Итоги обсуждения изменений в ряд указов по вопросам отчуждения транспортных средств
Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь подведены итоги общественного обсуждения проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Проект подготовлен в целях совершенствования порядка отчуждения транспортных средств и расчетов, производимых между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами за отчуждаемые транспортные средства.
Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 15 по 25 января 2021 г.
Предложения и замечания направили 13 участников.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении указов Президента Республики Беларусь»
|
Структурный элемент проекта нормативного правового акта |
Содержание замечаний и (или) предложений |
Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений |
|
|
Обоснование (в случае неучета) |
Редакция (в случае учета) |
||
|
Не указан |
Дмитрий предлагает скорректировать норму о том, что договор составляется в 3 экземплярах и заменить ее на то, что он составляется в количестве экземпляров не менее трех, с указанием, куда пойдут экземпляры. Это позволит, например, иметь 4 копии договора, которые требуются в соответствии с существующей регистрационной практикой – 1 экземпляр покупателю, продавцу, в ГАИ места снятия с учета и регистрации сделки (обычно удобное для продавца) и еще 1 экземпляр требуют при постановке на учет по месту жительства покупателя. Итого не менее четырех, что позволит избежать необходимости обращения к нотариусу для получения нотариальной заверенной копии договора. Других вариантов при постановке на учет нет, ГАИ обязательно требует договор или нотариально заверенную копию при постановке на учет, не учитывая, что копия для ГАИ уже взята при регистрации сделки. Также количество экземпляров более 3 позволит делать экземпляры, например, при осуществлении сделки по доверенности – 1 экземпляр останется у доверяемого, а второй у доверителя, причем это может относиться к обеим сторонами сделки, в итоге потребуется 6 экземпляров |
Не учтено. Корректировка нормы проекта Указа, предусматривающей составление трех экземпляров договоров, заключаемых между физическими лицами, нецелесообразна. Проектом Указа устанавливается новый порядок государственной регистрации договоров в регистрационных подразделениях ГАИ МВД при осуществлении государственной регистрации указанных в них транспортных средств или снятии их с учета. В этих случаях сведения о заключенных договорах будут помещаться в базу данных зарегистрированного транспорта. При этом в регистрационном подразделении ГАИ МВД не потребуется покупателю передавать имеющийся у него один экземпляр договора. В случае представления интересов собственника по доверенности также нет оснований для составления дополнительных экземпляров договоров. Эта позиция обусловлена тем, что интересы продавца или приобретателя представляет доверенный представитель. Только лишь на основании представленных доверенностью полномочий производится отчуждение или приобретение транспортного средства от имени доверителя |
|
|
Не указан |
Mikalai предлагает ввести административную процедуру временное «Прекращение регистрации» транспорта по заявлению граждан |
Предложение не относится к предмету правового регулирования проекта Указа |
|
|
Не указан |
Дмитрий против налога по мощности двигателя, но поддерживает процедуру приостановления участия в дорожном движении |
Предложение не относится к предмету правового регулирования проекта Указа |
|
|
Не указан |
Eugene за измерение ставок транспортного налога по массе, а не по мощности двигателя |
Предложение не относится к предмету правового регулирования проекта Указа |
|
|
Не указан |
Александр предлагает сделать возможным снятие с учета состоящих на учете транспортных средств, на которые утеряны документы и сами транспортные средства утрачены |
Предложение не относится к предмету правового регулирования проекта Указа |
|
|
Не указан |
Ярослав Шевченко не против налога. Он существует во всех государствах бывшего СССР. Но мы с 90х годов покупали и продавали транспорт по справке-счет, по нотариальной доверенности. И это была норма. Как быть? |
Не учтено. Проект Указа подготовлен в целях совершенствования порядка отчуждения транспортных средств и расчетов, производимых между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, в том числе при осуществлении комиссионной торговли, а также для обеспечения защиты прав продавцов и добросовестных приобретателей транспортных средств. Предусмотренный проектом Указа порядок совершения сделок соответствует нормам гражданского законодательства Республики Беларусь и направлен на защиту прав продавцов и добросовестных приобретателей транспортных средств, поскольку наличие счет-справки, как документа строгой отчетности, не обеспечивает прозрачность сделок по отчуждению транспортного средства. С принятием проекта Указа: будет создан дополнительный правовой механизм защиты прав физических и юридических лиц при совершении сделок по отчуждению транспортных средств путем внедрения безналичных расчетов и отмены счетов-справок; будут созданы условия для развития добросовестной конкуренции для законопослушных игроков автомобильного рынка за счет отмены счет-справки, как основного инструмента участников теневого автомобильного рынка (перекупов); у граждан появляется дополнительная возможность (по их желанию) нотариального удостоверения договоров, предусматривающих отчуждение транспортных средств (в том числе имеющих определенные обременения), устраняется необходимость отдельного посещения регистрационных органов для регистрации договоров, что будет способствовать уменьшению очередей и повышению качества обслуживания при осуществлении административных процедур; у субъектов торговли сократятся издержки на ведение бизнеса за счет отмены необходимости посещения регистрационных органов и приобретения счетов-справок |
|
|
Не указан |
Дмитрий предлагает исключить из практики изымание транзитных номеров до получения новых. Срок получения новых номеров может исчисляться днями, а передвигаться на автомобиле без номеров запрещено. Получается, приехал в регистрационный отдел на авто, сдал документы и номера, а новые можешь получить и через неделю (такой опыт был) |
Предложение не относится к предмету правового регулирования проекта Указа |
|
|
Не указан |
Евгений Микитевич предлагает сделать как в России. По заявлению об утере номерных знаков и ПТС без осмотра авто снимать машину в утиль. Начать упрощенное снятие с апреля месяца, чтобы дать возможность упорядочить оформление тем, кто ездит по чужим документам |
Предложение не относится к предмету правового регулирования проекта Указа |
|
|
Не указан |
Игорь Коледа предлагает ввести механизм приостановки регистрации по заявлению гражданина, являющегося владельцем автотранспорта по данным ГАИ и указанного в свидетельстве о регистрации. Принять срок приостановки – 1 год. После приостановки регистрации уплата налога от владельца не требуется. Создается база данных автомобилей с приостановленной регистрацией. При выявлении данного автомобиля в движении по дорогам общего пользования сотрудники ГАИ должны вынести предупреждения с отметкой в базе данных и сообщением адреса и телефона законного владельца и разъяснением необходимости переоформления автомобиля либо решения вопроса об утилизации. При повторном выявлении данного автомобиля в движении – эвакуация на штрафстоянку. Оплата стоянки – за счет гражданина, находившегося за рулем в момент задержания автомобиля. Необходимо разрешить доступ к базе данных автомобилей с приостановленной регистрацией всем гражданам Беларуси, чтобы не было возможности дальнейшей неправомерной перепродажи третьим лицам. Необходимо, чтобы граждане, пользующиеся автомобилями без оформления, могли получать информацию для поиска законного владельца с целью переоформления. Хотя часть этих данных есть в свидетельстве о регистрации и при желании законного владельца можно найти. За приостановку регистрации (с владельца автомобиля по данным ГАИ) необходимо взимать некоторую оплату – порядка 0,5 базовой величины для покрытия затрат на ведение базы данных. По истечении 1 года со дня приостановки регистрации автомобиль считается снятым с регистрации окончательно и движение запрещается, при выявлении такого автомобиля свидетельство о регистрации и номера изымаются
|
Предложение не относится к предмету правового регулирования проекта Указа |
|
|
Не указан |
Адам Козлевич предлагает в связи с введением налога на ТС обязать органы ГАИ оказывать гражданам всемерную помощь в снятии с учета ранее зарегистрированных на них ТС, в том числе проданных по счет-справкам с транзитными номерами |
Предложение не относится к предмету правового регулирования проекта Указа |
|
|
Не указан |
NR отмечает, что в Беларуси в текущем году вводится ID-карта и предусмотреть возможность заключения договоров об отчуждении ТС в электронном виде. Возможен как один из вариантов следующий – на специальном ресурсе покупатель и продавец заполняют договор и подписываю его ЭЦП. Информация автоматически поступает в ГАИ посредством ОАИС. Договор отражается в личных кабинетах и покупателя и продавца. При необходимости можно его напечатать |
Не учтено. Предложение преждевременно по следующим основаниям. Использование ID-карт при заключении в электронном виде договоров об отчуждении транспортных средств необходимо рассматривать в рамках технических возможностей реализации проекта «Единый портал электронных услуг» общегосударственной автоматизированной информационной системы. В настоящее время МВД совместно с госорганами разрабатывается проект Указа «О биометрических документах», в котором предусматривается: введение в действие биометрических документов, удостоверяющих личность (в виде ID-карты), и биометрических документов для выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь (в виде паспортной книжки), содержащих биометрические данные владельца документа, сведения, характеризующие физиологические и биологические особенности человека (изображение лица, отпечатки пальцев рук); установление ставки государственной пошлины и консульского сбора за выдачу (обмен) биометрических документов и определение круга лиц, освобождаемых от уплаты государственной пошлины; утверждение положений о биометрических документах, которыми устанавливается порядок их выдачи и обмена; внесение изменений в указы Президента Республики Беларусь в части развития электронных сервисов для использования гражданами биометрических документов. Кроме того, в настоящее время не у всех физических лиц имеется электронная цифровая подпись |
|
|
Не указан |
Максим Мазунов высказал мнение, что отмена счет-справки нецелесообразна и повлечет уменьшение дохода бюджета, в связи с чем предлагает транспортные средства, проданные с оформлением счет-справок, учитывать для целей налогообложения, а также обязать продавцов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) ежеквартально предоставлять в инспекции Министерства по налогам и сборам соответствующие декларации. Кроме того, по мнению заявителя, отмена счет-справок не даст положительных результатов в борьбе с нелегальными перекупами. Также в предлагаемой редакции проекта Указа под обязательство безналичного расчета за транспортное средство попадет только комиссионное вознаграждение, уплачиваемое комиссионеру по безналичному расчету, а собственник получит стоимость транспортного средства от покупателя, минуя комиссионера, уполномоченного выступать продавцом |
Не учтено. Проект Указа подготовлен в целях совершенствования порядка отчуждения транспортных средств и расчетов, производимых между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, в том числе при осуществлении комиссионной торговли, а также для обеспечения защиты прав продавцов и добросовестных приобретателей транспортных средств. Предусмотренный проектом Указа порядок совершения сделок соответствует нормам гражданского законодательства Республики Беларусь и направлен на защиту прав продавцов и добросовестных приобретателей транспортных средств, поскольку наличие счет-справки, как документа строгой отчетности не обеспечивает прозрачность сделок по отчуждению транспортного средства. Также следует отметить, что уменьшение доходов бюджета за счет отмены счет-справки будет компенсировано сокращением расходов бюджета на их изготовление, а также поступлением дополнительных налоговых платежей за счет легализации сделок по отчуждению транспортных средств. Перекупы не смогут оформлять договоры купли-продажи транспортных средств. Для этих целей продавец и покупатель должны будут явиться в ГАИ и предъявить документы, подтверждающие личность. Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384, предусмотрено, что договор купли-продажи принятых на комиссию товаров (в том числе транспортных средств) заключается между комиссионером и покупателем. Соответственно, денежные средства за принятые на комиссию и реализованные товары (в том числе транспортные средства), включая комиссионное вознаграждение, покупатель выплачивает комиссионеру, который, в свою очередь, не позднее чем на третий рабочий день после продажи транспортного средства выплачивает их комитенту. Договор купли-продажи транспортного средства между комитентом и покупателем при комиссионной торговле не заключается. Проведение расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, в том числе по договору комиссии, за отчуждаемые транспортные средства в безналичной форме позволит обеспечить прозрачность заключаемых сделок и защитить законные права продавцов и покупателей. Наличие счет-справки, как документа строгой отчетности, на сегодняшний день не обеспечивает прозрачность сделок по отчуждению транспортного средства |
|
|
Не указан |
Николай Дерунов считает, что счет-справка удобный инструмент продажи автомобиля и ее не нужно отменять. Предложения про нотариусов, к которым и так не попасть – это не выход |
Не учтено. С принятием норм проекта Указа будет создан дополнительный правовой механизм защиты прав физических и юридических лиц при совершении сделок по отчуждению транспортных средств путем внедрения безналичных расчетов и отмены счетов-справок; будут созданы условия для развития добросовестной конкуренции для законопослушных игроков автомобильного рынка за счет отмены счет-справки, как основного инструмента участников теневого автомобильного рынка (перекупов); у граждан появляется дополнительная возможность (по их желанию) нотариального удостоверения договоров, предусматривающих отчуждение транспортных средств (в том числе имеющих определенные обременения), устраняется необходимость отдельного посещения регистрационных органов для регистрации договоров, что будет способствовать уменьшению очередей и повышению качества обслуживания при осуществлении административных процедур; у субъектов торговли сократятся издержки на ведение бизнеса за счет отмены необходимости посещения регистрационных органов и приобретения счетов-справок |
|
Информация предоставлена Министерством антимонопольного регулирования и торговли для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».




