Законопроект о повышении пенсионного возраста принят Госдумой России в окончательном чтении
Сегодня третье и окончательное чтение в Государственной Думе России прошел Закон «О внесении изменений по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Всего во время первого и второго чтений к законопроекту поступило 324 поправки, 9 из которых внес Президент РФ Владимир Путин.
В частности, документом предусмотрено поэтапное повышение пенсионного возраста – с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин. Переходный период продлится десять лет – до 2028 года.
Досрочно на пенсию смогут выйти:
- многодетные матери – с тремя детьми – на три года раньше срока, с четырьмя – на четыре года, с пятью и более – в 50 лет;
- люди, набравшие необходимый рабочий стаж – 37 лет для женщин и 42 для мужчин.
Людям, которые в ближайшие два года должны были выйти на пенсию, предоставлено право оформить пенсию на полгода раньше.
Кроме того, будет увеличено максимальное пособие по безработице для людей предпенсионного возраста – с 4 тысяч 900 рублей до 11 тысяч 280 рублей.
Для неработающих пенсионеров, живущих на селе, документом предусмотрена выплата 25%-ной надбавки к пенсиям.
Также начиная с 1 января 2019 года и заканчивая 2024 годом, индексация пенсий по старости будет осуществляться с 1 января (ранее – с 1 февраля). Это позволит в среднем увеличивать размер пенсий на 1000 рублей. После 2024 года индексация пенсий будет осуществляться два раза в год, она будет выше инфляции.
«Наконец, четко, в отличие от всех предыдущих лет в пенсионном законодательстве устанавливаются нормы, согласно которым теперь законодательно установлен порядок увеличения пенсий», – отметила заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова.
По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 21 апреля 2025 г. № 31 установлены новые размеры бюджета прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам на период с 1 мая по 31 июля 2025 г.
БПМ в среднем на душу населения установлен в размере Br462,58 (с 1 февраля по 30 апреля 2025 г. – Br447,64).
По основным социально-демографическим группам утверждены следующие размеры БПМ:
- трудоспособное население – Br498,01 (ранее – Br477,22);
- пенсионеры – Br333,59 (ранее – Br326,72);
- дети в возрасте до трех лет – Br288,72 (ранее – Br280,87);
- дети в возрасте от трех до шести лет – Br386,86 (ранее – Br376,96);
- дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – Br451,60 (ранее – Br442,76).
Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, в связи с изменением БПМ автоматически пересматриваются встроенные в систему социальной защиты различные надбавки и повышения, а также отдельные социальные выплаты, исчисляемые от размера БПМ:
- размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей;
- доплаты к пенсиям;
- пособия по уходу за инвалидом I группы либо за лицом, достигшим 80-летнего возраста;
- социальные пенсии.
Постановление вступает в силу после официального опубликования.
Следите за разделом «Официальное опубликование».
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(инфографика – Pravo.by)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Право на пенсионное обеспечение в нашей стране гарантировано Конституцией и реализуется Законом «О пенсионном обеспечении» и другими нормативными правовыми актами, регулирующими правовые отношения в данной области. На выплату пенсий, которые являются важнейшей составляющей социальной защиты, ежегодно направляется порядка 80 % расходной части государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, или 9 % внутреннего валового продукта. В настоящий момент выплаты получают более 2,4 млн человек. Как работает пенсионная система Республики Беларусь, из каких источников формируются средства для выплаты пенсий, и какие меры приняты в нашей стране для повышения материального обеспечения в преклонном возрасте, Pravo.by рассказала Виктория Трухан, первый заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
– Виктория Александровна, что представляет собой система государственного социального страхования, когда мы говорим про пенсионное обеспечение наших граждан?
– За счет средств государственного социального страхования (при соблюдении условий, установленных законодательством) граждане обеспечиваются пенсиями по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, профессиональными пенсиями.
Система государственного социального страхования в Республике Беларусь является солидарной (распределительной) системой. Она выступает важным элементом социальной политики, направленным на поддержание стабильности и справедливости в обществе, и основана на принципе солидарности поколений и коллективной ответственности.
Если простыми словами, то средства для выплаты пенсий формируются из обязательных страховых взносов работающих граждан и работодателей. Эти взносы собираются в общий фонд, который используется для обеспечения выплат нынешним пенсионерам. Принцип солидарности действует как в отношении поколений и территорий, так и в отношении категорий получателей по видам пенсий.
– Какие виды пенсионного обеспечения реализованы в Беларуси, и кто имеет право на выплаты?
– Пенсионная система Республики Беларусь включает в себя несколько сегментов, таких как трудовые (страховые) пенсии, социальные пенсии, профессиональное пенсионное страхование за выполнение работы с особыми условиям труда и отдельными видами профессиональной деятельности, а также обособленная часть, которая задействуется при желании работника или его работодателя, – добровольное пенсионное обеспечение.
Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию, и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда.
Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины с общим стажем работы не менее 25 лет, женщины – не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста. С 2022 года общеустановленный пенсионный возраст для мужчин – 63 года, для женщин – 58 лет.
Но не следует забывать, что обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет является наличие стажа работы с уплатой взносов в бюджет фонда, так называемого страхового стажа. В 2025 году и в последующие годы он составит 20 лет.
Выплата социальной пенсии адресована тем, кто не имеет права на трудовую пенсию. В большинстве случаев право на трудовую пенсию не формируется по объективным причинам – дети-инвалиды, инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильца. Только отдельная группа граждан получает социальную пенсию в преклонном возрасте в связи с невыполнением установленных требований по уплате взносов.
С 1 января 2009 г. в Республике Беларусь введено профессиональное пенсионное страхование отдельных категорий работников, занятых в особых условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании»). Основная цель профессионального пенсионного страхования – предоставление профессиональной пенсии в качестве целевого возмещения утраты заработной платы вследствие прекращения работы в особых условиях труда.
– В Беларуси c 2022 года действует такой элемент пенсионной системы, как добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии. Для чего он был введен?
– 27 сентября 2021 г. Главой государства был подписан Указ № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии», в соответствии с которым с 1 октября 2022 г. в нашей стране введен новый вид страхования – добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства, и следовательно появился новый элемент пенсионной системы с возможностью накопить на «вторую» пенсию. До момента вступления в силу Указа № 367 добровольное страхование осуществлялось рядом страховых компаний только на коммерческой основе.
Цель нововведения – расширить возможности для повышения материального обеспечения в старости. Государство поддержит работников, принявших решение самостоятельно повлиять на свой доход в пенсионном возрасте, так как часть взносов на накопительную пенсию будет оплачена из государственных средств.
Безусловно, до запуска новой пенсионной программы необходимо было решить ряд организационных и технических вопросов, с которыми мы успешно справились.
В первую очередь это эффективно выстроенное информационное взаимодействие между участниками новой пенсионной системы, которое нашло отражение в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2022 г. № 179 «Об информационном взаимодействии работодателя и страховщика» и постановлении правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2022 г. № 3 «О порядке информационного взаимодействия по вопросам добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии».
Для реализации норм Указа № 367 потребовалось доработать автоматизированные информационные системы Фонда и Государственного предприятия «Стравита» и внести соответствующие изменения в форму отчетности о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
На постоянной основе проводится информирование граждан о возможностях программы. Особое внимание в части разъяснений норм Указа № 367 уделяется бухгалтерским службам субъектов хозяйствования, которые обеспечивают учет и управление финансовыми потоками по формированию накоплений на именном лицевом счете на дополнительное накопительное пенсионное страхование.
– Как работает эта пенсионная программа, и кто в ней может участвовать?
– Наряду с обязательным 1-процентным взносом в бюджет фонда работник по желанию может уплачивать дополнительный взнос на накопительную пенсию по выбранному им тарифу, но не более 10 % от фактического заработка. В случае участия работника в данной программе работодатель обязан будет уплатить дополнительный взнос на накопительную пенсию соразмерно тарифу взноса работника, но не более 3 %.
Немаловажным является то, что при вступлении работника в новую программу работодатели не несут дополнительной финансовой нагрузки, так как их обязательный 28-процентный взнос в бюджет фонда соразмерно уменьшится (от 1 % до 3 %). Тем самым устраняется элемент, сдерживающий участие работодателя в дополнительной пенсионной системе. Например, если в пенсионные накопления работника нужно будет направить 3 %, то в бюджет фонда будет перечислено 25 %. В итоге в сумме взнос работодателя, как и ранее, составит 28 %.
Право участвовать в новом страховании предоставляется работникам, за которых их работодателями уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет фонда. Наличие работодателя и факт уплаты им взносов позволяет «запустить» механизм государственного софинансирования будущей накопительной пенсии. Вступать в новую программу можно не позднее чем за три года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. За меньший период пенсионные накопления будут мизерными.
Указом № 367 предусмотрено, что республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита» отказывает в заключении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования, если работодатель работающего гражданина находится в процессе ликвидации и (или) экономической несостоятельности (банкротства).
– Какие возможности предоставляет добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии?
– В новой системе пенсионных сбережений есть весомые стимулы, которые пробуждают интерес граждан к формированию личных пенсионных сбережений:
гарантия сохранности пенсионных накоплений;
возможность их наследования;
социальный налоговый вычет на сумму уплаченных за счет средств работника страховых взносов на будущую накопительную пенсию, т.е. льгота по подоходному налогу;
вступление работника в новую программу никак не отразится на его трудовой (солидарной) пенсии. Ее размер будет определяться по тем же правилам, что и у работников, не участвующих в добровольном страховании, – исходя из показателей стажа и заработка до обращения за пенсией;
раз в год работник имеет право изменить выбранный тариф страховых взносов;
возможность приостановления участия в системе в любой момент, при этом сформированные пенсионные накопления фиксируются на именном лицевом счете человека, на них продолжит начисляться доходность. Однако выплата накоплений будет осуществляться только после достижения общеустановленного пенсионного возраста в течение 5 или 10 лет (исходя из избранного работником срока получения). Важно знать, что после приостановления участия за работником сохраняется право снова приступить к уплате взносов.
– Сколько договоров страхования дополнительной накопительной пенсии заключено на сегодняшний день, и какой тариф наиболее популярен у граждан?
– С момента запуска программы более 49,3 тыс. человек заключили договор страхования дополнительной накопительной пенсии. Здесь хотелось бы обратить внимание работников на то, что мало заключить договор, необходимо уведомить об этом своего работодателя, написав заявление в установленном порядке. Только после перечисления страховых взносов на именной лицевой счет работник становится полноправным участником новой программы. При этом работодатель не вправе отказать, если его работник изъявил желание и ответственно отнесся к возможности улучшить свое благосостояние в посттрудовом периоде.
В простонародье добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства называют программой «3+3», т.к. это наиболее популярный тариф. Его выбрало порядка 65 % участников. Активно участвуют женщины – порядка 70 %.
По видам экономической деятельности наибольшее количество договоров добровольного страхования в рамках Указа заключено работниками сфер здравоохранения и социальных услуг, образования, государственного управления, финансовой и страховой деятельности.
– Спасибо за интересную беседу!
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 20 января 2025 г. № 6 установлены новые размеры бюджета прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам на период с 1 февраля по 30 апреля 2025 г.
БПМ в среднем на душу населения установлен в размере Br447,64 (с 1 ноября 2024 г. по 31 января 2025 г. – Br437,80).
По основным социально-демографическим группам утверждены следующие размеры БПМ:
- трудоспособное население – Br477,22 (ранее – Br468,58);
- пенсионеры – Br326,72 (ранее – Br319,93);
- дети в возрасте до трех лет – Br280,87 (ранее – Br274,09);
- дети в возрасте от трех до шести лет – Br376,96 (ранее – Br365,59);
- дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – Br442,76 (ранее – Br436,16).
Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, в связи с изменением БПМ автоматически пересматриваются встроенные в систему социальной защиты различные надбавки и повышения, а также отдельные социальные выплаты, исчисляемые от размера БПМ:
- размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей;
- доплаты к пенсиям;
- пособия по уходу за инвалидом I группы либо за лицом, достигшим 80-летнего возраста;
- социальные пенсии.
Постановление вступает в силу после официального опубликования.
Следите за разделом «Официальное опубликование».
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(инфографика – Pravo.by)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Сегодня, 20 января, Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 33 «О повышении пенсий».
Правовым актом предусмотрено повышение с 1 февраля 2025 г. всех видов трудовых пенсий (по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца) в среднем на 10 %.
Как отметили в Минтруда и соцзащиты, размер увеличения трудовой пенсии у каждого пенсионера будет свой в зависимости от продолжительности стажа и величины заработка, учтенных при исчислении ему пенсии, а также установленных доплат к основной пенсии.
«На выплату пенсий в феврале этого года будет направлено порядка Br2,2 млрд, из которых Br196 млн – дополнительные расходы в связи с повышением согласно Указу», – сообщили в пресс-службе Главы государства.
Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Следите за разделом «Официальное опубликование».
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Постановлением Министерства связи и информатизации и Министерства труда и социальной защиты от 13 декабря 2024 г. № 36/102 скорректирована Инструкция о порядке выплаты пенсий, пособий и осуществления других социальных выплат через объекты почтовой связи. Соответствующие изменения внесены в совместное постановление ведомств от 9 июня 2022 г. № 9/36.
Изменениями, в частности, определен порядок выплаты пенсии гражданам, которым в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 октября 2024 г. № 402 «О социальной поддержке» предоставлено право получать пенсию через объекты почтовой связи РУП «Белпочта» с оплатой за счет собственных средств оказываемой им услуги по выплате (доставке) пенсии.
СПРАВКА PRAVO.BY Согласно Указу от 29 октября 2024 г. № 402 гражданам, проживающим в г. Минске, городах областного подчинения или в населенных пунктах, являющихся административными центрами районов, выплата пенсии по их выбору может осуществляться через объект почтовой связи национального оператора почтовой связи в случаях, когда они:
|
В Минсвязи уточнили, что для получения пенсии через объект почтовой связи с оплатой за счет собственных средств услуги по выплате (доставке) пенсии получателю необходимо подать в орган по труду, занятости и социальной защите соответствующее заявление. При этом выплата пенсии производится РУП «Белпочта» после внесения получателем платы за услугу по выплате (доставке) пенсии с выдачей платежного документа (квитанции).
При отказе получателя от данной услуги ему необходимо известить об этом орган по труду, занятости и социальной защите.
Тарифы за выплату (доставку) пенсии через объект почтовой связи с оплатой за счет собственных средств такой услуги определены в постановлении Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 15 сентября 2023 г. № 60 «О тарифах на услуги почтовой связи общего пользования». В соответствии с изменениями, внесенными в данный правовой акт постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 30 декабря 2024 г. № 80, указанные тарифы с 19 января 2025 г. установлены в размере:
- Br1,8 – при получении пенсии в операционной кассе объекта почтовой связи;
- Br8,5 – при получении пенсии с доставкой на дом.
Постановление 36/102 вступило в силу 19 января 2025 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».