Лесная промышленность делает ставку на глубокую переработку древесины. Вице-премьер Владимир Дворник выступил с докладом в Парламенте
Эффективность государственного управления лесной отраслью как часть экономической безопасности государства стала темой очередного совместного заседания Палаты представителей и Совета Республики.
Выступая с докладом перед парламентариями, Заместитель Премьер-министра Владимир Дворник отметил: «Государство заинтересовано обеспечивать глубокую переработку древесины внутри страны и получать максимальных доход от реализации древесной продукции с высокой добавленной стоимостью».
На законодательном уровне сегодня созданы все условия для последовательного, экономичного и эффективного развития лесной отрасли, сообщил он. В лесном законодательстве значительно упрощены правовые и технологические требования к лесопользованию, проведению лесохозяйственных мероприятий, определены приоритеты ведения лесного хозяйства, повышения его эффективности.
С 2017 года лесной комплекс работает в соответствии с новым Лесным кодексом. Приняты программные документы на перспективу до 2030 года. Основные направления развития лесного хозяйства республики определены стратегическим планом развития, целью которого является формирование высокопродуктивных и устойчивых лесов, сохранение и эффективное сбалансированное использование лесных ресурсов и биологического, ландшафтного разнообразия с учетом климатических изменений и интересов «зеленой» экономики.
Общая площадь лесного фонда республики составляет сегодня 9,6 млн га. В 2018 году в целом по республике заготовка древесины составила 28,6 млн кубометров. Увеличена интенсивность лесопользования: если в 2015 году объем заготовки древесины с 1 га составлял 2,1 кубометра, то в 2018 этот показатель составил уже 3,3 кубометра с гектара.
Потребности в древесине отечественных древообрабатывающих предприятий постоянно растут. Обеспечить их призвано развитие рынка лесозаготовительных услуг, дорожной сети в лесном фонде, обновление лесозаготовительного парка Министерства лесного хозяйства.
Сейчас в системе Минлесхоза функционирует 84 деревообрабатывающих производства. Ежегодно увеличивается объем реализации продукции деревообработки, в том числе с более высокой добавленной стоимостью. Так, в 2018 году экспорт лесопродукции составил 140 млн долларов, это в 2 раза выше уровня 2015 года. Выручка от реализации продукции в прошедшем году составила 954 млн рублей, от лесохояйственной деятельности получено 375 млн рублей.
Увеличивается объем и глубина переработки древесины внутри страны, проинформировал Владимир Дворник. Большая часть сырья, потребляемого древообрабатывающими предприятиями страны, направлена на глубокую переработку древесины: производство древесных плит, фанеры, целлюлозы, мебели, столярных изделий. Глубина переработки с 38,5 % в 2006 году достигла в 2018 году 92 %.
Сегодня в древообработку внедряются высокотехнологичные, конкурентные производства, ориентированные на комплексное использование древесных ресурсов.
За период с 2006 по 2018 год сумма экспорта комплекса выросла в 2,7 раза: с 821 млн до 2 183,2 млн долларов, доля в экспорте Республики Беларусь – в 1,4 раза. При этом сложилось устойчивое положительное внешнеэкономическое сальдо с ростом в 3,7 раза – с 317 млн до 1 183,6 млн долларов.
«Более года мы бревно не вывозим за пределы республики, максимально создаем условия, чтобы получить добавленную стоимость», – подчеркнул Заместитель Премьер-министра.
Основу экспорта деревообрабатывающих предприятий составляют древесные плиты, фанера, мебель, бумага, картон. В ближайшее время структура экспорта существенно поменяется. На первое место по объемам выйдет сульфатная беленая целлюлоза, в последующем существенный вклад в экспорт внесет и картон.
С выходом на проектные мощности новых производств в Светлогорске и Добруше экспорт продукции целлюлозно-бумажного производства увеличится примерно на 400 млн долларов, рассказал парламентариям Владимир Дворник. Сейчас древообработка занимает в ВВП республики 5,2 %, с вводом новых предприятий ее доля вырастет до 5,5–5,7 %.
При этом доля экспорта мебельной продукции республики за последние 12 лет вырос почти в 1,8 раза, в 2018 году она составила 524 млн долларов.
Он отметил, что основные усилия в отрасли сегодня концентрируются на повышении эффективности использования лесных ресурсов, модернизации технологических процессов и технических средств, применяемых в лесном производстве, активном внедрении цифровых технологий, расширении направлений и объектов экологического туризма.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Министерством лесного хозяйства 12 марта 2025 г. принято постановление № 7 «О планировании изъятия охотничьих животных нормируемых видов».
Правовым актом утверждена Инструкция, которой определен порядок планирования изъятия охотничьих животных нормируемых видов, за исключением изъятия зубров резервного генофонда в микропопуляциях зубров основного генофонда, из среды их обитания в охотничьих угодьях, предоставленных в аренду и (или) безвозмездное пользование.
СПРАВКА PRAVO.BY Планирование изъятия зубров резервного генофонда в микропопуляциях зубров основного генофонда осуществляется в соответствии с Правилами охраны и рационального использования зубров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2020 г. № 708 |
Согласно Инструкции проекты планов изъятия охотничьих животных ежегодно разрабатываются и утверждаются пользователями охотничьих угодий на все виды охотничьих животных, планируемых к изъятию.
Охотпользователи планируют изъятие охотничьих животных (исключение – медведи и рыси) на основании охотоустроительной документации в отношении:
- всей расчетной территории их обитания, расположенной в границах арендуемых охотничьих угодий, образующих единый участок (массив);
- расчетной территории их обитания, расположенной в границах выделенной охотоустроительной документацией отдельной охотохозяйственной зоны (кроме зоны покоя), образующей единый участок (массив).
Что касается планирования изъятия медведя и рыси, то оно осуществляется охотпользователями в соответствии с планами управления популяциями данных видов, охотоустроительной документацией в отношении всей расчетной территории их обитания, расположенной в границах арендуемых охотничьих угодий, образующих единый участок (массив).
Документом установлен период изъятия для:
- лани – с 20 августа по 31 декабря;
- лося, оленя благородного – с 20 августа по 31 января следующего года;
- косули, оленя пятнистого – с 15 мая по 31 декабря;
- кабана – с 1 апреля по 31 марта следующего года;
- муфлона – с 1 октября по 31 декабря;
- глухаря и тетерева (на токах) – с 20 марта по 10 мая;
- тетерева (в летне-осеннем сезоне охоты) – со второй субботы августа по второе воскресенье декабря;
- бобра, выдры – с 1 сентября по 31 марта следующего года;
- медведя – с 1 июля по 31 декабря;
- рыси – с 1 октября по 31 января следующего года.
Кроме того, определены нормы и факторы, которые должны учитываться охотпользователем при планировании изъятия охотничьих животных.
Постановление Министерства лесного хозяйства от 17 ноября 2020 г. № 16 «О планировании изъятия охотничьих животных нормируемых видов, за исключением зубра (резервный генофонд)» признается утратившими силу.
Правовой акт вступает в силу с 21 мая 2025 г. При этом установлено, что планы изъятия охотничьих животных нормируемых видов, разработанные и утвержденные в установленном порядке до вступления в силу постановления № 7, действуют до истечения срока, на который они утверждены.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Постановлением Министерства лесного хозяйства от 15 октября 2024 г. № 36 скорректировано постановление ведомства от 1 августа 2024 г. № 33 «Об установлении цены на гранулы древесные топливные».
Изменениями, в частности, предусмотрено установление фиксированных розничных цен при реализации пеллет населению, сформированных на условиях:
- франко-склад изготовителя – в размере Br240 за тонну;
- франко-склад продавца – в размере Br282 за тонну.
Это положение не распространяется на гранулы древесные топливные, фиксированные розничные цены на которые в пределах норм отпуска, определенных постановлением Совета Министров от 9 ноября 2012 г. № 1028 «Об обеспечении населения твердыми видами топлива», устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом.
Фиксированная отпускная цена, сформированная на условиях франко-склад изготовителя, как и ранее составит Br160 без НДС за тонну при реализации их организациям:
- коммунальной формы собственности системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства;
- входящим в систему Министерства архитектуры и строительства, осуществляющим производство цемента;
- входящим в систему Министерства энергетики, осуществляющим производство тепловой энергии.
Для иных потребителей фиксированная отпускная цена на древесные топливные гранулы (пеллеты), реализуемые на условиях франко-склад изготовителя, установлена в размере Br200 без НДС за тонну.
Необходимо учесть, что для целей постановления №36 под изготовителем понимается организация, ведущая лесное хозяйство, подчиненная Министерству лесного хозяйства, на балансе которой находится пеллетное производство.
СПРАВКА PRAVO.BY В соответствии с СТБ 2027-2010 «Гранулы древесные топливные. Общие технические условия», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации от 25 января 2010 г. № 1, гранулы древесные топливные предназначены для сжигания в котлах, печах, каминах и других установках сгорания, работающих на твердом биотопливе, для выработки тепловой энергии. Преимущества использования топливных гранул: экологичность, минимальное образование золы, безопасность при хранении и транспортировке, использование в котлах любой мощности, возможность автоматизации и дистанционного управления процесса отопления |
Постановление вступает в силу с 1 ноября 2024 г.
Новости по теме:
Правительством приняты меры по увеличению использования древесных топливных гранул в Беларуси
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
1 января 2026 г. вступят в силу основные положения Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь (КГС). Одновременно с этим прекратится действие Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (ХПК) и Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (ГПК). Судья Верховного Суда Республики Беларусь Людмила Колесникова прокомментировала вопросы, в том числе связанные с соблюдением обязательного досудебного порядка.
Принципиально новый этап функционирования судебной системы связан с принятием на конституционном референдуме в феврале 2022 года изменений в Основной Закон нашей страны. С учетом проведенной реформы Верховный Суд приобрел конституционный статус как высший судебный орган, который осуществляет правосудие посредством гражданского, уголовного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом [Чуприс О.И. Роль Президента Республики Беларусь в формировании и укреплении системы судов общей юрисдикции: конституционные решения и практическая реализация // Белорусское правосудие: исторический опыт и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Верхов. Суда Респ. Беларусь, Минск, 15 февр. 2023 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: Л.Л. Голубева (гл. ред.), С.А. Калинин, О.Н. Романова. – Минск: БГУ, 2023. С. 25], что закреплено частью первой статьи 1121 Конституции Республики Беларусь.
В соответствии с положениями части первой статьи 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в порядке и сроки, определенные законом.
Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Сукало В.О., выступая на XIX совещании председателей Верховных Судов государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, проходившем 22–24 мая 2024 г. в г. Ташкенте, отметил, что важным событием 2024 года для белорусской правовой системы стало принятие единого Кодекса гражданского судопроизводства. Новый процессуальный регламент расширил спектр альтернативных способов урегулирования споров. Усиление примиренческой направленности снижает конфликтность и скандальность правосудия и способно не только привести к трансформации самой парадигмы судебного процесса, но и содействовать формированию ответственного, консолидированного и зрелого гражданского общества [Сукало В.О. // В Ташкенте состоялось XIX совещание председателей Верховных Судов государств – членов Шанхайской организации сотрудничества // Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.court.gov.by/ru/justice/press_office/645fcba6bb354ffa.html?version=print/. Дата доступа: 09.09.2024].
Основные положения Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь (КГС) вступят в силу 1 января 2026 г. Одновременно с этим прекратится действие Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (ХПК) и Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (ГПК).
КГС определяет порядок и сроки осуществления конституционной гарантии судебной защиты в гражданском судопроизводстве по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции Республики Беларусь (включая экономические суды – экономические суды областей (города Минска), Апелляционный экономический суд, судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь).
В КГС (пункт 6 статьи 1) единым термином «гражданские дела» определяются все дела искового производства по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, финансовых, земельных и других правоотношений, дела приказного производства, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, дела особого производства, иные дела, отнесенные к компетенции судов КГС (в том числе дела о несостоятельности или банкротстве, дела по спорам, связанным с несостоятельностью или банкротством) и другими законодательными актами (в том числе Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности»). При этом сохраняется действующая специализация судов, в частности, подсудность экономическим судам дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
О названии кодекса
В соответствии с требованиями нормотворческой техники (ч. 1 п. 1 приложения Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах») название КГС четко отражает основное содержание этого системообразующего нормативного правового акта (кодекса), закрепляющего правовое регулирование общественных отношений в сфере осуществления правосудия по гражданским делам посредством гражданского судопроизводства. При этом форма судопроизводства – «гражданское судопроизводство» – основана на положениях части первой статьи 1121 Конституции.
Название КГС соответствует и разработкам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств [постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств № 21-6 «О Концепции и Структуре модельного Кодекса гражданского судопроизводства для государств – участников Содружества Независимых Государств» (принято в г. Санкт-Петербурге 16.06.2003) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ, 2003, № 31].
Названием КГС также преодолевается несоответствие названий действующих ХПК и ГПК их основному содержанию – регулированию сугубо судебной компетенции (судопроизводства). Это несоответствие появилось после создания (с 1 января 2014 г.) единой системы органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов (с включением в ее состав судебных исполнителей общих судов и Службы судебных исполнителей хозяйственных судов), возглавляемой главным управлением принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов»), и изменением (с 21 июля 2014 г.) правового регулирования исполнительного производства в ХПК (Закон Республики Беларусь от 1 июля 2014 г. № 174-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела») и ГПК (Закон Республики Беларусь от 1 июля 2014 г. № 175-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования гражданского судопроизводства»).
В результате указанных изменений из части первой статьи 325 ХПК были исключены положения о том, что исполнительное производство по хозяйственным (экономическим) спорам является стадией судопроизводства, а из части первой статьи 460 ГПК – о том, что суд обеспечивает принудительное исполнение судебных постановлений, а в случаях, предусмотренных законодательством, – актов иных органов и должностных лиц, нотариусов.
С 16 мая 2017 г. условия и порядок ведения исполнительного производства определяются Законом Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве».
Соблюдение обязательного досудебного порядка – условие реализации права на обращение за судебной защитой
Под влиянием конституционных гарантий права на судебную защиту (статья 60 Конституции) к категории условия права на судебную защиту отнесено соблюдение претензионного порядка защиты, процедуры бесспорного взыскания денег, административного обжалования, случаи обязательных досудебных примирительных процедур, тенденция к установлению которых прослеживается в ряде законопроектов. Принципиально важно, что при этом не ограничивается право на судебную защиту при отпадении этих условий [Колядко И.Н. Взаимосвязь форм закрепления права на судебную защиту в материальном и процессуальном праве // Проблемы гармонизации материально-правовых и процессуальных средств защиты права: материалы международного круглого стола, 26 октября 2018 г., Минск, Беларусь / БГУ, Юридический фак., Каф. Гражданского процесса и трудового права; редкол.: И.Н. Колядко (отв. ред.) и др. – Минск: БГУ, 2019.-С. 31-34].
С 30 июня 2023 г. в Концепции правовой политики Республики Беларусь, основанной на Конституции, закреплена необходимость расширения применения в сфере законодательства о судопроизводстве альтернативных способов урегулирования споров в целях снижения нагрузки на судебную систему, самостоятельной выработки гражданами и субъектами хозяйствования взаимоприемлемых решений, повышения правовой культуры и этики делового оборота.
Общие правила соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования определенных категорий споров в качестве условия обращения в суд изложены в частях 8 и 2 статьи 5 КГС. Так, если законодательными актами или договором для определенной категории дел установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд лишь при условии соблюдения такого порядка, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Без его соблюдения в случаях, предусмотренных КГС и иными законодательными актами, в суд могут обратиться прокурор, государственные органы, юридические лица и граждане, от собственного имени защищающие права, свободы и законные интересы других лиц либо государственные и общественные интересы (в том числе права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц).
В КГС сохранены (в исковом производстве) и расширены (в приказном производстве, производстве по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений) положения действующих процессуальных кодексов о праве на обращение в суд при условии соблюдения обязательного досудебного порядка, установленного для данной категории дел КГС, иными законодательными актами или договором [Колесникова Л. Совершенствование судопроизводства по делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности // Судовы веснік. – 2022. – № 3. – С. 10–16].
Соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования определенных категорий споров позволяет преодолеть разногласия, исправить ошибки, выработать взаимоприемлемые решения без обращения в суд (без дополнительных временных затрат, судебных расходов, нагрузки на судебную систему). Если спор не удалось урегулировать до суда, заинтересованное лицо с учетом категории спора (требования) вправе обратиться в суд в порядке искового или приказного производства, либо в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, определенных КГС |
Соблюдение условия обращения в суд в исковом или приказном производстве по спору или требованию между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями (лицами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность)
Условие обращения за судебной защитой в исковом или приказном производстве по спору или требованию между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями урегулировано частью 9 статьи 5 КГС. Так, в случаях, когда до обращения в суд в исковом или приказном производстве по спору или требованию между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством или договором должна быть предъявлена претензия (письменное предложение о добровольном урегулировании спора), обязательный досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным после получения отказа другой стороны на претензию (письменное предложение о добровольном урегулировании спора) либо неполучения ответа в срок, указанный в претензии (письменном предложении о добровольном урегулировании спора) или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии – в месячный срок.
При этом к сроку, указанному в претензии, и к сроку, установленному договором, а также к соотношению между ними и сроком, установленным законодательством, применимы положения статьи 290 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК) о том, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями, а также статьи 392 ГК о соответствии договора законодательству.
Споры или требования между субъектами, указанными в части 9 статьи 5 КГС (между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями), связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, подсудны экономическим судам.
С вступлением в силу с 1 октября 2024 г. изменений в ГК по вопросам предпринимательской деятельности в части второй пункта 1 статьи 10 ГК слова «индивидуальными предпринимателями» заменяются словами «физическими лицами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность,». В связи с этим изменением расширяется круг лиц, по спору между которыми, до обращения в суд с иском обязательными являются предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора) либо применение медиации, если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором.
С учетом указанных изменений ГК с 1 октября 2024 г. индивидуальная предпринимательская деятельность граждан может осуществляться в одной или нескольких формах, указанных в подпунктах 1–3 части первой пункта 1 статьи 22 ГК: в качестве индивидуального предпринимателя, самостоятельной профессиональной деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Перечни видов деятельности, разрешенных для осуществления в этих формах, определяются законодательством (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457 «О видах индивидуальной предпринимательской деятельности»).
Обращение в суд в случае отказа в совершении исполнительной надписи
С 11 июля 2024 г. в случаях, определенных Законом Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности», предусмотрено совершение исполнительных надписей для удовлетворения бесспорных требований о взыскании денежных сумм (задолженности) с должника. Поскольку такие бесспорные требования не подлежат рассмотрению судом в порядке приказного производства (часть 5 статьи 342 КГС), то в случае их заявления суд отказывает в принятии заявления о выдаче определения о судебном приказе (пункт 1 части 1 статьи 344 КГС). В КГС регламентированы процессуальные последствия и для случаев, если предъявленное в суд требование ранее было разрешено нотариусом или должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения Республики Беларусь, когда в соответствии с законодательными актами его разрешение отнесено к их компетенции. В таких случаях в зависимости от стадии судопроизводства судья отказывает в возбуждении производства по делу (пункт 7 части 1 статьи 241 КГС) или суд прекращает производство по делу (пункт 7 статьи 130 КГС).
Вместе с тем, если в совершении исполнительной надписи отказано, то с учетом основания такого отказа и категории требования или спора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд (часть 10 статьи 5 КГС) в порядке приказного или искового производства [Колесникова Л., Смирнова А. Совершенствование внесудебного порядка взыскания задолженности по денежным обязательствам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие, 2019. № 10. С. 11], либо в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, определенных КГС.
Соблюдение условия обращения в суд по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
Согласно общим положениям, определенным частью 1 статьи 354 КГС, регулирующим подачу заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (глава 33 подраздела 3 КГС), заявление по таким делам подается в суд после соблюдения обязательного досудебного порядка обжалования, если он установлен КГС, иными законодательными актами для данной категории дел.
К данной категории дел относятся и дела об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов, должностных лиц, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (параграф 1 главы 34 подраздела 3 КГС).
Особенности соблюдения обязательного досудебного порядка обжалования в производстве по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) установлены частью 5 статьи 365 КГС. В соответствии с этой нормой заявление об оспаривании ненормативного правового акта, действий (бездействия), если законодательством не установлен иной порядок, подается в суд после обжалования соответствующих ненормативного правового акта, действий (бездействия) вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, которые обязаны рассмотреть жалобу и о результатах рассмотрения сообщить гражданину, юридическому лицу в месячный срок, если иной срок не установлен законодательными актами.
Сроки для обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, действий (бездействия) установлены статьей 366 КГС. На основании частей 1 и 2 этой статьи заявление может быть подано в суд в месячный срок после получения отказа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином, юридическим лицом не был получен на нее ответ, а при отсутствии обязательного досудебного порядка обжалования – со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод, законных интересов, юридическому лицу стало известно о нарушении его прав, законных интересов, если иной срок и (или) порядок не установлены КГС, иными законодательными актами для отдельных видов правоотношений. Пропущенный по уважительным причинам срок для подачи заявления может быть восстановлен судом по заявлению заявителя.
Иной срок и порядок обращения в суд определены КГС для оспаривания постановлений, действий (бездействия) должностных лиц органов принудительного исполнения (статья 370 параграфа 2 главы 34 подраздела 3 КГС). Частью 1 статьи 370 предусмотрено право на подачу в суд заявления об оспаривании:
- постановления и (или) действий (бездействия) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения, на которого возложены функции по непосредственному исполнению исполнительных документов (далее – судебный исполнитель);
- постановления руководителя органа принудительного исполнения, вынесенного по результатам рассмотрения в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, жалобы (протеста) на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя (далее – постановление руководителя органа принудительного исполнения), в случае признания жалобы (протеста) обоснованной полностью или в части.
Соблюдение обязательного досудебного порядка по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя имеет особенности (часть 3 статьи 370 КГС). Так, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного исполнителя может быть подано в суд после обжалования их в досудебном порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, в течение десяти дней после получения постановления руководителя органа принудительного исполнения.
При этом непосредственно в суд (части 3–5 статьи 370 КГС) может быть подано заявление об оспаривании:
- постановления, действий (бездействия) Главного судебного исполнителя Республики Беларусь – в течение десяти дней после получения соответствующего постановления, либо со дня совершения этих действий (установления факта этого бездействия), либо со дня, когда лицо, подающее заявление, не извещенное надлежащим образом о времени и месте совершения этих действий, узнало или должно было узнать об их совершении;
- постановления руководителя органа принудительного исполнения о признании жалобы (протеста) обоснованной – в течение десяти дней после получения соответствующего постановления.
Таким образом, повторимся, что соблюдение обязательного досудебного порядка является условием реализации права на обращение за судебной защитой, в полной мере соответствует запросу общества на менее конфликтное, примирительное судопроизводство.
Информация предоставлена Верховным Судом Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – пресс-служба Верховного Суда Республики Беларусь)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Постановлением Совета Министров от 31 июля 2024 г. № 557 утвержден генеральный план Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень».
Согласно документу данный генплан был разработан, в частности, в связи с изменением границы индустриального парка, в которую вошла территория Национального аэропорта Минск, изменением экономической ситуации, заинтересованностью инвесторов в производственных территориях.
В утвержденном генплане скорректированы:
- границы и площадь территории индустриального парка;
- социально-экономические параметры развития;
- архитектурно-планировочная организация и функциональное зонирование территории;
- инженерно-транспортная инфраструктура;
- мероприятия по охране окружающей среды и защите населения при чрезвычайных ситуациях.
Вместе с тем отмечено, что установленные в генплане границы функциональных зон могут уточняться при разработке градостроительных проектов детального планирования.
Документом также определены этапы освоения территории: первый этап – 2025 год, второй этап (расчетный срок) – 2035 год.
СПРАВКА PRAVO.BY Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» представляет собой особую экономическую зону со специальным правовым режимом. Целями его деятельности являются привлечение инвестиций и создание конкурентоспособных организаций, ориентированных на развитие производств в современных отраслях экономики, с учетом развития инновационной деятельности, научно-исследовательской, торговой, логистической, жилищной и других отраслей. Основные задачи деятельности индустриального парка – создание новых рабочих мест, содействие социально-экономическому развитию регионов и развитию экспортного потенциала Республики Беларусь |
Постановление Правительства от 4 июня 2013 г. № 447 «Об утверждении генерального плана Китайско-Белорусского индустриального парка» признано утратившим силу.
Правовой акт вступил в силу 4 августа 2024 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Опубликовано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 2024 г. № 408 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 марта 2024 г. № 77».
Документом установлен перечень технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, освобождаемых от налога на добавленную стоимость в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 марта 2024 г. № 77 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость» (Указ № 77).
Единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденный постановлением Правительства от 24 сентября 2021 г. № 548, дополнен позицией «Получение заключения об отсутствии в Республике Беларусь производства аналогов технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему». На выдачу соответствующего документа уполномочено УП «Минское отделение БелТПП» (срок – 15 рабочих дней).
СПРАВКА PRAVO.BY Напомним, что Указ № 77 принят в целях стимулирования модернизации производств и повышения конкурентоспособности экономики. Правовым актом установлено, что при ввозе на территорию Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, включенные в перечень технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, аналоги которых не производятся в Республике Беларусь |
Постановление № 408 вступило в силу с 7 июня 2024 г.
Новости по теме:
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».