/ / Новости PRAVO.BY
02.02.2021

Дмитрий Ярошевич – о ключевых новациях законодательства о хозобществах и новых стимулах для развития бизнес-среды

Дмитрий Викторович, 5 января этого года принят Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ». Расскажите PRAVO.BY, какие новшества предусматривает этот Закон и как они будут способствовать улучшению бизнес-среды в нашей стране?

Дмитрий Ярошевич

– Сфера корпоративных отношений – важный аспект регулирования бизнес-среды. В рамках Закона о хозяйственных обществах осуществляют свою деятельность более 70 тысяч таких субъектов, которые находятся в постоянном развитии и нуждаются в новых и прогрессивных методах работы. Необходимость корректировки законодательства о хозяйственных обществах назрела еще в 2017 году. В работе над законопроектом принимал участие достаточно широкий круг лиц. Юридическое сообщество активно вносило свои предложения, и многое из предложенного было учтено.

Принятый Закон содержит три новшества, которые до настоящего времени не были предусмотрены законодательством и которые нацелены на создание новых форм инвестирования и финансового оздоровления хозяйственных обществ.

Первым в этом ряду следует выделить возможность зачета денежных требований участников либо кредиторов общества при оплате акций (долей) хозяйственного общества, так называемый конвертируемый заем. Этот институт способствует развитию инновационных компаний, стартапов, а также позволяет реструктуризировать долговые обязательства хозяйственных обществ.

Суть данного новшества заключается в следующем:

  • снимается ограничение на возможность зачета денежных требований к хозяйственному обществу при оплате акций дополнительного выпуска (дополнительных вкладов). При этом зачет денежных требований может быть произведен в отношении денежных требований как акционера (участника), так и кредитора хозяйственного общества;
  • в акционерном обществе зачет денежных требований осуществляется путем закрытого размещения акций, решение о котором принимается, по общему правилу, тремя четвертыми голосов от количества лиц, участвующих в собрании акционеров;
  • в обществе с ограниченной ответственностью зачет денежных требований осуществляется по единогласному решению всех участников общества.

Следующая новелла Закона – безвозмездная передача или продажа акций (долей) хозяйственных обществ членам органов управления и иным работникам обществ. Как следует из Закона, участником опционных программ может быть достаточно широкий круг лиц (это могут быть и руководители, и члены наблюдательных советов, и любой работник общества).

Акционерные общества, которые планируют этот механизм использовать, вправе создавать специальный фонд из чистой прибыли для приобретения акций этого общества с целью последующей их продажи или безвозмездной передачи лицам, участвующим в опционных программах. В том случае, если акции не передаются, а продаются, денежные средства, полученные от реализации акций, направляются на формирование данного фонда.

Поощрение акциями (долями) осуществляется только при условии достижения конкретных результатов, которые предусматриваются в гражданско-правовых или трудовых договорах (контрактах), заключаемых с лицами, которым в последующем будут проданы либо переданы акции (доли).

Отдельно отмечу, что в отношении хозяйственных обществ с участием государства применение вышеназванных новшеств возможно по согласованию с Президентом.

В целях расширения дополнительных механизмов, позволяющих стабилизировать финансово-хозяйственную деятельность хозяйственного общества, Закон предусматривает возможность внесения участниками имущества, которое не влечет за собой увеличение уставного фонда.

Предлагаемое нововведение позволит оперативно улучшать финансовое состояние хозяйственных обществ, а также вовлекать в хозяйственный оборот неиспользуемое и неэффективно используемое имущество.

Предлагаемый механизм имеет ряд преимуществ:

  • во-первых, в результате внесения вкладов в имущество общества не изменяются размер и номинальная стоимость акций (долей его участников) и, соответственно, не увеличивается уставный фонд. Следовательно, минимизируются риски, связанные с превышением размера уставного капитала над чистыми активами общества;
  • во-вторых, не требуется внесения изменений в уставы хозяйственных обществ и соответствующей государственной регистрации изменений;
  • в-третьих, сводится к минимуму возможность возникновения конфликта интересов участников, поскольку при такой передаче не затрагиваются вопросы соотношения долей участников.

Другими словами, возможность предлагаемого Законом внесения имущества в уставный фонд – быстрый незабюрократизированный способ поправить дела или привлечь дополнительные инвестиции.

– Предусматривает ли принятый Закон снятие каких-либо ограничений либо запретов, сдерживающих развитие корпоративных отношений?

Да, такие изменения предусмотрены. В частности, исключено ограничение на участие хозяйственного общества с одним участником в другом таком же обществе. Этот запрет, введенный в 2016 году, вызвал неоднозначную реакцию при его применении. Особенно остро этот вопрос встал при применении данной нормы иностранными юридическими лицами (так называемыми компаниями одного лица). Как показала практика, данный запрет оказывал сдерживающее влияние на привлечение инвестиций в том случае, если иностранный инвестор не заинтересован в долевом участии при создании хозяйственного общества.

Снят также запрет на заключение акционерного соглашения между всеми акционерами общества. За время действия института акционерного соглашения часто возникали вопросы, связанные с ограничением на участие всех акционеров в таком соглашении. Анализ практики применения данного института не выявил серьезных рисков, связанных с допуском к участию в названном соглашении всех акционеров.

Нововведения, связанные с упрощением деятельности, затронули закрытые акционерные общества. Для них:

  • отменяется ограничение в отношении количества акционеров в таком обществе. Возможность установления данного ограничения предоставлено самому обществу его уставом;
  • отменяется обязательность преимущественного права покупки акций, отчуждаемых акционерами. Обществам предоставляется право по собственному усмотрению предусматривать своими уставами такую возможность.

Кроме этого, Законом решен вопрос с переходом закрытого акционерного общества в открытую форму и наоборот. Четко установлено, что такой переход не является преобразованием. Решение об изменении вида акционерного общества принимается на собрании тремя четвертыми голосов, и вносятся соответствующие изменения в устав.

Предлагаемые Законом нововведения, принципиально не меняя деление акционерных обществ на открытые и закрытые, позволят открытым акционерным обществам (с любым количеством акционеров) самостоятельно изменить свой «публичный статус» в том случае, если такое общество не заинтересовано в публичности.

– Наверняка наши читатели ждут ответа, вошли ли в новый Закон нормы, направленные на защиту прав и интересов участников?

– Безусловно, вопросы защиты прав и интересов участников – это одна из ключевых тем, которая поднимается в рамках совершенствования законодательства о хозяйственных обществах.

В принятом Законе затронут ряд корпоративных процедур, в которых конкретизированы и детализированы порядки, сроки и требования.

Во-первых, детально и четко урегулирована процедура созыва и проведения внеочередных общих собраний участников. Установлены сроки и порядок внесения предложений в повестку дня такого собрания.

Во-вторых, четко зафиксировано право участников требовать предоставления информации, содержащейся в документах хозяйственного общества. Определены порядок и сроки предоставления такой информации. К годовому собранию участникам дополнительно будет предоставляться информация о состоянии чистых активов общества, годовом вознаграждении (доходе) членов совета директоров и исполнительного органа общества, а также информация об опционных программах, если таковые проводились.

В-третьих, участникам предоставлено право оспаривать решения советов директоров (наблюдательных советов) в том случае, если принятым решением затронуты его права и интересы.

В-четвертых, Законом установлено, что положения устава и (или) локального нормативного акта хозяйственного общества, ограничивающие избрание участника хозяйственного общества, который соответствует требованиям, установленным обществом, в состав совета директоров (наблюдательного совета), ничтожны.

– В заключение резюмируйте, пожалуйста, какой эффект ожидается от принятия Закона?

– Закон в целом получился достаточно прогрессивным и значимым. Нормы, вошедшие в него, приближают нашу юрисдикцию к развитым практикам корпоративного управления.

Это в свою очередь позволит:

  • создать новые формы инвестирования и возможности для финансового оздоровления хозяйственных обществ;
  • создать условия для долгосрочной мотивации работников хозяйственных обществ и развития опционных программ;
  • обеспечить повышение информационной открытости и прозрачности;
  • улучшить практику корпоративного управления;
  • усилить защиту прав участников;
  • повысить рейтинг Республики Беларусь в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса».

– Спасибо за компетентное мнение!

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Министерство экономики)

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».