соответствие с иными законодательными актами, международными обязательствами Республики Беларусь, совершенствование норм законов с учетом практики правоприменения – 14;
переходящих из плана на 2024 год – 5 (Кодекс Республики Беларусь о здравоохранении, «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь», «Об изменении Кодекса Республики Беларусь о недрах», «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности», «Об изменении Закона Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении»);
1 законопроект («Об изменении законов по вопросам деятельности органов Комитета государственного контроля») и 1 пакет проектов законодательных актов (подготовка которых осуществляется в связи с систематизацией законодательства) планируются к внесению в Парламент Президентом Республики Беларусь;
5 законопроектов планируются к внесению в Парламент Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь («бюджетный пакет»);
по 16 законопроектам субъектом права законодательной инициативы выступает Совет Министров Республики Беларусь.
Также планом предусматривается подготовка Указа, направленного на совершенствование норм Указа от 28 ноября 2005 года № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения».
Как отметили в пресс-службе Главы государства, основными критериями при формировании плана стали реальная потребность общества в урегулировании соответствующих отношений, приоритетность их правовой регламентации. Особое внимание уделялось соблюдению требований системности, комплексности и стабильности правового регулирования.
Указ вступил в силу со дня подписания.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Участвуйте в обсуждении проекта Закона в области охраны и использования вод
На общественное
обсуждение вынесен проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов Республики Беларусь».
Проект Закона направлен на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса Республики Беларусь.
Внесение изменений в Водный кодекс обусловлено необходимостью актуализации его положений с целью исключения неопределенностей, неоднозначного толкования, а также необходимостью согласованности с законодательными актами.
Действие обсуждаемого проекта распространяется на юридических лиц и граждан, осуществляющих водопользование в соответствии с законодательством о пользовании недрами.
Проектом Закона существенно переработан понятийный аппарат, урегулированы вопросы учета водных объектов, а также:
- расширены:
- перечень органов государственного управления в области охраны и использования вод с учетом их компетенции;
- случаи, в которых поверхностные водные объекты могут передаваться в аренду, а именно, кроме рыбоводства, также для рекреации, спорта и туризма;
- перечень целей пользования водными объектами путем дополнения его сбросом сточных вод;
- перечень документов, на основании которых должны разрабатываться инструкции по эксплуатации водохозяйственных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и устройств;
- уточнены:
- компетенция Минприроды;
- порядок выполнения работ на внутренних водных путях, работ, связанных с эксплуатацией объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь, объектов мелиорации, а также связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций и (или) их последствий;
- нормы в отношении запретов на сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий и в местах размещения объектов рекреации, спорта и туризма;
- пересмотрены:
- подходы утверждения планов управления речными бассейнами и их дальнейшая реализация, а также составов бассейновых советов с возложением этих функций на областные исполнительные комитеты, на территории которых они создаются;
- перечень видов специального водопользования, осуществление которых требует получения разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений;
- определен четкий порядок возведения, ликвидации и приемки в эксплуатацию поверхностных водных объектов;
- установлен запрет на возведение в границах земельных участков, предоставленных в установленном порядке физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей), более одного пруда-копани и иных поверхностных водных объектов, не отвечающих параметрам пруда-копани;
- исключена передача поверхностных водных объектов для рыбоводства гражданам;
- урегулированы отношения, возникающие при эксплуатации очистных сооружений сточных вод.
Кроме того, проектом внесены изменения в Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также Закон «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду».
В проекте Закона не предусматривается установление дополнительных платежей за право пользования водами. Его принятие не повлечет изменения величины расходов республиканского и местных бюджетов, внебюджетных фондов. Документ не содержит положений, устанавливающих избыточные обязанности, запреты и ограничения, необоснованные расходы для юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Он соответствует социально-экономическим потребностям и возможностям общества и государства, целям устойчивого развития, не повлечет негативных экологических последствий, направлен на рациональное использование и охрану вод. Возможность возникновения каких-либо негативных социальных и экологических последствий, связанных с реализацией предлагаемых проектом Закона изменений, не установлена.
Организатор общественного обсуждения – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Свои замечания и предложения можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси с 7 по 18 августа 2024 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Продолжается работа по оптимизации законодательства об уголовной ответственности
30 мая 2024 г. состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы под руководством Заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольги Чуприс.

Ольга Ивановна отметила, что в группу поступило порядка 350 различных предложений от государственных органов и организаций, судейского корпуса, парламентариев и ученых правоведов, специализирующихся в области уголовного права. Их общий объем составил около 250 страниц. Все они были тщательно проанализированы.
«В целях выработки наиболее оптимальных правовых моделей изучался зарубежный опыт, публикации в средствах массовой информации и научные наработки. В отдельных случаях мы обращались к опыту Уголовного кодекса БССР 1960 года», – подчеркнула Заместитель Главы Администрации Президента.
С учетом поступивших предложений подготовлен соответствующий законопроект. Его цель – комплексно, но без слома основ пересмотреть уголовное законодательство на предмет сбалансированности его норм.
Как требовал Глава государства, проведена масштабная ревизия. По ее итогам свыше 90 составов преступлений планируется дополнить более мягкими наказаниями, не связанными с лишением свободы. Из них 36 сейчас имеют безальтернативные санкции.
«Данные меры позволят судам более гибко подходить к назначению наказания, гораздо реже прибегая к использованию исключительных механизмов», – продолжила руководитель межведомственной рабочей группы.

Ряд изменений, предложенных МВД, Следственным комитетом, иными ведомствами, направлен на обеспечение реального соответствия характера и степени общественной опасности преступлений и наказаний за их совершение. Не остаются без внимания и вопросы организации надлежащей профилактической работы с населением.
Пересмотр положений Уголовного кодекса осуществлялся в тесной увязке с нормами Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов. Планируется внести изменения и в кодексы об административной ответственности.
СПРАВКА PRAVO.BY
Межведомственная рабочая группа под руководством Заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольги Чуприс создана во исполнение поручения Президента Республики Беларусь по оптимизации законодательства об уголовной ответственности. Ее первое заседание состоялось
1 февраля 2024 года.
|
Новости по теме:
Во исполнение поручения Президента начата работа по оптимизации законодательства об уголовной ответственности
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».