/ / Новости PRAVO.BY
06.11.2020

Подведены итоги обсуждения порядка разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства

Минприроды подведены итоги общественного обсуждения проекта ведомственного постановления «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45».

Проектом предусмотрена корректировка Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства в целях упрощения для субъектов хозяйствования процедуры согласования соответствующих инструкций.

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 20 по 30 октября 2020 г.

При обсуждении проекта поступило 8 комментариев, один их которых частично содержит предложения, не относящиеся к предмету правого регулирования проекта.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проект постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45»


Структурный элемент проекта постановления

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование (в случае не учета)

Редакция (в случае учета)

Абзацы десятый и одиннадцатый пункта 1 проекта постановления

Замечание Ольги Леник

(поступило на сайт 21.10.2020):

Цитата: «Не совсем понятно, какие сведения имеются ввиду в измененном пункте 9:

«сведения о вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, принадлежащих и (или) эксплуатируемых субъектом хозяйствования» и государственная экологическая экспертиза по ним.

Т.е. нужно указать все существующие на предприятии здания и сооружения когда-либо построенные? Это ведь не только цех, склад, но и, например, навес для курения. Иные объекты вообще можно трактовать как угодно. И это все следует включить в текст инструкции.

В обосновании цель данного новшества не раскрыта.

Если это касается объектов зданий, сооружений, предназначенных для использования, обезвреживания, хранения, захоронения, подготовки отходов, то целесообразно конкретизировать это. Если всего существующего, то непонятно зачем так перегружать документ»

 

Пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. В разделе «Общие сведения» инструкции по обращению с отходами указываются:

сведения о вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, принадлежащих и (или) эксплуатируемых субъектом хозяйствования, – для объектов хранения, захоронения, обезвреживания отходов, объектов по использованию отходов и объектов, на которых осуществляется подготовка отходов;

сведения о наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы (в случаях, предусмотренных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду) по документации (если разработка таковой требуется в соответствии с законодательством) на объекты, указанные в абзаце пятом настоящего пункта.»

Абзац третий пункта 1 проекта постановления

Предложение Алексея Павловича

(поступило на сайт 21.10.2020):

 

Цитата: «Чтобы не было разногласий и проблем с открытием к примеру новых магазинов крупным предприятиям по торговле предлагаю пункт 3 изменить в следующей редакции:

«пункт 3 дополнить частью следующего содержания: «Субъекты хозяйствования, в структуру которых входят подразделения, не являющиеся обособленными и расположенные на территории разных областей, разрабатывают отдельные инструкции по обращению с отходами для всех таких подразделений отдельно по каждому району, либо в целом по области, находящихся в пределах одной области»

 

Разработка и утверждение отдельных инструкций по обращению с отходами производства для каждого структурного подразделения субъекта хозяйствования, не являющегося обособленным, а также дальнейшее согласование таких инструкций с территориальными органами Минприроды, неприемлема, поскольку введение такой нормы влечет за собой предоставление возможности разработки таких инструкций не только для новых магазинов крупных предприятий, но для каждого участка, цеха, отдела, управления и т.д. субъекта хозяйствования


Абзац тринадцатый пункта 1 проекта постановления

Предложения Олега

(поступили на сайт 22.10.2020):

Цитата: «Пункт 13 после части второй дополнить частью следующего содержания:

«Хранение отходов (площадки и иные места, предназначенные для хранения отходов, мощности этих мест и т.п.) должно осуществляться с учетом проектных решений, предусмотренных в проектной документации (если разработка таковой требуется в соответствии с законодательством), прошедшей государственную экологическую экспертизу (в случаях, предусмотренных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду)» целесообразно уточнить «(за исключением временного хранения)», т.к. проектных решений не каждый контейнер и т.д. не будет»

Согласно пункту статьи 22 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (пункт 2 статьи 22) при разработке проектной документации на строительство должен предусматриваться комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий в себя:

– определение количественных и качественных (химический состав, агрегатное состояние, степень опасности и т.д.) показателей образующихся отходов и возможности их использования;

– определение мест временного хранения отходов на строительной площадке;

– проектные решения по перевозке отходов в санкционированные места хранения отходов, санкционированные места захоронения отходов либо на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов;

– иные мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов.

Таким образом, мероприятия по обращению с отходами, включая определение мест временного хранения отходов на строительной площадке, должны предусматриваться еще на стадии строительства.

При этом предлагаемая проектом постановления норма предусматривает, что хранение отходов должно осуществляться с учетом проектных решений, предусмотренных в проектной документации (если разработка таковой требуется в соответствии с законодательством), прошедшей государственную экологическую экспертизу (в случаях, предусмотренных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду). Ввиду чего, хранение должно осуществляться с учетом проектных решений, предусмотренных в проектной документации, в том случае, когда в проектной документации отражены такие решения.

Предлагаемая норма не устанавливает требования к проектной документации, она лишь уточняет необходимость соблюдения предусмотренных в ней проектных решений.


Абзац двадцать второй пункта 1 проекта постановления

«Для субъектов хозяйствования, которые осуществляют подготовку отходов производства, дополнительно указывается количество накопления отходов, предназначенных для подготовки, с учетом грузоподъемности транспортного средства и количества отходов производства, которое может быть перевезено таким транспортным средством одним рейсом, и обоснование этого количества могут быть созданы значительные проблемы с приемом отходов на подготовку. Буквально» – мы не сможем принять отходы субъекта (А) до тех пор, пока не переработаем отходы субъекта (Б). Целесообразно установить объем накопления отходов, аналогичный таковому для объектов по использованию отходов, или соизмеримый»

Данная норма вводится с целью стимулирования субъектов хозяйствования, осуществляющих подготовку отходов, обеспечивать выполнение технологических операций, совершаемых с отходами для обеспечения их последующего хранения, захоронения, перевозки, обезвреживания и (или) использования, но не связанных с хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов, в возможно сжатые сроки и не накапливать большие объемы отходов производства, в том числе опасных, которые могут повлечь за собой непосредственную или потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, имуществу вследствие вредного воздействия отходов

 

Абзац тринадцатый пункта 1 проекта постановления

Предложения Сергея Кузьменкова

(поступили на сайт 26.10.2020):

Цитата: «Предлагается пункт 13 дополнить частью следующего содержания:

«Хранение отходов (площадки и иные места, предназначенные для хранения отходов, мощности этих мест и т.п.) должно осуществляться с учетом проектных решений, предусмотренных в проектной документации (если разработка таковой требуется в соответствии с законодательством), прошедшей государственную экологическую экспертизу (в случаях, предусмотренных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду).».

Предлагаемое дополнение не соответствует содержанию пункта 1 Инструкции № 45: «Настоящая Инструкция определяет порядок разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства (далее – инструкция по обращению с отходами).», так как устанавливает новое правило хранения отходов, а не порядок разработки и утверждения инструкции»

Согласно пункту статьи 22 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (пункт 2 статьи 22) при разработке проектной документации на строительство должен предусматриваться комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий в себя:

– определение количественных и качественных (химический состав, агрегатное состояние, степень опасности и т.д.) показателей образующихся отходов и возможности их использования;

– определение мест временного хранения отходов на строительной площадке;

– проектные решения по перевозке отходов в санкционированные места хранения отходов, санкционированные места захоронения отходов либо на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов;

– иные мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов.

Таким образом, мероприятия по обращению с отходами, включая определение мест временного хранения отходов на строительной площадке, должны предусматриваться еще на стадии строительства.

При этом предлагаемая проектом постановления норма предусматривает, что хранение отходов должно осуществляться с учетом проектных решений, предусмотренных в проектной документации (если разработка таковой требуется в соответствии с законодательством), прошедшей государственную экологическую экспертизу (в случаях, предусмотренных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду). Ввиду чего, хранение должно осуществляться с учетом проектных решений, предусмотренных в проектной документации, в том случае, когда в проектной документации отражены такие решения.

Предлагаемая норма не устанавливает требования к проектной документации, она лишь уточняет необходимость соблюдения предусмотренных в ней проектных решений.

 

 

 


Абзац двадцать третий пункта 1 проекта постановления

«В пункте 20 Инструкции № 45 предусматривается ограничение количества отходов, допустимого к хранению, в пределах одной четвертой от годовой мощности объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания отходов. Данное сокращение, до одной четвертой от годовой мощности объектов, обосновывается целями предотвращения загрязнения окружающей среды и оказания вредного воздействия на здоровье граждан субъектами хозяйствования при осуществлении деятельности, связанной с использованием и (или) обезвреживанием отходов.

Вместе с тем, предлагаемое сокращение не отвечает заявленным целям, поскольку речь идет не о предотвращении образования отходов, а о сокращении количества временного хранения уже образовавшихся отходов. При этом сокращение количества временного хранения отходов в специально оборудованных для этого местах, в соответствии с проектными решениями, снижающими их негативное воздействие на окружающую среду и здоровье граждан до минимума, приведет к тому, что исключаемая часть уже образовавшихся отходов будет храниться в иных местах, не всегда оборудованных должным образом, а, следовательно, риски увеличения их негативного воздействия не только не сокращаются, а наоборот возрастают.

Кроме того, статьей 247 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 № 71-З «Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)» определено, что объектами налогообложения экологическим налогом не признаются: хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов.

Таким образом, предлагаемое ограничение количества временного хранения отходов, до одной четвертой от годовой мощности объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания отходов, ущемляет права субъектов хозяйствования на временное хранение отходов в пределах годового технологического регламента без уплаты экологического налога за хранение отходов.

На основании изложенного предлагаю перечисленные выше изменения в Инструкции № 45 исключить»

Данная норма вводится с целью стимулирования субъектов хозяйствования, осуществляющих эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, обеспечивать использование и (или) обезвреживание отходов в возможно сжатые сроки и не накапливать большие объемы отходов производства, в том числе опасных, которые могут повлечь за собой непосредственную или потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, имуществу вследствие вредного воздействия отходов. Осуществлять приемку отходов в зависимости от мощности таких объектов, режима работы и других факторов, а не с целью накопления больших объемов, которые в итоге в дальнейшем по разному роду причин (поломка оборудования (установок), предназначенных для использования (обезвреживания) отходов и т.п.), могут быть не использованы (обезврежены)


Абзац двадцать второй пункта 1 проекта постановления

Предложение и замечание Алеси

(поступили на сайт 28.10.2020):

Цитата: «В изложенной части три пункта 20:

«Для субъектов хозяйствования, которые осуществляют подготовку отходов производства, дополнительно указывается количество накопления отходов, предназначенных для подготовки, с учетом грузоподъемности транспортного средства и количества отходов производства, которое может быть перевезено таким транспортным средством одним рейсом, и обоснование этого количества.»

Предлагаю изложить часть третью пункта 20 в следующей редакции:

«Для субъектов хозяйствования, которые осуществляют подготовку отходов производства, дополнительно указывается количество накопления отходов, предназначенных для подготовки, с учетом грузоподъемности транспортного средства и количества отходов производства, которое может быть перевезено таким транспортным средством одним рейсом, и обоснование этого количества.

Для субъектов хозяйствования, у которых в соответствии с технологическим процессом ежедневное (разовое) поступление отходов производства на подготовку отходов превышает одну транспортную единицу, устанавливаемую с учетом условий, указанных в части третьей настоящего пункта, допускается установление одной транспортной единицы с учетом условий и мощности мест хранения таких отходов в соответствии с проектной документации (если разработка таковой требуется в соответствии с законодательством), прошедшей государственную экологическую экспертизу (в случаях, предусмотренных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду), и обоснование этого количества.».

Данная норма вводится с целью стимулирования субъектов хозяйствования, осуществляющих подготовку отходов, обеспечивать выполнение технологических операций, совершаемых с отходами для обеспечения их последующего хранения, захоронения, перевозки, обезвреживания и (или) использования, но не связанных с хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов, в возможно сжатые сроки и не накапливать большие объемы отходов производства, в том числе опасных, которые могут повлечь за собой непосредственную или потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, имуществу вследствие вредного воздействия отходов


Абзац двадцать шестой пункта 1 проекта постановления

«Требуются пояснения дополнения части первой абзацем «прекращения действия согласования инструкции по обращению с отходами;» пункта 21, а именно, значение термина «действия согласования»

Обусловлено изменениями, вносимыми в настоящее время в порядок согласования инструкций по обращению с отходами производства, в рамках проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь», размещенного 20.10.2020 на сайте «Правовой форум Беларуси одновременно с проектом постановления


Абзац восьмой пункта 1 проекта постановления

Предложения Маргариты Пучинской

(поступили на сайт 28.10.2020):

Цитата: «В изложенном абзаце 3 пункта 9:

«место осуществления субъектом хозяйствования деятельности, связанной с обращением с отходами производства (указывается адрес)». Порой нецелесообразно указывать конкретный адрес места осуществления деятельности субъектом хозяйствования, связанной с обращением с отходами производства, для одного района. Для некрупных строительных объектов, ремонтно-строительная деятельность которых занимает короткий период времени, существует вероятность разработки и согласования нескольких инструкций в течение одного месяца, при условии, что объекты (адреса) указанные предыдущей инструкции, которая находится в процессе согласования, уже не актуальны, т.к. ремонтно-строительная деятельность уже завершена.»

В соответствии с пунктом 21 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45, изменение места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства, является одним из случаев, в котором разрабатывается новая инструкция по обращению с отходами производства


Абзац двадцать третий пункта 1 проекта постановления

«В изложенной части четыре пункта 20:

«Для субъектов хозяйствования, которые осуществляют эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, дополнительно указывается количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, составляющее не более одной четвертой годовой мощности таких объектов, и обоснование этого количества.». Предлагаю изложить часть четвертую пункта 20 в следующей редакции:

«Для субъектов хозяйствования, которые осуществляют эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, дополнительно указывается количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, составляющее годовую мощность таких объектов, и обоснование этого количества»

Данная норма вводится с целью стимулирования субъектов хозяйствования, осуществляющих эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, обеспечивать использование и (или) обезвреживание отходов в возможно сжатые сроки и не накапливать большие объемы отходов производства, в том числе опасных, которые могут повлечь за собой непосредственную или потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, имуществу вследствие вредного воздействия отходов. Осуществлять приемку отходов в зависимости от мощности таких объектов, режима работы и других факторов, а не с целью накопления больших объемов, которые в итоге в дальнейшем по разному роду причин (поломка оборудования (установок), предназначенных для использования (обезвреживания) отходов и т.п.), могут быть не использованы (обезврежены)


Структурный элемент проекта постановления не указан

 

Предложение Линии Сноса

(поступило на сайт 30.10.2020):

 

Цитата: «Внесение изменений и дополнений в инструкцию по обращению с отходами 60-дневный срок после проведения плановой (внеплановой но не реже одного раза в год) инвентаризации отходов производства»

Инвентаризация отходов производства – деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов производства в целях учета отходов и установления нормативов их образования (пункт 5 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами»).

Внесение изменений и дополнений в инструкции по обращению с отходами производства не предусмотрено законодательством.

Непосредственное проведение инвентаризации отходов производства, которая фактически направлена на выявление видов отходов производства, образующихся у субъектов хозяйствования, их количественных и качественных показателей, не может являться основанием для разработки новой инструкции по обращению с отходами производства.

В действующей Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (пункт 21), предусмотрены необходимые случаи, в которых разрабатывается новая инструкция по обращению с отходами производства, такие как: изменение перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение, а также строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение, модернизация, изменение профиля производства субъекта хозяйствования, повлекшие изменение перечня образующихся видов отходов производства и (или) изменение порядка обращения с ними


Другие новости Pravo.by.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».