Предложения по замещению полиэтиленовой тары для розлива питьевой воды и напитков на стеклянную тару будут внесены в Правительство до 15 февраля
Создана межведомственная рабочая группа для подготовки предложений о поэтапном замещении полиэтиленовой тары для розлива питьевой воды и напитков на стеклянную тару. Соответствующее решение закреплено распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 5 февраля 2019 г. № 33р.
Соответствующие конкретные предложения, а также проект комплекса мер по нормативно-правовому и организационно-техническому сопровождению поэтапного замещения полиэтиленовой тары для розлива питьевой воды и напитков на стеклянную тару с указанием конкретных сроков выполнения мероприятий, ответственных, объемов и источников финансирования должны быть внесены в установленном порядке в Правительство до 15 февраля.
В состав группы вошли заместители Премьер-министра Владимир Кухарев и Михаил Русый (сопредседатели), директор государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» Наталья Гринцевич, Министр жилищно-коммунального хозяйства Александр Терехов, Министр экономики Дмитрий Крутой и др.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
На общественное обсуждение вынесен проект постановления Правительства «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2014 г. № 686».
Проект постановления направлен на усиление ответственности администраций рынков и продавцов, осуществляющих продажу товаров на рынках, за нарушение требований законодательства и наведение порядка на рынках республики.
В частности, документ:
- наделяет администрации рынка дополнительными правами для принятия мер по наведению порядка на рынках, в том числе по соблюдению продавцами законодательства о ценах и ценообразовании;
- предусматривает для продавцов, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, обязанность иметь в наличии на каждом торговом месте в течение всего периода работы на рынке документ, обосновывающий расчет розничных цен на товары, стоимость которых регулируется путем установления предельных торговых надбавок.
Организатор общественного обсуждения – Министерство антимонопольного регулирования и торговли.
Свои замечания и предложения можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси с 24 июня по 4 июля 2025 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
На Национальном правовом Портале опубликован Закон Республики Беларусь от 8 мая 2025 г. № 71-З «О риэлтерской деятельности».
Правовым актом определены правовые, организационные основы и принципы риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, а также урегулированы отношения в сфере риэлтерской деятельности.
Согласно документу риэлтерская деятельность представляет собой деятельность риэлтерской организации либо территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по оказанию риэлтерских услуг, направленную на содействие при заключении, исполнении, прекращении договоров на строительство (в том числе долевое), купли-продажи, мены, аренды, найма, иных сделок с объектами недвижимого имущества, правами на них (за исключением организации и проведения торгов).
Госрегулирование в сфере риэлтерской деятельности осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство юстиции.
Законом, в частности, установлены порядок осуществления риэлтерской деятельности, права и обязанности риэлтерской организации и потребителя, общие требования к договору оказания риэлтерских услуг, особенности отдельных видов договоров оказания риэлтерских услуг.
В перечень риэлтерских услуг, которые составляют риэлтерскую деятельность, включены, в том числе:
- консультационные услуги по сделкам с объектами недвижимого имущества;
- представление информации о спросе и предложении на объекты недвижимого имущества;
- подбор вариантов сделки с объектом недвижимого имущества, сделки с участием в строительстве объекта недвижимого имущества;
- организация и проведение согласования условий предстоящей сделки;
- помощь в подготовке (оформлении) документов, связанных с совершением сделки с объектом недвижимого имущества, сделки с участием в строительстве объекта недвижимого имущества, государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
- содействие в оформлении документов по созданию, изменению, прекращению существования объектов недвижимого имущества (перепланировка, консервация и т.п.);
- содействие в продаже объекта недвижимого имущества.
Согласно правовому акту в штате риэлтерской организации должно состоять не менее двух риэлтеров, в штате обособленного подразделения риэлтерской организации – как минимум один риэлтер.
Документом предусмотрено, что риэлтерские услуги от имени риэлтерской организации вправе оказывать только риэлтеры, являющиеся членами Палаты риэлтеров.
Для работы риэлтером физлицо должно иметь свидетельство об аттестации риэлтера, которое выдается Министерством юстиции в установленном им порядке на пять лет.
Получить такое свидетельство может физлицо с высшим образованием, освоившее содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) в учреждениях дополнительного образования взрослых, иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, и сдавшее аттестационный экзамен.
Оказание риэлтерских услуг риэлтерами должно осуществляться только при наличии идентификационной пластиковой карточки.
Законом № 71-З вносятся корректировки в том числе в Налоговый кодекс, а также Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» в части, касающейся рекламы риэлтерских услуг.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Распоряжением Президента Республики Беларусь от 1 апреля 2025 г. № 54рп утверждены сроки проведения XXXIV Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске».
Основные мероприятия запланированы с 10 по 13 июля 2025 г.
Для организаторов и участников фестиваля предусмотрены отдельные преференции.
В частности, будет установлен безвизовый порядок въезда в Беларусь и выезда из нее в любом международном пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и временного пребывания на территории нашей страны с 4 по 20 июля 2025 г. для имеющих действительные документы для выезда за границу:
- иностранных участников фестиваля – при наличии приглашения Центра культуры «Витебск» или Министерства культуры;
- иностранных граждан государств – при наличии оригинальных или электронных билетов на мероприятия фестиваля в Летнем амфитеатре либо концертном зале «Витебск». При этом по одному оригинальному или электронному билету допускается однократный въезд в Беларусь одного иностранного гражданина не позднее даты проведения указанного в билете мероприятия.
В перечень государств, в отношении граждан которых будет установлен безвизовый порядок въезда в Республику Беларусь и выезда из нее, вошла 71 страна.
Также будут освобождены:
- иностранные граждане – гости и участники фестиваля – от государственной пошлины за регистрацию временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь;
- иностранные граждане – индивидуальные предприниматели, участвующие в подготовке и проведении фестиваля, – от уплаты подоходного налога с физических лиц с доходов, полученных за счет средств, предоставленных Центру культуры «Витебск» для подготовки и проведения фестиваля независимо от источников финансирования;
- иностранные организации, участвующие в подготовке и проведении фестиваля и не осуществляющие деятельность в Беларуси через постоянные представительства, – от уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянные представительства, с доходов, полученных за счет средств, предоставленных Центру культуры «Витебск» для подготовки и проведения фестиваля независимо от источников финансирования.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Ежегодно 15 марта в Республике Беларусь отмечается День потребителя. В преддверии этого события портал Pravo.by предлагает рассмотреть одну из самых актуальных тем в правовом регулировании торговли – обеспечение защиты прав и законных интересов потребителей. О самых распространенных проблемах в сфере защиты потребителей, влиянии развития интернет-торговли на характер нарушений прав потребителей и роли деятельности общественных объединений в области просвещения граждан об их правах рассказал заместитель председателя Правления общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей» Евгений Широкий.
– Добрый день, Евгений Викторович! Когда мы говорим о защите прав потребителей, какие основные цели и задачи общественных объединений в этой сфере?
– Общественные объединения, ведущие свою деятельность в сфере защиты прав потребителей, играют важную роль в современном обществе, дополняя органы государственного управления и оказывая значительное влияние на повышение правовой грамотности граждан. Их работа осуществляется в строгом соответствии с положениями законов Республики Беларусь «Об общественных объединениях», «О защите прав потребителей» и др.
Главная цель общественных объединений в сфере защиты прав потребителей заключается в обеспечении защиты прав и законных интересов потребителей товаров (работ, услуг). Для ее достижения объединениями проводится работа по организации информационной, правовой, консультационной помощи потребителям, представление интересов потребителей как в судебном, так и досудебном порядке, проводятся независимые экспертизы качества товаров (работ, услуг).
Благодаря своей гибкости, общественные объединения могут оперативно реагировать на обращения граждан и, зачастую в досудебном порядке, помочь разрешить спор с продавцом (исполнителем). Помимо прочего, стоит отметить, что помощь и услуги общественных объединений оказываются потребителям безвозмездно, что позволяет получить правовую помощь всем категориям граждан.
– Какие наиболее распространенные проблемы и вопросы, на Ваш взгляд, заставляют граждан обращаться за помощью в общественные объединения потребителей?
– В настоящее время однозначно можно отметить повышение правовой грамотности как среди потребителей, так и со стороны бизнеса. Однако, несмотря на существующие правовые механизмы, потребители по-прежнему сталкиваются с рядом проблем и нарушений, которые требуют внимания как со стороны государства, так и общественных объединений.
Так, пожалуй, самой распространенной проблемой на сегодняшний день является реализация товаров ненадлежащего качества. Потребители часто сталкиваются с производственными дефектами товаров, несоответствием заявленным характеристикам. Особенно актуальна эта проблема в отношении бытовой техники и всех технически сложных товаров. Помимо этого, отдельно хотелось бы обозначить систематические нарушения со стороны продавцов (исполнителей) требований о безвозмездном устранении недостатков качества товара (работ, услуг). Продавцы нередко отказываются выполнять взятые на себя гарантийные обязательства, затягивают сроки безвозмездного устранения недостатков или вовсе игнорируют обращения потребителей.
Нельзя не отметить и нарушение сроков оказания услуг (выполнения работ). В строительстве, ремонте, при оказании бытовых услуг населению часто нарушаются согласованные сторонами сроки выполнения работ, что вызывает финансовые и бытовые неудобства для потребителей.
Проблемы и нарушения прав потребителей остаются актуальными и, на наш взгляд, их решение возможно только через комплексный подход: повышение ответственности бизнеса, усиление правовой защиты и информирование граждан.
– Какие нетипичные обращения потребителей в ваше общественное объединение вы могли бы отметить?
– К нетипичным обращениям, но все чаще встречающимся, можно отнести обращения в связи с некачественным оказанием ветеринарных услуг. Эти случаи выходят за рамки стандартных вопросов и зачастую требуют индивидуального подхода, привлечения специалистов и глубокого анализа законодательства.
Сфера ветеринарных услуг тесно связана с безопасностью и благополучием как животных, так и их владельцев. Домашние животные – это не только члены семьи, но и важный элемент эмоциональной поддержки для многих людей, ввиду чего нарушения в этой сфере могут привести к достаточно негативным последствиям для их владельцев.
Наиболее распространенным нарушением со стороны ветеринарных клиник является неправильная диагностика и уже, как следствие, лечение. Часто встречаются случаи, когда животному назначается неверное лечение, приводящее к ухудшению его состояния или вовсе приводит к гибели. Также стоит отдельно отметить навязывание ненужных процедур исполнителями. Владельцам домашних животных предлагаются дополнительные услуги, которые не являются необходимыми, что повышает стоимость лечения без видимого результата.
Вместе с тем, нетипичные обращения, в том числе такие, как случаи некачественного оказания ветеринарных услуг, подчеркивают важность работы общественных объединений в самых разных сферах. Решение данных вопросов не только помогает восстановить нарушенные права потребителей, но и способствует повышению качества предоставляемых услуг исполнителями и укреплению доверия со стороны граждан.
Также к нетипичным обращениям потребителей можно отнести обращения, связанные с безопасностью оказываемых услуг. Так одним из районных судов города Минска было рассмотрено гражданское дело по иску нашего общественного объединения в интересах потребителей – семейной пары и их малолетнего ребенка.
Предметом иска стало оказание услуги, не отвечающей требованиям безопасности, а именно катание на парковом аттракционе «Лебеди», техническое состояние которого оказалось ненадлежащим, – спустя непродолжительный период времени (1-2 минуты) с момента начала оказания услуг ответчиком, после двух полных оборотов произошло резкое опускание пассажирских модулей аттракциона вниз на землю. В результате произошедшей аварии истица и ее несовершеннолетний сын получили телесные повреждения, что повлекло за собой физические и нравственные страдания.
После отказа ответчика добровольно удовлетворить требования потребителей о компенсации морального вреда наше общественное объединение обратилось в суд в защиту их прав. В ходе судебного разбирательства было установлено, что аттракцион эксплуатировался с превышением допустимого срока службы, а причиной аварии стали скрытые дефекты, допущенные при его изготовлении.
Суд признал, что потребителям была оказана некачественная и небезопасная услуга, и постановил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в пользу пострадавших, а также уплатить штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителей.
– Какую работу проводят общественные объединения в области просвещения граждан об их правах и привлечения внимания к актуальным проблемам в сфере защиты потребителей?
– Как уже отмечалось ранее, общественные объединения играют важную роль в защите прав потребителей, и одна из ключевых сфер их деятельности – просвещение граждан. Правовая грамотность потребителей является основой для построения справедливых отношений между бизнесом и гражданином. Нашим общественным объединением проводится значительная работа в этом направлении.
Это распространение знаний и накопленного за 7 лет работы опыта о правах потребителей и способах их защиты путем тесного взаимодействия со средствами массовой информации, публикаций на специализированных порталах и в социальных сетях, выпуск брошюр, буклетов, памяток. Отдельно стоит отметить ежегодное проведение мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей, с целью привлечения внимания к актуальным проблемам. Не остается в стороне организация нашим общественным объединением тематических семинаров и лекций для трудовых коллективов крупнейших государственных предприятий. Например, 17 марта состоится организованный нами совместно с региональным центром правовой информации города Минска круглый стол на тему «Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», в котором планируется участие представителей органов государственной власти, судейского корпуса, учреждений ЖКХ. Проведение тематических круглых столов с участием представителей общественности и государственных структур позволяют привлечь внимание к актуальным проблемам в сфере защиты прав потребителей, а также услышать мнения всех участников.
Полагаю, общественные объединения играют незаменимую роль в формировании просвещенного, грамотного потребительского общества. Их деятельность направлена не только на защиту прав и законных интересов конкретных граждан, но и на профилактику, предотвращение нарушений в будущем, что делает эту работу важной частью правовой системы и общественного развития.
– В настоящее время наблюдается активный рост онлайн-покупок. Как развитие интернет-торговли влияет на характер нарушений прав потребителей?
– Действительно, в настоящее время наблюдается стремительный рост доли онлайн-покупок, что обусловлено удобством, доступностью и широким ассортиментом товаров в интернете. Потребители все чаще выбирают виртуальные магазины, благодаря возможности совершать покупки в любое время, сравнивать цены и читать отзывы.
Вместе с тем такое развитие интернет-торговли значительно изменило характер нарушений прав потребителей, поскольку все больше покупок совершается онлайн и традиционные механизмы взаимодействия с продавцами теряют свою эффективность. Среди наиболее распространенных нарушений можно выделить: предоставление недостоверной информации о товарах, отправка продукции, не соответствующей описанию, продажа товаров ненадлежащего качества и, как следствие, отказ в возврате денежных средств или замене товара. Помимо этого, значительно усложняется коммуникация между покупателями и продавцами, так как последними не всегда соблюдаются требования законодательства о размещении обязательной информации на страницах своих интернет-магазинов, что затрудняет, а иногда и вовсе лишает возможности потребителя заявить предусмотренные законом требования при нарушении его прав.
– Какие советы и рекомендации Вы можете дать потребителям для безопасного и успешного совершения покупок в сети Интернет?
– Для того, чтобы снизить риск приобретения товара ненадлежащего качества и получить свою покупку в срок, необходимо в первую очередь убедиться в том, что интернет-магазин зарегистрирован в установленном порядке и размещен в доменной зоне «.by» или «.бел», а на главной странице сайта размещена такая обязательная информация, как наименование организации, место нахождения, УНП (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, адрес, сведения о государственной регистрации и наименовании органа осуществившего государственную регистрацию), номера контактных телефонов, адрес электронной почты, режим работы, дата регистрации интернет-магазина в торговом реестре. Перед совершением покупки стоит изучить отзывы других клиентов о продавце и предлагаемых товарах. Это поможет избежать приобретения некачественной продукции. Необходимо убедиться, что интернет-магазин предоставляет полную и исчерпывающую информацию о способах возврата товара надлежащего и ненадлежащего качества, гарантийных сроках на предлагаемые товары. Стоит избегать или дополнительно проверить данные об интернет-магазинах, которые предлагают товары по слишком низким ценам (значительно ниже рыночных) и не забывать, что предложения, которые выглядят слишком хорошо, чтобы быть правдой, могут быть мошенническими. После совершения покупки сохраняйте все документы, выданные продавцом, они помогут в случае возникновения спорных ситуаций с товаром в будущем.
Применяя эти рекомендации, потребители минимизируют риски и сделают процесс онлайн-шопинга более безопасным и комфортным.
– Спасибо за интересную беседу!
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Советом Министров Республики Беларусь 28 февраля принято постановление № 123 «Об особенностях осуществления интернет-торговли ювелирными и другими бытовыми изделиями».
Правовым актом установлено, что интернет-торговля ювелирными и другими бытовыми изделиями, произведенными в Республике Беларусь и маркированными кодами идентификации, с 1 марта 2025 г. по 30 июня 2026 г. осуществляется в соответствии с Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31. При этом должен учитываться ряд особенностей:
- юрлица, ИП, имеющие лицензию на осуществление деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, составляющей работой и (или) услугой которой является розничная торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями, и осуществляющего розничную торговлю ювелирными изделиями (продавец), должны быть зарегистрированы в государственной информационной системе маркировки товаров «Электронный знак»;
- наличие у продавца одного или нескольких стационарных торговых объектов, сведения о которых включены в ГИС «Единый реестр лицензий»;
- ювелирные изделия, реализуемые через интернет-магазин, должны храниться продавцом в его стационарных торговых и (или) иных объектах, сведения о которых включены в ГИС «Единый реестр лицензий».
Также продавцы либо юрлица и ИП, уполномоченные продавцом на доставку ювелирных изделий, должны доставлять ювелирные изделия покупателю в соответствии с Правилами охраны драгоценных металлов и драгоценных камней при их транспортировке по территории Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 августа 2012 г. № 763. Что касается пересылки покупателю национальным оператором почтовой связи ювелирных изделий внутренними или международными посылками с объявленной ценностью, то она происходит в соответствии с законодательством о почтовой связи, в том числе международными договорами Республики Беларусь.
Также в числе особенностей – предоставление покупателям возможности сканирования нанесенного на товарный ярлык (этикетку) кода идентификации при получении ювелирных изделий и получения ювелирных изделий, заказанных и (или) приобретенных через интернет-магазин, в стационарных торговых объектах.
Информацию о произведенных ювелирных изделиях, их отгрузке (получении), реализации через интернет-магазин необходимо вносить в ГИС «Электронный знак» в порядке, установленном Министерством финансов. Если ювелирные изделия произведены до 1 марта 2025 г., то при их интернет-торговле в указанную ГИС может вноситься только информация о произведенных ювелирных изделиях и их реализации через интернет-магазин.
Постановление вступило в силу 2 марта 2025 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».