В Минске торжественно открыли после реконструкции обновленное здание Следственного комитета
В преддверии Дня сотрудника органов предварительного следствия, который будет отмечаться 12 сентября, Председатель Следственного комитета Иван Носкевич и начальник управления Следственного комитета по г. Минску Дмитрий Конопляник в торжественной обстановке приняли после реконструкции здание управления Следственного комитета по г. Минску на улице Первомайской.
В обновленное историческое здание также переедет Ленинский (г. Минска) районный отдел Следственного комитета.
Всего у Следственного комитета 138 подразделений по всей стране, и хотя реконструкции происходят не только в столице – за 6 лет условия улучшены в более чем 90 из них, именно минским подразделениям уделено особое внимание, отметил Иван Носкевич. «В Минске сосредоточены наиболее серьезные уголовные дела, в том числе в сфере организованной преступности, которым уделяется повышенное внимание. Поэтому здесь должны служить наиболее подготовленные следователи», – сказал он.
За 8 месяцев 2017 года уровень преступности в республике снизился на 8 % – это обстоятельство руководство Следственного комитета связывает в том числе с улучшением рабочих условий, которые напрямую влияют на производительность труда следователей.
«Создаем здесь кластер законности и порядка», – отметил Иван Носкевич, имея в виду, что здание на ул. Первомайской составляет единый комплекс со зданием центрального аппарата Следственного комитета на ул. Фрунзе.
По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
(фото – НЦПИ)
23 июня прошла II Международная научно-практическая конференция «Следственная деятельность: наука, образование, практика», посвященная актуальным вопросам следственной деятельности.
В мероприятии приняли участие председатели Следственных комитетов Беларуси и России, представители Государственного секретариата Совета Безопасности, Администрации Президента Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики, Национального центра законодательства и правовых исследований, Национального центра правовой информации, а также правоохранительных органов, научных и образовательных учреждений Беларуси, России и Азербайджана.
С приветственным словом выступили Председатель Следственного комитета Республики Беларусь Дмитрий Гора, Председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин, руководитель Представительства Постоянного Комитета Союзного государства в г. Минске Марианна Щёткина, заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Александр Рахманов и Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Алексей Волков.
В рамках конференции обсудили актуальные проблемы уголовного права в контексте следственной деятельности, современные тенденции развития уголовного процесса, концептуальные направления криминалистического обеспечения предварительного следствия, перспективы совершенствования судебно-экспертной и оперативно-розыскной деятельности в досудебном уголовном производстве, а также развитие системы подготовки кадров для органов предварительного следствия.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Следственный комитет Республики Беларусь)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
24 января прошло заседание редколлегии научно-практического журнала «Предварительное расследование», посвященное 5-летию издания. Об этом сообщает официальный сайт Следственного комитета.
В рамках мероприятия состоялось торжественное открытие экспозиции, посвященной истории создания и началу функционирования журнала. Экспозиция отражает этапы процесса, предшествовавшего учреждению издания, в том числе формирование концепции и содержания разделов, изучение положительного опыта сходных иностранных юридических печатных СМИ.
В открытии выставки принял участие Председатель Следственного комитета Дмитрий Гора, являющийся председателем редколлегии журнала.
Дмитрий Юрьевич отметил, что за пять лет журнал «Предварительное расследование» положительно зарекомендовал себя в научном сообществе, стал информационной площадкой для обсуждения на высоком уровне актуальных проблем правоприменения, обмена передовым практическим опытом предварительного расследования, а также освещения деятельности Следственного комитета на государственном и международном уровнях.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – официальный сайт Следственного комитета)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
24 июня 2021 г. в г. Минске прошла I Международная конференция «Следственная деятельность: наука, образование, практика», организованная Следственным комитетом Республики Беларусь и Институтом повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета Республики Беларусь. Мероприятие приурочено к 10-летию ведомства и годовщине со дня образования Института.
В конференции приняли участие руководители органов государственного управления, сотрудники органов предварительного расследования, иных правоохранительных органов, профессорско-преподавательский состав учреждений образования, научные работники, аспиранты (адъюнкты) Республики Беларусь, Российской Федерации, Азербайджанской Республики и Республики Узбекистан – всего более ста участников.
Открывая конференцию, Председатель Следственного комитета Республики Беларусь Дмитрий Гора отметил особую ценность мероприятия, проходящего в очном формате.
Были обозначены актуальные задачи правоохранительного блока на современном этапе. «Понятие национальной безопасности многоаспектное. В частности, это борьба с преступностью. Огромнейшую угрозу национальной безопасности представляет рост киберпреступности. Борьба с наркотрафиком – также одно из направлений. Определить какое-то одно направление в обеспечении национальной безопасности с точки зрения следствия невозможно. Наша задача – обеспечить спокойную, нормальную жизнь наших граждан, нашего государства, обеспечить стабильность», – сказал Дмитрий Гора.
Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольга Чуприс в приветственном слове сказала о важности проведения таких форумов следователей и особенно подчеркнула роль Следственного комитета Республики Беларусь в борьбе с киберпреступностью.
«О преступлениях в области информационных технологий с использованием компьютерных возможностей – здесь они преуспели очень сильно. Следственный комитет пошел впереди всех государств постсоветского лагеря и стал фаворитом в этом деле. К ним уже сейчас обращаются за консультациями», – отметила Ольга Ивановна.
Заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Владимир Арчаков в своем докладе обратил внимание на формирование новых рисков и вызовов, применение в отношении Беларуси инструментов так называемой «мягкой силы». По его мнению, это требует адекватного реагирования силовых органов, проведения научно-прикладных исследований с позиции экспертного сообщества в процессе дальнейшего совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
С докладом на тему: «Информационно-правовое обеспечение следственной деятельности» выступил директор НЦПИ Андрей Мательский. Отметив особую роль цифровых технологий в последовательном и масштабном совершенствовании экономики, государственного управления и права, он подчеркнул, что одним из важнейших направлений цифровизации правовой сферы государства является внедрение информационных технологий в деятельность системы следственных органов. При этом важнейшей составляющей для успешного решения задач Следственного комитета является надлежащее и эффективное информационно-правовое обеспечение сотрудников следственных органов необходимой правовой информацией.
Участникам мероприятия представлены принимаемые в рамках государственной системы правовой информации меры по обеспечению всех заинтересованных официальной правовой информацией. В их числе – разрабатываемая НЦПИ автоматизированная информационная система «Нормотворчество».
Вопросы необходимости конституционного обеспечения права на судебную проверку законности заключения под стражу затронуты заведующим кафедрой конституционного права БГУ, доктором юридических наук, профессором Григорием Василевичем. Он предложил поддержать работу над конституционными изменениями в части фиксации срока, в течение которого должна проводиться судебная проверка законности задержания, непосредственно в Конституции.
Иностранные участники конференции – представители Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана и России поделились своим опытом и прогрессивными наработками в вопросах развития и совершенствования системы подготовки кадров для органов предварительного следствия.
Работа конференции была насыщенной и продуктивной.
В ее ходе рассмотрены актуальные вопросы уголовного права в контексте следственной деятельности, современные тенденции развития уголовного процесса, концептуальные направления криминалистического обеспечения предварительного следствия, перспективы совершенствования судебно-экспертной и оперативно-розыскной деятельности в досудебном производстве по уголовным делам. Обсуждены вопросы развития системы подготовки кадров для органов предварительного следствия.
Состоялся конструктивный обмен мнениями, наработками и опытом в обеспечении национальной безопасности.
К началу мероприятия был издан сборник тезисов докладов, авторами которых являются как представители науки, так и практические работники разных стран.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – НЦПИ, БелТА, Следственный комитет)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Одними из ключевых направлений деятельности Следственного комитета являются участие в пределах компетенции в реализации государственной уголовной политики, разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере правоохранительной деятельности.
Стремительное развитие сферы информационно-коммуникационных технологий, появление новых средств и способов совершения преступлений, их значительный рост в киберпространстве обусловили необходимость ряда изменений в уголовное законодательство, направленных на обнаружение и фиксацию «электронных следов» противоправных деяний, актуализацию составов преступлений против информационной безопасности.
Соответствующие изменения были внесены Законом Республики Беларусь от 26 мая 2021 г. «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» (Закон), официально опубликованном на Национальном правовом портале 8 июня 2021 года.
Для эффективного противодействия и документирования преступной деятельности с применением информационных технологий в соответствии с Законом Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь дополняется новым видом следственных действий – осмотром компьютерной информации, в том числе с использованием программно-аппаратных комплексов.
УПК также дополнен положениями о возможности проведения допроса посредством систем веб-конференции, то есть посредством таких программ, как «Skype», «Viber» и иных, предоставляющих возможность одновременной видео- и звукопередачи, а также устранена излишняя формализация оформления протокола допроса.
Потребностями правоприменительной практики обусловлены изменения главы 31 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Преступления против информационной безопасности».
В частности, изложена в новой редакции статья 349 УК (несанкционированный доступ к компьютерной информации) с исключением из части первой квалифицирующего признака субъективной стороны несанкционированного доступа к компьютерной информации «иная личная заинтересованность» с целью законодательного разграничения уголовной и административной ответственности за такие деяния.
Статьи 350–351 УК (модификация компьютерной информации и компьютерный саботаж) объединены в одном альтернативном материальном составе преступления ввиду однородности характера противоправного поведения (например, изменение информации может повлечь ее блокирование), близкой степени общественной опасности деяний (изменение, уничтожение, блокирование информации влекут последствия в виде невозможности ее использования законным обладателем) и последовательным совершением на практике указанных действий с целью достижения единой цели.
В новой редакции изложены составы преступлений, предусматривающих ответственность за неправомерное завладение компьютерной информацией (статья 352 УК), разработку, использование, распространение либо сбыт вредоносных компьютерных программ или специальных программных или аппаратных средств (статья 354 УК), нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети (статья 355 УК).
Поскольку на практике имелись неединичные случаи совершения преступлений против информационной безопасности родственниками потерпевшего (дети, родители) и лицами, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, отдельные составы преступлений, предусматривающие ответственность за несанкционированный доступ, уничтожение (блокирование, модификацию), неправомерное завладение компьютерной информацией, отнесены к деяниям, влекущим уголовную ответственность по требованию потерпевшего.
С учетом того, что в составах преступлений против информационной безопасности предмет преступления является обязательным признаком, его точное определение важно для установления значимых обстоятельств преступления и является необходимым условием правильной юридической оценки деяния, в Уголовном кодексе закреплено определение термина «компьютерная информация».
Внесены изменения в примечания к главе 24 УК, а также в название и диспозицию статьи 212 УК «Хищение имущества путем модификации компьютерной информации». Уголовная ответственность по данной статье будет наступать в случае хищения имущества физических лиц на сумму 2 и более базовые величины, у юридических лиц – на сумму 10 и более базовых величин.
Декриминализированы составы преступлений, предусматривающих ответственность за уклонение от отбывания наказаний (статьи 415-419 УК).
Блок изменений, связанных с указанной декриминализацией, вступает в силу через три месяца после официального опубликования Закона Республики Беларусь от 26 мая 2021 г. «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности».
Изменения коснулись также порядка обжалования процессуальных действий и решений следователя (статьи 139 и 140 УПК). Их суть сводится к тому, что дальнейшее обжалование решений следователя, с которыми согласились прокурор либо суд, будет возможно лишь по инстанции, то есть вышестоящему прокурору или в вышестоящий суд.
Читайте на Pravo.by и другие материалы по теме:
- Важные нововведения в уголовное законодательство. Интервью Вадима Ипатова, директора Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь;
- Уголовная ответственность за незаконные действия с персональными данными. Комментарий Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь;
- Какие вопросы таможенного контроля затронули изменения уголовного законодательства? Комментарий Государственного таможенного комитета Республики Беларусь;
- Внедрение института медиации в уголовное судопроизводство и изменения в УПК. Комментарий Министерства юстиции Республики Беларусь.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Резолюция круглого стола «Межконфессиональное согласие как важнейший фактор укрепления общественного спокойствия и стабильности», посвященного году народного единства (26 февраля 2021 г., г. Минск)
В рамках реализации мероприятий по проведению в 2021 году Года народного единства Следственным комитетом Республики Беларусь, учреждением образования «Институт повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета Республики Беларусь» и Уполномоченным по делам религий и национальностей Республики Беларусь проведен круглый стол на тему «Межконфессиональное согласие как важнейший фактор укрепления общественного спокойствия и стабильности».
Мероприятие организовано в целях обсуждения насущных вопросов взаимодействия государства и церкви на благо белорусского народа, роли религиозных организаций, общественных объединений в профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании и других асоциальных явлений, ресоциализации осужденных, работы с молодежью, противодействия религиозному экстремизму и т.д.
В работе круглого стола приняли участие представители госорганов, научных и образовательных учреждений, общественных объединений, члены Совета Республики, депутаты Палаты представителей, представители религиозных конфессий (всего 50 делегатов).
Участниками круглого стола отмечено, что испокон веков белорусский народ славится своим гостеприимством, толерантностью, веротерпимостью. На белорусской земле в мире и согласии в духе добрососедства жили, трудились, создавали семьи, растили детей представители самых разных народов, национальностей и религиозных взглядов.
Белорусы с уважением относятся к ценностям иных культур, на генетическом уровне отвергая любые проявления национальной, религиозной вражды или розни. Наш народ всегда отличался готовностью прийти на помощь, поддержать страждущих, поделиться последним, не требуя ничего взамен. Именно поэтому Беларусь не знала разрушительных межэтнических и религиозных конфликтов, которые опустошительны по своей сути и губительны для любого государства. Наоборот, на белорусской земле создавалась самая благоприятная среда для развития и сохранения национальных и религиозных традиций, их взаимопроникновения для взаимного духовного обогащения. В Беларуси много семей, в которых супруги придерживаются разных религиозных убеждений, что только способствует их нравственному развитию, сплочению брака и воспитанию детей.
Такое межконфессиональное согласие является важнейшим историческим достижением и ключевым фактором укрепления мира, общественного спокойствия и стабильности, гарантией преодоления возможных вызовов и угроз, направленных на разобщение народа и подрыв белорусской государственности.
Политические события 2020 года ярко продемонстрировали стремление внешних деструктивных сил ослабить страну, внести раскол в сформировавшийся общественный монолит, в том числе воздействуя на религиозные чувства людей. Однако сложившийся иммунитет народа не позволил реализовать сценарий развала нашей Беларуси, а народное единство показало свою силу.
Особая роль в этом созидательном процессе принадлежит следователям, которые обеспечивают соблюдение прав и законных интересов граждан, защиту их и общества от преступных посягательств.
Огромна и помощь религиозных организаций в подобной деятельности. Они поддерживают и помогают людям в трудных жизненных ситуациях, способствуют исправлению и перевоспитанию лиц, преступивших закон.
Тема укрепления межконфессионального согласия, координация усилий на совместное служение госорганов и религиозных организаций имеет большое значение для белорусского общества.
На основании изложенного и по итогам состоявшегося круглого стола в Год народного единства его участники принимают следующую резолюцию:
- Признать необходимость совершенствования конструктивного взаимодействия подразделений Следственного комитета с религиозными организациями, общественными объединениями в целях укрепления общественного спокойствия и согласия, обеспечения защиты прав граждан, профилактики правонарушений в ходе досудебного уголовного производства.
- Следственному комитету и Уполномоченному по делам религий и национальностей обеспечить работу региональных круглых столов (семинаров, конференций, симпозиумов), посвященных совместной деятельности правоохранительных органов и религиозных организаций при расследовании уголовных дел, по профилактике правонарушений, пьянства, наркомании, домашнего насилия, ресоциализации осужденных.
- Следственному комитету и Уполномоченному по делам религий и национальностей активизировать работу со СМИ в целях духовного просвещения граждан об осуществляемых религиозными организациями социальных проектах, их взаимодействии с правоохранительными органами и реализуемых совместных мероприятиях.
- Уполномоченному по делам религий и национальностей и религиозным конфессиям обеспечить следственные подразделения страны актуальной информацией о религиозных организациях, оказывающих гражданам помощь по профилактике правонарушений, преодолению последствий пьянства, наркомании, домашнего насилия, ресоциализации осужденных.
- Следственному комитету внедрить в досудебное производство практику информирования религиозных организаций об участниках уголовного процесса, требующих и нуждающихся в духовной помощи.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Следственный комитет)