В рамках конференции по информационным технологиям и праву прошел круглый стол по вопросам развития национальных систем доступа к правовой информации
Круглый стол «Актуальные вопросы развития национальных систем доступа к правовой информации: зарубежный опыт и перспективы сотрудничества» прошел сегодня в рамках VI Международной научно-практической конференции «Информационные технологии и право (Правовая информатизация – 2018)».
С приветственным словом перед участниками мероприятия выступил директор Национального центра правовой информации Евгений Коваленко. «Мы проводим этот круглый стол, чтобы обменяться опытом и обсудить возможные перспективы сотрудничества», – сказал он.
На круглом столе обсуждался опыт Казахстана в построении национальной системы доступа к правовой информации. Как рассказала Раушан Жантасова, заместитель директора РГП «Республиканский центр правовой информации» при Министерстве юстиции Республики Казахстан, в этой стране официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется в печатной и электронной форме, все они принимаются одновременно на казахском и русском языках, все НПА предварительно проходят лингвистическую экспертизу.
Об активном реагировании на возможности и вызовы в сфере верховенства права посредством применения больших данных в своей стране рассказал вице-президент Китайского юридического общества Zhang Mingqi. В 2016 году Министерство промышленности и информатизации Китая опубликовало «План развития индустрии больших данных (2016–2020 гг.)», приняты законы, направленные на защиту сетевой безопасности, прав потребителей и другие законодательные акты, направленные на урегулирование вопросов принадлежности данных, защиты личной информации, трансграничного потока данных и т.д.
Модернизация и развитие информационных систем ведения федеральных регистров и государственных реестров в сфере правового информирования граждан Российской Федерации привели к пилотному проекту, реализация которого предполагает переход на хранение данных некоторых реестров нормативных правовых актов исключительно в электронном виде и тем самым хотя бы отчасти решает проблему бумажных архивов, которые с каждым годом занимают все больше места. Об этом рассказала Ирина Борисова, референт отдела по вопросам нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции Российской Федерации.
В ходе тематической дискуссии генеральный директор Корпорации интеллектуальной собственности Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности Владимир Лопатин обозначил несколько проблем правовой информатизации в контексте больших данных. В частности, необходимость в рамках ЕАЭС унифицировать определения широко используемой терминологии, вроде понятия «база данных», ради развития цифровой экономики в содружестве. Еще один важный вопрос – антимонопольное регулирование больших данных, модель которого отрабатывается в России. Также была озвучена проблема срока службы цифровых носителей. Когда носители информации «живут» 30–50 лет, рано или поздно встанет проблема хранения цифровых архивов законодательных баз и т.п., решение которой лучше искать сообща.
В выступлении Алексея Демидова, который представляет Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, были отражены вопросы сотрудничества Российской федерации с Казахстаном и Китайской Народной республикой в сфере использования правовой информации на уровне приграничных территорий.
VI Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии и право (Правовая информатизация – 2018)» прошла накануне в Национальной библиотеке Беларуси. Участие в мероприятии приняли более 300 белорусских и зарубежных гостей, в том числе представители госорганов, международных организаций, общественных объединений, научные работники, преподаватели вузов, аспиранты, соискатели, специалисты в сфере юриспруденции и информатизации, библиотечного дела. Организаторы конференции: Национальный центр правовой информации, Верховный Суд, Министерство юстиции, Белорусская республиканская коллегия адвокатов, Белорусская нотариальная палата, Национальная библиотека Беларуси.
«Помним историю, учимся сохранять мир». Фестиваль школьников и студентов «Медиация будущего» начнет работу 25 апреля
25–26 апреля в Минском городском образовательно-оздоровительном центре «Лидер» будет проходить VIII Международный фестиваль школьников и студентов «Медиация будущего». Тема Фестиваля 2025 года – «Помним историю, учимся сохранять мир».
Организаторы мероприятия – общественное объединение «Белорусский республиканский союз юристов», Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, учебно-практическое учреждение «Центр «Медиация и право», комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета. Одним из партнеров Фестиваля выступает Национальный центр законодательства и правовой информации.
СПРАВКА PRAVO.BY
Фестиваль проводится с 2018 года. Его целью является внедрение и развитие медиации в образовательной сфере, что позволит своевременно разрешать конфликты среди учащихся, послужит профилактикой правонарушений, создаст мирную образовательную среду
В этом году в программе Фестиваля – конференции, интерактивные и диалоговые площадки, тренинги, мастер-классы и иные активности.
25 апреля, в частности, запланировано проведение:
международной практической конференции «Социальная функция медиации»;
диалоговой площадки «Особенности конфликтов в учреждениях образования и алгоритмы работы с такими конфликтами»;
интерактивных площадок «Путь к эмпатии (эмоции через тело)» и «Как мы понимаем принципы медиации»;
тренинга «Круги как форма работы с коллективом».
Второй день фестиваля будет не менее насыщенным. 26 апреля состоятся:
международная конференция «80 лет Великой Победы: дорогой мира, согласия, права»;
интерактивная площадка «Выбираю дорогу добра»;
арт-территория «Мир – моими глазами»;
мастерская медиации «Знаю стадии медиации»;
мастерская юного медиатора «Медиация как способ сохранения мира в школе, в семье, в обществе» и др.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Рациональная система юрлиц и их объединений как условие стабильного функционирования белорусской экономики. Круглый стол по вопросам правового положения субъектов экономических отношений и их объединений прошел в НЦЗПИ
26 декабря в Национальном центре законодательства и правовой информации проведен круглый стол «Направления развития правового положения субъектов экономических отношений и их объединений», посвященный завершению первого этапа одноименной научно-исследовательской работы Института правовых исследований НЦЗПИ. Модератором выступила заместитель руководителя Института – начальник отдела исследований в области гражданского, экологического и социального права ИПИ Ольга Бакиновская.
В мероприятии приняли участие представители органов законодательной и исполнительной власти, академического сообщества.
Ключевым в работе круглого стола стал вопрос эффективности функционирования имеющейся системы юридических лиц в Республике Беларусь, насколько она удовлетворяет потребностям современного гражданского оборота в условиях обновления гражданского законодательства и имеющихся тенденций в правовом регулировании правового статуса участников гражданских отношений.
Как отметила в своем приветственном слове Елена Семашко, заместитель директора – руководитель ИПИ НЦЗПИ, следует четко понимать, насколько сегодня объединения юридических лиц и интегрированные структуры решают государственные задачи и обеспечивают потребности белорусской экономики. Корректировка правового статуса юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в связи с изменениями гражданского законодательства повлекла перенастройку всей экономической системы. В связи с чем на данном этапе целесообразно уяснить, каким образом будут выстраиваться отношения с участием субъектов хозяйствования и насколько эффективным является правовое регулирование таких отношений.
В своих докладах спикеры остановились на правовом статусе холдингов, консорциумов, концернов как интегрированных структур управления экономикой, проблематике их взаимодействия, компетенции.
Принимая во внимание наличие в предмете регулирования гражданского законодательства отношений, связанных с участием в юридических лицах или с управлением ими, обсудили спорные вопросы корпоративного права, целесообразность появления корпоративных и унитарных юридических лиц. Также рассмотрены нюансы систематизации юридических лиц, в том числе в свете выработки дальнейших направлений развития гражданского законодательства.
Участники встречи отметили важность переосмысления обозначенных аспектов с учетом вступления в силу с 19 ноября 2024 г. изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь.
Состоявшаяся на полях круглого стола дискуссия охватила не только вопросы научного анализа обозначенных в рамках мероприятия категорий, но и практические проблемы, лежащие в плоскости правового статуса юридического лица, объединений юридических лиц, интегрированных структур. Обсудили также, каким образом национальные правовые условия позволяют обеспечивать цели Союзного государства и евразийской интеграции.
Особо было отмечено, что «перенастройка» системы субъектов экономических отношений должна быть вызвана объективными экономическими причинами, отвечать национальным интересам и не быть навеянной влиянием иностранных юрисдикций.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Свобода договора – не вседозволенность, а возможность для бизнеса участвовать в создании общественных благ и нести социальную ответственность. Вопросы развития договорного права Беларуси обсудили на круглом столе в НЦЗПИ
18 декабря в Национальном центре законодательства и правовой информации состоялся круглый стол «Развитие договорного права Республики Беларусь в условиях трансформации частноправового регулирования общественных отношений», в котором приняли участие представители научного сообщества, нормотворческой и правоприменительной сферы.
Мероприятие завершило первый этап научно-исследовательской работы Института правовых исследований НЦЗПИ «Трансформация договорного права Республики Беларусь в современных условиях».
Акцент в обсуждении был сделан на различных аспектах национального договорного права в русле целого ряда событий: вступивших в силу 19 ноября 2024 г. изменений Гражданского кодекса Республики Беларусь, промежуточных результатов ревизии законодательства, проводимой НЦЗПИ совместно с иными государственными органами, и выявленных в ходе нее тенденций.
На это обратил внимание в своем приветственном слове директор НЦЗПИ Андрей Мательский, который также подчеркнул необходимость адекватного понимания договорной свободы, нетождественной вседозволенности, поиска баланса императивного и диспозитивного правового регулирования, а также наличия в национальной правовой системе таких мер, институтов и инструментов, которые способны обеспечивать защиту национальных и частных интересов в тех внешних условиях, в которых оказалась Республика Беларусь.
Несмотря на то, что вопросы договорного права постоянно находятся в центре частноправовых исследований, современные условия требуют переосмысления подходов к изучению договорных механизмов воздействия на экономику страны.
Участники мероприятия согласились с тем, что договорное право Республики Беларусь находится на этапе объективно обусловленной трансформации. Под ней необходимо понимать преобразование, видоизменение, которое затрагивает как формы выражения правовых предписаний, так и содержательное наполнение нормативного правового регулирования. При этом особенно важно обеспечивать соответствие положений специального законодательства Гражданскому кодексу Республики Беларусь как системообразующему отраслевому акту.
Отдельным предметом для обсуждения стали договоры с доминантной составляющей публичных элементов, субъекты которых зачастую взаимодействуют между собой в административном порядке. Частноправовые механизмы регулирования таких договоров, как правило, искажаются, поэтому целесообразность использования договорной формы взаимодействия сторон вызывает обоснованные сомнения.
Свобода договора как основополагающий принцип регулирования договорных отношений, по мнению дискутирующих, может быть ограничена как с точки зрения необходимости достижения общественных (публичных) целей первостепенной важности, так и с точки зрения обеспечения баланса интересов участников гражданского оборота и защиты более слабой стороны в договорных отношениях. Так, соблюдение принципа свободы договора не может оправдать включение в него заведомо несправедливых условий. Гражданское законодательство Республики Беларусь оценивает такое явление как злоупотребление правом.
В своем докладе на тему «Гражданский кодекс Республики Беларусь как основа отечественного договорного права» Мария Мещанова, доктор юридических наук, доцент, обозначила принципиальный тезис о том, что Гражданский кодекс как первооснова должен оставаться тем фундаментом, на котором основан гражданский оборот. Его актуализация неизбежна, но она не должна затрагивать пандектный принцип его построения, не должна искажать основные начала гражданского законодательства.
Публичные аспекты договорного права обсуждались в свете законодательства о государственных закупках. Это в своем выступлении на тему «Предпосылки трансформации договорного регулирования в плоскость административного на примере отношений между бюджетной организацией и центром по обеспечению деятельности бюджетных организаций» отметила Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник НЦЗПИ. Данная сфера отношений, демонстрируя явный публичный интерес в ее регулировании, тем не менее отличается наличием договорного регулирования, и оно при необходимости может быть заменено на административно-правовое. Эту тенденцию наглядно можно проследить в замене договорного регулирования в отношениях между бюджетной организацией и центром по обеспечению деятельности бюджетных организаций на устанавливаемый исполнительными комитетами областного территориального уровня порядок взаимодействия.
На круглом столе были обсуждены также вопросы теории и практики заключения непоименованных договоров, имеющихся ограничений принципа свободы договора и многие другие.
Представители Верховного Суда, Министерства экономики, Палаты представителей указали на ряд практических проблем договорного регулирования, которые нуждаются в теоретическом осмыслении и выработке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства Республики Беларусь, что может стать предметом для научных исследований в Институте правовых исследований НЦЗПИ в 2025 году.
Круглый стол способствовал обмену мнениями и внесению предложений, направленных на развитие договорного права Республики Беларусь, которое, как согласились все участники круглого стола, должно способствовать устойчивости гражданского оборота, повышению уровня защищенности прав и интересов граждан, субъектов хозяйствования, государства.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Особенности определения предельной стоимости предмета госзакупки и ответы на актуальные вопросы – 19 июня в прямом эфире на вебинаре НЦПИ!
19 июня в 10.30 на YouTube-канале НЦПИ состоится открытая трансляция вебинара «Предельная стоимость предмета государственной закупки. Способы определения и их особенности. Ответы на актуальные вопросы».
30 апреля 2024 г. принято постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли № 34 «О порядке и способах определения предельной стоимости предмета государственной закупки». Для разъяснения вопросов практического применения его положений мы пригласили в студию НЦПИ заместителя начальника отдела регулирования закупок управления государственных закупок ведомства Сергея Новикова.
В прямом эфире спикер осветит вопросы:
определения лица, осуществляющего определение предельной стоимости предмета государственной закупки;
использования источников информации о ценах (тарифах) при определении предельной стоимости предмета закупки;
особенностей проведения процедуры закупки из одного источника по пункту 5 приложения к Закону Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
установленных требований к информации о ценах (тарифах), предоставленных по заявке заказчика (организатора);
выбора способов, применяемых при приобретении товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов;
возможности представления потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) различных вариантов цен (тарифов).
Есть вопрос по теме? Пишите нам на ящик ncpionline@ncpi.gov.by до 11.00 19 июня. Ответы – в ходе прямого эфира.
Подключайтесь к трансляции, смотрите видео на YouTube-канале НЦПИ и получайте полезную информацию от государственных регуляторов тех или иных сфер общественных отношений и разработчиков правовых актов!
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Что необходимо учесть при проведении закупок с мая 2024 – от эксперта МАРТ на открытом вебинаре совсем скоро. Присылайте вопросы!
29 мая в 10.30 на YouTube-канале НЦПИ состоится открытая трансляция вебинара «Госзакупки. Какие особенности необходимо учесть с мая 2024 года при проведении процедур?».
31 января 2024 г. принят Закон Республики Беларусь № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», который направлен на совершенствование системы государственных закупок, повышение эффективности и оперативности обеспечения потребностей государства, сокращение рисков возможных злоупотреблений участников закупочного процесса.
В прямом эфире выступит заместитель начальника отдела регулирования закупок управления государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Сергей Новиков.
Спикер осветит вопросы применения норм Закона № 354-З с учетом их вступления в силу с 4 мая 2024 года, в том числе касающиеся:
установления порядка и способов определения предельной стоимости предмета государственной закупки;
определения цены (тарифа) за единицу товара (работы, услуги);
приобретения товаров (работ, услуг) без указания объема (количества);
особенностей проведения процедуры государственной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;
порядка применения преференциальной поправки при проведении электронного аукциона и требований к аукционным документам;
изменения оснований для отклонения предложений участников;
расширения функций организатора.
Традиционно можно задать вопросы по теме вебинара. Направляйте их на ящик ncpionline@ncpi.gov.byдо 11.00 29 мая. Ответы – в ходе прямого эфира.
Подключайтесь к трансляции, смотрите видео на YouTube-канале НЦПИ и получайте полезную информацию от государственных регуляторов тех или иных сфер общественных отношений и разработчиков правовых актов!
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта