/ / Новости PRAVO.BY
09.11.2020

Более 40 предложений поступило в ходе обсуждения проекта изменений в указы по вопросам регулирования рынка ценных бумаг

Подведены итоги общественного обсуждения проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении указов Президента Республики Беларусь», которым предусмотрена корректировка ряда указов по вопросам регулирования рынка ценных бумаг.

Организатор общественного обсуждения – Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь.

Обсуждение проводилось на сайте «Правовой форум Беларуси» с 16 до 26 октября 2020 г. Замечания и предложения также можно было направлять организатору общественного обсуждения на адрес электронной почты.

По результатам проведения обсуждения проекта Указа поступило сорок три предложения от одиннадцати участников публичного обсуждения, которые учтены частично.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении указов Президента Республики Беларусь»

Структурный элемент проекта Указа

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование

(в случае неучета)

Редакция (в случае учета)

Примечание к абзацу сорок третьему пункта 1 проекта Указа

Разрешить стрипование процентных облигаций с постоянным процентным доходом, размер которого может варьироваться по различным процентным периодам

Не поддерживается.

По итогу осуществления процедуры стрипования вместо одного выпуска процентных облигаций (стрип-облигаций) возникнет N+1 выпусков дисконтных облигаций (стрипов), где N – количество процентных периодов, определенных для выпуска процентных стрип-облигаций.

Процедура стрипования является сугубо техническим аспектом, направленным на предоставление возможности раздельного обращения номиналов стрип-облигаций и процентных выплат по ним.

В этой связи неоспоримым является тот факт, что процедура стрипования не должна оказывать влияние на изменение в бухгалтерском учете как эмитента, так и владельцев стрип-облигаций стоимости данного финансового инструмента, который будет являться финансовым обязательством для эмитента таких облигаций и финансовым активом (финансовыми активами) для владельцев таких облигаций.

Иными словами, в бухгалтерском учете и эмитента, и владельцев стоимость (в части выпуска, отраженной на счетах бухгалтерского учета) нестрипованного выпуска процентных стрип-облигаций должна быть равна алгебраической сумме стоимостей дисконтных облигаций (стрипов).

В этой связи следует обратить внимание на тот факт, что только при условии численного равенства размеров постоянного процентного дохода по всем процентным периодам [1] для стрипуемого выпуска процентных стрип-облигаций эффективная ставка процента, рассчитанная по выпуску стрип-облигаций, будет численно равна ставке купона по стрипуемому выпуску стрип-процентных облигаций (с учетом поправки на периодичность выплаты процентного дохода).

Эффективная ставка процента, определенная по выпуску стрип-облигаций, будет использована в последующем для распределения в бухгалтерском учете стоимости одного нестрипованного выпуска стрип-облигаций между стоимостями N+1 выпусков стрипов.

С этой целью после издания проекта Указа в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.08.2016 № 78 «О некоторых вопросах эмиссии и государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг» будут внесены изменения


[1] Мировая практика свидетельствует о том, что стрипование процентных облигаций осуществляется прежде всего в отношении долгосрочных государственных облигаций (например, с периодом обращения 10, 20, 30 лет) с постоянным процентным доходом, номинальная величина которого (купон) неизменна в течение срока действия такого финансового инструмента. Такие параметры характерны в частности для всех ключевых долгосрочных государственных облигаций США.

 

 

Учитывая, что в настоящее время осуществляется подготовка законопроекта по внесению изменений в Закон Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее – проект Закона), считаем целесообразным учесть в проекте Указа нормы проекта Закона, упраздняющие необходимость подготовки и утверждения решения о выпуске и краткой информации об эмиссии облигаций

 

Учтено

Абзац двадцать третий пункта 1 приложения к проекту Указа

Абзац двадцать третий пункта 1 приложения к проекту Указа исключить.

Введение нормы об осуществлении депозитарного учета операций с ценными бумагами, совершаемыми квалифицированными инвесторами, исключительно в РУП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» (далее – «РЦДЦБ») является необоснованным. Также обращаем внимание на отсутствие подобного ограничения на ведение депозитарного учета ценных бумаг, принадлежащих квалифицированным инвесторам, в практике Российской Федерации, где институт квалифицированного инвестора получил значительное развитие.

Учитывая изложенное, считаем необходимым сохранить возможность учета ценных бумаг, принадлежащих квалифицированным инвесторам, в депозитариях, являющихся банками.

Одновременно считаем возможным выразить мнение ОАО «АСБ Беларусбанк» по вопросу об изменении механизма функционирования РУП «РЦДЦБ» как расчетного депозитария по сделкам с ценными бумагами, совершаемым на организованном рынке.

Является положительным фактом проведение РУП «РЦДЦБ» самооценки на предмет степени соответствия принципам для инфраструктур финансового рынка (далее – Принципы ИФР), разработанным Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов и Международной организацией комиссий по ценным бумагам (CPMI-IOSCO), устанавливающие международные стандарты для системно значимых платежных систем.

В то же время данные стандарты предусматривают в качестве функций расчетных депозитариев организацию централизованного депозитарного обслуживания сделок с ценными бумагами, заключаемых только между профессиональными участниками рынка ценных бумаг на фондовых биржах или у других организаторов торговли на рынке ценных бумаг, осуществление переводов ценных бумаг по депозитарным счетам профессиональных участников рынка ценных бумаг по итогам таких сделок. При этом практически все расчетные депозитарии в иных странах ведут учет ценных бумаг на уровне номинальных держателей, без хранения информации о состоянии счетов «депо» непосредственных владельцев ценных бумаг. Именно такой принцип учета ценных бумаг заложен в расчетную систему «Небанковская кредитная организация акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» (НРД) в Российской Федерации, который в качестве системно значимой платежной системы успешно прошел оценку на соответствие Принципам ИФР.

Учитывая изложенное, считаем, что предлагаемый механизм осуществления РУП «РЦДЦБ» функций расчетного депозитария по биржевым сделкам с ценными бумагами (с передачей ему функций по обслуживанию непосредственно счетов «депо» депонентов) не может рассматриваться ни как предпосылка для выполнения им стандартов Принципов ИФР, ни в качестве импульса к дальнейшему развитию внутреннего организованного рынка ценных бумаг

 

Учтено.

Учитывая приведенный опыт функционирования центрального депозитария Российской Федерации (НРД) в абзаце двадцать третьем пункта 1 приложения к проекту Указа реализована концепция сегрегации (обособленного учета) в депозитарной системе ценных бумаг, принадлежащих учетным институтам (депозитариям) на праве собственности или ином вещном праве, от ценных бумаг депонентов депозитариев.

Данная норма необходима в связи с введением в проекте Закона института номинального держателя, а также требований ведущих международных расчетно-клиринговых систем (EUROCLEAR, CLEARSTREAM) по реализации концепции сегрегированного учета прав на ценные бумаги.

В результате реализации данного положения проекта Указа счета «депо» депонентов сохранятся в депозитариях второго уровня, а корреспондентские счета «депо», которые сегодня открыты всеми депозитариями в центральном депозитарии приобретут статус счетов «депо» номинальных держателей (учетных институтов (депозитариев), которые выступают держателями, но не владельцами, ценных бумаг клиентов). При этом для реализации концепции номинального требуется реализовать обособленный депозитарный учет ценных бумаг, владельцем которых выступает депозитарий, от ценных бумаг, владельцами которых выступают клиенты депозитария. В связи с этим, учитывая опыт НРД, проектом Указа предусматривается организация депозитарного учета ценных бумаг, владельцем которых выступает депозитарий, в центральном депозитарии на отдельном счете «депо» депозитария. В результате произойдет «разделение» существующего в настоящий момент корреспондентского счета «депо» каждого депозитария на 2 части: счет «депо» номинального держателя и счет «депо» депозитария как владельца ценных бумаг

3. Подпункт 1.4 Указа № 277 (в ред. проекта Указа)

Дополнить подпункт 1.4 Указа № 277 (в ред. проекта Указа) частью следующего содержания:

«На закупки у нерезидентов услуг, связанных с эмиссией, размещением, обращением (обслуживанием), погашением, учетом прав на облигации, указанные в части первой настоящего пункта, не распространяются требования постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).

Обоснование: Соответствующее исключение необходимо в целях обеспечения возможности государственным банкам и иным юридическим лицам с долей государства в уставном фонде привлекать организаторов, юридических консультантов и иных участников, задействованных в процессе эмиссии, размещения, обращения (обслуживания), погашения, учета прав на облигации, размещаемые (размещенные) за пределами Республики Беларусь, поскольку соответствующие нерезиденты (в большинстве случаев это крупные международные банки и юридические компании) не заинтересованы участвовать в процедурах закупок, проводимых на территории Республики Беларусь в рамках имеющихся нормативных ограничений и процедурных сложностей, необходимости легализации множества документов и т.п. Действующее постановление № 229 не содержит явных исключений в отношении возможности неприменения его положений в указанных случаях. Включение данной нормы не направлено на действие банков и иных юридических лиц с долей государства в уставном фонде вне правового поля, а лишь предоставляет возможность осуществления процедуры выбора участников процесса эмиссии, размещения, обращения, погашения и учета прав на облигации в порядке, определяемом самим банком либо иным юридическим лицом

Не учтено.

Предложение не соответствует требованиям пункта 4 статьи 33 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 130-З), в соответствии с которыми внесение изменений в нормативный правовой акт осуществляется путем принятия (издания) нормативного правового акта того же вида, что и этот акт.

На основании изложенного, предлагаемые нормы подлежат урегулированию на уровне постановления Правительства, которым должны быть внесены соответствующие изменения в постановление № 229

 

 

Абзац пятидесятый пункта 1 приложения к проекту Указа

Абзац пятидесятый пункта 1 приложения к проекту Указа после слов «равна сумме процентного дохода» дополнить словами «на одну стрип-облигацию»

 

Учтено.

Обновленная редакция абзаца пятидесятого пункта 1 приложения к проекту Указа:

«выпуски стрипов на процентный доход, даты выплаты которого не наступили на дату проведения процедуры стрипования (далее – стрипы на процентный доход), номинальная стоимость стрипов каждого из которых равна сумме процентного дохода на одну стрип-облигацию по соответствующему периоду его выплаты и срок обращения которых равен периоду времени между датой начала обращения стрип-облигаций и датой выплаты соответствующего процентного дохода по ним. Срок обращения стрипов на процентный доход по последнему процентному периоду равен сроку обращения стрип-облигаций;»

Абзац шестьдесят четвертый пункта 1 приложения к проекту Указа

Из абзаца шестьдесят четвертого пункта 1 приложения к проекту Указа исключить требование о проведении экспертизы достоверности независимой оценки ценных бумаг, транспортных средств, недвижимого имущества, передаваемых в залог по облигациям.

Обоснование: данное требование является избыточным и преждевременным с учетом действующих экономических условий. Минусы от его введения, связанные для эмитентов с удлинением сроков на подготовку эмиссии обеспеченных облигаций и ростом стоимости обслуживания выпуска еще на подготовительном этапе, превысят потенциальную пользу в части повышения надежности указанных облигаций для инвесторов. С учетом достаточно либеральных условий и возможностей для эмиссии необеспеченных облигаций юридическими лицами (в том числе банками) считаем, что данная мера приведет к общему сокращению доли обеспеченных облигаций корпоративных эмитентов на рынке из-за усложнения и удорожания процесса их эмиссии.

В то же время, действующее законодательство в сфере регулирования оценочной деятельности содержит достаточные требования к исполнителю независимой оценки (в том числе предметов залога по облигациям) для обеспечения его непредвзятости и исключению злоупотреблений. Повышению ответственности независимого оценщика, подписавшего проспект эмиссии облигаций, способствует также норма Закона Республики Беларусь «О рынке ценных бумаг» о его субсидиарной ответственности за ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) неполной информации

Не учтено.

 

В практике выявляются случаи нарушения законодательства об оценочной деятельности по итогам проведения экспертизы достоверности независимой оценки, инициированной Министерством финансов как контролирующим органом на рынке ценных бумаг. В результате устранения таких нарушений стоимость недвижимости, переданной в залог по обязательствам эмитентов облигаций, снижается в разы, что существенным образом снижает защищенность инвесторов. Введение обязательной экспертизы достоверности независимой оценки в текущих условиях является единственным способом нивелирования указанных рисков

 

Абзац шестьдесят седьмой пункта 1 приложения к проекту Указа

Из абзаца шестьдесят седьмого пункта 1 приложения к проекту Указа слово «долгосрочных» исключить.

Обоснование: считаем недостаточно обоснованным распространение нормы о возможности последующего залога для обеспечения исполнения обязательств по облигациям только на случай переоформления долгосрочных кредитов, ранее полученных эмитентом облигаций, поскольку это снижает возможности использования облигаций как финансового инструмента эмитентами, имеющими кредиты, не подпадающие под категорию долгосрочных

 

Учтено.

Обновленная редакция абзаца шестьдесят седьмого пункта 1 приложения к проекту Указа:

«переоформления кредитов, ранее полученных эмитентом облигаций, в облигации при условии, что покупателем всех облигаций данного выпуска выступает банк-кредитор;»

Абзацы семьдесят третий – восьмидесятый пункта 1 приложения к проекту Указа

Закрепление нормы о выдаче банковской гарантии каждому владельцу облигации (бенефициару) влечет серьезные затруднения в ее исполнении на практике и является нецелесообразным. С учетом того факта, что в части десятой пункта 1.7 проекта Указа № 277 предлагается предусмотреть возможность не указания наименования бенефициара в выдаваемой банковской гарантии, совершение банком действий по многократной выдаче банковских гарантий соответствующим владельцам облигаций (бенефициарам) лишается практического смысла и влечет лишь увеличение трудозатрат банка, что приведет к отказу от использования данного вида обеспечения. Соответствующим образом подлежит корректировке часть девятая пункта 1.7 проекта Указа № 277, в которой говорится о «предоставлении банковской гарантии обратившимся к банку владельцам облигаций. Непонятно также использование различной терминологии в указанных нормах, а именно «выдача владельцу облигаций банковской гарантии» и «предоставление банковской гарантии владельцам облигаций».

В части десятой пункта 1.7 указывается, что «банковская гарантия, выпускаемая для обеспечения исполнения обязательств по облигациям, размещается в Реестре банковских гарантий». Термин «Реестр банковских гарантий» приведен с большой буквы, хотя ранее и далее по тексту проекта Указа он не используется, в связи с чем он подлежит пояснению. Отмечаем, что в случае, если речь идет о реестре банковских гарантий, который ведется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 08.09.2016 № 335 «О реестре банковских гарантий» (далее – Указ № 335), положение проекта Указа № 277 о возможности не указания наименования бенефициара в банковской гарантии противоречит пункту 2.2 Указа № 335.

Также непонятно, каким образом предполагается изменение срока выдаваемой банковской гарантии в случаях «отказа владельца облигации (бенефициара) от своих требований по банковской гарантии». Полагаем, что указанная ситуация возможна лишь в случае, если все владельцы облигаций соответствующего выпуска заявят соответствующий отказ. Также считаем некорректным указание, что владельцем облигации может являться «правопреемник по облигации». Исходя из положений Гражданского кодекса Республики Беларусь (стст. 54-57, 1031) понятие «правопреемник» используется либо в отношении лица, либо в отношении прав и обязанностей, в связи с чем термин «правопреемник по облигации» считаем возможным заменить на «правопреемник владельца облигации». Слова «в обеспечение которой» следует заменить словами «в обеспечение исполнения обязательств по которой». Полагаем, что условие «о возможности переуступить право требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии правопреемнику облигаций, которому перешли права собственности по облигации» подлежит исключению, так как владельцу облигации в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» будут принадлежать права на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента (в ряде случаев также иные имущественные права). Соответственно переуступки права требования по банковской гарантии не требуется, поскольку банк будет обязан исполнить обязательства тому владельцу облигации, который предъявит соответствующее требование.

Недостаточно обоснована норма о том, что требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии владелец облигации может предъявить только при неисполнении или ненадлежащем исполнении эмитентом «основного обязательства, во исполнений которого выдана гарантия». Полагаем, что соответствующее требование может быть предъявлено при неисполнении «обязательств по облигации», поскольку именно в обеспечение их исполнения предполагается выдача банковских гарантий (без разделения на основные и не основные обязательства)

Не учтено

 

 

Учтено частично.

Данные предложения, которые были получены в ходе первого профессионального публичного обсуждения проекта Указа, были проработаны с Национальным банком и не поддержаны последним.

Текущая схема выдачи банковской гарантии и ее использование при обеспечении исполнения обязательств по облигациям не защищает в должной мере права владельцев облигаций, обеспечением по которым выступает банковская гарантия, в связи со следующим.

Так, в настоящее время до государственной регистрации выпуска облигаций эмитент облигаций заключает с юридическим лицом Республики Беларусь (банком или небанковской кредитно-финансовой организацией) договор о выдаче банковской гарантии, содержащий безусловное обязательство по выдаче владельцу облигаций (бенефициару) банковской гарантии в случае невозможности исполнения эмитентом обязательств по облигациям, а также в иных случаях, предусмотренных договором.

Учитывая изложенное, а также практику оформления договоров о выдаче банковской гарантии, заключенных между эмитентом и гарантом, доступа к которому владельцы облигаций и (или) инвесторы не имеют, банковские гарантии фактически не выдаются владельцам облигаций до момента, когда неисполнение эмитентом облигаций своих обязательств по эмитированным облигациям уже доказано.

При этом отсылка на условия договора, определяющих досрочное прекращение его действия, также не способствуют повышению степени защищенности прав владельцев облигаций.

С целью исключения противоречий с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 08.09.2016 № 335 «О реестре банковских гарантий» именно в проект Указа, а не нормативного правового акта меньшей юридической силы включается норма о возможности не указания наименования бенефициара в банковской гарантии.

Указанная редакция подпункта 1.7 пункта 1 Указа № 277 поддержана Национальным банком Республики Беларусь и не противоречит международной практике (Унифицированные правила для гарантий по требованию, включая типовые формы (URDG 758)).

Из абзаца восьмидесятого пункта 1 приложения к проекту Указа слово «основного» исключено.

Обновленная редакция указанного абзаца:

«В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения эмитентом облигаций (принципалом) обязательства, во исполнение которого выдана гарантия, владелец облигации (бенефициар) предъявляет гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии. Требование по банковской гарантии должно быть получено до окончания срока действия банковской гарантии.»

Абзац сто тридцать седьмой пункта 1 приложения к проекту Указа

Из абзаца сто тридцать седьмого пункта 1 приложения к проекту Указа слова «, и затрат, не включенных в данный сводный сметный расчет, но относимых на стоимость строительства» исключить в целях снижения риска нецелевого использования средств эмитентами жилищных облигаций

Не поддерживается.

Реализация данного предложения не позволит финансировать возводимые объекты жилищного строительства в части их стоимости, относящейся к величине затрат, не включенных в данный сводный сметный расчет, но относимых на стоимость строительства.

Аналогичный подход закреплен в части пятой подпункту 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 10.12.2018 № 473 «О долевом строительстве» и согласован Министерством архитектуры и строительства.

Справочно.

В соответствии с Инструкцией о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства от 14.05.2007 № 10, затраты, увеличивающие стоимость объекта учета, подразделяются на затраты, предусматриваемые и не предусматриваемые сводным сметным расчетом стоимости строительства (далее – сводный сметный расчет).

К затратам, предусматриваемым сводным сметным расчетом, относятся затраты, включаемые в установленном порядке в сводный сметный расчет.

К затратам, не предусматриваемым сводным сметным расчетом, относятся затраты, не включаемые в сводный сметный расчет

 

Абзац сто шестидесятый пункта 1 приложения к проекту Указа

Абзац сто шестидесятый пункта 1 приложения к проекту Указа после слов «Эмитенты жилищных облигаций обязаны» дополнить словами «в соответствии с законодательством» для исключения конфликта интересов – экспертизу достоверности должны проводить исполнители экспертизы, определенные в Положении о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2011 № 173

 

Учтено частично.

Обновленная редакция абзаца сто шестидесятого пункта 1 приложения к проекту Указа:

«Эмитенты жилищных облигаций обязаны обеспечить проведение экспертизы достоверности независимой оценки имущества, обременяемого залогом в качестве обеспечения исполнения обязательств по жилищным облигациям, и представлять результаты данной экспертизы вместе с документами для государственной регистрации выпуска таких облигаций.»

Абзац сто семьдесят восьмой пункта 1 приложения к проекту Указа

Абзац сто семьдесят восьмой пункта 1 приложения к проекту Указа после слов «(в том числе операций по» дополнить словами «выплате доходов,»

 

Учтено.

Обновленная редакция абзаца сто семьдесят восьмого пункта 1 приложения к проекту Указа:

«1.21. денежные средства, указанные в части четвертой настоящего подпункта и поступившие брокерам, доверительным управляющим, депозитариям (далее в настоящем подпункте, если не указано иное – профессиональные участники) на основании заключенных договоров поручения, комиссии, или доверительного управления ценными бумагами, депозитарных договоров или иных договоров, предусматривающих выполнение работ (оказание услуг) профессиональными участниками по осуществлению посреднических операций с ценными бумагами (в том числе операций по выкупу и погашению ценных бумаг эмитентов, выплате доходов по ним) в интересах клиентов, работ и услуг, связанных с такими сделками (далее в настоящем подпункте – договоры), а также денежные средства, поступившие профессиональным участникам в соответствии с законодательством о ценных бумагах, учитываются на текущих (расчетных) банковских счетах профессионального участника со специальным режимом функционирования (далее в настоящем подпункте – специальные счета профессионального участника).»

 

В целях повышения эффективности и дальнейшего развития внутреннего рынка облигаций предлагаем предусмотреть в пункте 1 проекта Указа № 277 возможность для эмитентов облигаций заключать депозитарный договор с эмитентом более чем с одним депозитарием для обслуживания выпуска(ов) облигаций.

Обоснование: данное предложение обусловлено высокими темпами развития рынка облигаций, а также планируемым появлением новых их видов. В указанных условиях требование законодательства о наличии единственного депозитария эмитента по всем выпускам эмиссионных ценных бумаг (включая акции акционерных обществ) становится сдерживающим фактором, ставя эмитента облигаций в зависимость от спектра услуг, предлагаемых его депозитарием эмитента. На практике в большинстве случаев эмитент, недовольный качеством депозитарного обслуживания или желающий получить в другом депозитарии дополнительные услуги, не оказываемые его депозитарием (например, услуги платежного агента по облигациям, информационного взаимодействия с владельцами облигаций, комплексного обслуживания по размещению облигаций в том числе посредством каналов ДБО), не может расторгнуть депозитарный договор в связи с запретительным уровнем тарифа за проведение процедуры замены депозитария и расторжение депозитарного договора с эмитентом, установленного большинством депозитариев (порядка 7 – 10 тыс. бел. руб.). Считаем, что предоставление эмитентам права выбирать депозитарий эмитента для обслуживания выпусков облигаций в зависимости от уровня оказываемых им услуг улучшит конкурентную среду и будет способствовать развитию инфраструктуры рынка ценных бумаг страны

Не учтено.

Предложение о предоставлении эмитентам облигаций права заключения депозитарного договора с эмитентом более чем с одним депозитарием по различным выпускам облигаций в целом поддерживается Министерством финансов.

Вместе с тем, решение данного вопроса следует осуществлять не путем дополнения проекта Указа, а посредством внесения соответствующих изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 апреля 2018 г. № 30 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления депозитарной деятельности и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их структурных элементов», поскольку предлагаемые нововведения относятся к сфере регулирования названного постановления, а не проекта Указа

 

Абзац восемьдесят второй пункта 1 приложения к проекту Указа

Исключить из абзаца восемьдесят второго пункта 1 приложения к проекту Указа нормы о невозможности расторжения либо изменения договора страхования с даты государственной регистрации выпуска облигаций до истечения шести месяцев после окончания срока обращения облигаций этого выпуска, за исключением случая исполнения обязательств по облигациям в полном объеме, а также случаев, определенных Советом Министров Республики Беларусь, как противоречащие нормам ч. 2, ст. 420, ч. 3 ст. 844, ч. 2 и ч. 3 ст. 849 Гражданского кодекса Республики Беларусь

Не учтено.

Указанные нормы включаются именно в проект Указа как вида нормативного правового акта, обладающего большей юридической силой по отношению к Гражданскому кодексу с целью повысить степень защищенности прав владельцев облигаций, обеспечением по которым выступает страхование ответственности эмитента облигаций.

Данные нововведения разработаны Министерством финансов как государственного регулятора рынка ценных бумаг, а также рынка страхования, а также поддержаны Национальным банком и иными заинтересованными.

Эти новшества будут применимы исключительно в правоотношениях на рынке ценных бумаг

 

 

Предоставить страховым компаниям возможность получения специальных разрешений (лицензий) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам

Не поддерживается.

Статьей 28 Закона от 5 января 2015 г. № 231-З «О рынке ценных бумаг» определено, что к профессиональным участникам рынка ценных бумаг предъявляется, среди прочего, требование об осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам в качестве исключительной.

Кроме того, совмещение профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам с деятельностью страховой организации не соответствует международной практике.

Вместе с тем, проект Указа определяет возможность прямого допуска к торгам на фондовой бирже юридических и физических лиц, перечень которых будет устанавливаться Министерством финансов. В указанный перечень планируется включить страховые организации.

Учитывая изложенное, страховые организации смогут участвовать в торгах ценными бумагами на фондовой бирже без необходимости привлечения профессионального участника рынка ценных бумаг и (или) получения специального разрешения (лицензии) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам.

Дополнительно информируем об отсутствии в законодательстве о рынке ценных бумаг ограничений для страховых организаций на создание отдельного юридического лица, являющегося профучастником, либо получение контроля над ним со стороны страховой организации

 

Абзац семнадцатый пункта 1 приложения к проекту Указа

1. Нормы абзаца семнадцатого пункта 1 приложения к проекту Указа, касающиеся возможности проведения сделок с определенными ценными бумагами на организованном рынке ценных бумаг лицами без посредничества профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее – профучастник), требуют дальнейшей конкретизации:

– порядка осуществления депозитарного учета ценных бумаг, участвующих в проведении операций такими лицами. Считаем целесообразным дополнение плана счетов синтетического депозитарного учета отдельным балансовым счетом (разделом) для отражения операций, совершаемых на фондовой бирже лицами, не являющимися профучастниками;

– форматов электронных сообщений рынка ценных бумаг в части определения инициатора отправки электронных сообщений на фондовую биржу для рассматриваемого случая

Не учтено.

Указанные вопросы не являются предметом настоящего проекта Указа и будут урегулированы нормативными правовыми актами меньшей юридической силы, принятыми для реализации положений, содержащихся в проекте Указа

 

Абзац двадцать второй пункта 1 приложения к проекту Указа

Абзац двадцать второй пункта 1 приложения к проекту Указа дополнить словами «и облигаций, эмиссия и размещение которых осуществляется за пределами Республики Беларусь»

Не учтено.

Нормы абзаца двадцать второй пункта 1 приложения к проекту Указа определяют, права на какие именно эмиссионные ценные бумаги подлежат учету в центральном депозитарии.

К таким бумагам относятся акции, находящиеся в собственности Республики Беларусь, в том числе в хозяйственном ведении республиканских унитарных предприятий, или ее административно-территориальных единиц, в том числе в хозяйственном ведении коммунальных унитарных предприятий, в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных учреждений.

При этом отнесение облигаций, эмиссия и размещение которых осуществляется за пределами Республики Беларусь, к ценным бумагам, учет прав на которые может осуществляться исключительно в центральном депозитарии, не имеет смысла, поскольку фактический учет прав на такие облигации будет осуществляться в зарубежном депозитарии, у которого даже может не быть прямых корреспондентских отношений с центральным депозитарием ценных бумаг в Республике Беларусь

 

Абзац двадцать третий пункта 1 приложения к проекту Указа

Абзацем двадцать третьим пункта 1 приложения к проекту Указа, с учетом установленных требований к квалифицированным инвесторам при осуществлении расчетов по совершенным ими сделкам на организованном рынке ценных бумаг, предписано открытие счетов «депо» квалифицированным инвесторам в центральном депозитарии. Данный подход к осуществлению депозитарного учета, по нашему мнению, приведет к увеличению финансовых затрат квалифицированных инвесторов (в том числе профучастников, депозитариев) при проведении указанных операций на организованном рынке по сравнению с прежним порядком их осуществления. Кроме этого, возникают вопросы по процедурам присвоения/ утраты статуса «квалифицированного инвестора», перечню причин лишения такого статуса, а также вопросы, связанные с возможностью получения актуальной информации о лицах со статусом «квалифицированный инвестор». Например, должен ли профучастник/депозитарий, лишенный статуса «квалификационный инвестор»:

– закрыть свой счет «депо» в центральном депозитарии;

– перевести ценные бумаги, которыми он владеет, на свой счет «депо», открытый в другом депозитарии

 

Учтено.

(См. прим. на стр. 3).

Порядок действий лица, утратившего статус квалифицированного инвестора, а также необходимость в связи с этим осуществления депозитарных переводов принадлежащих такому лицу ценных бумаг, будут урегулированы в нормативных правовых актах меньшей юридической силы и не являются предметом настоящего проекта Указа

Абзацы шестьдесят второй и сто двадцать седьмой пункта 1 приложения к проекту Указа

Дополнения, вносимые пунктами 1.6 и 1.15 Указа № 277 (в ред. проекта Указа), касающиеся выпусков стрип-облигаций и депозитарных операций, устанавливающие порядок осуществления депозитарного учета таких облигаций, в том числе открытия счета «депо» эмитенту облигаций в центральном депозитарии, по нашему мнению, потребуют предварительной оценки финансовых возможностей и трудовых затрат центрального депозитария. Считаем, что осуществление депозитарного учета таких облигаций на базе центрального депозитария приведет к увеличению штатной численности работников центрального депозитария, его тарифов

Не учтено.

Проект Указа согласован с РУП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг». Вопросы финансовых и трудовых затрат проработаны.

Депозитарные облигации являются новым и весьма рисковым видом облигаций, предполагающим определенную очередность удовлетворения требований кредиторов юридического лица, являющегося эмитентом депозитарных облигаций. Так, выплата дохода, погашение (досрочное погашение), досрочный выкуп депозитарных облигаций осуществляется эмитентом при условии отсутствия неисполненных по его вине обязательств по иным облигациям, эмитированным эмитентом. При этом в случае открытия в отношении эмитента депозитарных облигаций конкурсного либо ликвидационного производства требования владельцев депозитарных облигаций, включая требования по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по депозитарным облигациям, удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая то обстоятельство, что государственная регистрация выпусков депозитарных облигаций не будет осуществляться, а вместо нее будет осуществляться регистрация выпусков депозитарных облигаций РУП «РЦДЦБ», Министерство финансов, руководствуясь принципом достижения максимальной степени защищенности владельцев ценных бумаг, в том числе владельцев депозитарных облигаций, полагает обоснованным осуществление учета прав на депозитарные облигации, а также обременений (ограничений) этих прав исключительно центральным депозитарием ценных бумаг.

Стрип-облигации и депозитарные облигации являются новыми видами облигаций, для учета которых потребуется доработка программного обеспечения. Так, доработка программного обеспечения потребуется для обеспечения учета прав на стрип-облигации, стрипы, созданные в результате стрипования стрип-облигаций, а также для технической реализации стрипования стрип-облигаций как при размещении стрип-облигаций, так и при их обращении. Процедура стрипования является технически относительно более сложной операцией по сравнению с прочими операциями, выполняемыми депозитариями в отношении прочих видов облигаций. В этой связи на этапе имплементации института стрип-облигаций необходимо обеспечить учет прав на стрип-облигации именно в центральном депозитарии для эффективного решения указанных вопросов, в том числе с финансовой стороны данного вопроса.

Учет прав на стрип-облигации и депозитарные облигации только в центральном депозитарии в Республике Беларусь не окажет влияния на имеющийся уровень доходов депозитариев второго уровня в связи с отсутствием данного вида облигаций в настоящее время

 

Абзац восемьдесят третий пункта 1 приложения к проекту Указа

Дополнения, вносимые частью четырнадцатой пункта 1.7 Указа № 277
(в ред. проекта Указа), связанные с предоставлением эмитенту возможности иного обеспечения по облигациям, чем, указанные в части первой пункта 1.7, требуют дальнейшего уточнения таких случаев и способов обеспечения

Не учтено.

Данная норма направлена на реализацию возможности предоставления дополнительного обеспечения способами, предусмотренными законодательством, по эмитированными облигациям с целью повышения степени защищенности прав владельцев таких облигаций.

В этой связи Минфин не видит необходимости ограничения способов такого дополнительного обеспечения и случаев его предоставления

 

Абзац сто восьмой пункта 1 приложения к проекту Указа

Дополнения, вносимые частью четвертой пункта 1.12 Проекта, в части предоставления реестра владельцев акций акционерных обществ в республиканский орган государственного управления в области государственной статистики противоречат законодательству по ценным бумагам

Не учтено.

Частью третьей статьи 43 Закона Республики Беларусь «О рынке ценных бумаг» определено, что Президентом Республики Беларусь могут быть установлены особые случаи предоставления отдельным лицам конфиденциальной информации и сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг.

Включение в проект Указа норм абзаца сто восьмого пункта 1 приложения к проекту Указа инициированы Белстатом и согласованы им

 

Абзацы сто четырнадцатый – сто пятнадцатый пункта 1 приложения к проекту Указа

Дополнения, вносимые пунктом 1.13 Проекта, связанные с возможностью приобретения (отчуждения) акций собственной эмиссии акционерным обществом с целью последующего совершения этим акционерным обществом сделок с акциями в качестве маркет-мейкера в торговой системе фондовой биржи, с учетом положений абзаца шестого пункта 1.3 Проекта, порождают сопутствующие вопросы:

– предполагается ли необходимость открытия счета «депо» эмитенту в центральном депозитарии в данном случае или эмитент может совершать операции в качестве маркет-мейкера по счету «депо», открытому в депозитарии эмитента;

– каким образом в депозитарном учете будут отражаться ценные бумаги, приобретенные эмитентом для рассматриваемого случая. В связи с этим, считаем целесообразным дополнить план счетов синтетического депозитарного учета отдельными балансовыми счетами для отражения:

– акций, переданных маркет-мейкеру для совершения сделок в торговой системе организатора торговли ценными бумагами;

– акций, приобретенных эмитентом с целью последующего совершения сделок этим эмитентом в торговой системе организатора торговли ценными бумагами в качестве маркет-мейкера

Не учтено.

Указанные вопросы не являются предметом настоящего проекта Указа и будут урегулированы нормативными правовыми актами меньшей юридической силы, принятыми для реализации положений, содержащихся в проекте Указа

 

Абзацы сто двадцать второй – сто двадцать девятый, сто шестьдесят восьмой пункта 1 приложения к проекту Указа

Пункты 1.15, 1.19 Проекта необходимо согласовать с положениями проекта Закона, которыми исключаются случаи составления/заверения краткой информации об эмиссии облигаций и представления отчета об итогах размещения выпуска эмиссионных ценных бумаг

 

 

Учтено.

Из проекта Указа исколочены положения в отношении принятия решений о выпуске облигаций.

Кроме того, исключен подпункт 1.19, определявший условия, при которых эмитент мог не составлять краткую информацию об эмиссии облигаций

Абзац восемьдесят восьмой пункта 1 приложения к проекту Указа

Изложить абзац четвертый пункта 1.8 Указа Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» в следующей редакции:

юридические лица, не имеющие чистого убытка на дату принятия решения о выпуске облигаций, а также в течение двух лет, предшествовавших принятию такого решения (в случае осуществления юридическим лицом деятельности менее трех лет – за весь период его деятельности), при условии, что объем выпусков таких облигаций не превышает размера собственного капитала (чистых активов) эмитента облигаций, рассчитанного в соответствии с законодательством. В случае, если общий объем выпусков таких облигаций превысит размер собственного капитала (чистых активов) эмитента облигаций, эмитент не позднее двух месяцев с даты, на которую им определялся размер собственного капитала (чистых активов), обязан представить на сумму такого превышения обеспечение в соответствии с требованиями, предусмотренными в подпункте 1.7 настоящего пункта, за исключением обеспечения исполнения обязательств страхованием ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств эмитента облигаций, либо принять меры по погашению части выпуска облигаций в размере разницы, возникшей между общим объемом выпусков необеспеченных облигаций и размером собственного капитала (чистых активов) эмитента.

Обоснование:

На практике возникают случаи, когда предприятие имеет большой размер уставного капитала, значительную чистую прибыль, коэффициенты платежеспособности выше нормативных значений, но при этом имеет отрицательный финансовый результат от реализации продукции, товаров (работ, услуг). Данные случаи связаны со спецификой отражения операций в бухгалтерском учете и особенностями ведения некоторых видов экономической деятельности.

Так, например, торговля автомобилями зачастую подразумевает реализацию товаров с минимальной наценкой для конечного покупателя и одновременное отражение премии/ бонуса от поставщика за сотрудничество, выполнение условий плана по закупке автомобилей, пользование финансовыми программами и тому подобное. Такой порядок работы позволяет предприятию-автомобильному дилеру реализовывать товар (автомобили) по доступным для покупателей ценам, но в то же время не понести убытки от такой деятельности. Также отметим, что данная премия/ бонус является объектом налогообложения налогом на прибыль. Премия/ бонус от поставщика является для предприятия прочим доходом по текущей деятельности, то есть находит отражение в строке 070 Отчета о прибылях и убытках. Поэтому строка 060 Отчета о прибылях и убытках «Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг» может иметь отрицательное значение, хотя в целом деятельность предприятия прибыльна

Не учтено.

Показатель «убыток от реализации продукции, товаров, работ, услуг» заменен показателем «убыток от текущей деятельности».

Аналогичная редакционная правка внесена в абзац девяносто седьмой пункта 1 приложения к проекту Указа.

Исключение данного показателя снизит защищенность инвесторов, приобретающих такие облигации.

Приведенный пример является частным случаем, который не характеризует финансово-хозяйственную деятельность большинства эмитентов.

В данной ситуации эмитенту целесообразно воспользоваться правом эмиссии депозитарных облигаций

 

Абзац тридцать шестой пункта 1 приложения к проекту Указа

Абзац тридцать шестой пункта 1 приложения к проекту Указа исключить

Не учтено.

В соответствии с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет № 8) резиденты ПВТ вправе осуществлять деятельность, связанную с созданием и оборотом токенов, отношения с которым в некоторых случаях подменяют собой отношения с ценными бумагами либо являются весьма похожими на такие отношения.

В этой связи Минфин не видит оснований, по которым резиденты ПВТ не могут быть отнесены к квалифицированным инвесторам. Данная позиция поддержана всеми заинтересованными

 

Абзац сто двадцать второй – сто двадцать третий пункта 1 приложения к проекту Указа

Из абзаца сто двадцать второго пункта 1 приложения к проекту Указа слова «за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь»» исключить.

Абзац сто двадцать третий пункта 1 приложения к проекту Указа исключить

Не учтено.

Положения проекта Указа, устанавливающие запрет на эмиссию депозитарных облигаций банками и НКФО, являются принципиальной позицией Национального банка

 

 

Предусмотреть возможность выпуска, обращения и конвертации в акции эмитента конвертируемых облигаций

 

Не учтено.

Отражение в проекте Указа положений о возможности эмиссии облигаций, конвертируемых в акции, а также об обращении таких облигаций преждевременны.

Конвертация обязательств в долевые инструменты предусмотрена для резидентов ПВТ в соответствии с Декретом № 8 и является правовым экспериментом, результаты которого до настоящего времени не обобщены.

Министерством экономики разработан проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов», предусматривающий внесение комплексных изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь, в том числе в части закрепления институтов опционного договора, опциона на заключение договора, а также конвертируемого займа.

В рамках приведения в соответствие с ним в постановление Министерства финансов от 31.08.2016 № 78 «О некоторых вопросах эмиссии и государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг» будут внесены изменения, направленные на возможность конвертации облигаций в акции

 

Абзацы девяносто пятый – сто третий пункта 1 приложения к проекту Указа

Из абзаца сто первого слова «международных идентификационных кодов (за исключением биржевых облигаций, срок обращения которых не превышает 30 календарных дней), а также» исключить

 

Не учтено.

Проведение работы по присвоению международных кодов ISIN и CFI в отношении всех выпусков ценных бумаг белорусских эмитентов (как новых выпусков ценных бумаг, так и зарегистрированных) предусмотрено Стратегией развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 28.03.2017 № 229/6.

Присвоение кодов ISIN и CFI приветствуется партнерами Республики Беларусь в рамках интеграционных процессов в рамках ЕАЭС

 

 

Абзац девяносто девятый пункта 1 приложения к проекту Указа изложить в следующей редакции:

«Проспект эмиссии биржевых облигаций, размещаемых в рамках программы эмиссии биржевых облигаций, составляется на все выпуски биржевых облигаций и состоит из двух частей, первая из которых определяет общие условия размещения и обращения, общие права владельцев и обязанности эмитента, удостоверенные биржевыми облигациями (далее – общая часть проспекта эмиссии биржевых облигаций), и специальных частей, содержащих сведения об особенностях размещения и обращения, правах владельцев и обязанностях эмитента, удостоверенных конкретным выпуском биржевых облигаций(далее – специальная часть проспекта эмиссии биржевых облигаций).».

После части третьей дополнить пункт 1.10 Указа № 277 частями следующего содержания:

«Установление параметров конкретного выпуска биржевых облигаций, размещаемого в рамках программы эмиссии биржевых облигаций, а также утверждение специальной части проспекта эмиссии биржевых облигаций, содержащей такие сведения, может производиться единоличным исполнительным органом эмитента или уполномоченным им лицом, если иное не установлено учредительными документами эмитента.

Требования к информации и составу сведений, которые должны содержаться в общей части проспекта эмиссии биржевых облигаций и специальных частях проспекта эмиссии биржевых облигаций, размещаемых в рамках программы биржевых облигаций, случаи и порядок внесения изменений и (или) дополнений в проспект эмиссии биржевых облигаций определяется республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг.»

Не учтено.

Проект Указа содержит предлагаемые нормы.

Содержание общей и специальной частей проспекта эмиссии биржевых облигаций подлежит определению в постановлении Министерства финансов от 31.08.2016 № 78 «О некоторых вопросах эмиссии и государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг»

 

 

В целях совершенствования законодательства и исключения коллизии при передаче в обеспечение исполнения обязательств по договору купли-продажи облигаций/договору займа, оформленного векселем или облигацией, недвижимого имущества в ипотеку с одновременным залогом права аренды соответствующего земельного участка, находящегося в аренде у залогодателя, за право заключения договора аренды которого взималась плата предлагаются следующие изменения:

– пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 276 «Об отдельных вопросах ипотеки земельных участков и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Беларусь» изложить в следующей редакции:

«Установить, что залогодержателями земельных участков, находящихся в частной собственности, права аренды земельных участков, являющихся предметом соответственно ипотеки, залога, могут быть банки, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление банковской деятельности в части осуществления банковской операции по размещению привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, Международная финансовая корпорация, Евразийский банк развития и Европейский банк реконструкции и развития при заключении данными организациями с резидентами Республики Беларусь кредитных договоров, договоров купли-продажи облигаций, договоров займа (в том числе, оформленных векселем или облигацией), а в случаях, определенных законодательными актами Президента Республики Беларусь, – иные организации».

– часть вторую подпункта 1.7 предложенного изменения в Указ № 277 дополнить словами «право аренды земельного участка, находящегося в аренде у залогодателя, за право заключения договора аренды которого взималась плата»

Не учтено.

Министерство финансов считает преждевременным отнесение к предмету залога по облигациям права аренды земельного участка, находящегося в аренде у залогодателя, за право заключения договора аренды которого взималась плата

 

 

В проекте Указа предусмотреть возможность Банка развития осуществлять эмиссию депозитарных облигаций для осуществления возложенных на него задач. С этой целью в частях первой и второй подпункта 1.15 предлагаемой проектом Указа редакции пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» предлагается исключить слова «и открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь»

Не учтено.

Положения проекта Указа, устанавливающие запрет на эмиссию депозитарных облигаций банками, НКФО и ОАО «Банк развития», являются принципиальной позицией Национального банка

 

Абзацы шестьдесят девятый и семьдесят второй пункта 1 приложения к проекту Указа

Конкретизировать, между кем может не заключаться договор залога, или исключить данные положения для исключения неоднозначного их толкования

Не учтено.

Данные нормы не являются нововведением проекта Указа и содержатся в действующей редакции Указа. Исходя из отсутствия запросов по данной тематике, вывод о неоднозначности их толкования не подтверждается

 

Абзац девяносто девятый пункта 1 приложения к проекту Указа

После слова «единоличному» добавить слова «или коллегиальному», либо слово «единоличному» исключить

 

Учтено.

После слова «единоличному» добавлены слова «или коллегиальному»

Абзац сто четвертый пункта 1 приложения к проекту Указа

Дополнить абзац словами «в том числе совмещать без ограничений депозитарную деятельность с иными видами работ и услуг, составляющими профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам»

Не учтено.

Не представлено обоснование предлагаемой к закреплению в проекте Указа нормы

 

Абзац сто четырнадцатый пункта 1 приложения к проекту Указа

Первое предложение дополнить словами «а также в случаях, предусмотренным Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах»

Не учтено.

Предлагаемое дополнение не требуется, поскольку определяемый проектом Указа случай является дополнительным и независимым от случаев, определенных Законом Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах»

 

Абзац сто тридцать шестой пункта 1 приложения к проекту Указа

Слово «владельцами» заменить словами «в оплату»

 

Учтено.

Обновленная редакция абзаца сто тридцать шестого пункта 1 приложения к проекту Указа:

«На специальный счет по жилищным облигациям подлежат зачислению только денежные средства, перечисленные в оплату жилищных облигаций по соответствующему объекту строительства.»

Абзацы сто семьдесят восьмой – двести третий пункта 1 приложения к проекту Указа

Необходимо привести в соответствие с планом счетов бухгалтерского учета в банках, в соответствии с которым банками, являющимися одновременно профессиональными участниками рынка ценных бумаг, не может использоваться текущий (расчетный) банковский счет со специальным режимом функционирования для осуществления профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам с использованием денежных средств клиентов, а также денежных средств, поступивших им в соответствии с законодательством о ценных бумагах. Одновременно обращаем внимание, что для учета денежных средств банками используются балансовые счета «Средства в расчетах по операциям с клиентами»

 

Учтено.

В указанные абзацы будут внесены изменения, направленные на реализацию данного предложения, после их проработки с Национальным банком

Абзац девятый пункта 3 приложения к проекту Указа

Дополнить словами: «поступления процентных доходов от размещения денежных средств, входящих в состав выделенных активов, в банковские вклады (депозиты), проценты за пользование временно свободными средствами, находящимися на счете со специальным режимом функционирования, предоставленное обеспечение исполнения обязательств по облигациям (при наличии)»

 

Учтено.

Абзац дополняется словами «поступления процентных доходов от размещения денежных средств, входящих в состав выделенных активов, в банковские вклады (депозиты), проценты за пользование временно свободными денежными средствами, находящимися на текущем (расчетном) банковском счете со специальным режимом функционирования, предоставленное обеспечение исполнения обязательств по облигациям (при наличии)»

Абзац тридцатый пункта 3 приложения к проекту Указа

Дополнить в список работников заместителей руководителей, а также иных работников, выполняющих функции, связанные с обеспечением сохранности выделенных активов и совершением сделок с ними

 

Учтено.

Обновленная редакция абзаца тридцатого пункта 3 приложения к проекту Указа:

«15. Специальная финансовая организация с соблюдением требования, установленного в пункте 28 настоящего Положения, использует выделенные активы исключительно для исполнения обязательств по эмитированным ею облигациям по одной операции секьюритизации, приобретения финансовых активов за счет временно свободных денежных средств, входящих в состав этих выделенных активов, размещения временно свободных денежных средств, входящих в состав выделенных активов, во вклады (депозиты), для оплаты услуг по учету и хранению данных выделенных активов, эмиссии и погашению облигаций, эмитированных по этой операции секьюритизации, депозитарному учету прав на облигации в депозитарной системе Республики Беларусь, иных услуг, связанных с обеспечением сохранности этих выделенных активов и совершением сделок с ними (далее – услуги по операции секьюритизации), для уплаты установленных законодательством налогов, сборов (пошлин), а также для оплаты труда (включая обязательные платежи в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, платежи по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) работников специальной финансовой организации, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера, их заместителей, работников, совершающих действия, связанные с эмиссией, обращением и погашением облигаций, эмитированных специальной финансовой организацией, выплатой дохода по ним, приобретением за счет временно свободных денежных средств, входящих в состав выделенных активов, финансовых активов, а также по отчуждению указанных финансовых активов, а также иных работников, выполняющих функции, связанные с обеспечением сохранности выделенных активов и совершением сделок с ними (далее – оплата труда работников), либо для компенсации указанных расходов, произведенных специальной финансовой организацией ранее за счет собственных средств со своего текущего (расчетного) банковского счета.»

Абзац тридцать второй пункта 3 приложения к проекту Указа

Слова «неисполнение таких обязательств» заменить словами «недостаточности выделенных активов для соблюдения соотношения, установленного частью второй пункта 14 настоящего Положения»

 

Учтено.

 

 

Предусмотреть возможность для СФО подачи эмиссионных документов для предварительной проверки, для последующей регистрации в день уступки прав требования.

Внести в пункты 15.19, 15.21 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 изменения в сроки осуществления административной процедуры для СФО.

Подача документов для предварительной проверки 7-10 рабочих дней до предполагаемой даты заключения Договора уступки прав требований.

Регистрация – 1 рабочий день

Не учтено.

Указанные вопросы не являются предметом настоящего проекта Указа

 

 

Сохранить пункт 21 Положения о финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований) за счет средств, привлеченных путем эмиссии облигаций, либо с последующей эмиссией облигаций, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 11.05.2017 № 154 (далее – Положение), в действующей редакции

Не учтено.

Действующая редакция пункта 21 Положения требует корректировки в связи с неоднозначностью трактовки того момента, когда специальная финансовая организация (далее – СФО) сможет распоряжаться выделенными активами, остающимися после погашения облигаций, эмитированных СФО, и оплаты услуг по операции секьюритизации.

Так, если СФО вправе распоряжаться выделенными активами, остающимися после погашения облигаций, эмитированных СФО, и оплаты услуг по операции секьюритизации, после окончания этой операции секьюритизации, то СФО неизбежно утратит интерес к осуществлению операций секьюритизации прав (требований) с длительным сроком их погашения, поскольку в этом случае СФО фактически лишается возможности реинвестирования средств в новые операции секьюритизации за счет ее положительного финансового результата по предыдущим операциям секьюритизации. Такое замораживание средств на длительные временные промежутки снижает рентабельность деятельности СФО.

Для устранения обозначенных противоречий и повышения заинтересованности СФО осуществлять секьюритизацию с длительными сроками погашения выделенных активов проектом Указа пункт 21 Положения излагается в новой редакции

 

Абзац пятьдесят четвертый пункта 3 приложения к проекту Указа

Изложить пункт 23 Положения в следующей редакции:

«Инициатор обязан приобрести не менее пяти процентов облигаций, эмитируемых специальной финансовой организацией при совершении операции секьюритизации, участником которой является данный инициатор, и в течение всего срока их обращения владеть не менее чем 5 % находящихся в обращении облигаций.»

 

Учтено.

Обновленная редакция пункта 23 Положения:

«Инициатор обязан приобрести не менее пяти процентов облигаций, эмитируемых специальной финансовой организацией при совершении операции секьюритизации, участником которой является данный инициатор, и владеть не менее пятью процентами облигаций, находящихся в обращении, в течение всего срока их обращения.»

Абзац шестьдесят первый пункта 3 приложения к проекту Указа

Из указанного абзаца слова «со специальной финансовой организацией» исключить

Не учтено.

Нераспространение ответственности на СФО не обосновано.

В обосновании к проекту Указа аргументирована ответственность СФО

 

Абзац 3 пункта 3 и абзац 3 пункта 4 Приложения к Указу Президента

Республики Беларусь 11.05.2017 № 154

Абзац 3 пункта 3 изложить                         в следующей редакции:

«в результате технической ошибки, а также в необоснованно зачисленной сумме списываются с этого счета в порядке, установленном законодательством»;

абзац 3 пункта 4 изложить в следующей редакции:

«перечисление на специальный счет иных денежных средств, кроме указанных в пункте 2 настоящего Приложения, а также в случаях, предусмотренных абзацем третьем пункта 3 и абзацем вторым пункта 7 настоящего приложения»

Не учтено.

Редакции положений проекта Указа согласованы Национальным банком.

В отношении денежных средств (например, собственных денежных средств СФО, не входящих в состав выделенных активов), необоснованно зачисленных на специальный счет, предусмотрена обязанность СФО по их перечислению на ее текущий (расчетный) банковский счет

 

Абзац двадцать четвертый пункта 1 приложения к проекту Указа

Определить ответственность для нерезидентов за неисполнение требований данного подпункта

Не учтено.

Вопросы определения мер административной ответственности не являются предметом регулирования проекта Указа

 

Абзац шестьдесят девятый пункта 1 приложения к проекту Указа

Непонятно, в отношении каких облигаций может не заключаться договор залога: только документарных или также и бездокументарных

Не учтено.

Норма распространяет действие на все облигации, эмиссия которых осуществлена под залог других ценных бумаг, и не требует конкретизации

 

Абзац семьдесят первый пункта 1 приложения к проекту Указа

Непонятно: если договор залога транспортного средства не заключается, как можно узнать, что транспортное средство является предметом залога. На основании каких документов фиксируется данная информация, куда и кем подается

Не учтено.

Данные вопросы будут урегулированы в отдельном Указе Президента Республики Беларусь.

С этой целью Национальным банком разработан проект Указа Президента Республики Беларусь «О реестре обременений движимого имущества и имущественных прав», в соответствии с которым обременители по обременениям, относящимся к сфере действия этого Указа, обязаны в течение года после его официального опубликования зарегистрировать соответствующие обременения движимого имущества и имущественных прав, за исключением залогодержателей, которые в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 539 «О реестре движимого имущества, обремененного залогом» внесли информацию в реестр движимого имущества, обремененного залогом.

В этой связи при осуществлении регистрации выпуска облигаций соответствующая информация о наличии обременения транспортного средства будет вносится Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов (далее – ДЦБ) в реестр обременений движимого имущества и имущественных прав, а впоследствии актуализироваться ДЦБ при наличии для такой актуализации оснований

 

Абзац восемьдесят пятый пункта 1 приложения к проекту Указа

Не понятно, о каких облигациях идет речь

Не учтено.

Данный абзац содержит нормы о необеспеченных облигациях

 

Абзац девяностый пункта 1 приложения к проекту Указа

Норма сформулирована крайне громоздко. Из нее нельзя понять, следующее: что необходимо сделать, если эмитент осуществил эмиссию только необеспеченных стрип-облигаций (стрипов). При этом объем их выпусков превысил лимит

 

Учтено.

Внесена редакционная правка. Обновленная редакция абзаца девяностого пункта 1 приложения к проекту Указа:

«В случае, если объем выпусков необеспеченных облигаций, не исключенных из Государственного реестра ценных бумаг, и (или) объем обязательств по выпускам стрип-облигаций или выпускам стрипов на эти облигации, не исключенным из Государственного реестра ценных бумаг, эмитента, указанного в абзаце четвертом части первой настоящего подпункта, в совокупности превысят лимит объема выпусков (объема обязательств по выпускам), эмитент не позднее двух месяцев с даты, на которую им определялся размер чистых активов, обязан представить на сумму такого превышения обеспечение (за исключением стрип-облигаций, стрипов), либо осуществить досрочное погашение части выпуска (частей выпусков) облигаций в размере разницы, возникшей между совокупным объемом выпусков необеспеченных облигаций, не исключенных из Государственного реестра ценных бумаг, и объемом обязательств по выпускам стрип-облигаций или выпускам стрипов на эти облигации, не исключенным из Государственного реестра ценных бумаг, и лимитом объема выпусков (объема обязательств по выпускам).».

Если эмитент осуществил эмиссию только необеспеченных стрип-облигаций (стрипов), и при этом объем их выпусков превысил лимит, эмитент обязан осуществить досрочное погашение части выпуска (частей выпусков) облигаций в размере разницы, возникшей между совокупным объемом выпусков необеспеченных облигаций, не исключенных из Государственного реестра ценных бумаг, и объемом обязательств по выпускам стрип-облигаций или выпускам стрипов на эти облигации, не исключенным из Государственного реестра ценных бумаг, и лимитом объема выпусков (объема обязательств по выпускам). Какой конкретно выпуск облигаций (если у эмитента их несколько) будет выкупаться для аннулирования, чтобы привести в соответствие объем обязательств по облигациям с установленным лимитом, эмитент решает самостоятельно. Такой подход успешно применяется на рынке в настоящее время

Абзац девяносто второй пункта 1 приложения к проекту Указа

Предлагается уточнить норму: непонятно, о каком отчетном периоде (месяце) ведется речь относительно даты принятия решения о выпуске облигаций

Не учтено.

Речь идет об отчетном периоде, непосредственно предшествующем периоду, на который приходится принятие соответствующего решения

 

Абзац восемьдесят восьмой пункта 1 приложения к проекту Указа

Слова «убытка от реализации продукции, товаров, работ, услуг и» исключить

Не учтено.

При этом показатель «убыток от реализации продукции, товаров, работ, услуг» заменен показателем «убыток от текущей деятельности».

Показатель «убыток от текущей деятельности» по сравнению с показателем «убыток от реализации продукции, товаров, работ, услуг» является более приемлемым для оценки способности организации генерировать доходы по текущей деятельности, за счет которых будет осуществляться финансирование ее деятельности.

Вместе с тем, Минфин как разработчик проекта не поддерживает идею исключения показателя, отражающего доходы, относящиеся к текущей деятельности эмитента облигаций, в связи со следующим.

В соответствии с Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104, прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг представляется собой превышение суммы себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг, управленческих расходов и расходов на реализацию над выручкой от реализации продукции, товаров, работ, услуг, которая представляет собой основную составляющую дохода по текущей деятельности организации.

При этом показатель «Прибыль (убыток) от текущей деятельности» формируется путем корректировки предыдущего показатели на величину сальдо прочих доходов и прочих расходов по текущей деятельности.

Согласно Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102,

текущая деятельность – основная приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности.

Наличие убытка от текущей деятельности является одним из маркеров ухудшения способности организации генерировать денежные потоки по текущей деятельности и, как следствие, это способно повлиять на исполнение финансовых обязательств организации, в том числе и по эмитированным облигациям.

Кроме того, ситуация, при которой в течение продолжительного периода времени организация получает убыток от текущей деятельности при наличии чистых доходов по инвестиционной и (или) финансовой деятельности может свидетельствовать о неправильном определении основного вида деятельности организации и, как следствие, – неправильном составлении государственной статистической отчетности

 

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством финансов для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».