/ / Новости PRAVO.BY
25.09.2020

Подведены итоги обсуждения проекта об утверждении нацстандарта бухучета «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления»

Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления».

Организатор общественного обсуждения – Министерство финансов Республики Беларусь.

Обсуждение проекта осуществлялось на сайте «Правовой форум Беларуси» в период с 27 августа по 13 сентября 2020 г. Также замечания и предложения можно было направлять организатору обсуждения на адрес электронной почты.

Замечания и предложения по проекту постановления были получены от трех участников – Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, главного управления Министерства финансов по Гомельской области, Белтелерадиокомпании.

Результаты рассмотрения полученных комментариев представлены в сводной таблице.

Сводная таблица

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

п. 33

Абзацем четвертым п. 33 проекта национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления» (далее – проект национального стандарта) предусмотрено, что хозяйственные операции, при отражении которых в бухгалтерском учете и (или) отчетности требуется принятие решения с применением профессионального суждения, должны быть установлены и утверждены при формировании учетной политики. Принятое на основе применения профессионального суждения решение должно быть обосновано и документально подтверждено.

Хозяйственные операции, при отражении которых в бухгалтерском учете и (или) отчетности требуется принятие решения с применением профессионального суждения, могут возникнуть в процессе их осуществления и заранее организация может не располагать информацией о том, в каких случаях потребуется профессиональное суждение, в связи с чем отразить такие хозяйственные операции в учетной политике не всегда представляется возможным, поэтому норма абзаца четвертого п. 33 данного проекта требует уточнения

В учетной политике отражается информация о хозяйственных операциях, совершаемых в деятельности организации в момент формирования учетной политики.

В случае если в течение отчетного периода впервые совершается хозяйственная операция, отличная по существу от имевших место ранее и требующая применения профессионального суждения, информацией о которой в момент формирования учетной политики организация не располагала, такая хозяйственная операция в соответствии с п. 19 проекта постановления Министерства финансов «Об утверждении национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Учетная политика, изменение оценочных значений и ошибки» вносится в учетную политику в качестве дополнения, но не позднее даты отражения данной хозяйственной операции в бухгалтерском учете.

Редакция пункта 33 будет уточнена при доработке проекта

п. 42

Согласно абзацу второму п. 42 проекта национального стандарта оценка затрат, требуемых для представления информации в отчетности, а также полезности от ее использования, осуществляется с применением профессионального суждения. В целях сокращения затрат на представление информации в отчетности допускается несущественное отступление от одного или нескольких принципов при условии обеспечения пользователей информацией, обладающей достаточной степенью достоверности и полезности для принятия решений.

Применение положений данного абзаца на практике требует пояснения

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления. Соответствующее разъяснение будет представлено на официальном сайте Министерства финансов

Абзац 2 п. 34

Согласно части 2 абзаца 2 п. 34 проекта национального стандарта информация признается существенной в силу ее содержания, независимо от характеризующих ее количественных показателей, в случае если она способна оказать влияние на принятие решений пользователей.

В соответствии с частью 11 пункта 7 Международного стандарта финансовой отчетности общественного сектора 1 «Представление финансовой отчетности» (далее – МСФООС 1):

«Существенный – пропуски или искажения величин существенны, если они могут, каждое по отдельности или в совокупности, оказать влияние на решения или оценки пользователей, принимаемые на основании финансовой отчетности. Существенность зависит от природы и величины конкретного пропуска или искажения, оцениваемых при сопутствующих обстоятельствах. Решающим фактором может оказаться либо характер, либо величина соответствующей статьи, либо сочетание того и другого».

Таким образом, положения рассматриваемого проекта национального стандарта расходятся с положениями МСФООС 1.

Предлагаем часть 2 абзаца 2 п. 34 изложить в следующей редакции: «Информация признается существенной в силу ее содержания либо характеризующих ее количественных показателей, в случае, если они могут, каждое по отдельности или в совокупности оказать влияние на принятие решений пользователей»

Пунктом 34 предусматривается три случая признания информации существенной:

в случае если размер раскрываемого показателя незначителен, но его содержание имеет важное значение;

в случае если содержание не обладает высокой значимостью, но размер показателя значителен;

в случае если значительны и содержание, и размер показателя.

При этом в проекте национального стандарта поясняется случай признания существенности информации по ее содержанию (независимо от размера показателя).

Содержание пункта в полной мере соответствует требованиям МСФООС, корректировка не требуется.

Предложенная редакция не учитывает возможность признания информации существенной на основе и размера показателя и его содержания одновременно

п. 46

Абзацем вторым п. 46 проекта национального стандарта предусмотрено, что обязательство не признается в случае, если организация имеет практически осуществимую возможность избежать уменьшения (выбытия) активов.

Формулировка «практически осуществимую возможность» требует пояснения в целях корректного применения нормы абзаца второго п. 46 на практике

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления. Соответствующее разъяснение будет представлено на официальном сайте Министерства финансов

п. 20

П. 20 рассматриваемого проекта национального стандарта после слов «консолидированную отчетность» предлагается дополнить словами «общего назначения», так как действие настоящего стандарта согласно пункту 18 распространяется только на отчетность общего назначения

Замечание не учтено.

Дополнение определения «консолидированная отчетность» словами «общего назначения» является избыточным, поскольку национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления устанавливают единые требования к составлению отчетности общего назначения и не распространяют свое действие на составление отчетности специального назначения

 

Абзац 2 п. 46

Необходимо более подробно расшифровать данный критерий непризнания обязательства, так как, например, если в договоре купли-продажи товарно-материальных ценностей продавец имеет право в одностороннем порядке отказаться от его исполнения, организация автоматически будет иметь «практически осуществимую возможность избежать уменьшения (выбытия) активов»

Замечание не учтено.

Принятие договорных обязательств не влечет признание обязательства в бухгалтерском учете. В случае если в договоре купли-продажи товарно-материальных ценностей продавец имеет право в одностороннем порядке отказаться от его исполнения, организация сектора государственного управления имеет практически осуществимую возможность избежать уменьшения (выбытия) активов. В соответствии с п. 46 критерий признания обязательства в данном случае не соблюдается

п. 48

Данный пункт предлагается дополнить нормами, раскрывающими порядок признания расходов в случае, если уменьшение возможности полезного использования актива и (или) экономических выгод предполагается на протяжении нескольких отчетных периодов

Замечание не учтено.

Цель п. 48 проекта национального стандарта заключается в определении объекта бухгалтерского учета «расходы».

Момент и порядок признания расходов организации сектора государственного управления в бухгалтерском учете является предметом рассмотрения иных национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления

Абзац 2 п. 54

Предлагается дополнить данный пункт расшифровкой термина «внутренний контроль», используемого в рамках настоящего национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности

Замечание не учтено, поскольку определение понятия «внутренний контроль» не является предметом регулирования данным национальным стандартом. Соответствующее разъяснение будет представлено на официальном сайте Министерства финансов

Абзац 4 п. 54

С целью приведения данного пункта в соответствие с абзацем 2 пункта 5 проекта национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Учетная политика, изменение оценочных значений и ошибки» предлагается после слов «составленным главным бухгалтером» добавить фразу «или руководителем государственного учреждения, осуществляющим функции по ведению бухгалтерского учета и составления отчетности организации сектора государственного управления»

Редакция будет уточнена при доработке проекта постановления

 

Полагаем необходимым перед введением в действие стандартов, наряду с разработкой программного продукта, проработать вопрос и добиться повышения престижа бухгалтеров: исключить из Перечня должностей (профессий) работников, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов, и соответствующих этим должностям (профессиям) тарифных разрядов должности главного бухгалтера и бухгалтера. Возлагаемые стандартами функции не позволяют их осуществлять техническим работникам, так как требуются специалисты высокого уровня квалификации, способные произвести оценку значимости и существенности событий, выработку профессиональных суждений и мнений, соблюсти принципы ведения бухгалтерского учета, определить оценочное значение операций и др. Ввиду увеличения учетной работы (изучение договоров, исторических данных, получение информации от контрагентов, составление бухгалтерской справок по каждой операции, первичный документ по которой не поступил на отчетную дату) проработать вопрос увеличения штатов бухгалтерских служб

Предложение не требует корректировки норм проекта постановления. Замечание принято к сведению и будет учтено Министерством финансов при принятии соответствующих решений в пределах компетенции

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством финансов для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».