29.06.2018
Геральдический совет при Президенте Республики Беларусь рассмотрел ряд вопросов в отношении эмблем, юбилейных медалей и нагрудных знаков
На заседании Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь рассмотрены вопросы об учреждении геральдических символов Министерства иностранных дел, отдельных правоохранительных органов и военных организаций, спортивных и иных общественных объединений.

В частности, Геральдический совет поддержал представленное Министерством обороны предложение об учреждении юбилейной медали «30 лет вывода советских войск из Афганистана». Этой медалью планируется награждать граждан Республики Беларусь, исполнявших воинский и служебный долг в Республике Афганистан с декабря 1979 года по февраль 1989 года, а также иных лиц, внесших значительный вклад в героико-патриотическое воспитание граждан, увековечение памяти павших, развитие ветеранского движения, организацию работы по социальной, медицинской реабилитации воинов-интернационалистов, инвалидов и членов семей погибших.
30-летие вывода советских войск из Афганистана будет отмечаться 15 февраля 2019 г.
По итогам состоявшегося заседания Председатель Геральдического совета Андрей Мательский отметил, что количество направляемых на обязательную геральдическую экспертизу медалей и официальных геральдических символов последнее время возросло. В первую очередь это связано с тем, что в 2018–2019 гг. многие государственные органы отмечают 100-летие со дня своего образования и представляют для экспертной оценки юбилейные медали, памятные нагрудные знаки, посвященные этой значимой юбилейной дате.
Если ранее заинтересованность в развитии ведомственной геральдики была характерна в основном для государственных органов, в которых предусмотрена военная или иная служба, в настоящее время интерес к утверждению эмблем, флагов и нагрудных знаков проявляют и «гражданские» ведомства, активизировались аналогичные предложения со стороны общественных объединений, развивается гербовая геральдика административно-территориальных единиц. К примеру, только в повестку этого заседания Геральдического совета было включено 23 вопроса об экспертизе геральдических символов, представленных государственными органами, ветеранскими организациями и иными общественными объединениями.
Проводимая различными ведомствами, организациями и объединениями работа по расширению используемого спектра геральдических символов свидетельствует о повышении значения геральдики в формировании профессиональной и корпоративной культуры, укреплении традиций на основе культурных ценностей и исторического опыта нашего развития, патриотическом воспитании молодежи и чествовании ветеранов.
В то же время рост количества памятных и юбилейных нагрудных знаков должен сопровождаться постоянным анализом места и роли новых наград в наградной системе соответствующего ведомства или отрасли. Иначе бессистемное расширение наградных знаков может привести к девальвации самой роли и значения подобных наград в обществе или отдельно взятом коллективе.
Определенную обеспокоенность членов Геральдического совета вызывает наметившаяся тенденция разработчиков приблизить эскизы нагрудных знаков к государственным наградам, сделать их визуально похожими.
Место ведомственной геральдики в системе официальных геральдических символов четко определено законом. В законе предусмотрено, что изображения геральдических символов не должны напоминать государственные награды, чтобы не водить граждан в заблуждение относительно статуса соответствующего символа.
Поэтому в ближайшее время Геральдический совет подготовит и разместит на сайте рекомендации по разработке эскизов нагрудных знаков, не допускающие визуального сходства нагрудных знаков с орденами и медалями, а также по уровню принятия решения об их утверждении. Геральдический совет считает, что утверждать нагрудные знаки либо иные геральдические символы должны руководители соответствующего ведомства, организации или общественного объединения, а не начальники территориальных либо иных подразделений. Это обеспечит системность в геральдической работе, резюмировал Андрей Мательский.
Справка
Геральдический совет при Президенте Республики Беларусь – постоянно действующий экспертный коллегиальный совещательный орган, координирующий проведение единой государственной политики в области учреждения и использования орденов и медалей, официальных геральдических символов. В его задачи входит содействие развитию официальной геральдики республики, методическое обеспечение работ по учреждению, созданию и использованию официальных геральдических символов, проведение обязательной геральдической экспертизы орденов, медалей, официальных геральдических символов и организация контроля за их использованием. Также Геральдический совет вносит предложения о разработке проектов нормативных правовых актов по совершенствованию порядка учреждения и использования официальных геральдических символов.
По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
(фото – НЦПИ)
Обсуждение предварительных результатов ревизии нормативных правовых актов. Какие вопросы рассмотрены на очередной встрече?
5 декабря в Национальном центре законодательства и правовой информации
прошла еще одна рабочая встреча по обсуждению результатов проведения ревизии нормативных правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству, иных государственных органов.
Участие в заседании приняли Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольга Чуприс и иные представители Администрации Президента, директор НЦЗПИ Андрей Мательский, Министр юстиции Республики Беларусь Евгений Коваленко, заместитель Руководителя Аппарата Совета Министров Республики Беларусь Денис Скобялко, руководители юридических служб и иных структурных подразделений аппарата Национальной академии наук Беларуси, Государственного комитета по науке и технологиям, Высшей аттестационной комиссии, Министерства образования, Министерства спорта и туризма, Национального центра интеллектуальной собственности.
На встрече выступила заместитель директора – руководитель Института правовых исследований НЦЗПИ Елена Семашко, которая озвучила предварительные итоги анализа нормативных правовых актов Правительства и государственных органов управления, регулирующих общественные отношения в сферах образования и науки, интеллектуальной собственности, спорта и туризма.
В ходе мероприятия были обсуждены конкретные предложения, направленные на развитие системы национального законодательства и предотвращение необоснованного увеличения количества нормативных правовых актов.



Обзор прошедших мероприятий по обсуждению хода ревизии законодательства и ее результатов смотрите здесь.

СПРАВКА PRAVO.BY
18 июля 2024 г. состоялась встреча Президента Республики Беларусь с судьями Конституционного Суда, на которой Главой государства была поставлена задача провести ревизию законодательства, то есть всех нормативных правовых актов, принятых на подзаконном уровне: постановлений Правительства, министерств, других государственных органов. Цель такой ревизии – сокращение правового массива, устранение противоречий в правовом регулировании, выявление подзаконных актов, не соответствующих Конституции, законам и указам Президента.
Прямое поручение по проведению своего рода реформы, которая оптимизирует нормотворчество подзаконного уровня, было дано Администрации Президента и НЦЗПИ. В соответствии с распоряжением Главы Администрации Президента № 83ра (от 17 июля 2024 г. «О мерах по систематизации правовых актов») на площадке Центра было создано 9 рабочих групп, в состав которых вошли сотрудники Администрации Президента, НЦЗПИ, ученые и представители республиканских органов государственного управления, преимущественно их юридических служб. За каждой рабочей группой была закреплена своя «зона ответственности» – конкретные отрасли законодательства, в рамках которых анализировались подзаконные акты
|
Другие новости Pravo.by
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Работа на контроле. Как в Беларуси проводится ревизия нормативных правовых актов?
3 и 4 декабря в НЦЗПИ прошли очередные рабочие встречи по обсуждению результатов проведения ревизии нормативных правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству, иных государственных органов.
Участие в них приняли Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольга Чуприс, заместитель Руководителя Аппарата Совета Министров Республики Беларусь Денис Скобялко, первый заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Наталья Филиппова. Также присутствовали представители Администрации Президента, Аппарата Совета Министров, руководители юридических служб и иных структурных подразделений Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Министерства труда и социальной защиты, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства транспорта и коммуникаций, Государственного комитета по имуществу, Государственного таможенного комитета, Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля.
С приветственным словом к участникам дискуссий обратились Ольга Чуприс и директор НЦЗПИ Андрей Мательский.
В ходе состоявшихся мероприятий руководителями рабочих групп Центра Галиной Подрезёнок, первым заместителем директора, и Валерием Гайдучёнком, заместителем директора, были доложены предварительные результаты анализа ведомственного нормотворчества в сферах законодательства о транспорте, таможенном регулировании, пожарной, радиационной и промышленной безопасности, противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Были обозначены проблемные вопросы правового регулирования в указанных областях (в том числе касающиеся приватизации и приватизационных чеков, государственных закупок и др.), а также перспективы совершенствования нормотворческой деятельности государственных органов с целью сокращения количества ведомственных актов.


Цикл рабочих встреч, направленных на обсуждение результатов проведения ревизии нормативных правовых актов, продолжится и 5 декабря. Предварительные результаты анализа ведомственного нормотворчества в сферах образования, науки, инновационной деятельности, спорта и туризма осветит заместитель директора – руководитель Института правовых исследований НЦЗПИ Елена Семашко.
О том, какие вопросы поднимались на предыдущих мероприятиях по обсуждению хода ревизии законодательства и ее результатов, читайте здесь.
СПРАВКА PRAVO.BY
18 июля 2024 г. состоялась встреча Президента Республики Беларусь с судьями Конституционного Суда, на которой Главой государства была поставлена задача провести ревизию законодательства, то есть всех нормативных правовых актов, принятых на подзаконном уровне: постановлений Правительства, министерств, других государственных органов. Цель такой ревизии – сокращение правового массива, устранение противоречий в правовом регулировании, выявление подзаконных актов, не соответствующих Конституции, законам и указам Президента.
Прямое поручение по проведению своего рода реформы, которая оптимизирует нормотворчество подзаконного уровня, было дано Администрации Президента и НЦЗПИ. В соответствии с распоряжением Главы Администрации Президента № 83ра (от 17 июля 2024 г. «О мерах по систематизации правовых актов») на площадке Центра было создано 9 рабочих групп, в состав которых вошли сотрудники Администрации Президента, НЦЗПИ, ученые и представители республиканских органов государственного управления, преимущественно их юридических служб. За каждой рабочей группой была закреплена своя «зона ответственности» – конкретные отрасли законодательства, в рамках которых анализировались подзаконные акты
|
Другие новости Pravo.by
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Продолжается работа по оптимизации законодательства об уголовной ответственности
30 мая 2024 г. состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы под руководством Заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольги Чуприс.

Ольга Ивановна отметила, что в группу поступило порядка 350 различных предложений от государственных органов и организаций, судейского корпуса, парламентариев и ученых правоведов, специализирующихся в области уголовного права. Их общий объем составил около 250 страниц. Все они были тщательно проанализированы.
«В целях выработки наиболее оптимальных правовых моделей изучался зарубежный опыт, публикации в средствах массовой информации и научные наработки. В отдельных случаях мы обращались к опыту Уголовного кодекса БССР 1960 года», – подчеркнула Заместитель Главы Администрации Президента.
С учетом поступивших предложений подготовлен соответствующий законопроект. Его цель – комплексно, но без слома основ пересмотреть уголовное законодательство на предмет сбалансированности его норм.
Как требовал Глава государства, проведена масштабная ревизия. По ее итогам свыше 90 составов преступлений планируется дополнить более мягкими наказаниями, не связанными с лишением свободы. Из них 36 сейчас имеют безальтернативные санкции.
«Данные меры позволят судам более гибко подходить к назначению наказания, гораздо реже прибегая к использованию исключительных механизмов», – продолжила руководитель межведомственной рабочей группы.

Ряд изменений, предложенных МВД, Следственным комитетом, иными ведомствами, направлен на обеспечение реального соответствия характера и степени общественной опасности преступлений и наказаний за их совершение. Не остаются без внимания и вопросы организации надлежащей профилактической работы с населением.
Пересмотр положений Уголовного кодекса осуществлялся в тесной увязке с нормами Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов. Планируется внести изменения и в кодексы об административной ответственности.
СПРАВКА PRAVO.BY
Межведомственная рабочая группа под руководством Заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольги Чуприс создана во исполнение поручения Президента Республики Беларусь по оптимизации законодательства об уголовной ответственности. Ее первое заседание состоялось
1 февраля 2024 года.
|
Новости по теме:
Во исполнение поручения Президента начата работа по оптимизации законодательства об уголовной ответственности
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Во исполнение поручения Президента начата работа по оптимизации законодательства об уголовной ответственности
В этих целях создана специальная межведомственная группа. В ее состав вошли представители судейского корпуса, силовых ведомств, адвокатуры, парламентарии и ученые-правоведы, специализирующиеся в области уголовного права.

1 февраля 2024 года под председательством Заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольги Чуприс состоялось первое заседание.
Как отметила Ольга Ивановна, рабочей группе предстоит провести комплексный пересмотр положений Уголовного кодекса. Однако речь не идет о подготовке нового кодифицированного акта.
«Потенциал действующего Кодекса еще далеко не исчерпан. Он принимался как документ переходного периода. Но с ним мы достигли много. Обеспечили надлежащую уголовно-правовую охрану конституционного строя, общественного порядка и наших граждан от преступных посягательств», – сказала Заместитель Главы Администрации Президента.

Вместе с тем за 23 года в Кодекс внесено множество корректировок различной направленности. Иногда, усиливая уголовно-правовую защиту одних правоотношений, не всегда уделялось должное внимание другим.
Ольга Ивановна напомнила, что согласно Концепции правовой политики, утвержденной Указом Президента от 28 июня 2023 г. № 196, предписано расширить применение наказаний, альтернативных лишению свободы, и иных мер уголовно-правового воздействия за преступления, не представляющие большой общественной опасности, а также менее тяжкие преступления.
«Важно и нужно использовать более гибкие подходы для назначения наказаний, позволяющие учитывать как степень общественной опасности преступления, так и личность виновного. В некоторых статьях или их частях наряду с ограничением свободы закрепить такие виды наказаний, как общественные работы, штраф и иные. А также изменить размеры наказаний, в том числе с учетом категоризации преступлений», – продолжила Заместитель Главы Администрации Президента.
В то же время, по ее словам, не следует ограничиваться только корректировкой санкций. Назрела необходимость взвешенно и аккуратно посмотреть и на другие положения Кодекса.
«Наша цель – комплексно, но без слома основ, усовершенствовать ряд норм уголовного закона», – резюмировала Ольга Ивановна.
Она призвала всех участников активно включиться в работу, результатом которой должна стать подготовка соответствующего законопроекта.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
О нормотворческой деятельности в Беларуси на современном этапе. С участием начальника главного государственно-правового управления Администрации Президента Е.И.Коваленко стартовал недельный курс повышения квалификации в Академии управления
Сегодня в Академии управления при Президенте Республики Беларусь стартовал курс повышения квалификации «Совершенствование нормотворческой деятельности в государственных органах и организациях в современных условиях» для руководителей (заместителей руководителей) структурных подразделений госорганов и организаций.
Двухчасовая лекция начальника главного государственно-правового управления Администрации Президента Республики Беларусь, кандидата юридических наук Е.И.Коваленко открыла цикл учебных занятий.
Выступление было посвящено общему состоянию нормотворческой деятельности в Республике Беларусь на современном этапе и перспективам ее дальнейшего развития.
В начале мероприятия спикер обозначил широкий характер тематики встречи. «По сути она касается всех направлений правовой работы в стране», – отметил он.
Важнейшим ключевым аспектом нормотворчества, несомненно, стали конституционные поправки как вектор правовой работы. Принятые в 2022 году изменения в Основной Закон Республики Беларусь:
-
усилили гарантии государственного суверенитета и защиты конституционного строя;
-
укрепили фундамент народовластия, придав конституционный статус Всебелорусскому народному собранию;
-
повысили роль законов в регулировании общественных отношений;
-
усовершенствовали систему органов государственной власти, расширив компетенцию отдельных из них и т.д.
Спикер отметил, что эти изменения существенно повлияли как на нормотворческий процесс, так и на всю правовую систему.
В целях реализации положений Конституции начата и близится к завершению масштабная работа по пересмотру законодательства, и сегодня уже можно оценить ее результаты.
«Приняты 2 новых закона: «О Всебелорусском народном собрании» и «Об основах гражданского общества». Внесены корректировки в 81 из 86 законов, нормы которых нужно было привести в соответствие с Конституцией. Среди них – законы о Парламенте, Правительстве, Конституционном Суде и иные. Усовершенствованы нормы избирательного законодательства», – акцентировал внимание Евгений Коваленко.
Пристальное внимание уделено принятым в апреле 2023 года изменениям Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», в том числе вопросам иерархии правовых актов, определения места решений Всебелорусского народного собрания в системе законодательства, соотношения законов и указов Главы государства.
«Указы, как и ранее, являются законодательными актами. Поэтому не только указы должны соответствовать законам, но и законы указам. А вместе они должны составлять единую целостную систему правового регулирования», – отметил спикер.
Кроме того, Евгений Иосифович подчеркнул, что планирование нормотворческой деятельности осуществляется на уровне решений Президента Республики Беларусь.
Ежегодные планы подготовки проектов законодательных актов разрабатываются Национальным центром законодательства и правовых исследований с учетом предложений, поступающих от государственных органов, организаций, депутатского корпуса, а также населения.
«Планирование позволяет упорядочить нормотворческий процесс, ограничить частые корректировки законодательства, исключить разработку нескольких документов по одним и тем же вопросам. Все поступающие инициативы тщательно анализируются, однако в план включаются только наиболее важные и востребованные обществом проекты», – отметил начальник главного государственно-правового управления.
В ходе лекции он отдельно рассказал о содержании плана подготовки проектов законодательных актов на 2024 год.
«Запланирована подготовка 23 проектов законов, в том числе 5 проектов, составляющих бюджетный пакет, 5 новых проектов (Кодекса о здравоохранении, законов «О потребительском кредите (микрозайме)», «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации», «О независимой оценке и сертификации квалификаций», «О риэлтерской деятельности»), 13 проектов, направленных на приведение законов в соответствие с законодательными актами, международными обязательствами Республики Беларусь, а также на совершенствование норм законов с учетом практики применения».
В качестве акта долгосрочного планирования, по мнению спикера, следует рассматривать Концепцию правовой политики Республики Беларусь.
«После обновления Конституции нам был необходим программный документ, задающий вектор развития правовой работы как минимум на последующие двадцать лет».
СПРАВКА PRAVO.BY
Концепция правовой политики основывается на Конституции, иных законодательных актах, нормах международно-правовых актов, содержащих обязательства нашего государства, и представляет собой совокупность положений, которые:
-
закрепляют цель, принципы, субъекты формирования и реализации правовой политики;
-
определяют историко-культурные основы и идеологические императивы правовой политики;
-
отражают эволюционный путь развития и современное состояние правовой системы;
-
устанавливают общие подходы к формированию и осуществлению правовой политики;
-
определяют приоритетные направления развития законодательства
|
«Концепция правовой политики представляет собой компактный, лаконичный документ, определяющий стратегию развития всей правовой системы страны. Пристальное внимание
в этом документе уделяется нормотворческой деятельности», – подчеркнул Евгений Иосифович.
«Отмечаются положительные тенденции в названной сфере: преемственность, научно обоснованное планирование и т.д. Обозначены также и отрицательные тенденции: например, попытки частых корректировок законодательства или закрепления большого количества отсылочных норм, – над их устранением предстоит работать».
Он отметил, что в Концепции определен ряд перспективных направлений развития законодательства. Они сформулированы максимально универсально и поэтому могут использоваться неоднократно при подготовке актов различных уровней.
Применение Концепции, по словам спикера, призвано актуализировать и направлять все правовые процессы – от развития законодательства до науки и образования:
«Концепцию нельзя отождествлять с одной из правовых реформ, поскольку она не носит разовый характер. Работа по ней будет осуществляться постоянно, создавая основу реформам, обозначая их возможный характер, пределы, сроки и эффективность реализации».
Отдельно Евгений Коваленко остановился на трендах нормотворческой деятельности:
«В соответствии с Концепцией, Законом «О нормативных правовых актах» и иными актами можно выделить три ключевых тренда нормотворчества на современном этапе: качество, оперативность и цифровизация».
Говоря о качестве, представитель Администрации обратил внимание, что все проекты должны оцениваться через призму их пользы для государства, общества и граждан. Если будет должным образом обеспечена защита государства и его конституционного строя, то будут защищены и люди, их интересы как простых граждан:
«Важно также, чтобы правовые акты шли от жизни, а их нормы были адекватными, актуальными и востребованными населением».
Евгений Иосифович подчеркнул, что стратегической задачей является поэтапная цифровизация нормотворчества. При этом он напомнил, что первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 2016 году, когда принятие, направление на обязательную юридическую экспертизу и опубликование актов местных органов власти стало осуществляться в электронном формате – посредством автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование Национального реестра правовых актов (АИС НРПА).
Через 2 года практика распространилась на ведомственные акты. С 2021 года ресурс используется при подготовке и принятии всех актов в системе Правительства и не только. На сегодня к АИС НРПА подключено свыше 370 госорганов и организаций, а в самой системе зарегистрировано более 6000 активных пользователей.
|
Следующим этапом будет выступать создание АИС «Нормотворчество», которая позволит полностью перенести нормотворческую деятельность в цифровой формат. Разработкой соответствующего ресурса сейчас занимается Национальный центр правовой информации.
«Цифровизация будет содействовать повышению оперативности и прозрачности подготовки и принятия правовых актов, усилению межведомственного взаимодействия. Однако она не заменит живого общения, содержательных дискуссий и обмена мнениями», – резюмировал Евгений Коваленко.
Мероприятие прошло в конструктивном ключе, в ходе него состоялись дискуссия и обмен мнениями между спикером и слушателями курса.
Проведение обучающих занятий по вопросам нормотворческой деятельности находится на контроле в Администрации Президента Республики Беларусь. Соответствующая работа будет продолжена.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».