17.01.2018
Профессионально об актуальном: Покупатель разбил товар в магазине – должен ли он его оплатить?
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 1 декабря 2017 г.
Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года № 90-З «О защите прав потребителей» достаточно подробно регулирует вопросы ответственности продавца при неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей по договору розничной купли-продажи. Однако при осуществлении торговой деятельности нередки ситуации, когда наоборот покупатель (потребитель) причиняет вред продавцу. Закон «О защите прав потребителей» не регулирует данные вопросы.
Тем не менее на практике довольно часто встречаются случаи, когда покупатель умышленно или по неосторожности причиняет вред продавцу при осуществлении последним торговой деятельности. Любому субъекту хозяйствования, занимающемуся торговлей, хорошо известна ситуация, когда покупатель, выбирая товар, но его еще не оплатив, нечаянно разбивает или иным образом его повреждает. Бывают и такие случаи, что покупатель умышлено портит товар из хулиганских побуждений. В данной ситуации надо вызывать милицию и привлекать причинителя вреда не только к гражданской ответственности, но и к уголовной.
Однако, как быть именно в тех ситуациях, когда покупатель портит товар по неосторожности. Данный вопрос действительно беспокоит правоприменительную практику, об этом свидетельствуют и ответы юристов и экономистов на соответствующие вопросы, задаваемые в поисково-справочных системах Консультант, Эталон и сети Интернет. Причем ответы на один и тот же вопрос разные: в одном случае «покупатель не должен оплачивать случайно поврежденный товар», в другом – «причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме покупателем». Более того, авторы приходят к противоположным мнениям, изначально ссылаясь на один и тот же нормативный правовой акт, а именно на Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 №384, в соответствии с п.14 которых «покупатель, допустивший порчу имущества продавца, обязан возместить причиненный ущерб».
В этой связи мы считаем необходимым высказать собственное мнение на этот счет и дать развернутое объяснение сложившейся ситуации.
Прежде всего следует отметить, что Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 №384, утратили силу. В настоящее время действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 №703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания», в котором отсутствуют нормы о том, что покупатель, допустивший порчу имущества продавца, обязан возместить причиненный ущерб.
Однако наличие или отсутствие данных положений в вышеназванном нормативном правовом акте не влияет на решение данного вопроса, о чем и будет сказано ниже.
В соответствии со ст.463 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Таким образом, пока покупатель не донес товар до кассы и не оплатил его, договор розничной купли-продажи не заключен. Соответственно, абсолютно не верно применять к отношениям, когда покупатель портит товар по неосторожности, положения п.1 ст.429 ГК о переходе риска случайной гибели или случайного повреждения товара на покупателя по договору розничной купли-продажи с момента, когда продавец исполнил свою обязанность по передаче товара покупателю, поскольку договора купли-продажи еще нет (он не заключен). До момента оплаты товара покупателем и выдачи продавцом чека стороны не вступили в договорные отношения, и соответственно риск случайной гибели не может перейти на покупателя в соответствии с п.1 ст.429 ГК. Риск случайной гибели несет продавец как собственник данного товара в соответствии со ст.212 ГК.
Более того, нормы ГК о моменте перехода риска случайной гибели никакого отношения к ситуации, когда покупателем причиняется вред товару по неосторожности, не имеют. Дело в том, что к обстоятельствам случайности относятся обстоятельства природно-стихийного характера (наводнение, землетрясение, ураган и т.п.), а также обстоятельства общественной жизни (военные действия, эпидемии, забастовки), а не случайная порча товара покупателем.
Тем не менее, зайдя в магазин и гуляя с тележкой по супермаркету и разбивая товар или причиняя иным образом вред имуществу продавца, покупатель несет ответственность за причиненный вред имуществу собственника. Однако ответственность покупателя строится не на положениях законодательства о договоре купли-продажи, а на положениях ГК об обязательствах вследствие причинения вреда. В соответствии с п.1 ст.933 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Однако в соответствии с п.2 ст.933 ГК лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред возник не по его вине.
Таким образом, если покупатель виновен в причинении вреда продавцу, он должен возместить причиненный ущерб. Как правило, в таких случаях покупателю предлагается оплатить товар на месте.
Если же покупатель отказывается от возмещения стоимости товара по той причине, что вред причинен не по его вине (например, покупателя толкнули; в магазине помыли пол и покупатель поскользнулся), или покупатель начинает выдумывать какие-то оправдания (плохо расставлен товар или плохо закреплены стеллажи), или просто ведет себя агрессивно и стремится покинуть место происшествия, то силой забрать деньги у покупателя продавец конечно не вправе. Продавец должен установить личность покупателя, взять письменное объяснение покупателя, в котором должен быть отражен факт причинения ущерба, а также обстоятельства его причинения, а также зафиксировать показания свидетелей. Если же покупатель отказывается называть себя и предъявлять документы, удостоверяющие личность, то в этом случае сообщается о случившемся в органы внутренних дел, и сотрудники службы охраны торгового предприятия вправе задержать покупателя до приезда милиции. Если в такой ситуации дать покупателю уйти, не выяснив фамилию, имя, отчество, а также место регистрации физического лица, то впоследствии взыскать с данного лица будет что-либо невозможно.
В последующем продавец вправе обратиться в суд с иском о взыскании ущерба, причиненного покупателем при приобретении товара, представив в суд доказательства причинения вреда данным покупателем. При этом вина покупателя презюмируется, то есть не продавец должен доказывать, что в действиях покупателя была вина, а покупатель будет освобожден от ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине. Соответственно, о таких доказательствах покупатель должен позаботиться заранее, например, взяв контактные данные свидетелей или запросив информацию с камер видеонаблюдения, так как в противном случае доказать свою невиновность будет невозможно.
Однако, справедливости ради, следует отметить, что иски продавцов к покупателям в рассмотренных случаях довольно редки в силу незначительности сумм таких исковых требований. Если же предприятие торгует дорогими товарами, то в такой ситуации как продавцу, так и покупателю нужно быть готовым отстаивать свою правоту в суде.
Шимкович М.Н.,
кандидат юридических наук, доцент
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»
Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
Защита прав потребителей и роль общественных объединений в этой сфере – интервью на Pravo.by ко Дню потребителя
Ежегодно 15 марта в Республике Беларусь отмечается
День потребителя. В преддверии этого события портал Pravo.by предлагает рассмотреть одну из самых актуальных тем в правовом регулировании торговли – обеспечение защиты прав и законных интересов потребителей. О самых распространенных проблемах в сфере защиты потребителей, влиянии развития интернет-торговли на характер нарушений прав потребителей и роли деятельности общественных объединений в области просвещения граждан об их правах рассказал заместитель председателя Правления общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей» Евгений Широкий.
– Добрый день, Евгений Викторович! Когда мы говорим о защите прав потребителей, какие основные цели и задачи общественных объединений в этой сфере?
– Общественные объединения, ведущие свою деятельность в сфере защиты прав потребителей, играют важную роль в современном обществе, дополняя органы государственного управления и оказывая значительное влияние на повышение правовой грамотности граждан. Их работа осуществляется в строгом соответствии с положениями законов Республики Беларусь «Об общественных объединениях», «О защите прав потребителей» и др.
Главная цель общественных объединений в сфере защиты прав потребителей заключается в обеспечении защиты прав и законных интересов потребителей товаров (работ, услуг). Для ее достижения объединениями проводится работа по организации информационной, правовой, консультационной помощи потребителям, представление интересов потребителей как в судебном, так и досудебном порядке, проводятся независимые экспертизы качества товаров (работ, услуг).
Благодаря своей гибкости, общественные объединения могут оперативно реагировать на обращения граждан и, зачастую в досудебном порядке, помочь разрешить спор с продавцом (исполнителем). Помимо прочего, стоит отметить, что помощь и услуги общественных объединений оказываются потребителям безвозмездно, что позволяет получить правовую помощь всем категориям граждан.
– Какие наиболее распространенные проблемы и вопросы, на Ваш взгляд, заставляют граждан обращаться за помощью в общественные объединения потребителей?
– В настоящее время однозначно можно отметить повышение правовой грамотности как среди потребителей, так и со стороны бизнеса. Однако, несмотря на существующие правовые механизмы, потребители по-прежнему сталкиваются с рядом проблем и нарушений, которые требуют внимания как со стороны государства, так и общественных объединений.
Так, пожалуй, самой распространенной проблемой на сегодняшний день является реализация товаров ненадлежащего качества. Потребители часто сталкиваются с производственными дефектами товаров, несоответствием заявленным характеристикам. Особенно актуальна эта проблема в отношении бытовой техники и всех технически сложных товаров. Помимо этого, отдельно хотелось бы обозначить систематические нарушения со стороны продавцов (исполнителей) требований о безвозмездном устранении недостатков качества товара (работ, услуг). Продавцы нередко отказываются выполнять взятые на себя гарантийные обязательства, затягивают сроки безвозмездного устранения недостатков или вовсе игнорируют обращения потребителей.
Нельзя не отметить и нарушение сроков оказания услуг (выполнения работ). В строительстве, ремонте, при оказании бытовых услуг населению часто нарушаются согласованные сторонами сроки выполнения работ, что вызывает финансовые и бытовые неудобства для потребителей.
Проблемы и нарушения прав потребителей остаются актуальными и, на наш взгляд, их решение возможно только через комплексный подход: повышение ответственности бизнеса, усиление правовой защиты и информирование граждан.
– Какие нетипичные обращения потребителей в ваше общественное объединение вы могли бы отметить?
– К нетипичным обращениям, но все чаще встречающимся, можно отнести обращения в связи с некачественным оказанием ветеринарных услуг. Эти случаи выходят за рамки стандартных вопросов и зачастую требуют индивидуального подхода, привлечения специалистов и глубокого анализа законодательства.
Сфера ветеринарных услуг тесно связана с безопасностью и благополучием как животных, так и их владельцев. Домашние животные – это не только члены семьи, но и важный элемент эмоциональной поддержки для многих людей, ввиду чего нарушения в этой сфере могут привести к достаточно негативным последствиям для их владельцев.
Наиболее распространенным нарушением со стороны ветеринарных клиник является неправильная диагностика и уже, как следствие, лечение. Часто встречаются случаи, когда животному назначается неверное лечение, приводящее к ухудшению его состояния или вовсе приводит к гибели. Также стоит отдельно отметить навязывание ненужных процедур исполнителями. Владельцам домашних животных предлагаются дополнительные услуги, которые не являются необходимыми, что повышает стоимость лечения без видимого результата.
Вместе с тем, нетипичные обращения, в том числе такие, как случаи некачественного оказания ветеринарных услуг, подчеркивают важность работы общественных объединений в самых разных сферах. Решение данных вопросов не только помогает восстановить нарушенные права потребителей, но и способствует повышению качества предоставляемых услуг исполнителями и укреплению доверия со стороны граждан.
Также к нетипичным обращениям потребителей можно отнести обращения, связанные с безопасностью оказываемых услуг. Так одним из районных судов города Минска было рассмотрено гражданское дело по иску нашего общественного объединения в интересах потребителей – семейной пары и их малолетнего ребенка.
Предметом иска стало оказание услуги, не отвечающей требованиям безопасности, а именно катание на парковом аттракционе «Лебеди», техническое состояние которого оказалось ненадлежащим, – спустя непродолжительный период времени (1-2 минуты) с момента начала оказания услуг ответчиком, после двух полных оборотов произошло резкое опускание пассажирских модулей аттракциона вниз на землю. В результате произошедшей аварии истица и ее несовершеннолетний сын получили телесные повреждения, что повлекло за собой физические и нравственные страдания.
После отказа ответчика добровольно удовлетворить требования потребителей о компенсации морального вреда наше общественное объединение обратилось в суд в защиту их прав. В ходе судебного разбирательства было установлено, что аттракцион эксплуатировался с превышением допустимого срока службы, а причиной аварии стали скрытые дефекты, допущенные при его изготовлении.
Суд признал, что потребителям была оказана некачественная и небезопасная услуга, и постановил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в пользу пострадавших, а также уплатить штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителей.
– Какую работу проводят общественные объединения в области просвещения граждан об их правах и привлечения внимания к актуальным проблемам в сфере защиты потребителей?
– Как уже отмечалось ранее, общественные объединения играют важную роль в защите прав потребителей, и одна из ключевых сфер их деятельности – просвещение граждан. Правовая грамотность потребителей является основой для построения справедливых отношений между бизнесом и гражданином. Нашим общественным объединением проводится значительная работа в этом направлении.
Это распространение знаний и накопленного за 7 лет работы опыта о правах потребителей и способах их защиты путем тесного взаимодействия со средствами массовой информации, публикаций на специализированных порталах и в социальных сетях, выпуск брошюр, буклетов, памяток. Отдельно стоит отметить ежегодное проведение мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей, с целью привлечения внимания к актуальным проблемам. Не остается в стороне организация нашим общественным объединением тематических семинаров и лекций для трудовых коллективов крупнейших государственных предприятий. Например, 17 марта состоится организованный нами совместно с региональным центром правовой информации города Минска круглый стол на тему «Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», в котором планируется участие представителей органов государственной власти, судейского корпуса, учреждений ЖКХ. Проведение тематических круглых столов с участием представителей общественности и государственных структур позволяют привлечь внимание к актуальным проблемам в сфере защиты прав потребителей, а также услышать мнения всех участников.
Полагаю, общественные объединения играют незаменимую роль в формировании просвещенного, грамотного потребительского общества. Их деятельность направлена не только на защиту прав и законных интересов конкретных граждан, но и на профилактику, предотвращение нарушений в будущем, что делает эту работу важной частью правовой системы и общественного развития.
– В настоящее время наблюдается активный рост онлайн-покупок. Как развитие интернет-торговли влияет на характер нарушений прав потребителей?
– Действительно, в настоящее время наблюдается стремительный рост доли онлайн-покупок, что обусловлено удобством, доступностью и широким ассортиментом товаров в интернете. Потребители все чаще выбирают виртуальные магазины, благодаря возможности совершать покупки в любое время, сравнивать цены и читать отзывы.
Вместе с тем такое развитие интернет-торговли значительно изменило характер нарушений прав потребителей, поскольку все больше покупок совершается онлайн и традиционные механизмы взаимодействия с продавцами теряют свою эффективность. Среди наиболее распространенных нарушений можно выделить: предоставление недостоверной информации о товарах, отправка продукции, не соответствующей описанию, продажа товаров ненадлежащего качества и, как следствие, отказ в возврате денежных средств или замене товара. Помимо этого, значительно усложняется коммуникация между покупателями и продавцами, так как последними не всегда соблюдаются требования законодательства о размещении обязательной информации на страницах своих интернет-магазинов, что затрудняет, а иногда и вовсе лишает возможности потребителя заявить предусмотренные законом требования при нарушении его прав.
– Какие советы и рекомендации Вы можете дать потребителям для безопасного и успешного совершения покупок в сети Интернет?
– Для того, чтобы снизить риск приобретения товара ненадлежащего качества и получить свою покупку в срок, необходимо в первую очередь убедиться в том, что интернет-магазин зарегистрирован в установленном порядке и размещен в доменной зоне «.by» или «.бел», а на главной странице сайта размещена такая обязательная информация, как наименование организации, место нахождения, УНП (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, адрес, сведения о государственной регистрации и наименовании органа осуществившего государственную регистрацию), номера контактных телефонов, адрес электронной почты, режим работы, дата регистрации интернет-магазина в торговом реестре. Перед совершением покупки стоит изучить отзывы других клиентов о продавце и предлагаемых товарах. Это поможет избежать приобретения некачественной продукции. Необходимо убедиться, что интернет-магазин предоставляет полную и исчерпывающую информацию о способах возврата товара надлежащего и ненадлежащего качества, гарантийных сроках на предлагаемые товары. Стоит избегать или дополнительно проверить данные об интернет-магазинах, которые предлагают товары по слишком низким ценам (значительно ниже рыночных) и не забывать, что предложения, которые выглядят слишком хорошо, чтобы быть правдой, могут быть мошенническими. После совершения покупки сохраняйте все документы, выданные продавцом, они помогут в случае возникновения спорных ситуаций с товаром в будущем.
Применяя эти рекомендации, потребители минимизируют риски и сделают процесс онлайн-шопинга более безопасным и комфортным.
– Спасибо за интересную беседу!
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
К 100-летию органов торговли Беларуси. Читайте интервью об актуальных вопросах защиты прав потребителей и деятельности общественных объединений в этой сфере
28 июля 2024 г. органам торговли Беларуси исполняется 100 лет со дня образования. Сфера торговли играет важнейшую роль в обеспечении социально-экономического развития государства, от ее динамики во многом зависит благополучие потребителей, реализация их прав и законных интересов.
В тесной взаимосвязи с органами торговли строится и деятельность общественных объединений потребителей. О нюансах деятельности общественных объединений потребителей – в интервью Pravo.by председателя Правления общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей» Дмитрия Андреевича Мальца.
– Добрый день, Дмитрий Андреевич! Насколько востребована деятельность общественных объединений потребителей в Республике Беларусь?
– Добрый день! Правовой основой для защиты прав потребителей в нашей стране является Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей». В соответствии с положениями Закона наряду с государственной защитой прав потребителей в Республике Беларусь в лице уполномоченных органов государственного управления действует и общественная защита в лице общественных объединений потребителей.
Основными направлениями деятельности таких объединений являются консультирование потребителей по вопросам защиты их прав, представление интересов потребителей как в досудебном, так и в судебном порядке, проведение экспертиз качества товаров (работ, услуг), а также некоторые другие.
Общественные объединения потребителей выполняют важную социальную функцию, поскольку позволяют гражданам безвозмездно получить квалифицированную помощь в случае нарушения их прав.
– Каковы на сегодня приоритеты в работе организаций, защищающих права потребителей? Есть ли какая-то особенно актуальная тема в этой сфере?
– В соответствии с рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 января 2024 г. № 2 в 2024 году в сфере защиты прав потребителей для государств – участников Евразийского экономического союза определена приоритетной тема «Потребитель и предприниматель: доверие для развития». Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2023 г. № 375 текущий год объявлен Годом качества.
В этой связи общественное объединение в 2024 году выстраивает свою работу исходя из указанных приоритетов. Проводится значительное количество мероприятий информационно-просветительской направленности по указанной тематике.
Отдельно хотелось бы отметить проведение 5 марта 2024 г. круглого стола на базе регионального центра правовой информации города Минска, в работе которого приняли участие представители органов государственного управления, научного сообщества, общественных объединений потребителей, где были обсуждены актуальные вопросы защиты прав и законных интересов потребителей товаров (работ, услуг). Кроме того, 12 июля 2024 года Министерством юстиции Республики Беларусь был организован комплекс мероприятий, приуроченных к Году качества. Их участниками стали представители государственных органов и общественных объединений.
Отдельным актуальным вектором работы общественных объединений потребителей является проведение информационно-просветительской деятельности по вопросам, направленным на достижение Целей устойчивого развития (в контексте вопросов защиты прав потребителей). В деятельности нашей организации названный аспект деятельности приобрел особую актуальность в связи с предоставлением с июля 2023 года специального консультативного статуса при Экономическом и Социальном Совете Организации Объединенных Наций.
– С какими вопросами потребители чаще всего обращаются в общественные объединения потребителей?
– Обращения самые различные, однако их наибольшее количество традиционно касается реализации потребителям товаров ненадлежащего качества, а также качества выполненных работ (оказанных услуг). В последние годы наблюдается рост обращений, связанных с отношениями, вытекающими из договоров создания объектов долевого строительства.
Имелись и нетипичные обращения. Так, запомнилось дело по вопросу некачественно оказанной услуги по организации выпускного вечера. Одной из претензий потребителей являлось несоответствие длины красной ковровой дорожки условиям договора. В связи с неурегулированием спора в досудебном порядке общественным объединением в интересах потребителя было направлено исковое заявление в суд, которое было удовлетворено (соразмерно уменьшена стоимость оказанных услуг, взыскана компенсация морального вреда).
Всегда запоминаются дела, связанные с причинением вреда жизни и здоровью потребителей. Как правило, это ситуации, касающиеся некачественного оказания медицинских, в том числе косметологических, услуг.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 2 Закона о защите прав потребителей его действие распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира, перевозки груза, возмездного оказания услуг, а также на отдельные виды иных возмездных договоров.
С учетом изложенного сфера деятельности общественных объединений потребителей является достаточно широкой, что требует достаточно высокой квалификации юристов, специализирующихся на оказании помощи потребителям.
– Что Вы можете посоветовать потребителям, которые столкнулись с продажей товаров ненадлежащего качества?
– В первую очередь в указанных ситуациях потребителю необходимо обратиться с претензией к продавцу, где заявить одно из требований, предусмотренных статьей 20 Закона о защите прав потребителей, среди которых замена недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерное уменьшение покупной цены товара, незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара, возмещение расходов по устранению недостатков товара, а в отдельных случаях и расторжение договора купли-продажи.
Такую претензию необходимо направить по юридическому адресу продавца либо изложить в соответствующей книге замечаний и предложений.
В случае спора о качестве товара, возможно, потребуется проведение товароведческой экспертизы. Такие экспертизы вправе проводить аккредитованные органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории (центры), судебно-экспертные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право осуществлять деятельность по проведению судебных экспертиз, торгово-промышленные палаты, общественные объединения потребителей.
Для оказания правовой помощи в указанных гражданско-правовых спорах потребители вправе обращаться в местные исполнительные и распорядительные органы, общественные объединения потребителей, либо к адвокатам.
– Какие Вы видите перспективы развития института общественной защиты прав потребителей?
– Динамика обращений позволяет сделать вывод, что институт общественной защиты прав потребителей является достаточно востребованным среди граждан и необходимо принимать дальнейшие меры, направленные на его развитие.
В этой связи необходимо отметить, что Коллегией Евразийской экономической комиссии 23 января 2024 годы были приняты Рекомендации «О согласованных подходах к поддержке деятельности общественных объединений потребителей в государствах – участниках Евразийского экономического союза». Это первый комплексный документ, который предусматривает меры, направленные на поддержку деятельности общественных объединений потребителей в государствах – участниках ЕАЭС, которым является и Республика Беларусь.
На наш взгляд, эффективная деятельность институтов общественной защиты прав потребителей возможна только при тесном взаимодействии с органами государственного управления, поскольку задачи, которые стоят перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей, являются фактически общими.
В этой связи хотели бы поздравить органы торговли Республики Беларусь с предстоящим 100-летним юбилеем и пожелать дальнейших успехов в деле защиты интересов потребителей.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Скорректированы Правила бытового обслуживания потребителей
Постановлением Совета Министров от 23 марта 2023 г. № 202 внесены изменения в Правила бытового обслуживания потребителей.

В частности, скорректирован перечень сведений, для размещения на объекте бытового обслуживания в удобном для обозрения потребителем месте на белорусском и (или) русском языках:
- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, заверенная исполнителем, а также номер телефона исполнителя;
- информация о номере лицензии и лицензирующем органе, если вид (виды) деятельности, осуществляемой исполнителем, подлежит лицензированию;
- копия документа об оценке соответствия с приложениями к нему, заверенная исполнителем (в случаях, установленных законодательством);
- перечень оказываемых видов бытовых услуг;
- информация о тарифах на оказываемые бытовые услуги. При наличии скидок размещается информация об их размере (доводится в процентном отношении к установленной цене либо в абсолютном выражении в денежных единицах) и периодах действия;
- перечень категорий потребителей, имеющих право на льготное обслуживание;
- информация об органах, осуществляющих государственное регулирование и контроль в области бытового обслуживания населения (наименование, юридический адрес, номер телефона);
- сроки оказания бытовых услуг, кроме услуг по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств.
Исключены требования:
- о предъявлении книги замечаний и предложений по первому требованию потребителя;
- об обязательном наличии в объекте бытового обслуживания документов на оказываемые услуги согласно перечню, определяемому Министерством антимонопольного регулирования и торговли.
Также дополнен перечень случаев, когда исполнитель вправе отказать потребителю в оформлении заказа. Это возможно в том числе, если потребитель и исполнитель не достигли согласия по срокам оказания бытовой услуги, проценту износа изделия, о виде и условиях обработки изделия.
Кроме того, уточнены вопросы порядка оказания бытовых услуг. В частности, исполнителю предоставляется право отказать потребителю в оказании бытовых услуг, если у потребителя имеются признаки алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также в иных случаях, предусмотренных Правилами бытового обслуживания потребителей.
Помимо этого, введена норма о необходимости соблюдения исполнителем при оказании бытовых услуг санитарно-гигиенических требований в части содержания технологического оборудования, инструментов, приборов, инвентаря, белья, состояния административных, производственных, служебных, технических помещений и территории, удаления отходов, обработки (стирки, глажения и хранения) белья (полотенец, халатов и другого), очистки и дезинфекции инструментов.
Постановление вступает в силу через три месяца после его официального опубликования.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Участвуйте в формировании государственных правовых ресурсов: НЦПИ приглашает авторов к сотрудничеству
Национальный центр правовой информации приглашает специалистов различных сфер принять участие в информационном наполнении правовых ресурсов «Правоприменительная практика» и «Формы документов». Банки данных распространяются в составе государственных информационно-правовых систем «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE».

Принимаются следующие авторские материалы:
-
авторские статьи и комментарии, а также в формате «вопрос – ответ»;
-
материалы методического, аналитического, разъяснительного характера по вопросам применения актов законодательства, которые призваны обеспечить единое понимание правовых норм;
-
разработанные авторами типовые формы юридических документов.
При проведении отбора одним из основных требований к предоставляемым авторским материалам является актуальность содержащейся в них информации.
Размещение материалов осуществляется за авторское вознаграждение на основе заключения авторских договоров о передаче прав (исключительных или неисключительных).
Требования к оформлению предоставляемых авторских материалов можно посмотреть здесь.
1. К рассмотрению принимаются авторские материалы в электронной форме (направленные по электронной почте по адресу: avtor@ncpi.gov.by). Одновременно с авторским материалом автор направляет следующие сведения о себе:
-
фамилия, имя, отчество;
-
место работы, занимаемая должность, ученая степень и ученое звание (при наличии);
-
контактный телефон, адрес электронной почты.
2. Языки авторских материалов – русский, белорусский.
3. Авторский материал должен включать:
-
название (прописными буквами). Для материала «вопрос-ответ» название не требуется т.к. сам вопрос является его названием;
-
Ф.И.О. автора(ов), должность, название организации, ученую степень и ученое звание (без сокращений);
-
информацию «Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на дд.мм.гггг».
4. Текст материала набирается в редакторе Microsoft Word с использованием шрифта Times New Roman:
-
название авторского материала – прописные полужирные;
-
Ф.И.О. автора(ов), должность, название организации, ученая степень, ученое звание (при наличии) – строчные;
-
заголовки разделов – строчные полужирные;
-
основной текст – строчные, одинарный интервал;
-
авторский материал «вопрос-ответ» – строчные, одинарный интервал.
Номера страниц проставляются сверху посередине, номер первой страницы не ставится.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: 220701, г. Минск, ул. Берсона, 1а
Телефон: +375 (17) 271-53-85
E-mail: avtor@ncpi.gov.by
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Обмен и возврат товаров. Что можно и нельзя будет обменять и вернуть?
Постановлением Правительства от 2 февраля 2022 г. № 62 корректируется постановление Совета Министров от 14 июня 2002 г. № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
Изменениями, в частности, уточняются перечни:
- товаров длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар;
- непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.
Первый перечень дополнен ювелирными и другими изделиями, изготовленными из драгоценных металлов и их сплавов, в том числе со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения либо без них, либо изготовленными из материалов природного или искусственного происхождения со вставками из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней; драгоценными камни; изделиями из жемчуга и янтаря.
Во второй дополнительно включены:
- памятные банкноты, памятные и слитковые (инвестиционные) монеты, являющиеся законным платежным средством Республики Беларусь, и футляры к ним;
- драгоценные металлы и драгоценные камни, реализуемые Национальным банком, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями при совершении банковских операций.
Правовой акт принят в соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей».
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Следите за разделом «Официальное опубликование».
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».