Правительством России определены предельные значения страховой суммы и порядок расчета страховых сумм по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019г. № 433 «Об определении страховых сумм по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации по договорам страхования жилых помещений, заключенным в рамках программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, и Правил расчета максимального размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования» определено, что участие страховщика по договору страхования в возмещении ущерба, причиненного жилому дому, квартире, иному виду жилого помещения, определенного Жилищным кодексом Российской Федерации, в случае утраты (гибели) в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, застрахованного в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, определяется в предельных значениях страховой суммы от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
Конкретный размер минимального объема обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в указанных пределах значений устанавливается в программе единым в отношении всех жилых помещений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, либо дифференцируется для жилых помещений, расположенных на территориях отдельных муниципальных образований субъекта Российской Федерации, в зависимости от одного или нескольких из следующих факторов:
- кадастровая стоимость жилых помещений ниже максимального значения минимального объема обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, составляющего 500 тыс. рублей;
- степень физического износа жилых помещений свыше 60 процентов;
- типы жилых помещений (кирпичное, крупноблочное, крупнопанельное, из монолитного бетона, облегченных блоков и др.);
- виды жилых помещений (жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната);
- иные обстоятельства, имеющие существенное значение при определении минимального объема обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, указанные в программе.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
9 июня Министерством финансов принято постановление № 48 «О форме распоряжения о взыскании в бесспорном порядке сумм страховых выплат».
Постановлением установлена форма распоряжения о взыскании в бесспорном порядке сумм страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Форма данного документа применяется в отношении сумм страховых выплат, излишне перечисленных после наступления обстоятельств, влекущих прекращение этих выплат.
Правовой акт принят в соответствии с Положением об обязательном страховании, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 10 (комментарий Минфина к Указу по ссылке).
Постановление вступило в силу 19 июня 2025 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Министерством финансов 30 апреля 2025 г. принято постановление № 28 «О формах документов по отдельным видам обязательного страхования».
Документом установлены формы:
- реестра заключенных договоров обязательного страхования с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы;
- требования об уплате полной суммы страхового взноса по договору обязательного страхования с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы ранее установленных сроков в связи с выплатой страховой суммы по этому договору в полном объеме;
- требования об уплате дополнительного страхового взноса по договору обязательного страхования с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы;
- страхового полиса по обязательному страхованию гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу о несостоятельности или банкротстве;
- заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу о несостоятельности или банкротстве;
- бланка страхового свидетельства по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов;
- заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов.
Одновременно правовым актом корректируются постановления ведомства от 7 февраля 2003 г. № 16 «О нормативе ответственности» и от 26 мая 2010 г. № 62 «Об установлении размера комиссионного вознаграждения».
Также вносятся изменения в Инструкцию об особенностях осуществления видов личного страхования, относящегося к страхованию жизни, утвержденную постановлением Министерства финансов от 24 сентября 2014 г. № 60. Она дополнена нормой, уточняющей, что по договору страхования дополнительной пенсии со страхователем-организацией застрахованными лицами могут выступать физлица, работающие в такой организации по трудовым договорам и не достигшие общеустановленного пенсионного возраста.
Кроме того, ряд постановлений Министерства финансов признается утратившим силу, в том числе:
- от 6 сентября 2006 г. № 109 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности»;
- от 6 июня 2014 г. № 29 «О формах документов по отдельным видам обязательного страхования».
Правовой акт принят в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З «О страховой деятельности» (комментарий к Закону по ссылке).
Постановление вступает в силу с 31 мая 2025 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Постановлением Министерства финансов от 21 апреля 2025 г. № 25 скорректировано постановление ведомства от 10 февраля 2025 г. № 9 «О предельных размерах выплат страховым агентам и страховым брокерам».
В частности, документом уточнены размеры вознаграждения страховому брокеру за оказанные услуги, получаемого от страховой организации в предусмотренных законодательством о страховании случаях:
- 20 % от суммы страховых взносов по договору – по каждому договору добровольного страхования (перестрахования), не относящегося к страхованию жизни (исключение – добровольное страхование медицинских расходов и страхования наземных транспортных средств);
- 8,5 % от суммы страховых взносов по договору – по каждому договору добровольного страхования медицинских расходов;
- 1,5 % от суммы страховых взносов по договору – по каждому договору добровольного страхования наземных транспортных средств;
- 12 % от суммы страховых взносов по договору – по каждому договору добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни.
Кроме того, определены размеры вознаграждения страховому брокеру за оказанные услуги, получаемого от страхователя – юрлица, гражданина, осуществляющего индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юрлица. Они составят:
- 3 % от суммы страховых взносов по договору, но не более 500 базовых величин, – по каждому договору добровольного или вмененного страхования, не относящегося к страхованию жизни (исключение – добровольное страхование медицинских расходов и страхования наземных транспортных средств);
- 0,1 % от суммы страховых взносов по договору, но не более 500 базовых величин, – по каждому договору добровольного страхования медицинских расходов;
- 1,5 % от суммы страховых взносов по договору, но не более 500 базовых величин, – по каждому договору добровольного страхования наземных транспортных средств;
- 2 базовые величины, но не более 24 базовых величин в год, – за оказание услуг, результатом которых не стало заключение договора страхования или исполнение договора страхования, заключенного с участием страхового брокера.
При этом установлено, что договоры, заключенные между страховыми брокерами и страхователями и (или) страховыми организациями до вступления в силу постановления № 25, подлежат приведению в соответствие с ним.
Правовой акт принят согласно Указу Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 «О страховании» и Закону Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З «О страховой деятельности».
Постановление вступило в силу 2 мая 2025 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Право на пенсионное обеспечение в нашей стране гарантировано Конституцией и реализуется Законом «О пенсионном обеспечении» и другими нормативными правовыми актами, регулирующими правовые отношения в данной области. На выплату пенсий, которые являются важнейшей составляющей социальной защиты, ежегодно направляется порядка 80 % расходной части государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, или 9 % внутреннего валового продукта. В настоящий момент выплаты получают более 2,4 млн человек. Как работает пенсионная система Республики Беларусь, из каких источников формируются средства для выплаты пенсий, и какие меры приняты в нашей стране для повышения материального обеспечения в преклонном возрасте, Pravo.by рассказала Виктория Трухан, первый заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
– Виктория Александровна, что представляет собой система государственного социального страхования, когда мы говорим про пенсионное обеспечение наших граждан?
– За счет средств государственного социального страхования (при соблюдении условий, установленных законодательством) граждане обеспечиваются пенсиями по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, профессиональными пенсиями.
Система государственного социального страхования в Республике Беларусь является солидарной (распределительной) системой. Она выступает важным элементом социальной политики, направленным на поддержание стабильности и справедливости в обществе, и основана на принципе солидарности поколений и коллективной ответственности.
Если простыми словами, то средства для выплаты пенсий формируются из обязательных страховых взносов работающих граждан и работодателей. Эти взносы собираются в общий фонд, который используется для обеспечения выплат нынешним пенсионерам. Принцип солидарности действует как в отношении поколений и территорий, так и в отношении категорий получателей по видам пенсий.
– Какие виды пенсионного обеспечения реализованы в Беларуси, и кто имеет право на выплаты?
– Пенсионная система Республики Беларусь включает в себя несколько сегментов, таких как трудовые (страховые) пенсии, социальные пенсии, профессиональное пенсионное страхование за выполнение работы с особыми условиям труда и отдельными видами профессиональной деятельности, а также обособленная часть, которая задействуется при желании работника или его работодателя, – добровольное пенсионное обеспечение.
Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию, и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда.
Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины с общим стажем работы не менее 25 лет, женщины – не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста. С 2022 года общеустановленный пенсионный возраст для мужчин – 63 года, для женщин – 58 лет.
Но не следует забывать, что обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет является наличие стажа работы с уплатой взносов в бюджет фонда, так называемого страхового стажа. В 2025 году и в последующие годы он составит 20 лет.
Выплата социальной пенсии адресована тем, кто не имеет права на трудовую пенсию. В большинстве случаев право на трудовую пенсию не формируется по объективным причинам – дети-инвалиды, инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильца. Только отдельная группа граждан получает социальную пенсию в преклонном возрасте в связи с невыполнением установленных требований по уплате взносов.
С 1 января 2009 г. в Республике Беларусь введено профессиональное пенсионное страхование отдельных категорий работников, занятых в особых условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании»). Основная цель профессионального пенсионного страхования – предоставление профессиональной пенсии в качестве целевого возмещения утраты заработной платы вследствие прекращения работы в особых условиях труда.
– В Беларуси c 2022 года действует такой элемент пенсионной системы, как добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии. Для чего он был введен?
– 27 сентября 2021 г. Главой государства был подписан Указ № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии», в соответствии с которым с 1 октября 2022 г. в нашей стране введен новый вид страхования – добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства, и следовательно появился новый элемент пенсионной системы с возможностью накопить на «вторую» пенсию. До момента вступления в силу Указа № 367 добровольное страхование осуществлялось рядом страховых компаний только на коммерческой основе.
Цель нововведения – расширить возможности для повышения материального обеспечения в старости. Государство поддержит работников, принявших решение самостоятельно повлиять на свой доход в пенсионном возрасте, так как часть взносов на накопительную пенсию будет оплачена из государственных средств.
Безусловно, до запуска новой пенсионной программы необходимо было решить ряд организационных и технических вопросов, с которыми мы успешно справились.
В первую очередь это эффективно выстроенное информационное взаимодействие между участниками новой пенсионной системы, которое нашло отражение в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2022 г. № 179 «Об информационном взаимодействии работодателя и страховщика» и постановлении правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2022 г. № 3 «О порядке информационного взаимодействия по вопросам добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии».
Для реализации норм Указа № 367 потребовалось доработать автоматизированные информационные системы Фонда и Государственного предприятия «Стравита» и внести соответствующие изменения в форму отчетности о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
На постоянной основе проводится информирование граждан о возможностях программы. Особое внимание в части разъяснений норм Указа № 367 уделяется бухгалтерским службам субъектов хозяйствования, которые обеспечивают учет и управление финансовыми потоками по формированию накоплений на именном лицевом счете на дополнительное накопительное пенсионное страхование.
– Как работает эта пенсионная программа, и кто в ней может участвовать?
– Наряду с обязательным 1-процентным взносом в бюджет фонда работник по желанию может уплачивать дополнительный взнос на накопительную пенсию по выбранному им тарифу, но не более 10 % от фактического заработка. В случае участия работника в данной программе работодатель обязан будет уплатить дополнительный взнос на накопительную пенсию соразмерно тарифу взноса работника, но не более 3 %.
Немаловажным является то, что при вступлении работника в новую программу работодатели не несут дополнительной финансовой нагрузки, так как их обязательный 28-процентный взнос в бюджет фонда соразмерно уменьшится (от 1 % до 3 %). Тем самым устраняется элемент, сдерживающий участие работодателя в дополнительной пенсионной системе. Например, если в пенсионные накопления работника нужно будет направить 3 %, то в бюджет фонда будет перечислено 25 %. В итоге в сумме взнос работодателя, как и ранее, составит 28 %.
Право участвовать в новом страховании предоставляется работникам, за которых их работодателями уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет фонда. Наличие работодателя и факт уплаты им взносов позволяет «запустить» механизм государственного софинансирования будущей накопительной пенсии. Вступать в новую программу можно не позднее чем за три года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. За меньший период пенсионные накопления будут мизерными.
Указом № 367 предусмотрено, что республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита» отказывает в заключении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования, если работодатель работающего гражданина находится в процессе ликвидации и (или) экономической несостоятельности (банкротства).
– Какие возможности предоставляет добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии?
– В новой системе пенсионных сбережений есть весомые стимулы, которые пробуждают интерес граждан к формированию личных пенсионных сбережений:
гарантия сохранности пенсионных накоплений;
возможность их наследования;
социальный налоговый вычет на сумму уплаченных за счет средств работника страховых взносов на будущую накопительную пенсию, т.е. льгота по подоходному налогу;
вступление работника в новую программу никак не отразится на его трудовой (солидарной) пенсии. Ее размер будет определяться по тем же правилам, что и у работников, не участвующих в добровольном страховании, – исходя из показателей стажа и заработка до обращения за пенсией;
раз в год работник имеет право изменить выбранный тариф страховых взносов;
возможность приостановления участия в системе в любой момент, при этом сформированные пенсионные накопления фиксируются на именном лицевом счете человека, на них продолжит начисляться доходность. Однако выплата накоплений будет осуществляться только после достижения общеустановленного пенсионного возраста в течение 5 или 10 лет (исходя из избранного работником срока получения). Важно знать, что после приостановления участия за работником сохраняется право снова приступить к уплате взносов.
– Сколько договоров страхования дополнительной накопительной пенсии заключено на сегодняшний день, и какой тариф наиболее популярен у граждан?
– С момента запуска программы более 49,3 тыс. человек заключили договор страхования дополнительной накопительной пенсии. Здесь хотелось бы обратить внимание работников на то, что мало заключить договор, необходимо уведомить об этом своего работодателя, написав заявление в установленном порядке. Только после перечисления страховых взносов на именной лицевой счет работник становится полноправным участником новой программы. При этом работодатель не вправе отказать, если его работник изъявил желание и ответственно отнесся к возможности улучшить свое благосостояние в посттрудовом периоде.
В простонародье добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства называют программой «3+3», т.к. это наиболее популярный тариф. Его выбрало порядка 65 % участников. Активно участвуют женщины – порядка 70 %.
По видам экономической деятельности наибольшее количество договоров добровольного страхования в рамках Указа заключено работниками сфер здравоохранения и социальных услуг, образования, государственного управления, финансовой и страховой деятельности.
– Спасибо за интересную беседу!
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Советом Министров 18 октября принято постановление № 768 «О добровольном страховании жизни и дополнительной пенсии».
Документом определен перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых организации вправе заключать договоры добровольного страхования жизни в пользу физических лиц, работающих в таких организациях по трудовым договорам. В него, в частности, включены сельское, лесное и рыбное хозяйство, горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, строительство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, образование, здравоохранение и социальные услуги.
При этом договоры добровольного страхования жизни, заключенные страхователями-организациями, осуществляющими виды экономической деятельности, не включенные в перечень, в пользу своих работников до вступления в силу постановления № 768, действительны до окончания срока их действия на тех условиях, на которых они были заключены. Однако после вступления в силу данного постановления включение в такие договоры новых застрахованных лиц не допускается.
Если страхователи-организации осуществляют включенную в перечень деятельность, то заключенные ими договоры добровольного страхования жизни до вступления в силу постановления № 768 действительны до окончания срока их действия на тех условиях, на которых они были заключены. Новые застрахованные лица не допускается включать в данные договоры без приведения условий договоров в соответствие с правовым актом (после вступления его в силу).
Что касается договоров добровольного страхования дополнительной пенсии, то заключенные страхователями-организациями в пользу своих работников до вступления в силу постановления, действительны до окончания срока их действия на тех условиях, на которых они были заключены. После вступления в силу правового акта включение в указанные договоры новых застрахованных лиц не допускается без приведения условий договоров в соответствие с постановлением.
Также установлено, что размер страховой суммы на застрахованное лицо по каждому договору добровольного страхования жизни и договору добровольного страхования дополнительной пенсии не может превышать страховую сумму, рассчитанную исходя из ежемесячного страхового взноса в размере трех месячных минимальных заработных плат на одного работника в месяц.
На бюджетные организации действие постановления не распространяется.
Правовой акт принят в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З «О страховой деятельности».
Постановление вступает в силу с 1 января 2025 г.
Новости по теме:
Министерство финансов – об изменении законодательства о страховании
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».