/ / Новости PRAVO.BY
25.02.2021

Состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы по доработке законопроекта, направленного на совершенствование кодексов об уголовной ответственности

Заседание состоялось 24 февраля 2021 г. под руководством Главы Администрации Президента Республики Беларусь Игоря Сергеенко.

Совещание

Игорь Петрович напомнил, что работа над проектом по поручению Главы государства осуществляется на площадке Администрации Президента и находится на финальной стадии.

«Документ носит крайне важный характер как для государства, так и для простых людей. Группой фактически в режиме «нон-стоп» велась доработка законопроекта, в том числе с учетом поступивших многочисленных предложений заинтересованных», – отметил Игорь Петрович.

В свою очередь, председатель рабочей группы, Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс подчеркнула эффективность уже существующих механизмов уголовно-правовой защиты интересов государства, общества и граждан. Было обращено внимание на необходимость модернизации уголовного законодательства с учетом развития общественных отношений. Решение данной задачи обеспечивает рассматриваемый законопроект.

Ольга Ивановна поблагодарила участников рабочей группы и экспертов, привлекавшихся к работе, за проявленную активность и высокий уровень взаимодействия. В рабочую группу было представлено большое количество предложений, общим объемом более 300 страниц. Многие из этих инициатив были реализованы в проекте.

Представленным на рассмотрение рабочей группы законопроектом предусматриваются следующие ключевые новации:

  • конкретизируются условия, при которых не наступает превышение пределов необходимой обороны (если лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить его опасность и характер);
  • уточняются правила назначения наказаний (предусматривается более дифференцированный подход к назначению штрафа в зависимости от обстоятельств преступления и личности преступника, а также возможность его рассрочки);
  • внедряется институт замены наказания, не связанного с изоляцией от общества, более строгим в случае, когда осужденный уклоняется от отбывания такого наказания (с одновременной декриминализацией статей 415-419 УК). Соответствующее решение будет принимать суд.

Пересмотрены санкции порядка 70 составов преступлений с целью достижения сбалансированности уголовно-правовых норм и обеспечения соответствия характеру и степени общественной опасности совершенного деяния. Также в ряде статей введено ограничение свободы в качестве альтернативы лишению свободы, что позволит судам более гибко подходить к назначению наказания.

Кроме того, из УК предполагается исключение ряда статей и составов преступлений, которые:

  • носят формальный характер (например, нарушение правил безопасности обращения с генно-инженерными организмами, когда это не повлекло причинения вреда здоровью людей и окружающей среде);
  • охватываются применением иных мер воздействия (к примеру, вред, причиненный окружающей среде в результате нарушения правил водопользования, правил охраны рыбы и других водных животных, возмещается согласно установленным таксам, поэтому применение уголовно-правовых мер излишне);
  • относятся к категории нетяжких и предусматривают административную преюдицию в качестве условия привлечения к ответственности (к примеру, предполагается упразднение ответственности за нарушение правил охоты и рыбалки).

Приняты меры по обеспечению дополнительной охраны конституционного строя страны, жизни и здоровья граждан. В этих целях предлагается включить в УК новые статьи и составы преступлений, которыми предусматривается ответственность за экстремизм, неоднократное нарушение порядка проведения массовых мероприятий, распространение владельцем Интернет-ресурса запрещенной информации, производство (ввоз, сбыт) фальсифицированных медпрепаратов, а также незаконный сбор и распространение персональных данных.

В рамках корректировки УПК предусматривается:

  • расширение использования информационных технологий в уголовном процессе (например, возможность производства отдельных следственных действий в режиме веб-конференции);
  • усиление роли прокуратуры (Генеральный прокурор, его заместители, а также прокуроры областей и г. Минска наделяются полномочиями выносить обязательные для исполнения органами уголовного преследования предписания и передавать заявления (сообщения) о преступлениях от одного органа другому).

В ходе заседания рабочей группы были детально обсуждены предложения, не вошедшие в законопроект, а также те, по которым имелись замечания экспертов или госорганов. По всем вопросам выработана общая позиция, с учетом которой рассматриваемый законопроект будет в сжатые сроки окончательно доработан.

С информацией о первом заседании межведомственной рабочей группы по доработке законопроекта можно ознакомиться здесь.

Другие новости Pravo.by.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – БЕЛТА)