/ / Новости PRAVO.BY
25.09.2020

Подведены итоги обсуждения проекта об утверждении нацстандарта бухучета «Учетная политика, изменение оценочных значений и ошибки»

Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Учетная политика, изменение оценочных значений и ошибки».

Организатор общественного обсуждения – Министерство финансов Республики Беларусь.

Обсуждение проекта осуществлялось на сайте «Правовой форум Беларуси» в период с 27 августа по 13 сентября 2020 г. Также замечания и предложения можно было направлять организатору обсуждения на адрес электронной почты.

Замечания и предложения по проекту постановления были получены от трех участников – Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, главного управления Министерства финансов по Гомельской области, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Результаты рассмотрения полученных комментариев представлены в сводной таблице.

Сводная таблица

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Учетная политика, изменение оценочных значений и ошибки»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Абзац 7 п. 3

Датой внешней проверки в соответствии с проектом национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Учетная политика, изменение оценочных значений и ошибки» является дата заключения об исполнении республиканского бюджета за отчетный год по результатам внешней проверки, проводимой в соответствии с бюджетным законодательством. Далее из стандарта не следует, с какой периодичностью организация получает данное заключение

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления.

Проведение внешней проверки установлено ст.115 Бюджетного кодекса Республики Беларусь. Комитет государственного контроля Республики Беларусь проводит проверку отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, готовит соответствующее заключение об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, используя материалы и результаты проведенных проверок, и не позднее 15 мая года, следующего за отчетным финансовым годом, вносит его на рассмотрение Президента Республики Беларусь и Парламента Республики Беларусь, а также направляет его в Правительство Республики Беларусь.

Организация сектора государственного управления не получает уведомлений о результатах проведения внешней проверки

п. 33

В соответствии с проектом национального стандарта в случае отсутствия первичного учетного документа организация сектора государственного управления отражает совершенную хозяйственную операцию на основании бухгалтерской справки. Следует ли бухгалтеру составлять бухгалтерские справки по всем первичным учетным документам?

Как следует поступать в ситуации, когда невозможно оценить сумму хозяйственной операции ни по какому критерию (когда отсутствует договор и иная информация)?

Как следует поступать в случае, когда оценочное значение начислено, но первичным учетным документом так и не подтверждено?

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления.

Соответствующее разъяснение будет представлено на официальном сайте Министерства финансов

п. 34

Направление уполномоченной организации бухгалтерской отчетности, уточненной в результате выявления ошибки после даты представления, является трудозатратным и неэффективным действием, поскольку необходимость корректировки бухгалтерской отчетности в данный период может возникать многократно

Представленные в проекте национального стандарта подходы направлены на повышение качества и достоверности бухгалтерской отчетности и содержащейся в ней информации, в том числе за счет соблюдения принципов ведения бухгалтерского учета и отчетности, представленных в проекте национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления».

Вместе с тем предложение требует дополнительного обсуждения при доработке проекта и может быть учтено в случае наличия достаточной аргументации

п. 6

Согласно п. 6 проекта национального стандарта уполномоченная организация имеет право определять учетную политику или отдельные положения учетной политики организации сектора государственного управления.

Вместе с тем в проекте не поясняется, кто понимается под уполномоченной организацией

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления.

В определении «дата представления» определяется, что уполномоченная организация – это организация, уполномоченная принимать бухгалтерскую отчетность подчиненной (подотчетной) организации сектора государственного управления, а также составлять на ее основе консолидированную бухгалтерскую отчетность

п. 14

Согласно п. 14 проекта национального стандарта учетная политика организации сектора государственного управления подлежит размещению на официальном сайте организации и (или) ином ресурсе глобальной компьютерной сети Интернет.

При этом не обосновывается, чем вызвана такая необходимость размещения конфиденциальной информации в открытом доступе и для каких целей она должна быть размещена на сайте.

В какие сроки учетная политика должна быть размещена на официальном сайте организации

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления.

Основной целью публикации учетной политики является предоставление пользователю информации о способах организации и ведения бухгалтерского учета, на основании данных которого сформирована бухгалтерская отчетность, и является обязательным требованием МСФООС.

Учетная политика организации сектора государственного управления публикуется в объеме, не противоречащем требованиям защиты конфиденциальной информации.

Вопрос установления сроков размещения учетной политики в публичном доступе не является предметом регулирования проекта национального стандарта и будет урегулирован иными документами

п. 34

Поступило предложение уточненную бухгалтерскую отчетность формировать только в том случае, если отчетным периодом является год, а при составлении промежуточной отчетности отражать выявленные ошибки в периоде, в котором они были обнаружены

Редакция проекта национального стандарта будет уточнена с учетом замечания. Изложенный подход соответствует подходу, предполагаемому при разработке

п. 33

Применение на практике положений абзацев 1, 2, и 3 пункта 33 проекта национального стандарта приведет к тому, что с переходом на метод начисления при ведении бухгалтерского учета и составления отчетности организациями государственного сектора (п. 26, 27 проекта национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления») в организациях сектора государственного управления (далее – организации госсектора) возникнет необходимость в ежемесячной корректировке данных отчетности на сумму отклонения оценочного значения от суммы соответствующего первичного учетного документа.

В существующих условиях представления отчетности в организациях госсектора существует временной разрыв между датой составления отчетности и датой представления первичных учетных документов. В рамках использования кассового метода суммы расходов, относящихся к предыдущему отчетному периоду, первичные документы по которым были представлены в текущем отчетном периоде, включались в отчетность текущего отчетного периода.

Введение положений п. 33 проекта национального стандарта может привести к систематической необходимости использования оценочного значения для составления отчетности, поскольку по некоторым операциям первичные учетные документы (в частности, подтверждающие оплату услуг связи, коммунальных платежей и др.) поступают, как правило, в месяце, следующем за отчетным. При этом сроки представления и принятия ежемесячной отчетности по многим организациям госсектора определены вышестоящими организациями в пределах первой половины месяца, следующего за отчетным.

На практике, учитывая централизацию учета в головных офисах и территориальных представительствах в каждом районном центре, количество оценочных значений при составлении промежуточной отчетности (месячной и квартальной) может быть значительным (до 50 и более). Для подтверждения каждого оценочного значения необходимо составлять бухгалтерскую справку-расчет, основываясь на данных договора, информации от контрагента, исторических данных.

По нашему мнению, это может привести к увеличению трудоемкости учетных работ, связанных с формированием базы исторических данных для обоснования размера оценочного значения, а также с необходимостью постоянного отслеживания и сопоставления поступающих первичных документов, уточнения размеров путем сторнирования оценочных значений и проведения дополнительных бухгалтерских записей согласно сведениям поступивших первичных учетных документов.

Данный порядок в сложившихся условиях может привести к появлению ошибок, которые исправляются, согласно стандарту, с направлением уточненной бухгалтерской отчетности.

Для устранения возникающих коллизий целесообразно, по нашему мнению, перенести срок представления промежуточной отчетности в организациях сектора государственного управления на более поздний период, крайней датой которого установить 23 число месяца, следующего за отчетным месяцем (кварталом)

Редакция проекта национального стандарта будет уточнена с учетом замечания. Изложенный подход соответствует подходу, предполагаемому при разработке

п. 34,

п. 38

В какой форме должна быть выражена и получена организацией сектора государственного управления «инициатива уполномоченной организации»

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления. Форма выражения инициативы уполномоченной организации будет определена и закреплена в методических рекомендациях по применению национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Учетная политика, изменение оценочных значений и ошибки»

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством финансов для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».