15.07.2020
Профессионально об актуальном: О регулировании гражданским законодательством Беларуси освобождения от ответственности вследствие обстоятельств непреодолимой силы
О регулировании гражданским законодательством Республики Беларусь освобождения от ответственности вследствие обстоятельств непреодолимой силы: основной законодательный подход
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 5 мая 2020 г.
Право Республики Беларусь содержит концепцию форс-мажора.
А именно, п. 3 ст. 372 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК Республики Беларусь) предусматривает, что, если иное не предусмотрено законодательством или договором, лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из указанного видно, что концепция форс-мажора в праве Республики Беларусь действует лишь применительно к неисполнению (ненадлежащему исполнению) обязательств субъектами при осуществлении ими предпринимательской деятельности.
А следовательно, вне рамок предпринимательской деятельности применение интересующей нас концепции не допускается.
Правда, указанное последним не представляется столь существенным, т.к. вне рамок предпринимательской деятельности, в силу уже п. 1 ст. 372 ГК Республики Беларусь действует принцип ответственности лица за неисполнение (ненадлежащее исполнение) взятых на себя обязательств лишь при наличии вины; в отличие от ответственности в рамках предпринимательской деятельности, которая по общему правилу наступает вне зависимости от вины соответствующего лица; и именно поэтому для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и важен институт «обстоятельств непреодолимой силы». Применительно же к лицам, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность, данный институт, как отмечено выше, не столь важен, т.к. они в любом случае не несут никакой ответственности, если соответствующее действие (бездействие) произошло без их вины.
Рассматривая же непосредственно суть концепции форс-мажора в праве Республики Беларусь, необходимо отметить, что национальный законодатель Республики Беларусь прежде всего исходит из так называемого диспозитивного подхода и при буквальном толковании предусматривает, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, может быть освобождено от ответственности при обстоятельствах, изложенных в п. 3 ст. 372 ГК Республики Беларусь, но лишь в случае, если законодательством или договором не указано обратное.
Таким образом, мы считаем, что буквальное толкование п. 3 ст. 372 ГК Республики Беларусь предусматривает, что даже при невозможности исполнения лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, обязательства вследствие непреодолимой силы, данное обстоятельство может не повлиять на освобождение от ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательства соответствующим лицом, если в договоре указано на такой подход. Иными словами, невозможность исполнения обязательства вследствие непреодолимой силы при возложении в договоре риска, связанного с такой невозможностью, на соответствующую сторону будет означать, что указанная сторона будет обязана возместить убытки второй стороне в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательства (даже если это вызвано обстоятельствами непреодолимой силы), а также на нее могут быть возложены иные меры гражданско-правовой ответственности.
Если же договор (аналогично как и какой-либо из актов законодательства) не содержит описанного в предыдущем абзаце изъятия, то наличие обстоятельств непреодолимой силы по общему правилу освобождает сторону от ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) взятого на себя обязательства.
В связи с указанным необходимо понимать суть концепции «непреодолимой силы» в праве Республики Беларусь.
Как отмечено выше, законодатель Республики Беларусь базирует указанную концепцию на следующих трех факторах.
А именно, для наличия обстоятельства непреодолимой силы необходимо, чтобы соответствующее обстоятельство одновременно отвечало следующим трем критериям:
- обстоятельство должно быть чрезвычайным;
- обстоятельство должно быть непредотвратимым;
- чрезвычайность и непредотвратимость должны определять не вообще, а именно в данных конкретных условиях.
С точки зрения гносеологии и этимологии слова под «чрезвычайностью» необходимо понимать какое-либо обстоятельство, которое не представляет собой традиционное, иначе неоднократно повторяющееся обстоятельство, при этом чрезвычайное обстоятельство должно быть настолько неординарным, что его возникновение «должно поражать», т.е. должно создавать такую ситуацию, которую обычно не представляют (слово «чрезвычайный» определяется толковым словарем Ожегова, как «1. Исключительный, превосходящий все, всех; очень большой… 2. Специально для чего-то назначенный, не предусмотренный обычным ходом дел».)
Исходя из указанных подходов «непредотвратимость» означает то, чего нельзя было допустить, даже если соответствующее лицо пыталось этому противостоять, предпринимая определенные (или даже все возможные для данного лица) действия для «преодоления соответствующего препятствия» (слово «непредотвратимый» определяется словарем Ефремовой как «такой, который нельзя отвратить, устранить; неизбежный»).
И наконец, под «данными условиями» надо понимать, что чрезвычайность и непредотвратимость присутствуют в конкретных условиях и применяются именно к данным условиям. Иными словами, «чрезвычайность и непредотвратимость» представляют собой не «всеобщие обстоятельства», т.е. те обстоятельства, которые чрезвычайны и непредотвратимы абсолютно для всех лиц (например, во всех уголках земного шара), а те обстоятельства, которые применительно к лицу (группе лиц) действующему именно в конкретной ситуации, являются чрезвычайными и непредотвратимыми. То есть то, что чрезвычайно и непредотвратимо для одного лица (группы лиц), действующего в определенных условиях на определенной территории, может быть вполне традиционно и преодолимо для другого лица (группы лиц), действующего на другой территории.
Однако изложенное выше, скорее всего, недостаточно для понимания анализируемого нами явления, т.к. для применения или неприменения освобождения от ответственности вследствие непреодолимой силы необходимо ответить на еще один вопрос: является ли непредотвратимость определенного события в данных условиях объективной или все-таки она субъективна, т.е. относится только к конкретному лицу. По нашему мнению, однозначно ответить на этот вопрос сложно, но важно понимать, что отсутствие лишь у какого-то одного лица возможности предотвратить соответствующее обстоятельство отнюдь не означает, что это «непреодолимая сила» для интересующих нас целей (т.е. целей освобождения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, от ответственности), если другое лицо, действующее в тех же условиях, может предотвратить указанное обстоятельство.
Иными словами, для возникновения непреодолимой силы необходим определенный объективный характер невозможности предотвращения определенного обстоятельства, который (имеется в виду характер) распространяется и на других субъектов в сходной ситуации.
Функ Я.И.,
доктор юридических наук, профессор, профессор БГУ,
глава группы экспертов по гражданскому праву
при Администрации Президента Республики Беларусь,
Председатель Международного арбитражного суда при БелТПП
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»
Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Совершенствование юридического образования в современных условиях обсудили на Совете по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте
29 октября состоялось заседание Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь под председательством Петра Миклашевича. Об этом сообщили в пресс-службе Конституционного Суда.
Участники заседания рассмотрели вопрос о совершенствовании юридического образования в современных условиях.
Как отметили в пресс-службе Конституционного Суда, государственная политика в сфере юридического образования направлена на создание условий для подготовки высококвалифицированных юридических кадров в целях эффективного функционирования органов государственной власти и управления, обеспечения законности и правопорядка, устойчивого развития национальной правовой системы в соответствии с актуальными потребностями общества и государства.
Ориентиры развития юридического образования определены в Концепции правовой политики Республики Беларусь, Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, Директиве Президента Республики Беларусь от 9 апреля 2025 г. № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства».
«Принятая в 2017 году Концепция развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 года в целом реализована», – проинформировали на заседании Совета.
При этом было указано, что в современных условиях стремительного развития технологий искусственного интеллекта, биотехнологий, нанотехнологий и иных достижений прогресса требуется постоянное обновление содержания образовательных программ и повышение уровня практической подготовки специалистов юридического профиля. Кроме того, сегодня от квалифицированного юриста требуется глубокое знание не только законодательства, но и специфики той области общественных отношений, где происходит применение его юридических компетенций (в экономике, цифровой и других сферах).
Также участники мероприятия обратили внимание на необходимость развития структуры юридических факультетов и учреждений высшего образования с включением в нее кафедр, обеспечивающих преподавание новых перспективных отраслей права, а также соответствующих научно-прикладных центров компетенций.
Подчеркнута стоящая перед системой образования задача – обеспечить сочетание в образовательном процессе глубокой теоретической подготовки и практикоориентированности как базового требования к юридическому образованию, определенного Концепцией правовой политики Республики Беларусь.
По итогам состоявшегося обсуждения для дальнейшего развития и совершенствования системы юридического образования, повышения качества и эффективности подготовки юридических кадров в соответствии с пунктом 39 Концепции правовой политики Совет рекомендовал Правительству Республики Беларусь разработать и утвердить Концепцию развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2035 года и план мероприятий по ее реализации.
Кроме того, при разработке Концепции рекомендовано исходить из необходимости:
-
введения подготовки юристов с углубленным образованием, включающим обязательное освоение студентами содержания образовательной программы магистратуры, для обеспечения в установленном порядке высококвалифицированными кадрами важнейших сфер правовой системы (в первую очередь на юридическом факультете Белорусского государственного университета);
-
совершенствования системы прогнозирования потребности в юридических кадрах для государственной службы и правового обеспечения отраслей экономики с целью оптимизации структуры и объемов подготовки специалистов юридического профиля с высшим и средним специальным образованием;
-
организации подготовки специалистов юридического профиля, обладающих дополнительными специальными знаниями в различных областях (информационные технологии, искусственный интеллект и др.);
-
предоставления в установленном порядке выпускникам учреждений высшего образования возможности поступления в аспирантуру без обязательного освоения содержания образовательной программы магистратуры в целях обеспечения доступа к осуществлению научной и преподавательской деятельности;
-
совершенствования порядка распределения / направления на работу студентов выпускных курсов с целью максимальной интеграции теоретического обучения с получением практических навыков по месту будущего трудоустройства.
Министерству образования совместно с другими государственными органами предложено обеспечить:
-
своевременное включение новых профилизаций общего и углубленного высшего образования в учебные планы юридических специальностей с учетом развития общественных отношений и научно-технического прогресса;
-
внедрение новых учебных дисциплин правового цикла в учебные планы и образовательный процесс с учетом динамики развития общественных отношений, в том числе в сферах информационных технологий, робототехники, биотехнологий, нанотехнологий, энергетики;
-
развитие структуры юридических факультетов и учреждений высшего образования, включение в нее кафедр, обеспечивающих преподавание новых перспективных отраслей, а также соответствующих научно-прикладных центров компетенций в сотрудничестве с заказчиками кадров;
-
усиление идеологической составляющей в подготовке юридических кадров с целью обеспечения высокого уровня патриотизма и формирования устойчивой гражданской позиции.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Внесены корректировки в законодательство по вопросам предоставления займов. Подробнее на Pravo.by
На Pravo.by опубликован Закон Республики Беларусь от 17 октября 2025 г. № 100-З «Об изменении законов по вопросам предоставления займов», которым корректируются Гражданский кодекс, законы Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» и от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе».

В частности, изменениями в Гражданский кодекс дополнительно:
- предусмотрен запрет на использование в наименовании юридического лица, не являющегося микрофинансовой организацией или иным юридическим лицом, которое в соответствии с законодательными актами вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, слов «заем», «микрозаем», «микрофинансирование», «деньги в долг» или производных от этих слов;
- установлены ограничения на предмет залога по договору залога. Так, не может являться предметом залога по договору залога, заключаемому в обеспечение исполнения обязательств заемщика по договору займа между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, а также в обеспечение обязательств по договорам поручительства, заключаемым для обеспечения обязательств заемщика по такому договору займа:
единственный жилой дом, принадлежащий на праве собственности залогодателю, с хозяйственными постройками или без таковых;
единственная квартира, принадлежащая на праве собственности залогодателю, с хозяйственными постройками или без таковых;
доля в праве общей собственности на единственный жилой дом с хозяйственными постройками или без таковых, принадлежащая залогодателю;
доля в праве общей собственности на единственную квартиру с хозяйственными постройками или без таковых, принадлежащая залогодателю.
Скорректированы вопросы заключения договора займа. В том числе, запрещается предоставление займов гражданам субъектами хозяйствования, не осуществляющими микрофинансовую деятельность (за исключением займов своим работникам).
Гражданский кодекс дополнен статьей, регулирующей порядок заключения договора займа между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Устанавливается также запрет на предоставление гражданам займов в иностранной валюте, включая использование валютного эквивалента (за исключением займов между близкими родственниками).
Вводятся ограничения по размерам процентов, неустойки (штрафа, пеней), уплачиваемых по договорам займа.
«Данный законодательный акт направлен на защиту имущественных прав граждан, связанных с заимствованием денежных средств», – отметили в пресс-службе Главы государства.
Закон № 100-З вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Цель совместной работы — качественное и эффективное законотворчество. В НЦЗПИ состоялась встреча с руководством Палаты представителей
Сегодня, в преддверии очередной сессии Парламента, состоялась встреча Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Игоря Петровича Сергеенко с трудовым коллективом Национального центра законодательства и правовой информации.

В ней принял участие также заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Вадим Ипатов.

Приветствуя гостей, директор НЦЗПИ Андрей Мательский поблагодарил руководство Палаты представителей за предоставленную возможность организации такой встречи:
«Это важное мероприятие позволяет обсудить текущее состояние законопроектной работы, вопросы, которые возникают в процессе формирования законодательства», – сказал Андрей Францевич.
Председатель Палаты представителей отметил, что встреча в таком формате позволяет обсудить существующее взаимодействие, а также наметить перспективные задачи.

Игорь Сергеенко проинформировал о результатах второй сессии Парламента, которая завершилась чуть более полутора месяцев назад. Он подчеркнул, что она проходила в период важнейших политических событий для нашей страны и ее будущего. Деятельность депутатов была сконцентрирована вокруг законодательной и международной деятельности, а также работы в избирательных округах.
Акцентируя внимание на проведенной работе по важнейшим законопроектам, руководитель нижней палаты белорусского Парламента отметил весомое значение и роль Центра в работе депутатского корпуса:
«Наше многогранное взаимодействие, если говорить о законодательной деятельности, начинается еще на стадии подготовки и обсуждения предложений в план подготовки проектов законодательных актов на очередной год, затем оно проявляется в процессе подготовки проектов законов, их предварительном обсуждении еще до внесения в Палату представителей».
Председатель Палаты представителей привел примеры успешного сотрудничества.
Он отметил, что в целом взаимодействие Палаты представителей с Центром достаточно эффективно и результативно, а продуктивная нормотворческая деятельность Палаты представителей немыслима без активного в ней участия специалистов учреждения.
Игорь Сергеенко акцентировал внимание на активном применении при доработке законопроектов пакетного принципа их подготовки, при реализации которого используется такой инструмент, как изучение законотворческого опыта иностранных государств:
«В этой части интерес для нас представляют соответствующие возможности и ресурсы Центра, позволяющие изучать иностранный законодательный опыт».
Председатель Палаты представителей подчеркнул, что для депутатов крайне важно видеть и то, как идет реализация новых законов, анализировать актуальность и востребованность предписаний других законов со сложившейся уже правоприменительной практикой. Он обозначил направления, по которым Центр вносит свой вклад в эту работу: контроль за реализацией Правительством и другими органами заключительных положений принятых законов, проведение правового мониторинга, научные исследования.
Обозначая совместные задачи, Игорь Петрович подчеркнул: «Необходимо усилить экспертную проработку правовых инициатив, исключить закрепление в законах сложных и неоднозначных правовых норм, а также избыточность правового регулирования и множество актов законодательства по одним и тем же вопросам».
«Конечная цель нашей работы — качественное и эффективное законотворчество, отвечающее актуальным запросам государства и общества, требованиям стабильности правового регулирования», – подытожил Игорь Сергеенко.

Коллективу Центра также представилась уникальная возможность задать Игорю Петровичу ряд вопросов. Они охватили разные направления и касались инициирования проведения правового мониторинга в отношении действующих кодексов и законов, перспективных инициатив по дальнейшему совершенствованию законодательства, внедрения эффективных цифровых инструментов коммуникации с населением, совместной работы в ходе выездных заседаний Палаты представителей. Также работники Центра попросили высказать свои размышления по поводу традиционных общественных идей и ценностей белорусского народа.

Директор НЦЗПИ в свою очередь обозначил направления перспективного взаимодействия с Палатой представителей в ходе совместной работы.
В завершении мероприятия Андрей Мательский выразил благодарность руководству Палаты представителей и отметил, что только совместными усилиями возможно создать качественное законодательство, которое будет актуально и востребовано людьми.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)
Избранные труды белорусского ученого-правоведа Андрея Дулова на Pravo.by! Читайте новое издание проекта «Наследие права»
На Pravo.by размещена электронная копия издания «А.В.Дулов. Избранные труды», в которое вошли наиболее значимые труды белорусского ученого-правоведа, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Беларусь Андрея Васильевича Дулова.
Включенные в сборник работы посвящены развитию теоретических и методологических оснований криминалистики и судебной экспертизы, научно-правовым проблемам взаимодействия морали и права в социальном государстве.
Это пятнадцатая книга, выпущенная в рамках издательского и просветительского проекта «Наследие права». Ее презентация состоялась 19 декабря 2024 г.
|
СПРАВКА PRAVO.BY
Просветительский издательский некоммерческий проект «Наследие права» стартовал в 2011 году. Его основная цель – сохранение и популяризация научных трудов отечественных и зарубежных классиков права в различных отраслях правовой науки. Издания серии безвозмездно распространяются среди ученых-правоведов, законотворческих, правоохранительных органов, судов, учреждений образования, государственных органов, библиотек.
Электронные копии книг размещаются в разделе «Наследие права» на Национальном правовом Портале и на сайтах других организаций.
Организаторами проекта выступают Белорусский республиканский союз юристов, Национальный центр законодательства и правовой информации, Национальная библиотека Беларуси и компания «ЮрСпектр»
|
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
«Наследие права». Презентована новая книга проекта
19 декабря состоялась презентация 15-го издания, выпущенного в рамках издательского просветительского проекта «Наследие права». В него вошли наиболее значимые труды выдающегося белорусского ученого-правоведа Андрея Васильевича Дулова (1924–2018), доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Беларусь. Избранные произведения посвящены развитию теоретических и методологических оснований криминалистики и судебной экспертизы, научно-правовым проблемам взаимодействия морали и права в социальном государстве.

Участие в мероприятии приняли члены научного совета проекта «Наследие права», известные отечественные ученые и практики в области права, представители государственных органов.

В приветственном слове Ольга Чуприс, Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор, отмечая важность проекта, сказала: «Проект приносит пользу не только нам, ученым, но и практикам, студентам, всем любителям хорошей юридической литературы».
Ольга Ивановна подчеркнула, что изданные труды выдающегося ученого А.В.Дулова и на сегодняшний день имеют юридическое, научное и практическое значение.

Мероприятие продолжил Сергей Хоменко, заместитель Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
«Андрей Васильевич Дулов – уникальный человек. Его жизнь является образцом, а деятельность – фундаментом для правовой науки Республики Беларусь», – поделился мнением Сергей Николаевич. Он выразил уверенность, что новое издание в рамках проекта «Наследие права» будет внедрено в процесс обучения будущих юристов.

Заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Вадим Ипатов обратил внимание на то, что основной целью проекта «Наследие права» является распространение правовых знаний, формирование летописи белорусской юридической науки.

Зампредседателя Палаты представителей также поделился личными воспоминаниями об Андрее Васильевиче, который был его преподавателем.

Министр юстиции, кандидат юридических наук, доцент Евгений Коваленко в своем выступлении подчеркнул:
«Каждая книга проекта является особой жемчужиной, каждый автор является человеком с большой буквы. Труды Андрея Васильевича Дулова, которые мы сегодня презентуем, это тоже особенный пример, пример жизненного пути человека с большой буквы, гражданина, который всей своей жизнью демонстрировал активную гражданскую позицию», – отметил Евгений Иосифович.

Директор Национального центра законодательства и правовой информации Андрей Мательский
напомнил, что Андрей Васильевич Дулов является «отцом-основателем» кафедры криминалистики юридического факультета БГУ.
«Для многих Андрей Васильевич является эталоном научной активности и глубины. Весь его накопленный за жизнь богатый научный опыт, созданные труды и высказанные им идеи являются актуальными по сей день», – высказал мнение Андрей Францевич.
Спикер также подчеркнул значимость проекта «Наследие права».
«Проект, безусловно, надо продолжать! Эти книги помогают не только сохранять память о выдающихся ученых-юристах, но и необходимы для поддержания связи поколений, консолидации научного сообщества и прогрессивного развития различных направлений правовых исследований», – подытожил директор НЦЗПИ.

В ходе мероприятия также обсуждались перспективы развития проекта «Наследие права» с учетом актуальных потребностей законотворческой, правоприменительной, научной деятельности и образовательного процесса.


Сборник будет интересен ученым-правоведам, работникам законотворческих, правоохранительных органов и судов, практикующим юристам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам юридических специальностей высших учебных заведений. Текст новой книги, как и предыдущих изданий, будет размещен на Портале Pravo.by.

Следите за нашими новостями!
|
СПРАВКА PRAVO.BY
Просветительский издательский некоммерческий проект «Наследие права» существует с 2011 года. Его основная цель – сохранение и популяризация научных трудов отечественных и зарубежных классиков права в различных отраслях правовой науки. Издания серии безвозмездно распространяются среди ученых-правоведов, законотворческих, правоохранительных органов, судов, учреждений образования, государственных органов, библиотек. А также размещаются в разделе «Наследие права» на Национальном правовом Интернет-портале и на сайтах других организаций.
Организаторами проекта выступают Белорусский республиканский союз юристов, Национальный центр законодательства и правовой информации, Национальная библиотека Беларуси и компания «ЮрСпектр»
|
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)