Состоялось заседание Совета по вопросам правовой и судебной деятельности об обеспечении возмещения вреда, причиненного потерпевшим от преступлений
30 октября 2019 г. состоялось заседание Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь под председательством Председателя Конституционного Суда Петра Миклашевича, сообщает пресс-служба Конституционного Суда. На мероприятии был рассмотрен вопрос об обеспечении возмещения вреда, причиненного потерпевшим от преступлений.
В ходе заседания было отмечено, что согласно части второй статьи 60 Конституции Республики Беларусь граждане с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда. В развитие конституционных положений действующим законодательством регулируются отношения, связанные с возмещением вреда, в том числе причиненного противоправными действиями.
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь возмещение вреда осуществляется за счет причинителя вреда или иных указанных в законе обязанных лиц, а в случае его причинения государственными органами – из средств государственного бюджета. Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь предусмотрено возмещение (компенсация) потерпевшему вреда, причиненного преступлением, посредством предъявления в уголовном процессе гражданского иска, а также возмещение вреда за счет государства, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс.
Было отмечено, что право гражданина на возмещение вреда, причиненного преступлением, при производстве по уголовным делам не всегда реализуется в полной мере (например, при неустановлении лица, совершившего преступление, недостаточности имущества виновного для исполнения гражданского иска, признании невменяемым лица, совершившего общественно опасное деяние).
Анализ международного правового опыта защиты прав потерпевших свидетельствует о широком применении в ряде стран института государственной компенсации физическим лицам, пострадавшим от преступлений (например, в Азербайджане, Германии, Литве, Польше, Франции, Швеции и др.).
По результатам состоявшегося обсуждения Совет решил, что в целях реального обеспечения восстановления прав и законных интересов граждан, потерпевших от преступлений, укрепления доверия граждан к деятельности органов государственной власти необходимо создание более действенных механизмов возмещения причиненного преступлением вреда.
В заключение Совет признал целесообразными подготовку и принятие законодательного акта, предусматривающего поэтапное создание комплексного механизма возмещения причиненного преступлениями вреда и регулирующего вопросы осуществления государственных компенсационных выплат. В документе необходимо отразить: основные принципы выплаты компенсации потерпевшим; категории преступлений, по которым потерпевшие имеют право на получение компенсации; виды и размеры государственных компенсационных выплат; основания и порядок предоставления потерпевшим государственной компенсации; порядок возмещения виновными выплаченных потерпевшим государственных компенсационных выплат.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Сегодня на Pravo.by опубликован Закон Республики Беларусь от 5 декабря 2024 г. № 46-З «Об изменении кодексов по вопросам образования».
Правовым актом предусмотрена корректировка Трудового кодекса Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об образовании.
В числе новаций:
- наделение полномочиями Правительства на перераспределение и перенаправление на работу молодых специалистов, предоставление им дополнительных социальных гарантий, а местных органов власти – на организацию бесплатной перевозки обучающихся в пределах населенных пунктов к местам проведения образовательных, спортивных, культурных и иных мероприятий;
- предоставление возможности школам, расположенным в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, осуществлять подготовку водителей механических транспортных средств и самоходных машин;
- дополнение перечня детей, имеющих преимущественное право при приеме в санаторные школы-интернаты, категорией «дети-инвалиды» до 18 лет для их социальной поддержки;
- предоставление права иностранцам на получение гранта на подготовку к поступлению в белорусские учреждения образования;
- включение в число педагогических работников приемных родителей и родителей-воспитателей для повышения их статуса;
- закрепление требования к учащимся школ придерживаться делового стиля в одежде.
Основные положения Закона вступают в силу с 1 сентября 2025 г. иные с 14 декабря 2024 г.
Комментарий к правовому акту Министерства образования по ссылке.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Срок общественного обсуждения проекта Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении продлен до 1 февраля 2025 г. Внести свои замечания и предложения можно в специальной теме на Правовом форуме Беларуси.
В настоящее время в нашей стране разрабатывается значимый для каждого гражданина и государства в целом проект нормативного правового акта – Кодекс Республики Беларусь о здравоохранении.
Подготовка проекта Кодекса осуществляется на базе уже устоявшегося правового регулирования. В него включены нормы базового Закона Республики Беларусь «О здравоохранении», а также нормы семи специальных законов, регулирующих отдельные общественные отношения в сфере здравоохранения:
- «Об оказании психиатрической помощи»;
- «О вспомогательных репродуктивных технологиях»;
- «О трансплантации органов и тканей человека»;
- «Об обращении лекарственных средств»;
- «О донорстве крови и ее компонентов»;
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека».
Проект Кодекса направлен на регулирование важнейших общественных отношений, связанных с реализацией конституционного права граждан на охрану здоровья.
Разработка проекта позволит обеспечить:
- системность и стабильность в регулировании общественных отношений в области здравоохранения и их развитие на новом качественном уровне;
- удобство и ясность применения законодательства о здравоохранении для специалистов, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, и граждан.
В настоящее время проект Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении вынесен на публичное обсуждение на сайте «Правовой форум Беларуси». Он уже вызвал широкий интерес со стороны граждан – поступило более 170 предложений по социально значимым вопросам в сфере здравоохранения. Кроме того, в связи с большим объемом документа поступают обращения с просьбой о продлении срока публичного обсуждения.
Учитывая важность общественных отношений, регулируемых проектом, повышенный интерес граждан к содержанию его положений разработчиками принято решение о продлении срока публичного обсуждения до 1 февраля 2025 г.
Приглашаем принять активное участие в обсуждении проекта Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении в целях совершенствования его положений с учетом мнения граждан.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
На общественное обсуждение вынесен проект Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении.
Кодексом урегулированы важнейшие общественные отношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на охрану здоровья, упорядочено и актуализировано законодательство в области здравоохранения, обеспечена его согласованность, компактность и удобство в применении.
При кодификации устранены противоречия в законодательных актах в области здравоохранения, пробелы, дублирования, устаревшие и неэффективные нормы.
Кодифицированы 8 Законов Республики Беларусь:
- «О здравоохранении»;
- «Об оказании психиатрической помощи»;
- «О вспомогательных репродуктивных технологиях»;
- «О трансплантации органов и тканей человека»;
- «Об обращении лекарственных средств»;
- «О донорстве крови и ее компонентов»;
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека».
В Кодекс также включены отдельные нормы актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
Проект Кодекса состоит из статей, объединенных в главы и разделы. Разделы объединены в общую и особенную части Кодекса. Общая часть Кодекса состоит из двух разделов, особенная часть – из семи разделов.
Организатор общественного обсуждения – Министерство здравоохранения.
Свои замечания и предложения можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси с 29 ноября 2024 г. до 1 февраля 2025 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
23 октября состоялось заседание Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь под председательством Петра Миклашевича. Об этом сообщили в пресс-службе Конституционного Суда.
Участники заседания рассмотрели вопрос о совершенствовании правовых механизмов повышения финансовой безопасности граждан.
Как отметили в пресс-службе Конституционного Суда, обеспечение финансовой безопасности граждан является важной функцией государства, эффективное осуществление которой позволяет проводить социально-экономическую и правовую политику, направленную на повышение благосостояния граждан, создание условий для свободного и достойного развития личности, реализацию принципа верховенства права.
«Современный финансовый рынок характеризуется интенсивным расширением спектра услуг, их сложностью, а также активным использованием цифровых технологий. При этом наблюдается определенный дисбаланс прав и обязанностей сторон при заключении договоров с участием физических лиц. Кроме того, отдельные услуги, предлагаемые гражданам, например, финансовое консультирование, оказались вне специального правового регулирования, что создает для недобросовестных субъектов финансовых отношений возможность навязывать гражданам несправедливые условия договоров», – обратили внимание на заседании Совета.
Необходимым условием обеспечения надлежащей защиты прав потребителей финансовых услуг является наличие специального законодательства, определяющего качество финансовых услуг, предусматривающего достаточный объем информации для потребителя, а также закрепляющего правовые последствия нарушения прав потребителей финансовых услуг. Для реализации указанной задачи требуется также повышать финансовую грамотность граждан с целью формирования у них необходимых правовых знаний о механизмах защиты прав и законных интересов потребителей в финансовой сфере.
«Масштабное внедрение цифровых технологий наряду с повышением доступности для населения финансовых услуг создает возможности для увеличения числа случаев несанционированных платежных операций, мошеннических действий и киберугроз», – сообщили на заседании.
С учетом состоявшегося обсуждения для обеспечения гарантий защиты прав граждан при получении банковских и иных финансовых услуг Советом признано необходимым продолжить совершенствование законодательства для:
- исключения дисбаланса в правах и обязанностях сторон договоров, заключаемых между гражданами и субъектами предпринимательской деятельности в сфере финансовых услуг;
- установления правового регулирования в сфере финансового консультирования;
- расширения содержания принципа добросовестности участников гражданских правоотношений в финансовой сфере, означающего оказание услуги в соответствии с экономическими интересами и намерениями потребителя;
- обеспечения стабильности договорных правоотношений в интересах потребителей.
Для защиты и своевременного восстановления прав граждан, пострадавших от противоправных посягательств, требуется:
- разработать нормативный правовой акт, регламентирующий порядок ограничения доступа к интернет-ресурсам, используемым в противоправной деятельности, обеспечить внесение изменений в статью 199 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь;
- выработать правовой механизм своевременного возврата пострадавшим гражданам находящихся на счетах безналичных денежных средств, на которые наложен арест.
По итогам заседания Совету Министров, Национальному банку совместно с правоохранительными и иными заинтересованными государственными органами предложено:
- активизировать работу над проектом Закона Республики Беларусь «О введении дополнительных мер по защите прав и имущественных интересов граждан» и по подготовке изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 394 «О предоставлении и привлечении займов»;
- принять дополнительные меры, направленные на:
- повышение уровня знаний граждан в сфере цифровой финансовой грамотности, финансовой безопасности и защиты от кибермошенничества;
- развитие механизмов внесудебного урегулирования споров потребителей и поставщиков финансовых услуг для предоставления доступного и оперативного способа защиты прав потребителей.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
1 января 2026 г. вступят в силу основные положения Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь (КГС). Одновременно с этим прекратится действие Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (ХПК) и Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (ГПК). Судья Верховного Суда Республики Беларусь Людмила Колесникова прокомментировала вопросы, в том числе связанные с соблюдением обязательного досудебного порядка.
Принципиально новый этап функционирования судебной системы связан с принятием на конституционном референдуме в феврале 2022 года изменений в Основной Закон нашей страны. С учетом проведенной реформы Верховный Суд приобрел конституционный статус как высший судебный орган, который осуществляет правосудие посредством гражданского, уголовного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом [Чуприс О.И. Роль Президента Республики Беларусь в формировании и укреплении системы судов общей юрисдикции: конституционные решения и практическая реализация // Белорусское правосудие: исторический опыт и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Верхов. Суда Респ. Беларусь, Минск, 15 февр. 2023 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: Л.Л. Голубева (гл. ред.), С.А. Калинин, О.Н. Романова. – Минск: БГУ, 2023. С. 25], что закреплено частью первой статьи 1121 Конституции Республики Беларусь.
В соответствии с положениями части первой статьи 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в порядке и сроки, определенные законом.
Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Сукало В.О., выступая на XIX совещании председателей Верховных Судов государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, проходившем 22–24 мая 2024 г. в г. Ташкенте, отметил, что важным событием 2024 года для белорусской правовой системы стало принятие единого Кодекса гражданского судопроизводства. Новый процессуальный регламент расширил спектр альтернативных способов урегулирования споров. Усиление примиренческой направленности снижает конфликтность и скандальность правосудия и способно не только привести к трансформации самой парадигмы судебного процесса, но и содействовать формированию ответственного, консолидированного и зрелого гражданского общества [Сукало В.О. // В Ташкенте состоялось XIX совещание председателей Верховных Судов государств – членов Шанхайской организации сотрудничества // Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.court.gov.by/ru/justice/press_office/645fcba6bb354ffa.html?version=print/. Дата доступа: 09.09.2024].
Основные положения Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь (КГС) вступят в силу 1 января 2026 г. Одновременно с этим прекратится действие Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (ХПК) и Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (ГПК).
КГС определяет порядок и сроки осуществления конституционной гарантии судебной защиты в гражданском судопроизводстве по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции Республики Беларусь (включая экономические суды – экономические суды областей (города Минска), Апелляционный экономический суд, судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь).
В КГС (пункт 6 статьи 1) единым термином «гражданские дела» определяются все дела искового производства по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, финансовых, земельных и других правоотношений, дела приказного производства, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, дела особого производства, иные дела, отнесенные к компетенции судов КГС (в том числе дела о несостоятельности или банкротстве, дела по спорам, связанным с несостоятельностью или банкротством) и другими законодательными актами (в том числе Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности»). При этом сохраняется действующая специализация судов, в частности, подсудность экономическим судам дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
О названии кодекса
В соответствии с требованиями нормотворческой техники (ч. 1 п. 1 приложения Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах») название КГС четко отражает основное содержание этого системообразующего нормативного правового акта (кодекса), закрепляющего правовое регулирование общественных отношений в сфере осуществления правосудия по гражданским делам посредством гражданского судопроизводства. При этом форма судопроизводства – «гражданское судопроизводство» – основана на положениях части первой статьи 1121 Конституции.
Название КГС соответствует и разработкам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств [постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств № 21-6 «О Концепции и Структуре модельного Кодекса гражданского судопроизводства для государств – участников Содружества Независимых Государств» (принято в г. Санкт-Петербурге 16.06.2003) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ, 2003, № 31].
Названием КГС также преодолевается несоответствие названий действующих ХПК и ГПК их основному содержанию – регулированию сугубо судебной компетенции (судопроизводства). Это несоответствие появилось после создания (с 1 января 2014 г.) единой системы органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов (с включением в ее состав судебных исполнителей общих судов и Службы судебных исполнителей хозяйственных судов), возглавляемой главным управлением принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов»), и изменением (с 21 июля 2014 г.) правового регулирования исполнительного производства в ХПК (Закон Республики Беларусь от 1 июля 2014 г. № 174-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела») и ГПК (Закон Республики Беларусь от 1 июля 2014 г. № 175-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования гражданского судопроизводства»).
В результате указанных изменений из части первой статьи 325 ХПК были исключены положения о том, что исполнительное производство по хозяйственным (экономическим) спорам является стадией судопроизводства, а из части первой статьи 460 ГПК – о том, что суд обеспечивает принудительное исполнение судебных постановлений, а в случаях, предусмотренных законодательством, – актов иных органов и должностных лиц, нотариусов.
С 16 мая 2017 г. условия и порядок ведения исполнительного производства определяются Законом Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве».
Соблюдение обязательного досудебного порядка – условие реализации права на обращение за судебной защитой
Под влиянием конституционных гарантий права на судебную защиту (статья 60 Конституции) к категории условия права на судебную защиту отнесено соблюдение претензионного порядка защиты, процедуры бесспорного взыскания денег, административного обжалования, случаи обязательных досудебных примирительных процедур, тенденция к установлению которых прослеживается в ряде законопроектов. Принципиально важно, что при этом не ограничивается право на судебную защиту при отпадении этих условий [Колядко И.Н. Взаимосвязь форм закрепления права на судебную защиту в материальном и процессуальном праве // Проблемы гармонизации материально-правовых и процессуальных средств защиты права: материалы международного круглого стола, 26 октября 2018 г., Минск, Беларусь / БГУ, Юридический фак., Каф. Гражданского процесса и трудового права; редкол.: И.Н. Колядко (отв. ред.) и др. – Минск: БГУ, 2019.-С. 31-34].
С 30 июня 2023 г. в Концепции правовой политики Республики Беларусь, основанной на Конституции, закреплена необходимость расширения применения в сфере законодательства о судопроизводстве альтернативных способов урегулирования споров в целях снижения нагрузки на судебную систему, самостоятельной выработки гражданами и субъектами хозяйствования взаимоприемлемых решений, повышения правовой культуры и этики делового оборота.
Общие правила соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования определенных категорий споров в качестве условия обращения в суд изложены в частях 8 и 2 статьи 5 КГС. Так, если законодательными актами или договором для определенной категории дел установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд лишь при условии соблюдения такого порядка, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Без его соблюдения в случаях, предусмотренных КГС и иными законодательными актами, в суд могут обратиться прокурор, государственные органы, юридические лица и граждане, от собственного имени защищающие права, свободы и законные интересы других лиц либо государственные и общественные интересы (в том числе права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц).
В КГС сохранены (в исковом производстве) и расширены (в приказном производстве, производстве по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений) положения действующих процессуальных кодексов о праве на обращение в суд при условии соблюдения обязательного досудебного порядка, установленного для данной категории дел КГС, иными законодательными актами или договором [Колесникова Л. Совершенствование судопроизводства по делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности // Судовы веснік. – 2022. – № 3. – С. 10–16].
Соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования определенных категорий споров позволяет преодолеть разногласия, исправить ошибки, выработать взаимоприемлемые решения без обращения в суд (без дополнительных временных затрат, судебных расходов, нагрузки на судебную систему). Если спор не удалось урегулировать до суда, заинтересованное лицо с учетом категории спора (требования) вправе обратиться в суд в порядке искового или приказного производства, либо в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, определенных КГС |
Соблюдение условия обращения в суд в исковом или приказном производстве по спору или требованию между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями (лицами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность)
Условие обращения за судебной защитой в исковом или приказном производстве по спору или требованию между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями урегулировано частью 9 статьи 5 КГС. Так, в случаях, когда до обращения в суд в исковом или приказном производстве по спору или требованию между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством или договором должна быть предъявлена претензия (письменное предложение о добровольном урегулировании спора), обязательный досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным после получения отказа другой стороны на претензию (письменное предложение о добровольном урегулировании спора) либо неполучения ответа в срок, указанный в претензии (письменном предложении о добровольном урегулировании спора) или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии – в месячный срок.
При этом к сроку, указанному в претензии, и к сроку, установленному договором, а также к соотношению между ними и сроком, установленным законодательством, применимы положения статьи 290 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК) о том, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями, а также статьи 392 ГК о соответствии договора законодательству.
Споры или требования между субъектами, указанными в части 9 статьи 5 КГС (между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями), связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, подсудны экономическим судам.
С вступлением в силу с 1 октября 2024 г. изменений в ГК по вопросам предпринимательской деятельности в части второй пункта 1 статьи 10 ГК слова «индивидуальными предпринимателями» заменяются словами «физическими лицами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность,». В связи с этим изменением расширяется круг лиц, по спору между которыми, до обращения в суд с иском обязательными являются предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора) либо применение медиации, если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором.
С учетом указанных изменений ГК с 1 октября 2024 г. индивидуальная предпринимательская деятельность граждан может осуществляться в одной или нескольких формах, указанных в подпунктах 1–3 части первой пункта 1 статьи 22 ГК: в качестве индивидуального предпринимателя, самостоятельной профессиональной деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Перечни видов деятельности, разрешенных для осуществления в этих формах, определяются законодательством (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457 «О видах индивидуальной предпринимательской деятельности»).
Обращение в суд в случае отказа в совершении исполнительной надписи
С 11 июля 2024 г. в случаях, определенных Законом Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности», предусмотрено совершение исполнительных надписей для удовлетворения бесспорных требований о взыскании денежных сумм (задолженности) с должника. Поскольку такие бесспорные требования не подлежат рассмотрению судом в порядке приказного производства (часть 5 статьи 342 КГС), то в случае их заявления суд отказывает в принятии заявления о выдаче определения о судебном приказе (пункт 1 части 1 статьи 344 КГС). В КГС регламентированы процессуальные последствия и для случаев, если предъявленное в суд требование ранее было разрешено нотариусом или должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения Республики Беларусь, когда в соответствии с законодательными актами его разрешение отнесено к их компетенции. В таких случаях в зависимости от стадии судопроизводства судья отказывает в возбуждении производства по делу (пункт 7 части 1 статьи 241 КГС) или суд прекращает производство по делу (пункт 7 статьи 130 КГС).
Вместе с тем, если в совершении исполнительной надписи отказано, то с учетом основания такого отказа и категории требования или спора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд (часть 10 статьи 5 КГС) в порядке приказного или искового производства [Колесникова Л., Смирнова А. Совершенствование внесудебного порядка взыскания задолженности по денежным обязательствам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие, 2019. № 10. С. 11], либо в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, определенных КГС.
Соблюдение условия обращения в суд по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
Согласно общим положениям, определенным частью 1 статьи 354 КГС, регулирующим подачу заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (глава 33 подраздела 3 КГС), заявление по таким делам подается в суд после соблюдения обязательного досудебного порядка обжалования, если он установлен КГС, иными законодательными актами для данной категории дел.
К данной категории дел относятся и дела об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов, должностных лиц, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (параграф 1 главы 34 подраздела 3 КГС).
Особенности соблюдения обязательного досудебного порядка обжалования в производстве по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) установлены частью 5 статьи 365 КГС. В соответствии с этой нормой заявление об оспаривании ненормативного правового акта, действий (бездействия), если законодательством не установлен иной порядок, подается в суд после обжалования соответствующих ненормативного правового акта, действий (бездействия) вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, которые обязаны рассмотреть жалобу и о результатах рассмотрения сообщить гражданину, юридическому лицу в месячный срок, если иной срок не установлен законодательными актами.
Сроки для обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, действий (бездействия) установлены статьей 366 КГС. На основании частей 1 и 2 этой статьи заявление может быть подано в суд в месячный срок после получения отказа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином, юридическим лицом не был получен на нее ответ, а при отсутствии обязательного досудебного порядка обжалования – со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод, законных интересов, юридическому лицу стало известно о нарушении его прав, законных интересов, если иной срок и (или) порядок не установлены КГС, иными законодательными актами для отдельных видов правоотношений. Пропущенный по уважительным причинам срок для подачи заявления может быть восстановлен судом по заявлению заявителя.
Иной срок и порядок обращения в суд определены КГС для оспаривания постановлений, действий (бездействия) должностных лиц органов принудительного исполнения (статья 370 параграфа 2 главы 34 подраздела 3 КГС). Частью 1 статьи 370 предусмотрено право на подачу в суд заявления об оспаривании:
- постановления и (или) действий (бездействия) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения, на которого возложены функции по непосредственному исполнению исполнительных документов (далее – судебный исполнитель);
- постановления руководителя органа принудительного исполнения, вынесенного по результатам рассмотрения в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, жалобы (протеста) на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя (далее – постановление руководителя органа принудительного исполнения), в случае признания жалобы (протеста) обоснованной полностью или в части.
Соблюдение обязательного досудебного порядка по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя имеет особенности (часть 3 статьи 370 КГС). Так, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного исполнителя может быть подано в суд после обжалования их в досудебном порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, в течение десяти дней после получения постановления руководителя органа принудительного исполнения.
При этом непосредственно в суд (части 3–5 статьи 370 КГС) может быть подано заявление об оспаривании:
- постановления, действий (бездействия) Главного судебного исполнителя Республики Беларусь – в течение десяти дней после получения соответствующего постановления, либо со дня совершения этих действий (установления факта этого бездействия), либо со дня, когда лицо, подающее заявление, не извещенное надлежащим образом о времени и месте совершения этих действий, узнало или должно было узнать об их совершении;
- постановления руководителя органа принудительного исполнения о признании жалобы (протеста) обоснованной – в течение десяти дней после получения соответствующего постановления.
Таким образом, повторимся, что соблюдение обязательного досудебного порядка является условием реализации права на обращение за судебной защитой, в полной мере соответствует запросу общества на менее конфликтное, примирительное судопроизводство.
Информация предоставлена Верховным Судом Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – пресс-служба Верховного Суда Республики Беларусь)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».