/ / Новости PRAVO.BY
27.04.2021

Минприроды – о предложениях в проект Национального плана действий по предотвращению деградации земель

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национального плана действий по предотвращению деградации земель (почв) на 2021 – 2025 годы».

Проектом постановления предусмотрено утверждение указанного плана, включающего мероприятия по:

  • совершенствованию правового регулирования в области предотвращения деградации земель (почв);
  • реализации практических мер по предотвращению деградации и восстановлению деградированных земель (почв);
  • повышению уровня научно-технических знаний;
  • наращиванию потенциала, информационному обеспечению, укреплению международного сотрудничества в этой области.

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 6 по 16 апреля 2021 г. Также замечания и предложения можно было направлять организатору общественного обсуждения.

В обсуждении на сайте «Правовой форум Беларуси» приняли участие 1 гражданин и 1 организация, по существу проекта постановления (его структурных элементов) поступило 22 замечания и предложения, которые частично учтены.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национального плана действий по предотвращению деградации земель (почв) на 2021 – 2025 годы»

№ п/п

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование (в случае неучета)

Редакция (в случае учета)

1

Проект Национального плана действий по предотвращению деградации земель (почв) на 2021 – 2025 годы (далее – Национальный план)

Леонова Л.Н.:

Национальному плану должна предшествовать текстовая часть.

Национальный план действий по предотвращению деградации земель (включая почвы) на 2016–2020 годы утверждался одновременно со стратегией по реализации Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (далее – КБО ООН), в которой в главе 2 приводилось современное состояние земель (включая почвы) и проблемы в области предотвращения их деградации.

За пять лет, прошедших с даты утверждения названной стратегии, в состоянии земель (почв) Республики Беларусь произошли существенные изменения, приняты Законы Республики Беларусь «Об охране и использовании торфяников», «О производстве и обращении органической продукции» и другие нормативные правовые акты, которые, полагаю, должны быть отражены в текстовой части Национального плана

Национальный план по предотвращению деградации земель (включая почвы) на 2016–2020 годы не содержит текстовой части. Проблемы в области предотвращения деградации земель, изложенные в стратегии по реализации КБО ООН, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2015 г. № 361, сохраняют свою актуальность.

Обоснование необходимости принятия проекта постановления дополнено информацией о принятых за 2016–2020 годы нормативных правовых актах, которые учтены при подготовке проекта постановления

 

2

Проект Национального плана

Леонова Л.Н.:

штуку можно считать единицей измерения только в житейском плане, а количество пунктов наблюдений мониторинга земель, земельных участков, мероприятий и др. целесообразно исчислять единицами

Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 008-95 «Единицы измерения и счета» содержит как единицу измерения «единица», так и единицу измерения «штука»

 

3

Проект Национального плана

Общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны»:

в приложении к «Стратегии по реализации Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.04.2015 № 361, указаны следующие «Биофизические и социально-экономические индикаторы, гармонизированные со стратегическими целями реализации Конвенции», которые никак не отражены в обсуждаемом Плане: площадь и доля биосферных резерватов (тыс. га и процентов от площади страны)

Площадь и доля биосферных резерватов увеличилась с 48 тыс. га или 0,23 % от площади страны на 1 января 2015 года до 544,3 тыс. га или 2,62 % от площади страны на 1 января 2021 года.

Объявление биосферного резервата «Березинский биосферный заповедник» предусмотрено Комплексом мероприятий по реализации схемы национальной экологической сети (схема национальной экологической сети утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 13 марта 2018 г. № 108)

 

4

Проект Национального плана

Общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны»:

в предложенном проекте Национального плана не продемонстрированы «долгосрочные комплексные стратегии, направленные одновременно на повышение продуктивности земель и на восстановление, сохранение и устойчивое и рациональное использование земельных и водных ресурсов», как того требует пункт 2 Рамочной стратегии КБО ООН на 2018–2030 годы (далее – Рамочная стратегия). Основной упор в Плане делается на различные инвентаризации и дальнейшее использование земель так, как они уже используются, что особенно очевидно в предложенных мероприятиях, связанных с сельскохозяйственными землями. Однако, согласно официальной статистике, площадь деградированных земель (нарушенных и неиспользуемых) растет с каждым годом, и за 2014–2020 выросла на 0,6 %

Стратегия по реализации КБО ООН утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2015 г. № 361.

Реализация указанной стратегии осуществляется путем выполнения мероприятий в соответствии с национальными планами действий по предотвращению деградации земель (почв) на пятилетние периоды.

Площадь и доля нарушенных земель уменьшилась с 5,5 тыс. га или 0,03 % от площади страны на 1 января 2015 года до 3,6 тыс. га или 0,02 % от площади страны на 1 января 2020 года.

Оснований относить все неиспользуемые земли к деградированным не имеется

 

5

Проект Национального плана

Общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны»:

в плане не представлены мероприятия, обеспечивающие преодоление последствий засухи. Не планируется хотя бы частичная переориентации использования осушенных торфяников с сухого земледелия, ускоряющего деградацию земель, на влажные палудикультуры (Закон Республики Беларусь «Об охране и использовании торфяников»), которые повышают устойчивость земель к засухам, изменению климата и замедляют их деградацию [4], [5]. Палудикультуры не планируются даже в качестве эксперимента. План предполагает разработку рекомендаций по ренатурализации выработанных торфяных месторождений для создания насаждений ольхи черной. Но указанная ренатурализация может быть применена в большинстве своем на торфяниках, которые не относятся к сельскохозяйственным землям. Однако большинство деградированных торфяников сейчас используются в сельском хозяйстве, а 34 % сельскохозяйственных земель находится на осушенных территориях. Национальное законодательство, связанное с сельским хозяйством, устроено таким образом, что массово использовать эти земли для выращивания на них ольхи черной невозможно. Необходимо включить в План развитие влажного сельского хозяйства (палудикультуры) на сельскохозяйственных землях на мелиорированных торфяниках. Таким образом, это также будет способствовать достижению цели 4 Рамочной стратегии за счет уменьшения выбросов парниковых газов в атмосферу

Согласно пункту 16 статьи 1 Закона Республики Беларусь «Об охране и использовании торфяников» палудикультура – плантационное выращивание тростника и иной болотной растительности на повторно заболоченных торфяниках в целях получения растительной биомассы и сохранения, восстановления биосферных функций болот.

Мероприятие по экологической реабилитации (повторному заболачиванию) торфяников включено в проект Национального плана.

Палудикультура на повторно заболоченных торфяниках может осуществляться по решению землепользователя, при этом важную роль в принятии такого решения играет фактор экономической эффективности.

Пилотный проект по палудикультуре был реализован на повторно заболоченном торфянике «Докудовское» в рамках международного проекта «Энергия болот» (2010–2015 годы)

 

6

Проект Национального плана

Общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны»:

все мероприятия, представленные в Плане, не помогают достижению стратегической цели 2 Рамочной стратегии. Например, не указаны мероприятия, улучшающие «продовольственную безопасность и надлежащий доступ к воде для населения затрагиваемых районов или способствующие диверсификации источников средств существования для людей в затрагиваемых районах». Как будут расширены «права и возможности местного населения, особенно женщин и молодежи, и их участие в процессах принятия решений, касающихся борьбы с опустыниванием, деградацией земель и засухой»? Например, те же научно-практические конференции и семинары, судя по названию и организаторам, будут рассчитаны на научных сотрудников, а не местных жителей. Каким образом осуществится «существенное сокращение миграции, обусловленной опустыниванием и деградацией земель»?

Вопросы продовольственной безопасности, надлежащего доступа к воде и миграции населения не являются непосредственным предметом Национального плана. При этом предотвращение деградации земель (почв), на которое направлены мероприятия Национального плана, будет иметь положительный эффект в том числе в отношении указанных вопросов.

Вопросы участия общественности в процессах принятия экологически значимых решений регулируются Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», изменение которого предусмотрено Планом подготовки законопроектов на 2021 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2021 г. № 2.

Повышению осведомленности местных жителей по вопросам охраны и рационального использования земель, предотвращения деградации земель (почв) будет способствовать предусмотренное Национальным планом освещение этих вопросов в средствах массовой информации

 

7

Проект Национального плана

Общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны»:

в Плане отсутствуют мероприятия, которые задействуют организации гражданского общества, общественные объединения и местные органы власти (тут самым низким уровнем являются облисполкомы)

Предложений со стороны организаций гражданского общества и общественных объединений по включению в Национальный план конкретных выполняемых ими мероприятий не поступило. При этом указанные организации и объединения имеют возможность принимать участие во многих, прежде всего практических, мероприятиях Национального плана.

Местные органы власти базового и первичного территориальных уровней будут включаться в региональные планы мероприятий, разработка которых предусмотрена проектом Национального плана

 

8

Проект Национального плана

Общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны»:

мероприятия Плана не затрагивают проблему периодически возникающих пыльных бурь, особенно на юго-востоке страны. Необходимо налаживать систему прогнозирования и предупреждения таких явлений

Предупреждению пыльных бурь будут способствовать такие мероприятия Национального плана, как осуществление лесовосстановления и лесоразведения, создание противоэрозионных насаждений, экологическая реабилитация торфяников, использование почвосберегающих зернотравяных севооборотов на торфяных почвах, обработка сельскохозяйственных земель по технологиям минимальной обработки почвы

 

9

Проект Национального плана

Общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны»:

в Плане не были учтены основные задачи, озвученные заместителем начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Андреем Кузьмичом, озвученные в июне 2020, в частности нет комплексных решений для «благоприятствования удержанию влаги в почве, поднятию уровня грунтовых вод», а также «создание полезащитных насаждений» [6]. За 50 лет последние значительно сократились (с 7,5 тыс. га до 1,5 тыс. га.), что негативно влияет на экологическое и экономическое состояние регионов. Пункт 24 Плана, конечно, важен, однако должен быть добавлен отдельный пункт, предусматривающий восстановление полезащитных древесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения в категории реализации практических мер

Как было озвучено в июне 2020 года, удержанию влаги в почве, поднятию уровня грунтовых вод будет содействовать в том числе повторное заболачивание торфяников, которое включено в проект Национального плана.

Вопрос комплексных решений в области управления водными ресурсами не является непосредственным предметом Национального плана

Проект Национального плана дополнен мероприятием «Посадка (реконструкция) противоэрозионных насаждений на землях, подверженных водной и (или) ветровой эрозии почв»

10

Проект Национального плана

Общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны»:

в целом Беларусь взяла на себя обязательства по сокращению площади деградированных осушенных земель с торфяными почвами – к 2020 году – не более 200 тыс. га, к 2030 году – не более 190 тыс. га, что является числом нулевого прироста деградации, однако без изменения практик землепользования на осушенных торфяных почвах их деградация не только не замедлится, а наоборот ускорится [5]. Эта проблема известна уже давно, например, по подсчетам академика НАН РБ Н.Н.Бамбалова только на Полесье к 2020 году деградированных торфяных почв должно было быть 135 тыс. га [1]. В том числе, последние результаты наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь показывают ухудшение состояния осушенных почв [2], численно за последнее десятилетие площадь деградированных торфяных почв увеличилась на почти 2 % на сельскохозяйственных землях и на 1 % – на пахотных [3]. Но по неясной причине эта серьезная проблема не нашла отражение в Плане

Сокращению площади деградированных осушенных земель с торфяными почвами будет способствовать предусмотренная проектом Национального плана экологическая реабилитация торфяников.

Замедлению процессов минерализации органического вещества торфа на осушенных торфяниках будут способствовать обработка сельскохозяйственных земель по технологиям минимальной обработки почвы, использование почвосберегающих зернотравяных севооборотов на торфяных почвах.

Также проектом Национального плана предусмотрен ряд научно-исследовательских работ по этому направлению

 

11

Проект Национального плана

Общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны»:

Беларусь в рамках КБО ООН брала обязательства сохранить 30 тыс. га открытых болот, 40 тыс. га заливных лугов, 160 тыс. га болот. В Плане нет никаких упоминаний про эти цели

Республика Беларусь не брала указанных обязательств в рамках КБО ООН

 

12

Проект Национального плана

Общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны»:

предлагаем внести в План развитие и продвижение органического земледелия среди сельскохозяйственных организаций, которыми владеет государство

Проектом Национального плана предумотрено такое мероприятие, как сертификация земель для производства органической продукции

 

13

Пункт 1 проекта Национального плана

Леонова Л.Н.:

слова «нормативный правовой акт» целесообразно заменить словами «проекта постановления» (статья 3 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах»)

 

«Разработка проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь…»

14

Пункт 2 проекта Национального плана

Леонова Л.Н.:

требуется уточнение, т.к. постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 23.01.2020 № 2-Т утверждены и введены в действие с 1 января 2021 г. экологические нормы и правила ЭкоНиП 17.03.01-001-2020 «Охрана окружающей среды и природопользование. Земли (в том числе почвы). Нормативы качества окружающей среды. Дифференцированные нормативы содержания химических веществ в почвах»

 

«Установление дифференцированных нормативов содержания химических веществ в почвах (часть 2)»

15

Пункт 13 проекта Национального плана

Общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны»:

целью, которую озвучивала Беларусь в рамках КБО ООН было уменьшить показатель общей пестицидной нагрузки на почвы к 2020 году – не более 2,7 кг пестицидов на 1 га пашни, к 2030 году – не более 2,5 кг пестицидов на 1 га пашни. Так как 2020 год уже прошел, считаем необходимым откорректировать пункт 13 Плана с учетом показателя не более 2,5 кг пестицидов на 1 га пашни

 

Обеспечение общей пестицидной нагрузки на почвы при проведении сельскохозяйственных работ на уровне не более (кг на 1 га пашни):

2021 год – 2,68 кг, 2022 год – 2,66 кг, 2023 год – 2,64 кг, 2024 год – 2,62 кг, 2025 год – 2,60 кг

16

Пункт 28 проекта Национального плана

Леонова Л.Н.:

название предложенного к реализации мероприятия вызывает сомнение в том, что его ответственные исполнители знакомы с Кодексом Республики Беларусь о земле (статья 7. Виды земель)

 

«Разработка и освоение технологии производства органической продукции на естественных и улучшенных луговых землях Брестского Полесья»

17

Пункт 29 проекта Национального плана

Леонова Л.Н.:

в качестве единицы изменения целесообразно использовать долю площади обследованных земель в общей площади сельскохозяйственных земель – предлагаемый термин «земли, в отношении которых проведено обследование» вызывает некоторое недоумение

Единица измерения соответствует пункту 13 приложения 1 к Государственной программе «Земельно-имущественные отношения, геодезическая и картографическая деятельность» на 2021 – 2025 годы

 

18

Пункт 29 проекта Национального плана

Общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны»:

Планом предусмотрены мероприятия, предполагающие создание карт (почвенных, сельскохозяйственных), однако, во-первых, практика показывает, что данные карты будут выпущены с грифом «Для служебного пользования» либо мелкого масштаба и таким образом не будут доступны для применения обычному населению. Также считаем необходимым включение в План создание карты земель, подверженных деградации, с сортировкой по типам и формам деградации, доступной для всех желающих, а также доступной для скачивания в формате «шейп-файла»

Учитывая множество видов (форм) деградации земель (почв), различную ведомственную принадлежность соответствующей информации, динамику состояния земель, необходимость проведения исследований, создание и постоянное обновление детальной карты земель, подверженных деградации, потребует значительных финансовых и иных ресурсов.

Создание такой карты исключительно для ее наличия в общем доступе представляется нецелесообразным, а для других целей (землеустроительных, сельскохозяйственных, научных и др.) карты разрабатываются соответствующими государственными органами и организациями, которые определяют содержание, масштаб этих карт и условия доступа к ним

 

19

Пункт 30 проекта Национального плана

Леонова Л.Н.:

слово «ведение» следует заменить на «проведение» (статья 83. Мониторинг земель Кодекса Республики Беларусь о земле, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2007 г. № 386 «Об утверждении Положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга земель и использования его данных»)

 

«Проведение мониторинга земель в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь»

20

Пункт 32 проекта Национального плана

Леонова Л.Н.:

терминологию следует привести в соответствие с разделом XIV Дополнительное образование взрослых Кодекса Республики Беларусь об образовании

 

«Повышение квалификации, проведение обучающих курсов…»

21

Пункты 33 и 35 проекта Национального плана

Леонова Л.Н.:

слова «по вопросам охраны и рационального использования земель, мер по предотвращению деградации земель (почв)» имеет смысл заменить на слова: «по вопросам охраны и рационального использования земель, предотвращения деградации земель (почв)»

 

«…по вопросам охраны

и рационального использования земель, предотвращения деградации земель (почв)»

22

Пункты 37 и 38 проекта Национального плана

Леонова Л.Н.:

в текстовой части Национального плана целесообразно представить объяснение того, почему в мероприятиях 37 и 38 в перечне ответственных исполнителей отсутствует Госкомимущество

Обоснование необходимости принятия проекта постановления дополнено информацией о том, что согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2017 г. № 877 республиканским органом государственного управления, ответственным за сотрудничество по вопросам реализации КБО ООН, определено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды

 

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».