/ / Новости PRAVO.BY
03.12.2019

Подведены итоги обсуждения проекта постановления о совершенствовании системы обращения с твердыми коммунальными отходами

Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708», разработанного с целью совершенствования системы обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны».

Организатор общественного обсуждения –  Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Публичное обсуждение осуществлялось на Правовом форуме Беларуси с 11 по 21 ноября 2019 г.

По результатам обсуждений на сайт «Правовой форум Беларуси» поступило 16 сообщений от
11 участников обсуждений. Проект постановления поддержан двумя участниками обсуждений. Девять участников (преимущественно производители товаров в упаковке) проект постановления не поддерживают.

Сводная таблица

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708».

Структурный элемент проекта нормативного правового акта Содержание замечаний и (или) предложений Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений
Обоснование
(в случае неучета)
Редакция
(в случае учета)


Предлагаемая сумма платы в 360 рублей за тонну соизмерима с платой в странах Евросоюза и будет самой большой среди стран-участниц ЕАЭС.

Количество образующегося пластика в качестве ВМР и его фактический сбор различаются в 5-6 раз. И ничего в приведенном обосновании не свидетельствует о перспективе увеличения сбора пластика. Непонятным остается и целевое использование средств.


Сумма платы в 360 рублей за тонну соизмерима с отдельными странами Евросоюза (например, Литва 177 евро и Латвия 159 евро), но при этом значительно ниже чем, например, в Испании 377-472 евро или Австрии 630 евро.

Что касается ЕАЭС, то расширенная ответственность производителя (далее – РОП) в отношении упаковки установлена в Республике Беларусь и Российской Федерации. Размеры экологического сбора в Российской Федерации составляют 3844 российских рублей, что действительно меньше, чем в Республике Беларусь. При этом следует учитывать, что в Российской Федерации сбор полимерных отходов оценивается на уровне 7% от объема образования (данные за 2017 год), в то время как в Республике Беларусь этот показатель находится на уровне 30%.

В Республике Беларусь обеспечивается ежегодный прирост объемов сбора полимерных отходов на 10-15% (ежегодно около 10 тыс. тонн).

В обосновании к проекту изложено, что дополнительное увеличение объемов сбора полимерных отходов  планируется достигать за счет развития производителями и поставщиками собственной системы сбора отходов или за счет дополнительного направления поступающих от них средств на развитие существующей системы сбора отходов.

Целевые направления расходования средств, поступающих от производителей и поставщиков, определены в подпункте 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313), размеры расходования средств на эти цели ежегодно утверждаются постановлениями Совета Министров, которые подлежат официальному опубликованию и открыты всем заинтересованным для ознакомления.

Информация об объемах сбора вторичных материальных ресурсов и расходовании средств производителей и поставщиков ежегодно (до 1 апреля) размещается на сайте государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов».
 


Увеличение платы в два раза существенно скажется на финансово-экономических показателях работы производителей товаров и окажет влияние на размер конечной стоимости продукта для потребителя, что приведет к снижению спроса на продукцию.

Все производители и импортеры упаковки могут освободиться от платы путем применения собственной системы сбора отходов, что является приоритетным способом выполнения обязанности в рамках расширенной ответственности производителей.

Указом № 313 установлены условия для развития собственной системы сбора отходов производителями и поставщиками. Нормативы для самостоятельного сбора отходов установлены значительно ниже (40% для сбора отходов пластмасс), плату же необходимо вносить за 100% от выпущенных на рынок товаров. Учитывая, что производители и поставщики не создают собственной системы сбора отходов пластмасс, то можно сделать выводы, что размеры платы не являются критичными.

Размер платы в среднем составит около 1,4 копейки на одну пластиковую бутылку (т.е. увеличение составит менее 1 копейки) при этом в настоящее время цена в торговых сетях на один и тот же товар существенно различается (до 73%): например, напиток «Coca-Cola» 1,5 л стоит от 1,45 до 2,01 рублей, т.е. разница в цене составляет 56 копеек; квас «Лидский темный» 1,5 л от 1,15 до 1,99 рублей, разница 84 копейки.

Учитывая изложенное, можно сделать выводы об отсутствии существенного влияния увеличения платы на потребителя на фоне уже имеющегося диспаритета цен. Вместе с тем, постепенное увеличение платы за полимерную упаковку позволит повышать спрос потребителей на товары в экологичной упаковке (из стекла и бумаги).


 


Для сокращения нагрузки на бизнес предлагается:

- сохранение размеров платы для социальных продуктов;

- освобождение от платы экспортируемых товаров;

- использование на этикетках производителей логотипа, подтверждающего внесение платы за отходы.

В соответствии с Указом № 313 обязанность по организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов упаковки, в том числе по внесению платы, не распространяется:

- на производителей и поставщиков упаковки для товаров, включенных в перечень социально значимых;

- на производителей и поставщиков упаковки и товаров в упаковке, реализуемых за пределы Республики Беларусь.

В 2014 г. Национальным центром интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь произведена регистрация изобразительного товарного знака, который информирует потребителя о том, что товар и (или) упаковка участвуют в системе обеспечения сбора, обезвреживания и (или) использования отходов.

Знак может быть предоставлен для использования при маркировке товаров и упаковки производителям и поставщикам на безвозмездной основе.

 


Установление высокой платы негативно скажется на привлечении иностранных инвестиций.

Полагаем, что меры, направленные на сокращение производства и использования неперерабатываемой или сложно перерабатываемой полимерной упаковки и увеличение объемов сбора и переработки отходов упаковки, напротив должны способствовать внедрению новых технологий производства экологичной упаковки, сбора и переработки отходов упаковки, переходу на ответственные формы ведения бизнеса, когда работа в интересах предприятия будет дополняться решением социально-экологических проблем.



В Республике Беларусь отсутствует производство стеклянной тары надлежащего качества для замены пластиковой.

      Принятые меры по сокращению производственных затрат и увеличению объема продаж позволили обеспечить стабильную работу стеклотарных предприятий республики. Кроме того, в текущем году частными инвесторами введены в эксплуатацию дополнительные мощности по производству стеклотары.

Стеклотарными предприятиями республики на постоянной основе реализуются мероприятия по модернизации производства с применением передовых технологий, направленные на увеличение производственных мощностей и выпуск инновационной импортозамещающей продукции.

В настоящее время отечественными стеклозаводами обеспечивается поставка стеклотарной продукции не только на внутренний, но и на внешние рынки.



В обосновании не указано, что социальным последствием станет увеличение расходов граждан на продукты.

      Оценка возможного изменения доходов и расходов граждан отражается в финансово-экономическом обосновании к проекту (пункт 36 Инструкции по прогнозированию последствий принятия (издания) нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2019 № 54).
В разделе 7.2 обоснования (стр. 5) указано, что «оценка возможного изменения доходов и расходов граждан приведена в финансово-экономическом обосновании». В пункте 1 раздела V финансово-экономического обоснования приведена соответствующая оценка возможного увеличения расходов граждан.



Сумма сбора в прошлом году была увеличена в 2 раза. Сбор и переработка в два раза не увеличилась.

      Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2018 № 979 с 1 апреля 2019 г. сумма платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов в отношении полимерной упаковки увеличена с 160 до 180 рублей за тонну, т.е. не в 2 раза, а на 12,5%.
Рост объемов сбора полимерных отходов по итогам 9 месяцев 2019 г. составил 118,5%, т.е. превысил рост платы.



Для первичной упаковки продуктов питания, позволяющей значительно увеличить сроки годности продукции, необходимо применять льготные условия, в том числе по причине невозможности замены полимерных материалов аналогами без изменения применяемого упаковочного оборудования и с сохранением текущих сроков годности.

      Для возможности рассмотрения замечаний и предложений по существу они, как правило, должны содержать предлагаемую редакцию структурного элемента проекта нормативного правового акта, к которому относятся.

Отсутствие предлагаемой редакции проекта постановления, а также четкого описания видов упаковки, в отношении которой предлагается «применять льготные условия», способов ее однозначной идентификации из общего объема упаковки, а также обоснования невозможности сохранения сроков годности продукции при использовании других видов упаковки, не позволяет рассмотреть поступившее предложение по существу.

При этом следует отметить, что Указ № 313 уже содержит льготные условия для товаров, включенных в перечень социально-значимых, в том числе в отношении большинства мясной и молочной продукции, которые имеют   короткий срок годности: мясо (говядина, свинина, мясо кур и цыплят-бройлеров), отрубы и крупнокусковые полуфабрикаты, изделия колбасные вареные (колбасы вареные, сосиски, сардельки), масло сливочное, молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметана, творог, сыр (твердый, полутвердый), детское питание: сухие смеси, каши, консервы.



Необходимо учитывать в ставке удельную массу упаковки на 1 кг упакованной продукции.

      В соответствии с Указом № 313 обязанность по организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов упаковки возлагается на производителей и поставщиков упаковки, а также поставщиков товаров в упаковке. Производители и поставщики упаковки не всегда будут являться и производителями товаров в этой упаковке, таким образом обеспечить единообразное применение размеров платы в привязке к удельной массе упаковки в составе упакованной продукции не представляется возможным.
Вместе с тем, т.к. любой субъект хозяйствования должен стремиться сократить свои расходы, в том числе и на приобретение упаковки для производимых товаров, то в условиях увеличения стоимости упаковки (и расходов на ее приобретение) для минимизации издержек придется сокращать ее количество.



Декларируемые цели принятия проекта (стимулирование применения собственной системы сбора отходов производителями и поставщиками) не соответствуют действительности.

Практика применения Указа № 313 показывает, что для производителей и поставщиков установлены невыполнимые условия для организации собственной системы сбора отходов.

      Практика применения Указа № 313 свидетельствует, что производителями и поставщиками товаров и упаковки успешно применяется собственная система сбора отходов.

Такой способ выполнения обязанности по Указу № 313 применяется в отношении значительного количества стеклянной упаковки, а также шин, по которым возникает обязанность (на уровне 40%).

При этом для сбора стеклянной упаковки установлены более высокие нормативы, чем по другим видам товаров и упаковки.

Повышение в 2019 году платы в отношении техники и электроники также способствовало тому, что поставщики таких товаров стали переходить на применение собственной системы сбора отходов вместо платы. Объемы сбора отходов бытовой техники в 2019 году выросли в два раза.

Таким образом, практика показывает, что условия создания собственной системы сбора отходов выполнимы, а повышение размеров платы стимулирует поставщиков на переход к такому способу выполнения обязанности по Указу № 313.



Ассоциация компаний информационных технологий настаивает на снижении размеров платы в отношении техники и электроники в соответствии с ранее направленными предложениями.

      Предложения Ассоциации компаний информационных технологий по установлению размеров платы в отношении техники и электроники были рассмотрены.

Для рассмотрения предложений по существу были запрошены пояснения к представленным размерам платы, т.к. предлагаемые размеры значительно ниже затрат на сбор и переработку техники и установленных размеров компенсации за такую деятельность.

Ассоциацией компаний информационных технологий пояснений к предлагаемым размерам платы не было представлено и рассмотреть предложения по существу не представляется возможным.



Проект постановления противоречит принятым законодательным актам, направленным на ограничение роста индекса потребительских цен и уровня инфляции.

      За январь-декабрь 2018 г. товарооборот в розничной торговле и общественном питании составил 47 726,9 млн. рублей.

Возможное максимальное увеличение расходов физических лиц, связанных с увеличением платы, составляет 18,518 млн. рублей или 0,04% от уровня товарооборота в 2018 г.

Кроме того, наличие существенного диспаритета цен (до 73%) на один и тот же товар в различных торговых сетях говорит о наличии резерва для сохранения цены, учитывая, что увеличение платы на одну бутылку составит менее 1 копейки (выше приведены примеры, что разница в цене может составлять и 56, и 84 копейки).

Учитывая изложенное, можно сделать выводы об отсутствии существенного влияния платы в целом на уровень потребительских цен в краткосрочном периоде.



В связи с тем, что плата превышает, установленную в Российской Федерации, отечественная продукция неконкурентоспособна на рынке ЕАЭС.

         Плата, вносимая производителями и поставщиками за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, применяется в одинаковой степени, как для производителей, так и для импортеров. В отношении экспортируемых товаров требование по организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов не применяется. Таким образом, выводы о снижении конкурентоспособности отечественных товаров по сравнению с импортными в связи с увеличением платы необоснованны.


Информация предоставлена Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».