Законопроект, запрещающий передавать коллекторам долги граждан по ЖКХ, внесен в Госдуму Российской Федерации
Законопроект, защищающий жилищно-коммунальные права граждан и запрещающий передачу коллекторам права на работу с задолженностями по жилищно-коммунальным платежам, внесен в Государственную Думу Российской Федерации. Соответствующая информация размещена на сайте ведомства.
Документом предусмотрено внесение изменений и дополнений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ.
Планируется, что взыскивать задолженности за услуги ЖКХ смогут только профессиональные участники рынка жилищно-коммунальных услуг – управляющая организация, ТСЖ, жилищный кооператив или ресурсоснабжающая организация.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 8 сентября 2025 г. № 18 определены нормы накладных расходов и нормативы на 2026 год для организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.
Так, установлены накладные расходы:
- на собственное холодное водоснабжение (в расчете на 1 куб.м реализованной воды) – не более Br0,2647;
- на собственное водоотведение (канализацию) (в расчете на 1 куб.м отведенных стоков в канализацию) – не более Br0,2023.
За реализацию 1 Гкал тепловой энергии собственного производства для теплоснабжения и горячего водоснабжения норма расходов составит не более Br15,6206, за техобслуживание жилого дома – не более Br0,0335 на 1 кв.м общей площади жилого помещения.
Также определены нормы расходов на:
- обращение с твердыми коммунальными отходами:
- не более Br1,8392 – на 1 куб.м отходов;
- не более Br13,1479 – на 1 т отходов;
- техобслуживание лифтов – не более Br0,0233 (на 1 кв.м общей площади жилого помещения).
Нормативы установлены в размере:
- не более 8,9 % – для потерь тепловой энергии;
- не более 12 % – для потерь и неучтенных расходов воды.
Установленные нормы и нормативы не распространяются на организации системы Министерства энергетики.
Правовой акт вступил в силу 28 сентября 2025 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Советом Министров Республики Беларусь 27 августа принято постановление № 465 «О расчетах в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
Правовым актом, в частности, утверждено Положение, которым установлен порядок:
- перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг, возмещения расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на работу лифта, в случае выезда граждан на срок свыше 10 суток подряд из места жительства (регистрации по месту жительства);
- приостановления (возобновления) оказания коммунальных услуг гражданам, имеющим без уважительных причин задолженность по плате за коммунальные услуги и не погасившим ее в установленные сроки.
Так, в случае, если гражданин выехал из постоянного места жительства на срок свыше 10 суток подряд, производится перерасчет платы за некоторые виды коммунальных услуг, в числе которых обращение с твердыми коммунальными отходами, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), газоснабжение при отсутствии у потребителей приборов индивидуального учета расхода воды и газа, а также возмещения расходов на электроэнергию, потребляемую на работу лифта, но не более чем за три года.
При выезде граждан за пределы Республики Беларусь с 1 марта 2022 г. на срок свыше 30 дней подряд, за исключением выезда по отдельным основаниям, перерасчет платы за некоторые виды коммунальных услуг не осуществляется за период, в котором граждане были включены в:
- список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание,
- и (или) список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, выехавших за пределы Республики Беларусь, оплачивающих услуги по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.
Перерасчет платы за некоторые виды коммунальных услуг, а также возмещения расходов на электроэнергию, потребляемую на работу лифта, производится на основании заявления гражданина или плательщика и иных документов. Заявление и документы представляются не позднее 30 календарных дней со дня возвращения гражданина к месту жительства.
Также определен перечень оснований и необходимых документов для проведения перерасчета платы за коммунальные услуги, возмещения расходов на электроэнергию, потребляемую на работу лифта. В числе таких оснований – выезд за границу, на оздоровление и санаторно-курортное лечение, прохождение военной службы или службы в резерве, альтернативной службы, выезд в сельские населенные пункты, садоводческие товарищества, дачные кооперативы, на учебу, в служебную командировку и др.
Кроме того, постановлением № 465 утверждено Положение о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, возмещения расходов на электроэнергию.
Ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь признается утратившим силу, в частности, от 16 декабря 2005 г. № 1466 «Об утверждении Положения о порядке перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг и приостановления (возобновления) оказания коммунальных услуг», от 12 июня 2014 г. № 571 «О порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию».
Основные положения правового акта вступают в силу с 1 октября 2025 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
На общественное обсуждение вынесен проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О товарных биржах».

Проект направлен на приведение положений Закона Республики Беларусь от 5 января 2009 г. № 10-З «О товарных биржах» (Закон о товарных биржах) в соответствие с принятыми (изданными) законодательными актами, а также на актуализацию его положений с учетом правоприменительной практики.
С учетом практики применения положений Закона о товарных биржах действующий механизм регулирования данной сферы в целом сохранен.
В то же время в законопроекте предусмотрена реализация принципиально новых подходов. Они направлены на обеспечение защиты как государственных интересов в области биржевой торговли, так и прав, и законных интересов ее участников на получение качественных услуг при проведении биржевых торгов и др.
Организатор общественного обсуждения – Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
Свои замечания и предложения можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси с 12 по 22 августа 2025 г. включительно.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Подведены итоги общественного обсуждения законопроекта «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
В частности, проектом Закона:
- предусматривается реализация положений Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года по вопросам электронной торговли;
- в отношении товаров электронной торговли устанавливаются порядок исполнения обязанности по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций, особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, применения мер по взысканию пеней, процентов в отношении таких товаров;
- устанавливаются условия, при которых субъект хозяйствования может получить статус оператора электронной торговли, основания приостановления деятельности оператора и его исключения из соответствующего реестра;
- сокращается количество документов, представляемых при осуществлении административных процедур в сфере таможенного дела;
- устанавливаются дополнительные требования к:
- юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей;
- специалисту по таможенному декларированию;
- лицам, совершающим таможенные операции.
Организатор общественного обсуждения – Государственный таможенный комитет.
За период обсуждения с 29 мая по 8 июня 2025 г. в специальную тему на Правовом форуме Беларуси поступило 82 предложения от 56 участников, которые рассмотрены и обобщены ГТК.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Советом Министров Республики Беларусь 10 июня принято постановление № 317, направленное на обеспечение бесперебойного снабжения топливно-энергетическими ресурсами и подготовку к устойчивой работе в осенне-зимний период 2025/2026 года.
Организационно-технические мероприятия, обеспечивающие устойчивое и надежное топливо- и энергоснабжение потребителей в осенне-зимний период 2025/2026 года, должны быть разработаны республиканскими органами госуправления и иными госорганизациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом до 1 июля 2025 г. Срок реализации данных мероприятий – до 20 сентября 2025 г.
Документом установлены объемы:
- выполняемых в 2025 году предприятиями электроэнергетики, входящими в состав ГПО «Белэнерго», и организациями ЖКХ работ по замене и строительству тепловых сетей;
- создаваемых к отопительному сезону 2025/2026 года запасов топочного мазута;
- создаваемых на 1 октября 2025 г. запасов древесного топлива (сырья) для организаций ЖКХ.
Также утверждены:
- рекомендуемые объемы закупки в 2025 году топливоснабжающими организациями коммунальной формы собственности торфяных брикетов у организаций, входящих в состав ГПО «Белтопгаз»;
- перечень котельных, имеющих повышенный расход топлива и электрической энергии на отпущенную тепловую энергию, в которых в 2025 году запланировано завершение работ по оптимизации режимов, а также состава основного и вспомогательного оборудования.
Кроме того, определены задания для министерств и ведомств по подготовке к работе в осенне-зимний период 2025/2026 года.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
