Подведены итоги обсуждения проекта об установлении перечня товаров и упаковки и размеров платы
Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении перечня товаров и упаковки и размеров платы».
Проект подготовлен во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» в целях регулирования отдельных вопросов, связанных с исполнением производителями и поставщиками обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, а именно установления перечня товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа, а также размеров платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки в отношении этих товаров и упаковки.
Организатор общественного обсуждения – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 20 по 30 мая 2020 г.
По результатам обсуждения на сайт «Правовой форум Беларуси» поступили сообщения от двух участников обсуждений. Сообщение одного из участников не содержит замечаний, предложений или вопросов, относящихся к предмету правового регулирования проекта постановления.
Сводная таблица
замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении перечня товаров и упаковки и размеров платы»
Структурный элемент проекта нормативного правового акта |
Содержание замечаний и (или) предложений |
Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений |
|
Обоснование (в случае неучета) |
Редакция (в случае учета) |
||
|
Обоснование к проекту постановления не содержит информации о проведенном анализе законодательства иностранных государств, публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан и организаций, относящихся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта |
|
Обоснование к проекту постановления дополнено соответствующей информацией, которая содержалась в обосновании необходимости принятия Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» (далее – Указ № 16). В том числе о международной практике применения принципа расширенной ответственности производителей (далее – РОП), реализация которого предусмотрена Указом № 16 и проектом постановления |
Приложение к проекту постановления |
Предусмотренные в проекте постановления размеры платы: для электрического и электронного оборудования (далее – ЭЭО) и аккумуляторов – 3 процента; для элементов питания (батареек) – 8 процентов, являются необоснованными. В проект постановления перенесены размеры платы, установленные в настоящее время действующим законодательством. Действующие размеры платы были увеличены в 2019 году с 1 до 3 и с 6 до 8 процентов, что привело к:
Стимулирование за счет повышения платы создания производителями и поставщиками собственной системы сбора отходов на практике не подтверждается. Большинство производителей и поставщиков продолжают исполнять обязанность путем внесения платы. Предлагается:
|
РОП, введенный и действующий в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» и Указом № 16, предполагает, что производитель и импортер товара должен принимать на себя ответственность за обращение с отходами, которые образуются после утраты потребительских свойств этих товаров. В международной практике применения РОП установлено два альтернативных способа выполнения обязанности:
В основу РОП, как в международной практике, так и в Республике Беларусь, заложен принцип стимулирования непосредственного участия производителей и поставщиков в системе обращения с отходами, а не внесения платы, так как это позволяет:
Стимулирование производителей и поставщиков к применению собственной системы сбора отходов осуществляется за счет более низких нормативов для сбора отходов по сравнению с внесением платы (например, для ЭЭО самостоятельно собрать нужно 30 % от ввезенного или произведенного количества, а заплатить – за 100 %), а также за счет повышения размеров платы (чтобы затраты на самостоятельный сбор были ниже и субъекты для сокращения издержек применяли такой способ). Таким образом, если установленные размеры платы являются экономически невыгодными производители и поставщики имеют возможность применять альтернативный способ выполнения обязанности и исключить необходимость внесения платы, в том числе с учетом того, что предложение бизнес-союзов в части возможности объединения и создания производителями и поставщиками совместной системы сбора отходов товаров и упаковки были поддержаны и включены в проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16». То, что большинство производителей и поставщиков, при наличии альтернативы, выбирают для выполнения обязанности способ внесения платы, говорит о том, что такой способ является для них экономически более выгодным и снижение размеров платы в таком случае является необоснованным. Следует отметить, что все средства, поступающие от производителей и поставщиков в виде платы, имеют целевое назначение и направляются исключительно на развитие и совершенствование системы обращения с отходами в Республике Беларусь. Основными направлениями расходования средств являются:
Следует отметить, что потребность в инвестициях только на создание и модернизацию объектов по обращению с коммунальными отходами (сортировка, извлечение вторичного сырья и захоронение остатков) до 2030 года оценивается в 1 352,5 млн. рублей и требует привлечения займов и средств международной технической помощи. Таким образом, в настоящее время поступление средств от производителей и поставщиков не является избыточным. В части увеличения розничных цен на отдельные виды ЭЭО следует отметить, что выводы о том, что рост цен связан исключительно с увеличением размеров платы, не в полной мере обоснованы, так как на уровень цен влияет ряд факторов: спрос, предложение, издержки, цены конкурентов и др. Следует учитывать, что на рост издержек влияет не только увеличение размеров платы, но и увеличение ввозной (первоначальной) стоимости товаров, а также увеличение расходов на реализацию товара.
По вопросу расширения нелегального ввоза товаров и снижению товарооборота следует отметить, что в настоящее время, исходя из имеющейся официальной статистической информации, в целом розничный товарооборот непродовольственными товарами по итогам 2019 года составил 105,3% к 2018 году (в сопоставимых ценах). Отсутствие в настоящее время официальных данных о товарной структуре розничного товарооборота по итогам 2019 года не позволяет сделать выводы о росте или снижении объемов продаж отдельных видов товаров. Никаких данных, свидетельствующих о росте нелегальных продаж, участником обсуждения не приведено |
|
Приложение к проекту постановления |
В проекте постановления расширен перечень ЭЭО, на которые распространяется обязанность. При этом обоснование включения именно этих позиций отсутствует. Например, микрофоны и наушники не представляют угрозы засорения и захламления мест хранения отходов своим объемом |
Следует отметить, что одной из основных задач в сфере обращения с отходами является их максимальное использование в качестве вторичного сырья и исключения захоронения всех отходов, которые могут быть повторно использованы, независимо от исходных габаритов товаров, в результате утраты потребительских свойств которых образуются такие отходы |
Обоснование к проекту постановления дополнено информацией, что перечень товаров сформирован с учетом практики организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов (т.е. путем анализа перечня отходов ЭЭО, поступающих на использование) |
Приложение к проекту постановления |
Не понятен смысл примечаний 1, 2 и 3.
Формулировка примечания 3 «товары бытового назначения» носит неоднозначный характер, допускающий расширительное толкование
|
С учетом сложившейся практики в нормативных правовых актах обеспечивается единообразное использование ТН ВЭД ЕАЭС для классификации товаров:
Следует понимать, что примечание 2, применяемое после слов «бытового назначения» относится не к этим словам, а к позиции в целом на что конкретно указано в тексте примечания (в отдельных случаях текст наименования позиции может заканчиваться, в том числе словами «бытового назначения»). Также следует отметить отсутствие конкретных пояснений в части наличия противоречий в сложившейся практике классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, применяемой в множестве нормативных правовых актов на протяжении длительного времени, а также отсутствие предлагаемой редакции нормативных правовых предписаний. Аналогично не приведено пояснений в части неоднозначности и возможности расширительного толкования понятия «товары бытового назначений», а также не предложена редакция понятия. Из значения примечания 3 следует понимать, что отнесение товара к бытовому осуществляется исходя из его назначения и условий эксплуатации, установленных производителем, а не исходя из фактического использования в быту или при осуществлении предпринимательской деятельности, так как в большинстве случаев производитель и импортер не может однозначно знать конечного потребителя товара.
Дополнительно следует отметить, что к ЭЭО в соответствии с техническим регламентом ЕАЭС прилагаются эксплуатационные документы, которые должны в обязательном порядке содержать информацию о назначении товара, правилах и условиях его эксплуатации |
|
Приложение к проекту постановления |
Непонятна до конца логика и система использования либо неиспользования термина «бытового назначения» в различных строках таблицы.
Данное примечание следует дополнить к позициям 30 (принтеры, копировальные аппараты, факсы), 35 (инструменты ручные) и 37 (вычислительные машины)
|
Термин «бытового назначения» применяется для классификации товаров, в случае когда классификация исключительно исходя из кодов ТН ВЭД ЕАЭС не позволяет исключить товары, предназначенные исключительно (преимущественно) для осуществления предпринимательской деятельности (например, промышленные и торговые холодильники-морозильники, классифицируемые кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8418, как и бытовые холодильники-морозильники). При этом для обеспечения возможности применения классификации товаров на бытовые и небытовые, такие товары должны быть классифицированы производителем, исходя из назначения, правил и условий эксплуатации. В отношении товаров, предусмотренных позициями 30 (принтеры, копировальные машины и факсы), 35 (инструменты ручные) и 37 (вычислительные машины и их части) перечня, следует отметить, что параметры и характеристики таких товаров, предназначенных для использования в бытовых условиях и при осуществлении предпринимательской деятельности не отличаются, таким образом, однозначно классифицировать такие товары на бытовые и небытовые исходя из назначения, правил и условий эксплуатации, установленных производителем в эксплуатационной документации, не представляется возможным. Также следует отметить отсутствие конкретных примеров товаров данных позиций, которые исходя из своих параметров и характеристик, предназначены преимущественно для использования в предпринимательской деятельности.
Кроме того, следует отметить, что в настоящее время совместно с Министерством финансов и иными заинтересованными в отношении ЭЭО, включенного в перечень, прорабатывается вопрос упрощения порядка обращения с отходами такого оборудования для юридических лиц с возможностью организации безвозмездной передачи таких отходов на использование за счет выплаты перерабатывающим предприятиям компенсации по аналогии с отходами потребления |
|
Информация предоставлена Министерством жилищно-коммунального хозяйства для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!