МНС подготовило несколько проектов указов, направленных на улучшение условий ведения бизнеса
Министерство по налогам и сборам (МНС) подготовило несколько проектов указов Президента Республики Беларусь направленных на улучшение условий ведения бизнеса, рассказал журналистам начальник главного управления организации контрольной деятельности министерства Николай Потеев.
В частности, проект указа «Об отдельных вопросах проведения проверок и налогообложении юридических и физических лиц» предусматривает пресекательный срок для проведения проверок соблюдения налогового законодательства, который будет ограничиваться пятью последними годами.
В настоящее время проверки проводятся налоговыми органами за весь период деятельности субъекта хозяйствования (с момента его регистрации или момента предыдущей проверки). В связи с этим субъект хозяйствования вынужден сохранять все документы до проведения проверки и в течение трех лет после ее завершения, давать пояснения проверяющим о тех налоговых обязательствах, которые исполнялись и 10, и 15 лет назад, пояснил причины инициативы МНС Николай Потеев.
Также указом предполагается не проводить налоговые проверки по субъектам хозяйствования, которые подают на ликвидацию сами либо процедура ликвидации была инициирована по представлению налогового органа. «По субъектам хозяйствования, у которых в течение трех лет подряд не имеется движения средств по счетам в банках, документы, необходимые для ликвидации, налоговый орган будет выдавать на основании имеющейся у него информации без проведения проверок, – рассказал он. – Это довольно-таки серьезный шаг для улучшения условий ведения бизнеса в нашей стране».
Определенные надежды на предупреждение правонарушений в налоговой сфере в Министерстве по налогам и сборам возлагают на введение института налоговых консультантов. Соответствующий проект указа, направленного на регулирование деятельности по оказанию консультационных услуг в области налогообложения, МНС разработало в сотрудничестве с представителями бизнес-союзов, рассказал Николай Потеев.
Услуги налоговых консультантов (этим видом предпринимательской деятельности смогут заниматься индивидуальные предприниматели и имеющие в штате аттестованного налогового консультанта организации) будут заключаться в:
разъяснении налогового законодательства;
налоговом планировании в текущей инвестиционной деятельности;
ведении налогового учета;
представлении интересов налоговых органов.
«Налоговые консультанты страхуют профессиональную ответственность и отвечают за ошибки, допущенные в ходе выполнения своих функций. Институт налогового консультирования способствует разрешению проблем правоприменения, сокращению коррупции, повышению бизнес-активности», – убежден начальник главного управления организации контрольной деятельности МНС.
По его словам, налоговый консультант – это комплексный посредник между налогоплательщиками и налоговыми органами, его профессиональная миссия – защищать интересы компаний, помогая им решить вопросы в налоговой сфере.
Сейчас оба документа находятся на согласовании с заинтересованными государственными органами.
Все, что необходимо знать об уплате имущественных налогов. Еще одна актуальная тема в прямом эфире на Youtube-канале НЦЗПИ!
16 октября на YouTube-канале НЦЗПИ в 10.30 состоится открытая трансляция вебинара «Имущественные налоги: все, что необходимо знать плательщику».
В соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь физические лица обязаны до 17 ноября 2025 года уплатить имущественные налоги за 2024 год.
В прямом эфире выступит представитель главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам.
Спикер осветит вопросы уплаты транспортного, земельного налогов и налога на недвижимость, остановившись подробнее на объектах налогообложения, порядке определения размеров ставок налогов, а также установленных в соответствии с законодательством льготах.
Традиционно можно задать вопросы по теме вебинара. Направляйте их на ящик nczpionline@center.gov.by до 11.00 16 октября. Ответы – в ходе прямого эфира.
Подключайтесь к трансляции, смотрите видео на каналах НЦЗПИ в YouTube и Rutube и получайте полезную информацию от государственных регуляторов тех или иных сфер общественных отношений и разработчиков правовых актов!
Дипломами «Пераможца Нацыянальнага конкурсу «Прадпрымальнiк года» награждены:
в номинации «Успешный старт»:
ООО «АстраТрейдКомпани», г. Минск;
ООО «Бел Агро Оил», Минская область;
ООО «Гронити», Гродненская область;
ООО «Князев-Мебель», Могилевская область;
ООО «М8-Авто», Витебская область;
ООО «Палет Маркет», Гомельская область;
ЧУП «МаркБрук», Брестская область;
в номинации «Стабильный успех»:
ООО «БТК-5», г. Брест;
ООО «СТФ-монтаж», Минская область;
совместное белорусско-российское ЗАО «ЛИПЛАСТ-СПб», Гродненская область;
СООО «Регион-продукт», Могилевская область;
специализированное электроремонтное ЗАО «ВОЛЬНА», г. Минск;
ЧПУП «Полимерконструкция», г. Витебск;
в номинации «Эффективный бизнес в сфере производства»:
ЗАО «САТУРН-1 г.Житковичи», Гомельская область;
ООО «ДМ-Мебель», Минская область;
ООО «КатДмит Инжиниринг», Гродненская область;
ООО «РуДимСтрой», Могилевская область;
ООО «Техдетальсервис», г. Минск;
ООО «Янистрой», Брестская область;
ЧПТУП «Промкомплектцентр», Витебская область;
в номинации «Эффективный бизнес в сфере услуг»:
ООО «Белая история», Брестская область;
ООО «ДжиМоторс», Витебская область;
ООО «МСУ 25», Минская область;
ООО «Научно-технический центр «ДЭЛС», г. Минск;
ЧМУП «ДентГомель», г. Гомель;
ЧТУП «Ламита плюс», Могилевская область;
ЧТУП предприятие «У пана Яна», Гродненская область;
в номинации «Эффективный индивидуальный бизнес»:
ИП Буткевич Елена Игоревна, Гродненская область;
ИП Воропаева Виктор Николаевич, г.Минск;
ИП Гриба Александр Александрович, Брестская область;
ИП Романовец Сергей Петрович, Гомельская область;
ИП Сакович Дмитрий Сергеевич, Могилевская область;
ИП Тур Владимир Валериевич, Минская область.
Дипломами «Ганаровы прадпрымальнiк» награждены ЧТУП «Ламита плюс», ООО «Гронити», совместное белорусско-российское ЗАО «ЛИПЛАСТ-СПб», ЗАО «САТУРН-1 г. Житковичи». Они были признаны победителями по результатам проведения Национального конкурса «Предприниматель года» в 2024 и 2025 годах.
Изменениями, в частности, предусмотрено, что в указанный реестр подлежат также включению юрлица и ИП, получившие господдержку в виде:
субсидий на уплату процентов (части процентов) за пользование кредитами;
предоставления бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам;
внесения вкладов в уставные фонды юридических лиц за счет средств республиканского и местных бюджетов.
Постановление вступило в силу 17 сентября 2025 г.
СПРАВКА PRAVO.BY
Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получивших государственную поддержку и другие преференции, ведется в целях организации учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получивших государственную поддержку, государственную финансовую поддержку и другие преференции, предоставленные по решениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней, а также отнесенных к ценовым (тарифным) группам потребителей природного газа, электрической и (или) тепловой энергии, введенным на основании решений Главы государства или с его согласия либо определенным государственными органами в пределах полномочий, предоставленных им законодательством в области энергетики, на основании основного вида экономической деятельности потребителей
Согласно Положению Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц) представляет собой государственный информационный ресурс. Его ведение направлено на:
обеспечение единого государственного учета плательщиков (иных обязанных лиц);
обеспечение единых принципов идентификации плательщиков (иных обязанных лиц);
осуществление налогового контроля;
ведение налоговой отчетности.
Владельцем и оператором реестра выступает Министерство по налогам и сборам.
В качестве принципов ведения реестра определены:
полнота и достоверность содержащихся в нем сведений, оперативность их предоставления пользователям, имеющим к ним доступ;
эффективность использования содержащихся в нем сведений для осуществления налогового контроля;
совместимость с другими государственными информационными ресурсами, а также информационное взаимодействие с ними.
Информация о плательщиках (иных обязанных лицах) в реестре, не составляющая налоговую тайну, является открытой и общедоступной и размещается на официальном сайте МНС.
Положением также установлено, какие сведения о плательщиках (иных обязанных лицах) включаются в реестр в отношении:
юридических лиц Республики Беларусь:
обособленных подразделений юридических лиц Республики Беларусь:
иностранных организаций, в том числе не являющихся юридическими лицами;
иностранной организации, иностранного индивидуального предпринимателя, иного лица, являющегося налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранного государства, оказывающих услуги в электронной форме, иностранной организации, иностранного индивидуального предпринимателя, иного иностранного лица, осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров покупателям Республики Беларусь;
дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований;
простых товариществ (участников договора о совместной деятельности);
доверительных управляющих;
физических лиц.
Кроме того, Положением определены случаи, при которых плательщики исключаются из реестра.
МНС ведет реестр посредством объединения передаваемых инспекциями МНС по областям и г. Минску сведений в единый банк данных.
Правовым актом ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь признается утратившим силу, в том числе от 4 марта 2004 г. № 230 «О Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц)».
Плательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе независимо от установленных налоговым законодательством обстоятельств, с наличием которых связаны возникновение и исполнение налогового обязательства по тому или иному налогу, сбору (пошлине). При постановке на учет каждому плательщику присваивается единый по всем налогам, сборам (пошлинам), в том числе по таможенным платежам, учетный номер плательщика.
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным устанавливаются Министерством по налогам и сборам.
Налоговые органы вносят сведения о постановке на учет плательщиков в Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц). Порядок ведения данного реестра устанавливается Советом Министров Республики Беларусь
Основные положения постановления вступают в силу с 6 сентября 2025 г., иные – с 1 января 2026 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Как должны заполнять декларации о доходах и имуществе отдельные категории граждан? Скорректирован порядок
Министерством по налогам и сборам 20 августа принято постановление № 40 «О порядке заполнения декларации о доходах и имуществе».
Правовым актом утверждена Инструкция, которой установлен порядок заполнения декларации о доходах и имуществе лицами, которые обязаны ее предоставлять в соответствии:
со статьями 29–32 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией»,
с частью первой пункта 6 и пунктом 16 Положения о порядке формирования и проверки сведений о кандидатах на должности, включенные в кадровые реестры, и на государственные гражданские должности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2022 г. № 66.
Согласно Инструкции декларация заполняется обязанными лицами на бланке по установленным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2016 г. № 19 формам. Она заполняется разборчиво вручную или с применением технических средств.
Исправление неправильной записи вносится в декларацию путем зачеркивания и надписи правильной записи, которая заверяется подписью обязанного лица, допустившего такую запись, с обязательным учинением записи: «Исправленному верить».
Все предусмотренные формой декларации реквизиты заполняются либо соответствующим значением (записью), либо записью «нет» в соответствующем месте. Незаполнение реквизитов не допускается, за исключением отдельных установленных случаев.
В декларации отражается информация о прилагаемых к ней документах (их копиях), подтверждающих отраженные в ней сведения. Кроме того, вносится информация о письменных пояснениях, касающихся сведений в отношении обязанного лица, его супруга (супруги), несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), а также совершеннолетних близких родственников, совместно с ним проживающих и ведущих общее хозяйство.
Информация на титульном листе декларации указывается без сокращений и использования аббревиатур (исключение – общеизвестные (применяемые повсеместно) сокращения).
Также установлено, что при изменении в течение декларируемого периода или на дату представления декларации обязанным лицом фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), места жительства, основного места работы (службы, учебы), то в декларации указываются соответствующие данные как до изменения, так и после.
Ряд постановлений Министерства по налогам и сборам признается утратившим силу, в том числе от 9 января 2008 г. № 1 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения деклараций о доходах и имуществе».
Правовой акт вступает в силу после его официального опубликования.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта