Совет Министров разрабатывает два новых важных для развития малого и среднего предпринимательства нормативных правовых акта
В работе Правительства находятся два документа, которые очень важны для предпринимателей, сообщил сегодня Премьер-министр Сергей Румас. Речь идет о проекте Декрета Президента Республики Беларусь о лицензировании и проекте указа об административных процедурах в отношении субъектов хозяйствования.
«Мы получили первый срез от Администрации Президента Республики Беларусь по этим проектам, дорабатываем их, я очень надеюсь, что эти два важных для предпринимательского сообщества документа скоро увидят свет», – сказал Премьер-министр.
Он добавил, что это сложные законопроекты, над которыми работало еще предыдущее Правительство, нынешний этап подготовки этих документов также проходит непросто.
Кроме того, в октябре принята стратегия развития малого и среднего предпринимательства. Первый этап ее реализации предусмотрен в 2019–2020 годах и полностью синхронизирован с Программой деятельности Правительства, постановление по которой сегодня приняли депутаты Палаты представителей.
Отдельные положения будут учтены в других программных документах, например, в антиинфляционной программе, программе развития конкуренции и т.д., сообщил Сергей Румас.
«Мы возлагаем большие надежды на изменение институциональной среды и планируем создать единую систему с центрами поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах. Надеюсь, что уже во второй половине 2019 года они будут работать и станут «одним окном», куда смогут обратиться предприниматели по всем проблемам, которые тревожат малый и средний бизнес», – сказал он.
По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
На Pravo.by опубликовано постановление Правительства Республики Беларусь от 13 ноября 2025 г. № 637, которым утвержден Устав Национального агентства по туризму.
Как сообщили в пресс-службе Правительства Республики Беларусь, утвержденным Уставом, в частности, закреплены за новым регулятором в сфере туризма полномочия по государственному регулированию и проведению единой государственной политики в сфере туризма.
Также в числе основных новаций – переориентация целей и задач агентства на экономические, которые будут в первую очередь способствовать:
- повышению вклада сферы туризма в рост экономики;
- продвижению инвестиционных предложений для развития туриндустрии;
- улучшению качества туристических услуг;
- участию в реализации проектов государственно-частного партнерства;
- осуществлению предпринимательской деятельности, необходимой для обеспечения уставных целей;
- взаимодействию с новой вертикалью управления в сфере туризма.
Кроме того, Уставом урегулированы вопросы использования имущества и финансовой деятельности агентства, управления, взаимодействия агентства с государственными органами, иными организациями, прекращения его деятельности и реорганизации.
Правовой акт принят в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2025 г. №329 «О совершенствовании государственного управления в сфере туризма», согласно которому Национальное агентство по туризму с 1 января 2026 г. переходит в подчинение Правительству Республики Беларусь.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2011 г. № 124 «О создании государственного учреждения «Национальное агентство по туризму» признается утратившим силу.
Постановление № 637 вступает в силу с 1 января 2026 г.
Новости по теме:
Опубликован Указ о совершенствовании государственного управления в сфере туризма
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2025 г. № 640 утверждены образец национального удостоверения личности моряка Республики Беларусь и его описание.
В частности, определено, что национальное удостоверение личности моряка Республики Беларусь изготавливается на белорусском, русском и английском языках и соответствует международному стандарту на машиносчитываемые документы. Для его создания используется бумага с водяными знаками.
|
СПРАВКА PRAVO.BY Согласно Кодексу торгового мореплавания Республики Беларусь к работе на судне допускаются лица, имеющие документ – национальное удостоверение личности моряка, выданный в соответствии с Конвенцией 1958 года об удостоверениях личности моряков. В Беларуси данное удостоверение выдает республиканский орган госуправления в области морского транспорта в установленном Президентом Республики Беларусь порядке |
Правовым актом предусмотрено, что бланки документов, изготовленные до вступления в силу постановления № 640, применяются до их полного использования.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 1997 г. № 626 «Об утверждении образца и описания национального удостоверения личности моряка Республики Беларусь» признано утратившим силу.
Правовой акт вступил в силу 16 ноября 2025 г. Также с указанной даты начало действовать постановление Министерства транспорта и коммуникаций от 29 августа 2025 г. № 67, которым актуализировано Положение о порядке ведения Государственного реестра морских судов Республики Беларусь и судовой книги и установлены новые формы:
- свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Республики Беларусь;
- свидетельства о праве собственности на судно;
- свидетельства о праве собственности на строящееся судно;
- судового билета;
- свидетельства о приостановлении государственной регистрации судна в Государственном реестре морских судов Республики Беларусь (судовой книге);
- свидетельства об исключении судна из Государственного реестра морских судов Республики Беларусь (судовой книги).
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
На Pravo.by опубликовано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 ноября 2025 г. № 631 «Об утверждении уставов администраций свободных экономических зон».

Документом утверждены уставы администраций свободных экономических зон «Брест», «Витебск», «Гомель-Ратон», «Гродноинвест», «Минск», «Могилев».
В уставах закреплены цели деятельности и функции данных учреждений, полномочия их органов управления, права по распоряжению имуществом и доходами, урегулированы вопросы ликвидации учреждений.
|
СПРАВКА PRAVO.BY Свободная экономическая зона – часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности. Такие зоны создаются для содействия социально-экономическому развитию Беларуси и отдельных административно-территориальных единиц, привлечения инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях, и (или) в иных целях, определяемых при создании свободной экономической зоны |
Ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь признается утратившим силу, в том числе от 12 августа 2005 г. № 891 «Об утверждении уставов администраций свободных экономических зон».
Правовой акт принят в соответствии с Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З «О свободных экономических зонах».
Постановление вступает в силу с 14 ноября 2025 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
На Pravo.by опубликовано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2025 г. № 610 «О порядке осуществления органами, регистрирующими акты гражданского состояния, своих полномочий».
Правовым актом утверждены:
- Положение о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния;
- Положение о порядке оказания органами, регистрирующими акты гражданского состояния, дополнительных платных услуг, связанных с регистрацией актов гражданского состояния.
Также постановлением определен перечень дополнительных платных услуг, связанных с регистрацией актов гражданского состояния, оказываемых органами, регистрирующими акты гражданского состояния. В их числе:
- обеспечение торжественной обстановки регистрации заключения брака в специально оборудованном помещении органа, регистрирующего акты гражданского состояния (орган загса);
- обеспечение торжественной обстановки регистрации заключения брака по индивидуальному сценарию (обряду) с использованием различных элементов и атрибутов в специально оборудованном помещении органа загса;
- обеспечение торжественной обстановки регистрации заключения брака вне помещения органа загса;
- обеспечение торжественной обстановки регистрации рождения в специально оборудованном помещении органа загса;
- проведение торжественных церемоний, связанных с заключением брака;
- изготовление копий документов.
|
СПРАВКА PRAVO.BY Акты гражданского состояния – действия или события, характеризующие правовое положение граждан, влекущие возникновение, изменение или прекращение их прав и обязанностей. Рождение, заключение брака, усыновление, установление материнства и (или) отцовства, перемена фамилии, собственного имени, отчества, смерть, а также расторжение браков в соответствии со статьей 351 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 г., подлежат обязательной регистрации в органах, регистрирующих акты гражданского состояния. Регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях защиты личных неимущественных и имущественных прав граждан, а также в государственных и общественных интересах, в том числе для сбора полной, достоверной и своевременной информации о гражданском состоянии. Регистрация актов гражданского состояния в городах производится отделами записи актов гражданского состояния, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, а в городах районного подчинения, поселках городского типа и сельских населенных пунктах – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами |
Ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь признается утратившим силу, в том числе от 14 декабря 2005 г. № 1454 «О порядке организации работы с гражданами в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, по выдаче справок либо иных документов, содержащих подтверждение фактов, имеющих юридическое значение» и от 15 октября 2016 г. № 826 «Об оказании дополнительных платных услуг органами, регистрирующими акты гражданского состояния».
Правовой акт принят в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье.
Постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 ноября 2025 г. № 622 в новой редакции изложено Положение о межведомственной распределенной информационной системе «Банк данных электронных паспортов товаров». Соответствующие изменения внесены в постановление Правительства Республики Беларусь от 22 августа 2011 г. № 1116.
Положением определены правовой статус Банка электронных паспортов товаров, цели его создания, требования к формированию структур данных и его функционированию.
Согласно Положению Банк электронных паспортов товаров представляет собой государственную республиканскую информационную систему.
В ней аккумулируется базовая информация о:
- производимых, реализуемых на территории Беларуси товарах,
- подлежащих прослеживаемости, маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации товарах, ввозимых на территорию Беларуси с территории государств – членов ЕАЭС либо ввозимых (ввезенных) на территорию Беларуси с территории государств, не являющихся государствами – членами ЕАЭС, и помещенных на такой территории под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Это необходимо для автоматизированного учета товаров в товаропроводящих сетях и ведения процессов электронной торговли на основе их электронных паспортов.
Под электронным паспортом товара понимается базовая информация о товарах (продукции) в электронном виде, структура и формат которой соответствуют стандартам и рекомендациям международной системы GS1. Положением закреплено в том числе, какие сведения включает такая базовая информация.
К целям создания и функционирования Банка электронных паспортов товаров отнесены:
- формирование на основе государственных и международных стандартов банка данных, позволяющего всем участникам товаропроводящих сетей, а также конечным потребителям и контролирующим (надзорным) органам получать необходимые (в пределах компетенции) сведения о товарах (продукции) в едином формате, включая подтверждение наличия документов о безопасности и качестве товаров (продукции);
- предоставление производственным, торговым, логистическим и иным заинтересованным организациям информационных услуг по формированию и использованию электронных паспортов товаров;
- создание условий для упрощения и активизации процессов продвижения товаров (продукции) белорусских производителей на внутреннем и зарубежных рынках с применением цифровых технологий электронного обмена данными в товаропроводящих сетях;
- создание основы для внедрения в Республике Беларусь информационных систем, основанных на рекомендованных Центром Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям унифицированных форматах и стандартах электронного обмена данными;
- содействие упрощению процедур в сферах торговли, транспорта и логистики на основе электронного коммерческого документооборота.
В Банк электронных паспортов товаров входят интегрированные между собой:
- банки данных, содержащие сформированные на основании государственных и международных стандартов и рекомендаций электронные паспорта товаров и описания субъектов торговли,
- комплекс информационных технологий, реализующих услуги, предоставляемые на основе информации из Банка электронных паспортов товаров.
Как сообщили в пресс-службе Правительства Республики Беларусь, постановление направлено на:
- повышение качества и достоверности информации в межведомственной распределенной информационной системе, которая ежедневно пополняется на десятки тысяч новых наименований товаров;
- единообразное использование описания товаров в системах производителей, торговли, транспорта и других субъектов различных отраслей, ведущих товарный учет. Эти описания будут доступны как органам управления, так и простым гражданам – покупателям на основе бесплатных мобильных приложений, которые обеспечиваются общедоступными сервисами Банка посредством сети Интернет.
Постановление № 622 вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
