/ / Новости PRAVO.BY
08.06.2020

Подведены итоги обсуждения проекта об установлении перечня товаров и упаковки и размеров платы

Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении перечня товаров и упаковки и размеров платы».

Проект подготовлен во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» в целях регулирования отдельных вопросов, связанных с исполнением производителями и поставщиками обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, а именно установления перечня товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа, а также размеров платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки в отношении этих товаров и упаковки.

Организатор общественного обсуждения – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 20 по 30 мая 2020 г.

По результатам обсуждения на сайт «Правовой форум Беларуси» поступили сообщения от двух участников обсуждений. Сообщение одного из участников не содержит замечаний, предложений или вопросов, относящихся к предмету правового регулирования проекта постановления.

Сводная таблица

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении перечня товаров и упаковки и размеров платы»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование

(в случае неучета)

Редакция

(в случае учета)


 

Обоснование к проекту постановления не содержит информации о проведенном анализе законодательства иностранных государств, публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан и организаций, относящихся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта

            

Обоснование к проекту постановления дополнено соответствующей информацией, которая содержалась в обосновании необходимости принятия Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» (далее – Указ № 16). В том числе о международной практике применения принципа расширенной ответственности производителей (далее – РОП), реализация которого предусмотрена Указом № 16 и проектом постановления            

Приложение к проекту постановления

Предусмотренные в проекте постановления размеры платы: для электрического и электронного оборудования (далее – ЭЭО) и аккумуляторов – 3 процента; для элементов питания (батареек) – 8 процентов, являются необоснованными.

В проект постановления перенесены размеры платы, установленные в настоящее время действующим законодательством. Действующие размеры платы были увеличены в 2019 году с 1 до 3 и с 6 до 8 процентов, что привело к:

  • увеличению розничных цен на ЭЭО;
  • расширению нелегального рынка товаров (за счет ввоза через нелегальных импортеров из Российской Федерации) и, следовательно, снижению конкурентоспособности белорусских субъектов хозяйствования и снижению товарооборота.

Стимулирование за счет повышения платы создания производителями и поставщиками собственной системы сбора отходов на практике не подтверждается. Большинство производителей и поставщиков продолжают исполнять обязанность путем внесения платы.

Предлагается:

  • либо установить размеры платы на уровне 1 процента для ЭЭО и аккумуляторов и 6 процентов для батареек;
  • либо установить ставки, не выше, чем в Российской Федерации в расчете на тонну

РОП, введенный и действующий в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» и Указом № 16, предполагает, что производитель и импортер товара должен принимать на себя ответственность за обращение с отходами, которые образуются после утраты потребительских свойств этих товаров.

В международной практике применения РОП установлено два альтернативных способа выполнения обязанности:

  • применение собственной системы сбора отходов, т.е. непосредственное участие производителей и импортеров в процессе обращения с отходами;
  • финансирование государственных расходов, связанных с обращением с отходами.

В основу РОП, как в международной практике, так и в Республике Беларусь, заложен принцип стимулирования непосредственного участия производителей и поставщиков в системе обращения с отходами, а не внесения платы, так как это позволяет:

  • привлечь большее количество организаций и создать развитую и доступную для населения инфраструктуру сбора отходов;
  • сократить производство и продажу товаров из неперерабатываемых материалов.

Стимулирование производителей и поставщиков к применению собственной системы сбора отходов осуществляется за счет более низких нормативов для сбора отходов по сравнению с внесением платы (например, для ЭЭО самостоятельно собрать нужно 30 % от ввезенного или произведенного количества, а заплатить – за 100 %), а также за счет повышения размеров платы (чтобы затраты на самостоятельный сбор были ниже и субъекты для сокращения издержек применяли такой способ).

Таким образом, если установленные размеры платы являются экономически невыгодными производители и поставщики имеют возможность применять альтернативный способ выполнения обязанности и исключить необходимость внесения платы, в том числе с учетом того, что предложение бизнес-союзов в части возможности объединения и создания производителями и поставщиками совместной системы сбора отходов товаров и упаковки были поддержаны и включены в проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16».

То, что большинство производителей и поставщиков, при наличии альтернативы, выбирают для выполнения обязанности способ внесения платы, говорит о том, что такой способ является для них экономически более выгодным и снижение размеров платы в таком случае является необоснованным.

Следует отметить, что все средства, поступающие от производителей и поставщиков в виде платы, имеют целевое назначение и направляются исключительно на развитие и совершенствование системы обращения с отходами в Республике Беларусь. Основными направлениями расходования средств являются:

  • выплата компенсации организациям, которые обеспечивают сбор, обезвреживание и (или) использование отходов;
  • развитие инфраструктуры сбора, обезвреживания и (или) использования отходов (приобретение техники, оборудования, создание производств).

Следует отметить, что потребность в инвестициях только на создание и модернизацию объектов по обращению с коммунальными отходами (сортировка, извлечение вторичного сырья и захоронение остатков) до 2030 года оценивается в 1 352,5 млн. рублей и требует привлечения займов и средств международной технической помощи. Таким образом, в настоящее время поступление средств от производителей и поставщиков не является избыточным.

В части увеличения розничных цен на отдельные виды ЭЭО следует отметить, что выводы о том, что рост цен связан исключительно с увеличением размеров платы, не в полной мере обоснованы, так как на уровень цен влияет ряд факторов: спрос, предложение, издержки, цены конкурентов и др. Следует учитывать, что на рост издержек влияет не только увеличение размеров платы, но и увеличение ввозной (первоначальной) стоимости товаров, а также увеличение расходов на реализацию товара.

По вопросу расширения нелегального ввоза товаров и снижению товарооборота следует отметить, что в настоящее время, исходя из имеющейся официальной статистической информации, в целом розничный товарооборот непродовольственными товарами по итогам 2019 года составил 105,3% к 2018 году (в сопоставимых ценах). Отсутствие в настоящее время официальных данных о товарной структуре розничного товарооборота по итогам 2019 года не позволяет сделать выводы о росте или снижении объемов продаж отдельных видов товаров. Никаких данных, свидетельствующих о росте нелегальных продаж, участником обсуждения не приведено

            

Приложение к проекту постановления

В проекте постановления расширен перечень ЭЭО, на которые распространяется обязанность. При этом обоснование включения именно этих позиций отсутствует. Например, микрофоны и наушники не представляют угрозы засорения и захламления мест хранения отходов своим объемом

Следует отметить, что одной из основных задач в сфере обращения с отходами является их максимальное использование в качестве вторичного сырья и исключения захоронения всех отходов, которые могут быть повторно использованы, независимо от исходных габаритов товаров, в результате утраты потребительских свойств которых образуются такие отходы

Обоснование к проекту постановления дополнено информацией, что перечень товаров сформирован с учетом практики организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов (т.е. путем анализа перечня отходов ЭЭО, поступающих на использование)                     

Приложение к проекту постановления

Не понятен смысл примечаний 1, 2 и 3.

Формулировка примечания 3 «товары бытового назначения» носит неоднозначный характер, допускающий расширительное толкование

 

С учетом сложившейся практики в нормативных правовых актах обеспечивается единообразное использование ТН ВЭД ЕАЭС для классификации товаров:

  • преимущественно должен использоваться код ТН ВЭД ЕАЭС, при этом наименование товара должно полностью соответствовать тексту наименования товарной позиции, приведенной в ТН ВЭД ЕАЭС, и приводится для удобства пользования (примечание 1);
  • если какой-либо товар не может быть классифицирован исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС, то наименование товара дополняется более точным описанием необходимых характеристик, перед кодом ТН ВЭД ЕАЭС применяется предлог «из», указывающий что речь идет не о всех товарах, классифицируемых кодом, при этом дополнительно указывается, что классификация осуществляется не только исходя из кода, но и с учетом краткого наименования (примечание 2).

Следует понимать, что примечание 2, применяемое после слов «бытового назначения» относится не к этим словам, а к позиции в целом на что конкретно указано в тексте примечания (в отдельных случаях текст наименования позиции может заканчиваться, в том числе словами «бытового назначения»).

Также следует отметить отсутствие конкретных пояснений в части наличия противоречий в сложившейся практике классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС,  применяемой в множестве нормативных правовых актов на протяжении длительного времени, а также отсутствие предлагаемой редакции нормативных правовых предписаний.

Аналогично не приведено пояснений в части неоднозначности и возможности расширительного толкования понятия «товары бытового назначений», а также не предложена редакция понятия.

Из значения примечания 3 следует понимать, что отнесение товара к бытовому осуществляется исходя из его назначения и условий эксплуатации, установленных производителем, а не исходя из фактического использования в быту или при осуществлении предпринимательской деятельности, так как в большинстве случаев производитель и импортер не может однозначно знать конечного потребителя товара.

Дополнительно следует отметить, что к ЭЭО в соответствии с техническим регламентом ЕАЭС прилагаются эксплуатационные документы, которые должны в обязательном порядке содержать информацию о назначении товара, правилах и условиях его эксплуатации

         

Приложение к проекту постановления

Непонятна до конца логика и система использования либо неиспользования термина «бытового назначения» в различных строках таблицы.

Данное примечание следует дополнить к позициям 30 (принтеры, копировальные аппараты, факсы), 35 (инструменты ручные) и 37 (вычислительные машины)

 

Термин «бытового назначения» применяется для классификации товаров, в случае когда классификация исключительно исходя из кодов ТН ВЭД ЕАЭС не позволяет исключить товары, предназначенные исключительно (преимущественно) для осуществления предпринимательской деятельности (например, промышленные и торговые холодильники-морозильники, классифицируемые кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8418, как и бытовые холодильники-морозильники).

При этом для обеспечения возможности применения классификации товаров на бытовые и небытовые, такие товары должны быть классифицированы производителем, исходя из назначения, правил и условий эксплуатации.

В отношении товаров, предусмотренных позициями 30 (принтеры, копировальные машины и факсы), 35 (инструменты ручные) и 37 (вычислительные машины и их части) перечня, следует отметить, что параметры и характеристики таких товаров, предназначенных для использования в бытовых условиях и при осуществлении предпринимательской деятельности  не отличаются, таким образом, однозначно классифицировать такие товары на бытовые и небытовые исходя из назначения, правил и условий эксплуатации, установленных производителем в эксплуатационной документации, не представляется возможным.

Также следует отметить отсутствие конкретных примеров товаров данных позиций, которые исходя из своих параметров и характеристик, предназначены преимущественно для использования в предпринимательской деятельности.

Кроме того, следует отметить, что в настоящее время совместно с Министерством финансов и иными заинтересованными в отношении ЭЭО, включенного в перечень, прорабатывается вопрос упрощения порядка обращения с отходами такого оборудования для юридических лиц с возможностью организации безвозмездной передачи таких отходов на использование за счет выплаты перерабатывающим предприятиям компенсации по аналогии с отходами потребления

        

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством жилищно-коммунального хозяйства для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!