Начала работу шестая сессия Палаты представителей Национального собрания шестого созыва
Стартовала очередная парламентская сессия. Сейчас в комиссиях Палаты представителей находится 65 законопроектов, 37 из которых полностью подготовлены к рассмотрению.
По словам Председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, перечень содержащихся в этих законопроектах вопросов отражает почти весь спектр задач по развитию стабильной деловой среды, IT-сектора, продвижению «зеленой» экономики, повышению качества жизни в различных сферах, поддержанию мира, стабильности и общественного согласия.
«Повестка сессии формировалась в тесной увязке с ключевыми вопросами общественно-политической жизни, которые сегодня так широко и заинтересованно обсуждаются в стране по инициативе Главы государства», – сказал он.
Владимир Андрейченко также отметил, что депутаты намерены активно участвовать в работе над бюджетно-налоговым законодательством.
Он напомнил об одобренной недавно Президентом Концепции информационной безопасности, с учетом которой нужно будет строить свою работу депутатам. Так, на рассмотрении в Парламенте находится законопроект, направленный на усиление борьбы с пропагандой нацизма и экстремизма, сейчас документ готовится ко второму чтению. Первое чтение сегодня прошел антидопинговый проект закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь».
«На первый взгляд, его связь с безопасностью в сфере информации не так очевидна, – отметил Председатель Палаты представителей. – Но мы видим, какой невосполнимый урон допинговые скандалы могут нанести репутации спортсменов, да и государства в целом. Нам это совершенно не нужно, особенно накануне II Европейских игр».
Всего на повестку дня первого заседания весенней сессии было вынесено 11 вопросов, включая проекты изменений Закона «Об охране труда», Кодекса о браке и семье, жилищного законодательства, законопроект о ратификации соглашения о международных договорах ЕАЭС.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – официальный сайт Палаты представителей )
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Одной из важнейших компетенций квалифицированного специалиста любой профессии в современном обществе является высокий уровень правовой информированности и правовой культуры.
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь осуществляет деятельность по созданию центров эталонной правовой информации и инновационных площадок в учреждениях высшего образования для обеспечения научного, учебного, воспитательного и информационно-просветительского процессов.

Министерство по чрезвычайным ситуациям – ключевое ведомство, стоящее на страже жизни и безопасности наших граждан. Сложно найти более благородную и ответственную профессию, чем спасатель. Подготовка высококвалифицированных специалистов в области пожарной, ядерной и радиационной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций невозможна без надежного правового фундамента.
Результатом плодотворного сотрудничества НЦЗПИ и МЧС стало открытие 12 ноября в Университете гражданской защиты МЧС и его филиалах новых площадок по обеспечению доступа к актуальной законодательной базе – центров эталонной правовой информации и инновационной площадки.
В торжественной церемонии открытия приняли участие представители НЦЗПИ и МЧС, руководство и сотрудники университета, курсанты. Начальник Университета гражданской защиты Иван Полевода и заместитель директора НЦЗПИ Вячеслав Абрамов подписали Положения о ЦЭПИ и инновационной площадке, закрепив их правовой статус и основные направления деятельности.
Поздравив собравшихся с этим знаковым событием, заместитель директора НЦЗПИ Вячеслав Абрамов поделился с присутствующими предысторией возникновения идеи о создании центров доступа к правовой информации для работников МЧС и подготовке к старту такого важного проекта. «Открытие центров эталонной правовой информации и инновационной площадки даст возможность курсантам университета получать достоверную правовую информацию в стенах учреждения образования в любое время, когда эта информация нужна», – убежден Вячеслав Анатольевич.

Начальник Университета гражданской защиты Иван Полевода отметил, что работа центра эталонной правовой информации имеет особое значение для подготовки специалистов в области надзорной деятельности. Он подчеркнул, что работа в этой сфере требует высокой правовой ответственности и умения точно обосновывать каждое решение ссылками на действующее законодательство. Доступ к официальным и актуальным правовым источникам позволит избежать профессиональных ошибок и повысить качество выполняемой работы.

Новая инновационная площадка кафедры повышения квалификации филиала «Институт переподготовки и повышения квалификации» Университета предоставит курсантам и преподавателям возможность использовать современные практико-ориентированные инструменты в образовательном процессе. Доступ к системе «ЭТАЛОН-ONLINE» поможет подготовить специалистов, способных грамотно ориентироваться в правовом поле, оперативно отслеживать изменения в законодательстве.


В целях оперативного освоения возможностей системы «ЭТАЛОН-ONLINE» специалистами НЦЗПИ сразу после торжественного открытия центров для преподавателей и курсантов было организовано практическое занятие. В ходе мероприятия участники получили ценные навыки по эффективному поиску информации, изучили аналитические инструменты системы и научились отслеживать изменения в законодательстве, что поможет им максимально эффективно использовать «ЭТАЛОН-ONLINE» в дальнейшей работе и учебном процессе. Сотрудничество между НЦЗПИ и Университетом гражданской защиты МЧС позволит усовершенствовать подходы к подготовке квалифицированных специалистов, готовых к решению самых сложных задач, стоящих перед системой МЧС.
|
СПРАВКА PRAVO.BY НЦЗПИ начал сотрудничество с ведущими учреждениями высшего образования страны по созданию инновационных площадок с 2013 года. Инновационная площадка кафедры повышения квалификации филиала «Институт переподготовки и повышения квалификации» Университета гражданской защиты МЧС стала 10-й по счету в Республике Беларусь |
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
29 октября состоялось заседание Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь под председательством Петра Миклашевича. Об этом сообщили в пресс-службе Конституционного Суда.
Участники заседания рассмотрели вопрос о совершенствовании юридического образования в современных условиях.
Как отметили в пресс-службе Конституционного Суда, государственная политика в сфере юридического образования направлена на создание условий для подготовки высококвалифицированных юридических кадров в целях эффективного функционирования органов государственной власти и управления, обеспечения законности и правопорядка, устойчивого развития национальной правовой системы в соответствии с актуальными потребностями общества и государства.
Ориентиры развития юридического образования определены в Концепции правовой политики Республики Беларусь, Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, Директиве Президента Республики Беларусь от 9 апреля 2025 г. № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства».
«Принятая в 2017 году Концепция развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 года в целом реализована», – проинформировали на заседании Совета.
При этом было указано, что в современных условиях стремительного развития технологий искусственного интеллекта, биотехнологий, нанотехнологий и иных достижений прогресса требуется постоянное обновление содержания образовательных программ и повышение уровня практической подготовки специалистов юридического профиля. Кроме того, сегодня от квалифицированного юриста требуется глубокое знание не только законодательства, но и специфики той области общественных отношений, где происходит применение его юридических компетенций (в экономике, цифровой и других сферах).
Также участники мероприятия обратили внимание на необходимость развития структуры юридических факультетов и учреждений высшего образования с включением в нее кафедр, обеспечивающих преподавание новых перспективных отраслей права, а также соответствующих научно-прикладных центров компетенций.
Подчеркнута стоящая перед системой образования задача – обеспечить сочетание в образовательном процессе глубокой теоретической подготовки и практикоориентированности как базового требования к юридическому образованию, определенного Концепцией правовой политики Республики Беларусь.
По итогам состоявшегося обсуждения для дальнейшего развития и совершенствования системы юридического образования, повышения качества и эффективности подготовки юридических кадров в соответствии с пунктом 39 Концепции правовой политики Совет рекомендовал Правительству Республики Беларусь разработать и утвердить Концепцию развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2035 года и план мероприятий по ее реализации.
Кроме того, при разработке Концепции рекомендовано исходить из необходимости:
- введения подготовки юристов с углубленным образованием, включающим обязательное освоение студентами содержания образовательной программы магистратуры, для обеспечения в установленном порядке высококвалифицированными кадрами важнейших сфер правовой системы (в первую очередь на юридическом факультете Белорусского государственного университета);
- совершенствования системы прогнозирования потребности в юридических кадрах для государственной службы и правового обеспечения отраслей экономики с целью оптимизации структуры и объемов подготовки специалистов юридического профиля с высшим и средним специальным образованием;
- организации подготовки специалистов юридического профиля, обладающих дополнительными специальными знаниями в различных областях (информационные технологии, искусственный интеллект и др.);
- предоставления в установленном порядке выпускникам учреждений высшего образования возможности поступления в аспирантуру без обязательного освоения содержания образовательной программы магистратуры в целях обеспечения доступа к осуществлению научной и преподавательской деятельности;
- совершенствования порядка распределения / направления на работу студентов выпускных курсов с целью максимальной интеграции теоретического обучения с получением практических навыков по месту будущего трудоустройства.
Министерству образования совместно с другими государственными органами предложено обеспечить:
- своевременное включение новых профилизаций общего и углубленного высшего образования в учебные планы юридических специальностей с учетом развития общественных отношений и научно-технического прогресса;
- внедрение новых учебных дисциплин правового цикла в учебные планы и образовательный процесс с учетом динамики развития общественных отношений, в том числе в сферах информационных технологий, робототехники, биотехнологий, нанотехнологий, энергетики;
- развитие структуры юридических факультетов и учреждений высшего образования, включение в нее кафедр, обеспечивающих преподавание новых перспективных отраслей, а также соответствующих научно-прикладных центров компетенций в сотрудничестве с заказчиками кадров;
- усиление идеологической составляющей в подготовке юридических кадров с целью обеспечения высокого уровня патриотизма и формирования устойчивой гражданской позиции.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
На Pravo.by опубликован Закон Республики Беларусь от 17 октября 2025 г. № 100-З «Об изменении законов по вопросам предоставления займов», которым корректируются Гражданский кодекс, законы Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» и от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе».

В частности, изменениями в Гражданский кодекс дополнительно:
- предусмотрен запрет на использование в наименовании юридического лица, не являющегося микрофинансовой организацией или иным юридическим лицом, которое в соответствии с законодательными актами вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, слов «заем», «микрозаем», «микрофинансирование», «деньги в долг» или производных от этих слов;
- установлены ограничения на предмет залога по договору залога. Так, не может являться предметом залога по договору залога, заключаемому в обеспечение исполнения обязательств заемщика по договору займа между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, а также в обеспечение обязательств по договорам поручительства, заключаемым для обеспечения обязательств заемщика по такому договору займа:
единственный жилой дом, принадлежащий на праве собственности залогодателю, с хозяйственными постройками или без таковых;
единственная квартира, принадлежащая на праве собственности залогодателю, с хозяйственными постройками или без таковых;
доля в праве общей собственности на единственный жилой дом с хозяйственными постройками или без таковых, принадлежащая залогодателю;
доля в праве общей собственности на единственную квартиру с хозяйственными постройками или без таковых, принадлежащая залогодателю.
Скорректированы вопросы заключения договора займа. В том числе, запрещается предоставление займов гражданам субъектами хозяйствования, не осуществляющими микрофинансовую деятельность (за исключением займов своим работникам).
Гражданский кодекс дополнен статьей, регулирующей порядок заключения договора займа между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Устанавливается также запрет на предоставление гражданам займов в иностранной валюте, включая использование валютного эквивалента (за исключением займов между близкими родственниками).
Вводятся ограничения по размерам процентов, неустойки (штрафа, пеней), уплачиваемых по договорам займа.
«Данный законодательный акт направлен на защиту имущественных прав граждан, связанных с заимствованием денежных средств», – отметили в пресс-службе Главы государства.
Закон № 100-З вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Сегодня, в преддверии очередной сессии Парламента, состоялась встреча Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Игоря Петровича Сергеенко с трудовым коллективом Национального центра законодательства и правовой информации.

В ней принял участие также заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Вадим Ипатов.

Приветствуя гостей, директор НЦЗПИ Андрей Мательский поблагодарил руководство Палаты представителей за предоставленную возможность организации такой встречи:
«Это важное мероприятие позволяет обсудить текущее состояние законопроектной работы, вопросы, которые возникают в процессе формирования законодательства», – сказал Андрей Францевич.
Председатель Палаты представителей отметил, что встреча в таком формате позволяет обсудить существующее взаимодействие, а также наметить перспективные задачи.

Игорь Сергеенко проинформировал о результатах второй сессии Парламента, которая завершилась чуть более полутора месяцев назад. Он подчеркнул, что она проходила в период важнейших политических событий для нашей страны и ее будущего. Деятельность депутатов была сконцентрирована вокруг законодательной и международной деятельности, а также работы в избирательных округах.
Акцентируя внимание на проведенной работе по важнейшим законопроектам, руководитель нижней палаты белорусского Парламента отметил весомое значение и роль Центра в работе депутатского корпуса:
«Наше многогранное взаимодействие, если говорить о законодательной деятельности, начинается еще на стадии подготовки и обсуждения предложений в план подготовки проектов законодательных актов на очередной год, затем оно проявляется в процессе подготовки проектов законов, их предварительном обсуждении еще до внесения в Палату представителей».
Председатель Палаты представителей привел примеры успешного сотрудничества.
Он отметил, что в целом взаимодействие Палаты представителей с Центром достаточно эффективно и результативно, а продуктивная нормотворческая деятельность Палаты представителей немыслима без активного в ней участия специалистов учреждения.
Игорь Сергеенко акцентировал внимание на активном применении при доработке законопроектов пакетного принципа их подготовки, при реализации которого используется такой инструмент, как изучение законотворческого опыта иностранных государств:
«В этой части интерес для нас представляют соответствующие возможности и ресурсы Центра, позволяющие изучать иностранный законодательный опыт».
Председатель Палаты представителей подчеркнул, что для депутатов крайне важно видеть и то, как идет реализация новых законов, анализировать актуальность и востребованность предписаний других законов со сложившейся уже правоприменительной практикой. Он обозначил направления, по которым Центр вносит свой вклад в эту работу: контроль за реализацией Правительством и другими органами заключительных положений принятых законов, проведение правового мониторинга, научные исследования.
Обозначая совместные задачи, Игорь Петрович подчеркнул: «Необходимо усилить экспертную проработку правовых инициатив, исключить закрепление в законах сложных и неоднозначных правовых норм, а также избыточность правового регулирования и множество актов законодательства по одним и тем же вопросам».
«Конечная цель нашей работы — качественное и эффективное законотворчество, отвечающее актуальным запросам государства и общества, требованиям стабильности правового регулирования», – подытожил Игорь Сергеенко.

Коллективу Центра также представилась уникальная возможность задать Игорю Петровичу ряд вопросов. Они охватили разные направления и касались инициирования проведения правового мониторинга в отношении действующих кодексов и законов, перспективных инициатив по дальнейшему совершенствованию законодательства, внедрения эффективных цифровых инструментов коммуникации с населением, совместной работы в ходе выездных заседаний Палаты представителей. Также работники Центра попросили высказать свои размышления по поводу традиционных общественных идей и ценностей белорусского народа.

Директор НЦЗПИ в свою очередь обозначил направления перспективного взаимодействия с Палатой представителей в ходе совместной работы.
В завершении мероприятия Андрей Мательский выразил благодарность руководству Палаты представителей и отметил, что только совместными усилиями возможно создать качественное законодательство, которое будет актуально и востребовано людьми.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)
На общественное обсуждение вынесен проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О товарных биржах».

Проект направлен на приведение положений Закона Республики Беларусь от 5 января 2009 г. № 10-З «О товарных биржах» (Закон о товарных биржах) в соответствие с принятыми (изданными) законодательными актами, а также на актуализацию его положений с учетом правоприменительной практики.
С учетом практики применения положений Закона о товарных биржах действующий механизм регулирования данной сферы в целом сохранен.
В то же время в законопроекте предусмотрена реализация принципиально новых подходов. Они направлены на обеспечение защиты как государственных интересов в области биржевой торговли, так и прав, и законных интересов ее участников на получение качественных услуг при проведении биржевых торгов и др.
Организатор общественного обсуждения – Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
Свои замечания и предложения можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси с 12 по 22 августа 2025 г. включительно.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
