31.07.2018
Какие новации содержит обновленный Закон «О нормативных правовых актах»
Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» принят Палатой представителей 27 июня 2018 года, одобрен Советом Республики 29 июня 2018 год и подписан Президентом Республики Беларусь 17 июля 2018 года.

На момент издания в 2000 году Закон «О нормативных правовых актах» являлся во многом прогрессивным и инновационным. Но время неумолимо движется вперед, и за 18 лет его существования появились новые подходы, наработалась практика применения, возникли интересные предложения. Последние изменения в документ вносились в 2009 году. Аналогичные законы были приняты в Таджикистане, Узбекистане, Молдове, Армении, Азербайджане и Кыргызстане.
В новом Законе «О нормативных правовых актах» было реализовано несколько следующих важных новаций.
В частности, предусмотрены механизмы, направленные на расширение участия граждан и юридических лиц в нормотворческом процессе. В законодательстве закреплены институты публичного обсуждения, прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов (которое включает оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов на условия осуществления предпринимательской деятельности) и правового мониторинга, а также предусмотрены иные положения, направленные на улучшение условий осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно статье 7 Закона организатор публичного обсуждения может вынести проект нормативного правового акта на публичное (общественное или профессиональное) обсуждение на Правовом форуме Беларуси, а также путем парламентских слушаний, в средствах массовой информации либо иными способами, не противоречащими законодательству. Информация о проведении публичного обсуждения проекта нормативного правового акта размещается на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и в средствах массовой информации и (или) на информационных интернет-ресурсах, определенных организатором публичного обсуждения, а также на официальных сайтах государственных органов.
В Закон включены предписания, предусматривающие необходимость оценки проектов нормативных правовых актов при проведении обязательной юридической экспертизы на предмет соответствия как международным договорам, так и иным международно-правовым актам, в том числе требованиям унификации и гармонизации законодательства в рамках интеграционных объединений, участницей которых является Республика Беларусь.
Закреплена процедура подготовки технических нормативных правовых актов, даны определение их видов и юридической силы. Закон устраняет пробелы в правовом регулировании порядка подготовки, экспертизы и согласования технических нормативных правовых актов, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации.
Предусмотрено научное сопровождение нормотворческой деятельности, привлечение ученых к разработке проектов актов, в том числе при проведении экспертиз.
Определены подходы по реализации пакетного принципа подготовки проектов актов. Закреплены в качестве принципа нормотворческой деятельности требование системности и комплексности правового регулирования общественных отношений, которое обеспечивается в том числе подготовкой и принятием (изданием) пакета нормативных правовых актов, направленных на системное и комплексное правовое регулирование определенной сферы общественных отношений, обеспечивающих реализацию нового нормативного правового акта.
Установлено требование о соответствии принимаемых нормативных правовых актов целям устойчивого развития, содержащимся в международно-правовых актах и правовых актах программного характера. Такая информация должна быть включена в обоснование необходимости принятия (издания) акта.
Также в Законе имеются и другие новации, направленные на повышение качества законодательства и эффективности взаимодействия всех участников нормотворческого процесса в Республике Беларусь.
В целом можно констатировать, что новый закон внес в нормотворческий процесс продиктованные временем коррективы, которые позволят его значительно обновить и оптимизировать.
Закон вступает в силу 1 февраля 2019 г.
По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
Белгоспищепром подвел итоги обсуждения проекта Закона о табачном сырье, табачных, нетабачных никотиносодержащих изделиях, электронных системах курения и жидкостях для них, системах для потребления табака
Подведены итоги общественного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «О табачном сырье, табачных, нетабачных никотиносодержащих изделиях, электронных системах курения и жидкостях для них, системах для потребления табака».
Проект Закона разработан в целях организации эффективного контроля за производством и реализацией (оборотом) нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака.
В частности, проектом Закона определены:
- основные термины и их определения;
- сфера применения, включая отношения, возникающие в области производства, оборота и потребления (использования) сырья, изделий, жидкостей, систем;
- акты законодательства, регулирующие отношения в области производства, оборота и потребления (использования) сырья, изделий, жидкостей, систем;
- меры государственного регулирования производства, оборота и потребления (использования) сырья, изделий, жидкостей, систем;
- субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), имеющих право на осуществление деятельности, связанной с производством и оборотом сырья, изделий, жидкостей, систем;
- меры лицензирования деятельности, в области производства и оборотом сырья, изделий, жидкостей, систем.
Организатор общественного обсуждения –
Белорусский государственный концерн пищевой промышленности.
За период обсуждения с 17 по 27 июня 2025 г. в специальную тему поступило 75 сообщений от 36 пользователей.
Как сообщает «Белгоспищепром», все предложения и замечания внимательно изучены и проработаны рабочей группой по подготовке комплексного проекта нормативного правового акта об организации эффективного контроля за производством и реализацией (оборотом) продукции, альтернативной сигаретам, в состав которой входят заинтересованные государственные органы и организации, на предмет возможного их учета.
Не нашли поддержки членов рабочей группы предложения пользователей:
-
о необходимости полного запрета производства и оборота изделий, жидкостей, систем на территории Республики Беларусь;
-
об исключении из проекта Закона обязательного лицензирования производства и оборота изделий, жидкостей, систем;
-
о смягчении лицензионных требований на оптовую торговлю;
-
о расширении субъектного состава лиц, имеющих право на импорт, оптовую и розничную торговлю такими изделиями, жидкостями, системами.
Указанные предложения входят в противоречие с:
-
целью проекта Закона;
-
поручением Главы государства, в части ужесточения требований к обороту и потреблению продукции, альтернативной сигаретам;
-
выработанными Правительством подходами по государственному регулированию производства и оборота изделий, жидкостей, систем.
Кроме того, в связи со сложностями определения территориальных границ и нарушением гражданских прав собственников имущества, не учтены предложения об ограничениях (запретах) потребления (использования) изделий, жидкостей, систем:
-
на балконах многоквартирных домов;
-
в непосредственной близости от многоквартирных жилых домов, общежитий;
-
в студиях менее 20 м2;
-
в автомобилях, если в них присутствуют дети в возрасте до 18 лет;
-
в туалетных комнатах, расположенных в общественных и производственных зданиях;
-
в комнатах для курения с неработающим (не функционирующим) оборудованием отдельной приточно-вытяжной системы вентиляции;
-
в нежилых помещениях, закрытых помещениях, вблизи закрытых помещений (на расстоянии 10 метров);
-
в общественных местах, иных местах массового скопления людей на открытом воздухе;
-
в спортивных сооружениях, расположенных на открытом воздухе, во время проводимых там мероприятий;
-
в вагонах поездов, на морских судах и в самолетах, на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена.
Также по причинам, связанным со сложностью определения территориальных границ и нарушением гражданских прав собственников имущества, не учтены предложения пользователей о запрете продажи изделий, жидкостей, систем:
-
ближе, чем пять километров от ближайшей школы;
-
в киосках, магазинах, площадью менее 100 м2;
-
на расстоянии ближе 1 км от учреждений образования, спортивных объектов, социальных приютов для детей, детских больниц.
Кроме того, пользователями высказаны следующие предложения:
-
указывать коды ТН ВЭД ЕАЭС на нетабачных изделиях, на которые распространяются требования проекта Закона;
-
дополнить определения терминами «специальные места (на открытом воздухе) для курения» и «комнаты для курения (изолированные помещения для курения)»;
-
указывать на потребительской упаковке (листе- вкладыше) табачного изделия, за исключением некурительных табачных изделий, информацию о наркотическом характере и смертельной опасности в результате потребления (использования) табачного изделия и воздействия табачного дыма;
-
декларировать и регулировать объемы производства и оборота нетабачных изделий.
Данные предложения не поддержаны рабочей группой в виду того, что не являются предметом регулирования проекта Закона.
В рамках публичного обсуждения высказаны предложения о включении в проект Закона положений, регулирующих права и обязанности субъектов отношений, а также мер по:
-
созданию условий для охраны здоровья граждан, обеспечения их прав на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма;
-
реализации системного подхода при формировании мероприятий, направленных на снижение потребления табака, по аналогии с Федеральным Законом № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».
Данные предложения не поддержаны, как не соответствующие целям и задачам проекта Закона.
Концерн «Белгоспищепром» выражает благодарность всем участникам общественного обсуждения за неравнодушную позицию актуальной проблемы в отношении неоднозначных последствий для здоровья человека, особенно для молодежи, в результате широкого распространения и потребления (использования) изделий, жидкостей, систем, с помощью которых никотин проникает в организм человека, а также за внесенные замечания и предложения по проекту Закона.
Другие новости Pravo.by.
Информация предоставлена Белорусским государственным концерном пищевой промышленности для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Минприроды предлагает обсудить изменения в постановление «О локальном мониторинге окружающей среды»
На общественное обсуждение вынесен проект постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 января 2017 г. № 5» (локальный мониторинг окружающей среды).
Проектом постановления предусматривается внесение изменений в постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 января 2017 г. № 5 «О локальном мониторинге окружающей среды» (далее – Постановление), в том числе в части:
-
актуализации перечня природопользователей, осуществляющих локальный мониторинг окружающей среды;
-
уточнения наименований, местонахождения, количества источников вредного воздействия на окружающую среду по всем объектам наблюдений локального мониторинга;
-
уточнения параметров и периодичности наблюдений по объекту наблюдений «выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от технологического и иного оборудования, технологических процессов, машин и механизмов»;
-
уточнения периодичности наблюдений по объекту наблюдений «сточные воды, сбрасываемые в поверхностные водные объекты или систему канализации населенных пунктов, и поверхностные воды в фоновых створах, расположенных выше по течению мест сброса сточных вод, и контрольных створах, расположенных ниже по течению мест сброса сточных вод», а также параметров наблюдений в соответствии с выданными разрешениями на специальное водопользование, фактическими объемами сброса сточных вод;
-
уточнения количества пунктов наблюдений, параметров наблюдений по объекту наблюдений «почвы (грунты) в местах расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения».
Учитывая количество вносимых изменений, а также в целях полного восприятия текста, приложение к Постановлению, определяющее перечень пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, перечень параметров, периодичность наблюдений и перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих проведение локального мониторинга, изложено в новой редакции.
Организатор общественного обсуждения –
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Свои замечания и предложения можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси с 10 по 20 июля 2025 г. или направить организатору общественного обсуждения на электронный адрес: nauka@minpriroda.gov.by.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Завершено обсуждение проекта Закона по вопросам регулирования земельных отношений
Подведены итоги общественного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам регулирования земельных отношений».
Проектом Закона вносятся изменения в:
-
Закон Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 195-З «Об изменении кодексов», в том числе направленные на уточнение действующего алгоритма легализации самовольно занятых земельных участков с учетом одобренных Главой государства подходов и упрощение порядка такой легализации в зависимости от степени тяжести, допущенных землепользователями нарушений;
-
Кодекс Республики Беларусь о земле.
Организатор общественного обсуждения –
Государственный комитет по имуществу.
За период обсуждения с 17 по 27 июня 2025 г. в специальную тему на Правовом форуме Беларуси поступило 20 сообщений, которые рассмотрены и обобщены Госкомимуществом.
Другие новости Pravo.by.
Информация предоставлена Государственным комитетом по имуществу для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Минспорта подведены итоги обсуждения проекта Указа о развитии агроэкотуризма
Подведены итоги общественного обсуждения проекта Указа Президента Республики Беларусь «О развитии агроэкотуризма».

Проектом предусматривается утверждение Положения о порядке осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, которым регулируются:
-
круг лиц, которые вправе осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, а также условия осуществления такой деятельности;
-
перечень услуг, оказываемых субъектами агроэкотуризма, их комплексное оказание;
-
порядок принятия районными исполкомами решений о применении физическими лицами сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
-
льготное кредитование субъектов агроэкотуризма с закреплением в проекте переходных положений по уже заключенным кредитным договорам;
-
иные вопросы в сфере агроэкотуризма.
Организатор общественного обсуждения – Министерство спорта и туризма.
За период обсуждения с 12 по 22 июня 2025 г. в специальную тему на Правовом форуме Беларуси поступило 14 комментариев.
Как сообщает Минспорта, наиболее актуальными вопросами, затронутыми в ходе публичного обсуждения проекта, стали:
-
исключение из перечня услуг, оказываемых субъектами агроэкотуризма, такой услуги как «организация и проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий» (разъяснения по данному вопросу даны на сайтах Министерства спорта и туризма и БелТА);
-
заключение агроэкоусадьбами договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма;
-
получение субъектами агроэкотуризма письменного согласия землепользователей земельных участков, расположенных по соседству с агроэкоусадьбой.
Замечания и предложения, поднятые в ходе публичного обсуждения проекта, будут приняты во внимание организатором общественного обсуждения при последующей доработке проекта.
Другие новости Pravo.by.
Информация предоставлена Министерством спорта и туризма для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
МЧС предлагает обсудить правила по обеспечению промышленной безопасности металлургических производств
На общественное обсуждение вынесен проект постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь «Об утверждении Правил по обеспечению промышленной безопасности металлургических производств».
Целью подготовки проекта постановления является установление требований промышленной безопасности технического характера к металлургическим производствам.
Проектом постановления предлагается утвердить принимаемые впервые Правила по обеспечению промышленной безопасности металлургических производств (далее – проект Правил).
Так, проектом Правил предлагается установить обязательные для соблюдения требования промышленной безопасности к потенциально опасным объектам прокатных и трубных производств, основанные на:
-
положениях Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон о промышленной безопасности);
-
требованиях нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, принятых в развитие Закона о промышленной безопасности;
-
опыте субъектов промышленной безопасности по эксплуатации этих объектов.
Проектом Правил определяются общие и специальные требования промышленной безопасности в прокатном и трубном производствах, а также требования к:
-
технологическим процессам потенциально опасных объектов (далее – ПОО), технических устройств (далее – ТУ);
-
средствам измерений параметров технологических процессов, производственной сигнализации и связи;
-
технологическим трубопроводам;
-
ограждениям ПОО, ТУ;
-
электроустановкам;
-
ремонту металлургического оборудования.
Установление в Правилах комплекса организационных и технических мероприятий, обязательных требований промышленной безопасности обеспечит повышение защищенности жизненно важных интересов общества от возникновения аварий и инцидентов на потенциально опасных объектах прокатных и трубных производств.
Организатор общественного обсуждения –
Министерство по чрезвычайным ситуациям.
Свои замечания и предложения можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси с 2 по 12 июля 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!