20.01.2018
Комментарий к Постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 12 января 2018 г. № 7
Основная цель корректировки норм Инструкции о порядке внесения нотариусами сведений в единую электронную систему учета нотариальных действий и наследственных дел и предоставления из этой системы сведений, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 15 июля 2016 г. № 137 «О единой электронной системе учета нотариальных действий и наследственных дел» являлась оптимизация информации, вносимой нотариусами в эту систему по ряду нотариальных действий.
До 16 % от общего объема совершаемых нотариусами нотариальных действий составляют нотариальные действия по свидетельствованию верности копий документов, выписок из документов, подлинностей подписей на документах, верности перевода документа с одного языка на другой. Информация о содержании этих действий, в том числе о документах, копии которых свидетельствуются, вносимая в реестр регистрации нотариальных действий, по своему объему значительна и ее перенос в электронную систему весьма трудозатратен. В целях оптимизации этих процессов пункт 8 Инструкции изложен в новой редакции и нотариусы при внесении в единую электронную систему учета нотариальных действий и наследственных дел (далее – электронная система) сведений по этим нотариальным действиям будут в графе «Содержание нотариального действия» электронной системы указывать только вид нотариального действия.
В этих же целях изменены сроки внесения сведений в указанную систему – сведения будут вноситься не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации нотариальных действий в соответствующих реестрах, книгах учета. Исключения составят сведения по удостоверению и отмене доверенности и сведения об открытии наследственного дела – информация о них будет вноситься в день регистрации соответствующих документов.
Изменения коснулись регламентации порядка внесения исправлений (оговорок) по сведениям, которые внесены в электронную систему нотариусами, временно не осуществляющими нотариальную деятельность либо прекративших ее осуществление и порядка внесения сведений по нотариальным действиям, совершенным до 1 января 2017 года.
Начальник управления нотариата и загсов
Министерства юстиции Республики Беларусь
Жанна Захарова
По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
Как стать риэлтером? Министерством юстиции определен порядок проведения аттестационного экзамена и выдачи свидетельства об аттестации
29 мая 2025 г. № 45 принято постановление Министерства юстиции Республики Беларусь «О проведении аттестационного экзамена и выдаче свидетельства об аттестации риэлтера».

Документом утверждена Инструкция, которой определен порядок:
- проведения аттестационного экзамена для лиц, претендующих на получение свидетельства об аттестации риэлтера (аттестационный экзамен);
- выдачи свидетельства об аттестации риэлтера (свидетельство), внесения в него изменений, продления срока действия, выдачи дубликата, прекращения действия (аннулирования) свидетельства и вынесения предупреждения обладателю свидетельства.
Установлено, что к сдаче аттестационного экзамена допускаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеющие:
- высшее образование;
- освоившие содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) в учреждениях дополнительного образования взрослых, иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых;
- намеревающиеся оказывать риэлтерские услуги, составляющие риэлтерскую деятельность (риэлтерские услуги), работая по найму.
При этом, в течение одного года и пяти месяцев со дня вступления в силу постановления № 45, к сдаче аттестационного экзамена допускаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеющие:
- среднее специальное образование;
- стаж работы не менее трех лет агентом по операциям с недвижимостью;работающие в риэлтерской организации на дату официального опубликования Закона Республики Беларусь «О риэлтерской деятельности»;
- намеревающиеся оказывать риэлтерские услуги, работая по найму.
К сдаче аттестационного экзамена не допускаются лица, в том числе:
- признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
- ранее совершившие умышленное преступление против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;ранее совершившие иное умышленное преступление, судимость за которое не снята или не погашена;
- уволенные из суда, правоохранительных и других государственных органов, иных организаций по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения, – в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения об увольнении;
- в отношении которых в течение одного года до дня обращения с уведомлением о сдаче аттестационного экзамена для получения свидетельства об аттестации риэлтера было принято решение об аннулировании свидетельства.
Документом установлен также перечень документов, необходимых для получения свидетельства об аттестации риэлтера.
Постановление № 45 принято на основании положений законов Республики Беларусь от 8 мая 2025 г. № 71-З «О риэлтерской деятельности» и от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» и вступает в силу с 16 июня 2025 г.
Новости по теме:
Закон о риэлтерской деятельности опубликован на Pravo.by
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
«Право на детство». Минюст определил порядок проведения конкурса творческих работ
Утверждена Инструкция о порядке проведения ежегодного конкурса творческих работ «Право на детство». Это решение закреплено постановлением Министерства юстиции от 15 мая 2025 г. № 41.
Согласно Инструкции, это открытый конкурс, организаторами которого выступают Министерство юстиции, структурные подразделения областных и Минского городского исполкомов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере юстиции.
На конкурсе представляются творческие работы в виде рисунка или анимационного ролика, подготовленные детьми, не достигшими возраста 18 лет.
Тематика работ: права ребенка; социальная защита семьи и детей государством; защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; права детей-инвалидов; обязанности ребенка.
Конкурс проводится в два этапа – региональный и республиканский.
Мероприятие направлено на создание условий для творческой самореализации детей, формирование уважения к закону и праву, воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения, развитие познавательного интереса к теме защиты прав ребенка.
Постановление вступает в силу с 23 мая 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Уточнены отдельные вопросы совершения нотариальных действий
Постановлением Министерства юстиции от 30 апреля 2025 г. № 37
скорректирована Инструкция о порядке совершения нотариальных действий. Соответствующие изменения внесены в постановление ведомства от 23 октября 2006 г. № 63.
Изменениями, в частности, предусмотрено:
-
исключение возможности оформления согласия третьих лиц одновременно с удостоверением договора без его нотариального удостоверения;
-
закрепление дополнительного состава сведений, которые указываются в направляемом удаленно заявлении о выдаче свидетельства о праве на наследство или о выдаче свидетельства о праве собственности на доли в имуществе, нажитом супругами в период брака, в отношении земельного участка;
-
для выявления волеизъявления участников сделки предоставление нотариусу права по своему усмотрению удалить из помещения, в котором совершается нотариальное действие, сопровождающих лиц;
-
принятие мер по исключению одновременного удостоверения сделки несколькими нотариусами;
-
регулирование вопроса об оплате государственной регистрации недвижимости;
-
определение порядка установления нотариусом при удостоверении договоров (соглашений) с недвижимым имуществом, в отношении которого возникает общая совместная собственность супругов, факта о том, состоит ли приобретатель в браке.
Основные положения постановления вступили в силу 22 мая 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Ко Дню Победы нотариусы проконсультируют бесплатно
8 мая во всех нотариальных конторах и нотариальных бюро Беларуси будут консультировать бесплатно. Мероприятие пройдет в рамках республиканской благотворительной акции, приуроченной ко Дню Победы.
Всем заинтересованным окажут бесплатную правовую помощь при личном обращении к нотариусу. В течение рабочего дня можно будет задать вопросы, в том числе по:
-
оформлению наследственных прав, доверенностей;
-
составлению завещаний, брачных договоров;
-
отчуждению недвижимости;
-
совершению исполнительных надписей и др.
«Проведение в рамках правового просвещения подобных акций, приуроченных к государственным праздникам и иным памятным датам, для нотариального сообщества Беларуси стало традиционным. Целью подобных мероприятий является, прежде всего, обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, повышение уровня правосознания, правовой культуры и грамотности населения», – сообщили в Белорусской нотариальной палате.
Контактную информацию нотариальных контор и бюро можно узнать по ссылке.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Как нотариусы будут предоставлять сведения по вопросам госрегистрации недвижимого имущества? Определен порядок
Постановлением Министерства юстиции от 18 апреля 2025 г. № 34 утверждена Инструкция
о порядке взаимодействия нотариусов и лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества.
Инструкцией установлены порядок и сроки:
-
сообщения нотариусом лицу (лицам), обратившемуся за совершением нотариального действия (его представителю):
- сведений о размере платы за осуществление госрегистрации, платы за внесение исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и реквизитах для внесения указанных плат, полученных нотариусом от регистратора, а также сведений о размере подлежащей уплате в случаях, установленных законодательными актами, госпошлины;
-
о возможности получения у нотариуса свидетельства (удостоверения) о госрегистрации, уведомления о внесении исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, решения об отказе в совершении регистрационных действий, составленных в виде электронного документа, полученных нотариусом от регистратора, и их выдачи нотариусом такому лицу (лицам);
-
направления нотариусом посредством почтовой связи
лицу (лицам), обратившемуся за совершением нотариального действия удаленно (его представителю), свидетельства (удостоверения) о госрегистрации, уведомления о внесении исправлений, решения об отказе в совершении регистрационных действий, составленных на бумажном носителе, полученных нотариусом от регистратора.
Также документом определены лица, которым направляются сведения о плате и госпошлине, в том числе в зависимости от вида нотариального действия.
Правовой акт принят в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (комментарий к правовому акту Государственного комитета по имуществу по ссылке).
Постановление вступает в силу с 11 июня 2025 г.
Новости по теме:
Нотариусам – об утверждении структуры и формата документов по вопросам госрегистрации недвижимого имущества
Нотариусам на заметку. Установлен формат электронных копий документов для направления в ГИС «Единый реестр имущества»
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!