Беларусь и Аргентина договорились о безвизовом режиме
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Аргентинской Республики о взаимных безвизовых поездках граждан было подписано в Минске 24 октября 2016 года, сегодня Палата представителей приняла законопроект о его ратификации.
Соглашение предусматривает для граждан государств одной стороны возможность безвизового въезда, пребывания, следования транзитом и выезда с территории государства другой стороны сроком до 90 дней с даты первого въезда непрерывно в течение календарного года.
Осуществлять такие поездки будет возможно только через международные пункты пропуска. Беларусь и Аргентина также договорились сохранить за собой право отказать гражданину государства другой стороны во въезде на свою территорию либо сократить срок пребывания, когда такое лицо признается нежелательным или может представлять угрозу общественной безопасности или порядку.
Ратификация и реализация положений Соглашения будут способствовать развитию дружественных белорусско-аргентинских отношений, укреплению экономических, торговых, научно-технических , культурных и иных связей между двумя государствами, позволит активизировать деловые контакты. «Кроме того, целесообразность установления безвизового режима связана с присутствием на территории Аргентины самой большой белорусской диаспоры в Латинской Америке, которая насчитывает порядка двух тысяч человек», – отметил заместитель Министра иностранных дел Евгений Шестаков, представляя законопроект парламентариям.
Напомним, что сейчас белорусы без визы могут посетить 43 государства (в соответствии со списком на сайте Министерства иностранных дел), в частности, в октябре 2016 года ратифицировано соглашение об отмене виз для граждан Беларуси и Бразилии, в ноября того же года белорусы получили возможность безвизового пребывания в Китае при транзите в третьи страны, а с ноября 2015 года безвизовый режим действует между нашей страной и Израилем.
По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
Главой государства 21 декабря подписан Указ № 407 «О выходе Республики Беларусь из международных договоров». Правовым актом предусматривается выход из:
- Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников Содружества Независимых Государств, подписанного в г. Ташкенте 15 мая 1992 года;
- Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств – участников Содружества Независимых Государств, подписанного в г. Ташкенте 15 мая 1992 года;
- Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств, подписанного в г. Ашгабате 24 декабря 1993 года.
Как сообщили в Министерстве обороны, в настоящее время пенсионерам из числа лиц, уволенных в государствах-участниках указанных соглашений, и членам их семей при выезде на постоянное жительство в эти государства выплата пенсий осуществляется на условиях, по нормам, в порядке и за счет бюджета государств по новому месту жительства.
При этом в ведомстве отметили, что действие соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел прекращено в Украине с 23 сентября 2023 г. Что касается соглашений по пенсионному обеспечению военнослужащих, то их действие прекращается в Украине с 5 января 2024 г., а в Российской Федерации – с 20 апреля 2024 г. Российская Федерация также находится на стадии выхода из соглашения, касающегося пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел.
«Учитывая, что большинство случаев прибытия в Республику Беларусь (убытия из Республики Беларусь) военных пенсионеров, получающих пенсии в соответствии с указанными соглашениями, приходятся на Российскую Федерацию или Украину (99 процентов), дальнейшее участие Республики Беларусь в данных соглашениях нецелесообразно», – резюмировали в Минобороны.
Принятие Указа № 407 повлечет необходимость корректировки норм Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2050-ХП «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований», регулирующих порядок выплаты пенсий гражданам, выехавшим (прибывшим) на постоянное жительство в государства, с которыми были ранее заключены указанные соглашения.
В ведомстве обратили внимание, что в связи с выходом из вышеуказанных соглашений потребуется:
- для пенсионеров из числа лиц, уволенных в государствах-участниках указанных соглашений и членов их семей, оставшихся на постоянное жительство в Республике Беларусь, продолжить выплату пенсий, назначенных в период действия этих соглашений;
- определить категории военных пенсионеров, которым по прибытию в Республику Беларусь следует назначать пенсии в соответствии с национальным законодательством, а при убытии на постоянное жительство за переделы Республики Беларусь продолжать или прекращать выплату пенсий.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь организует проведение правового мониторинга в отношении Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь».
Правовой мониторинг проводится с целью анализа и оценки качества Закона о международных договорах, практики его применения, эффективности правового регулирования им общественных отношений.
Задачами правового мониторинга являются:
- оценка эффективности норм Закона о международных договорах;
- выявление и анализ недостатков правового регулирования общественных отношений в сфере заключения, вступления в силу, официального опубликования, регистрации, хранения, учета, исполнения, приостановления действия и прекращения международных договоров Республики Беларусь, причин возникновения соответствующих недостатков, а также последствий, которые возникли в процессе применения Закона о международных договорах;
- выработка предложений о совершенствовании законодательства, регулирующего различные вопросы заключения и исполнения международных договоров Республики Беларусь, и практики его применения, о принятии мер по надлежащей реализации Закона о международных договорах.
В рамках проведения правового мониторинга предлагаем всем заинтересованным направлять информацию и предложения, в том числе о (об):
- актуальности правового регулирования Закона о международных договорах, наличии в нем устаревших либо неэффективных норм;
- наличии пробелов, коллизий и иной правовой неопределенности, внутренних противоречий в Законе о международных договорах, наличии (отсутствии) единообразной практики его применения;
- наличии не реализованных в законодательстве отсылочных и бланкетных норм, содержащихся в Законе о международных договорах, избыточности таких норм;
- положительных и отрицательных последствиях принятия и применения Закона о международных договорах;
- необходимости корректировки Закона о международных договорах (по возможности с конкретными предложениями и (или) формулировками).
Информацию и предложения следует направлять до 20 мая 2021 г.:
- в виде сообщений в специальной теме на Правовом форуме Беларуси;
- в виде сообщений в специальной форме, предусмотренной рубрикой «Правовой мониторинг» (страница «Правовой мониторинг в отношении Закона о международных договорах) на официальном сайте НЦЗПИ с обязательной пометкой «Правовой мониторинг Закона о международных договорах».
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 10 ноября 2020 г.
Одним из международных источников толкования освобождения от ответственности являются Принципы УНИДРУА. При этом, правда, необходимо отметить, что Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) относятся к так называемой частноправовой унификации международных материальных норм.
Данная унификация была осуществлена Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА), которая представляет собой межправительственную организацию с центром в г. Риме, в состав которой входит около 60 государств-членов.
При этом Принципы международных коммерческих договоров представляют собой разновидность рекомендательного акта, чей авторитет базируется не на властной воле принявших его государств, а на авторитете тех лиц, которые его разрабатывали и рекомендовали к применению.
Рассматриваемые Принципы были приняты в мае 1994 года (в 2004 г. было осуществлено их дополнение) как документ, в рамках которого согласуются между собой подходы различных правовых систем к регламентации международных торговых договоров и прежде всего договора международной купли-продажи товаров (хотя нельзя не отметить, что Принципы УНИДРУА могут регламентировать не только отношения по международной купли-продаже товаров, но и подрядные отношения, а также отношения оказания услуг в рамках взаимодействия субъектов различных государств).
Итак, Принципы УНИДРУА представляют собой унификацию общих положений об обязательствах в рамках международного торгового оборота; при этом в силу рекомендательного характера указанных Принципов они могут применяться в рамках конкретных договоров лишь при условии, если стороны договора согласились, что их договор будет регулироваться Принципами УНИДРУА, в ином же случае рассматриваемые Принципы применению к регламентации отношений сторон по конкретному международному коммерческому договору не подлежат (во всяком случае именно такого подхода придерживается постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 21 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц» (пункт 29).
Однако, как указано в преамбуле рассматриваемых Принципов, а также исходя из практики их применения различными международными арбитражными судами, а также государственными судами Принципы УНИДРУА могут являться регулятором отношений сторон договора международной купли-продажи товара (и иных частных международных договоров) также в случае, если стороны согласились что их договор будет регулироваться «общими принципами права», «Lex merkatoria» или аналогичными положениями. Кроме того, Принципы также используются арбитражными органами и судами для решения вопросов, возникающих в случаях, когда оказывается невозможным установить соответствующую норму применимого права и для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов. (Как показывает арбитражная и судебная практика, Принципы УНИДРУА зачастую используются для восполнения пробелов в регламентации отношений международной купли-продажи товаров Венской конвенции, в частности для определения процентов при неплатеже, так как данный вопрос напрямую не урегулирован указанной Конвенцией).
Рассматривая Принципы УНИДРУА нельзя не отметить, что на их содержание большое влияние оказала Венская конвенция, поэтому ряд отношений в указанных актах урегулированы идентично. При этом разработчики Принципов в качестве одной из своих задач видели восполнение тех пробелов в регламентации международной купли-продажи товаров, которые присутствуют в Венской конвенции, а, кроме того, они попытались устранить некоторые противоречия (внутренние конфликты) в тексте самой Конвенции, в частности речь идет о возможности однозначно признать совершенным договор и при отсутствии в нем указания на цену договора (в тексте Конвенции по этому поводу присутствуют разночтения), хотя при этом конечно же надо учитывать то, что если Венская конвенция представляет собой обязательно к исполнению международный договор, то Принципы УНИДРУА, как отмечено выше, носят исключительно рекомендательный характер.
Анализируя характер Принципов УНИДРУА необходимо также указать на то, что они послужили определенной моделью для разработки национального законодательства России, Беларуси и других государств – участников СНГ (на данную цель Принципов также напрямую указывается в их преамбуле). Общее положения о договоре, урегулированные в Модельном Гражданском кодексе государств – участников СНГ, Гражданском кодексе России, Гражданском кодексе Беларуси и др., безусловно «испытали на себе» влияние Принципов УНИДРУА, например, в части заключения договора.
Что же касается непосредственно регламентации оснований освобождения от ответственности за неисполнение стороной взятых на себя обязательств Принципами УНИДРУА, то необходимо отметить, что ст. 7.1.7 (п. 1) предусматривает, что сторона освобождается от ответственности за неисполнение, если она докажет, что неисполнение было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежание либо преодоления этого препятствия или его последствий.
Таким образом, Принципы УНИДРУА в указанной части фактически повторили подход Венской конвенции к интересующим нас отношениям. При этом, правда, статья 7.1.7 именуется «Непреодолимая сила (форс-мажор)». То есть тем самым Принципы УНИДРУА, воспользовавшись широко применяемым «французским подходом», наполнили его содержание концепцией Венской конвенции «препятствие вне контроля стороны»; тем самым «уровняв для себя» концепции форс-мажора и препятствия вне контроля стороны.
Далее Принципы УНИДРУА в п. 2 ст. 7.1.7 уточнили подход Венской конвенции (п. 3 ст. 79) применительно к периоду освобождения от ответственности, указав, что если препятствие носит временный характер, освобождение от ответственности имеет силу на период времени, который является разумным, принимая во внимание влияние препятствия на исполнение договора.
Тем самым, если Венская конвенция, как отмечено выше, предусматривает, что освобождение от ответственности распространяется лишь исключительно на период, в течение которого существует препятствие для надлежащего исполнения договора; то Принципы УНИДРУА не ограничиваются лишь исключительно сроком действия самого препятствия, а указывают на тот «разумный период времени», в течение которого наблюдается «влияние препятствия на исполнение договора». То есть иначе Принципы УНИДРУА распространяют освобождение от ответственности не только на само время действия препятствия вне контроля стороны, но и на период действия последствий такого препятствия, иначе тот период, в течение которого разумная и добросовестная сторона может преодолеть действие последствий препятствия для надлежащего исполнения взятых на себя обязательств по договору.
В п. 3 ст. 7.1.7 Принципы УНИДРУА фактически повторяют требования Венской конвенции об уведомлении второй стороны договора о препятствии вне контроля неисполняющей взятые на себя обязательства стороны. А именно, Принципы УНИДРУА предусматривают, что неисполнившая сторона должна уведомить другую сторону о возникновении препятствия и его влиянии на ее способность исполнить обязательство. Если уведомление не получено другой стороной в течение разумного срока после того, как неисполнившая сторона узнала или должна была узнать о препятствии, она несет ответственность за убытки, ставшие результатом неполучения уведомления.
И, наконец, в п. 4 ст. 7.1.7 Принципов УНИДРУА разъясняется вышеописанное положение Венской конвенции о юридических возможностях той стороны, в отношении которой сторона, имеющая препятствие вне ее контроля, не исполнила взятое на себя обязательство (п. 5 ст. 79). А именно, Принципы УНИДРУА указывают, что вышеприведенные положения не лишают сторону возможности воспользоваться правом прекратить договор или приостановить исполнение, либо просить уплаты процентов годовых. То есть в силу Принципов УНИДРУА неисполнение обязательства в силу препятствия вне контроля стороны не освобождает полностью сторону от ответственности, т.к. Принципы лишь запрещают в этом случае требовать возмещения убытков, однако не препятствуют возможности использования иных средств защиты нарушенного права, в том числе, например, и взыскания процентов за несвоевременный платеж.
При этом Принципы УНИДРУА (вслед за Венской конвенцией) не разъясняют вопрос: «А что же делать с неустойкой (причем как договорной, так и законной) в случае неисполнения обязательства стороной вследствие препятствия вне ее контроля?».
Правда, если все-таки в определенных правовых системах проценты за несвоевременный платеж рассматриваются в качестве разновидности неустойки, то вопрос решается сам собой. Если же правовая система, например, как в Республике Беларусь, считает, что указанные проценты и неустойка являются разными видами гражданско-правовой ответственности, то если базироваться на Принципах УНИДРУА, возможны два абсолютно диаметральных подхода. А именно, в силу первого из них можно признать, что проценты за пользование чужими денежными средствами имеют такую же правовую природу, как и неустойка, а раз так, то если возможно взыскать проценты, то возможно взыскать и неустойку. Применительно же ко второму подходу можно указать, что в п. 4 ст. 7.1.7 Принципов УНИДРУА (в отличие от Венской конвенции) не наблюдается открытого перечня способов правовой защиты, которую может применить сторона, в чью пользу не исполнены обязательства второй стороны, вследствие препятствия вне контроля такой стороны. Принципы УНИДРУА как раз содержат закрытый перечень указанных способов:
- право прекратить договор;
- право приостановить исполнение по договору;
- просить уплаты процентов годовых.
А, следовательно, раз среди способов правовой защиты напрямую не поименовано взыскание неустойки, то, следовательно, применение такого способа невозможно.
Какую из указанных выше позиций займет суд (арбитраж) или иной правоприменительный орган при распространении Принципов УНИДРУА на соответствующий договор, зависит исключительно от того, как соответствующий орган оценивает описанные выше подходы; иными словами, в данном случае может наблюдаться усмотрение правоприменительного органа.
И, наконец, анализируя приведенное выше положение Принципов УНИДРУА, нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что указанные Принципы при решении вопроса об освобождении от ответственности при неисполнении обязательства вследствие препятствия вне контроля стороны затронули (правда, лишь косвенно) и вопрос о прекращении договора или приостановлении исполнения обязательств по договору в связи с интересующим нас препятствием и его последствиями.
При этом, к сожалению, Принципы УНИДРУА ничего не сказали, например, о последствиях прекращения договора при наличии рассматриваемых обстоятельств, что, безусловно, представляет собой значительный интерес применительно к описываемым отношениям. Правда, возможно, в этом случае, т.е. в случае прекращения договора по инициативе той стороны, в чью пользу не было осуществлено исполнение вследствие препятствия вне контроля стороны, речь необходимо вести об общих последствиях прекращения договора, т.к. они отражены в Принципах УНИДРУА.
А именно, статья 7.3.6 Принципов УНИДРУА предусматривает, что при прекращении договора каждая сторона может требовать возврата всего, что она поставила, при условии, что эта сторона одновременно возвращает все, что она получила. Если возврат не возможен в натуре или это неприемлемо, соответствующее возмещение должно быть произведено в денежной форме, когда это является разумным. Однако если исполнение договора носит длящийся характер и он является делимым, возврат полученного может быть потребован только за время после того, как прекращение вступило в силу. (О подходе белорусского законодателя к прекращению обязательств вследствие невозможности их исполнения – см. ниже).
(То же можно сказать и об отсутствии в интересующей нас статье 7.1.7 Принципов УНИДРУА указания на последствия приостановления исполнения обязательств стороной, в чью пользу обязательство исполнено не было вследствие препятствия вне контроля второй стороны. Т.е. и применительно к ним, скорее всего, речь идет об общем подходе Принципов УНИДРУА к приостановлению исполнения. Суть же общего подхода в силу статьи 7.1.3 заключается в том, что если стороны должны исполнить свои обязательства одновременно, любая из них может приостановить исполнение до тех пор, пока другая сторона не предложит свое исполнение; если стороны должны исполнить свои обязательства последовательно, сторона, которая должна исполнить позже, может приостановить свое исполнение до тех пор, пока другая сторона не произведет исполнение.)
Функ Я.И.,
доктор юридических наук, профессор, профессор БГУ, глава группы экспертов
по гражданскому праву при Администрации Президента Республики Беларусь,
Председатель Международного арбитражного суда при БелТПП
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»
Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Указом Главы государства от 19 октября 2020 г. № 367 утверждено Соглашение о займе между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития, в соответствии с которым Национальному институту образования предоставляется заем в размере 100 млн. евро для реализации проекта «Модернизация высшего образования Республики Беларусь».
Указанный проект будет способствовать улучшению качества подготовки кадров в учреждениях высшего образования и повышению эффективности оказываемых услуг.
«В соответствии с соглашением, подписанным в Минске 23 июня 2020 г., более 90 % средств будет направлено на модернизацию материально-технической базы учреждений высшего образования и их оснащение современным оборудованием, остальная часть – на совершенствование процессов и технологий обучения и преподавания, формирование системы обеспечения качества высшего образования и управление проектом», – сообщили в пресс-службе Главы государства.
Указ вступает в силу с 22 октября 2020 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
29 августа 2020 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 2020 г. № 505.
Документом определены госорганы, ответственные за реализацию Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств – участников Договора о создании Союзного Государства. К ним отнесены:
- Министерство иностранных дел,
- Министерство внутренних дел,
- Государственный пограничный комитет,
- Комитет государственной безопасности,
- Государственный таможенный комитет.
За обмен информацией в рамках данного международного договора будет отвечать Министерство внутренних дел.
Указанное Соглашение было подписано в г. Минске 19 июня 2020 года.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».