Регулирует или мешает развиваться действующее законодательство белорусскому бизнесу в Интернете?
На прошедшем недавно Форуме по управлению интернетом бизнесмены и представители власти в рамках круглого стола обсудили некоторые аспекты белорусского законодательства, которые регулируют работу бизнеса в интернете. Корреспондент Pravo.by все внимательно выслушала и в данном материале попробует отразить наиболее важные из поднятых вопросов.
Интернет-магазины и упрощенное налогообложение
В январе 2016 года вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения», в результате чего владельцы интернет-магазинов лишились возможности применять упрощенную систему налогообложения (УСН). И вместе с ними, говоря языком Налогового кодекса, субъекты, которые оказывают услуги по размещению на интернет-сайте информации об интернет-магазинах либо предоставляют право размещать на сайте такую информацию.
То, что это изменение затронет владельцев виртуальных торговых площадок, было ясно сразу. Но неожиданно для себя под действие Закона попали также владельцы веб-студий, создающих интернет-магазины, и даже сайты издательств. Первым стало сложнее так составить свое портфолио, а вторым публиковать, скажем, авторские статьи и другие материалы, чтобы не лишиться права на УСН.
Еще со вступлением в силу изменений было сложно разобраться, является ли само по себе наличие на сайте рекламных блоков, например Яндекс.Директ или Google AdSense, основанием, по которому владельцу сайта придется отказаться от УСН?
Позицию Министерства по налогам и сборам по этому вопросу пояснила главный государственный налоговый инспектор отдела специальных режимов налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций МНС Татьяна Лаппо. Итак, с точки зрения Министерства не важно, посредством чего на сайте размещается информация, содержащая сведения об интернет-магазине (доменное имя или прямая ссылка на него). «Основополагающим является наличие либо отсутствие информации на сайте. Если она есть, то УСН не применяется. Если такая информация отсутствует – применяется упрощенная система налогообложения», – сказала налоговый инспектор.
То есть, по сути, само по себе наличие инструмента для рекламы интернет-магазина не является достаточным основанием перехода на общий порядок исчисления налогов – и это хорошо. Хотя, конечно, необходимость блокировать некоторых рекламодателей станет определенным препятствием ведению бизнеса и лишит доли заработка владельцев сайтов.
Что касается веб-студий, то им предлагается так наполнять свое портфолио, чтобы избежать прямого упоминания доменного имени интернет-магазина или ссылки на него. Само собой, в корне проблемы это не решает. Возможно, некоторые из принятых новым Законом изменений еще предстоит уточнить в будущем?
Если УСН применялся неправомерно
Выслушав позицию Министерства по налогам и сборам, участники круглого стола захотели выяснить, как следует поступить тем, кто до сих пор добросовестно заблуждался и не осознавал: в условиях изменившегося налогового законодательства придется перейти на общий порядок исчисления налогов.
Для субъектов хозяйствования, которые с начала года неправомерно применяли упрощенную систему налогообложения, Татьяна Лаппо предлагает следующий порядок действий:
- самостоятельно подать уточненную декларацию по упрощенной системе, при этом в качестве налоговой базы по упрощенной системе указать 0;
- подать декларации по налогу на прибыль и НДС (в их уплату будут зачтены суммы налогов, уже уплаченных по упрощенной системе);
- уплатить пени, поскольку сроки предоставления декларации по налогу на прибыль и НДС нарушены.
Интернет-магазины и Торговый реестр
В целом обстоятельства перехода с упрощенной системы налогообложения на общий порядок исчисления налогов стали понятнее. Однако список проблемных вопросов на этом не исчерпывается. Изменение в налоговом законодательстве привело к тому, что владельцы интернет-площадок, зарегистрированных в Торговом реестре Республики Беларусь, лишились права применять УСН даже в том случае, если фактически торговлей они не занимаются.
Давно зарегистрированные интернет-магазины, которые сейчас не осуществляют хозяйственную деятельность, стали формальными заложниками ситуации, считает адвокат Татьяна Игнатовская, одна из участниц тематической дискуссии. «Норма статьи 286 Налогового кодекса сформулирована таким образом, что субъекты, осуществляющие розничную торговлю через интернет-магазин, не вправе применять УСН. При этом включение в Торговый реестр либо исключение из него – точки, на которые обращает внимание Министерства по налогам и сборам в части возможности либо невозможности применения упрощенной системы налогообложения», – пояснила она свою мысль.
Казалось бы, все просто: торгуешь через интернет-магазин – регистрируешься в Торговом реестре и платишь налоги по общему порядку. Не торгуешь – подаешь заявку на выход из реестра и снова пользуешься упрощенной системой. Но так ли просто это на деле, как на бумаге? И не создает ли дополнительную нагрузку обращений за регистрацией в Торговом реестре (исключением из него) на Минторг?
Скажем, интернет-магазину, торгующему сезонными товарами, ради сохранения права на УСН в мертвый сезон, когда никаких продаж нет, придется выйти из Торгового реестра и потом снова в нем зарегистрироваться. Звучит несколько абсурдно. Почему бы не переложить ответственность на субъект, предлагает Татьяна Игнатовская: продаешь товары через интернет-магазин – не применяешь упрощенную систему.
Министерство по налогам и сборам идею не поддерживает и вносить корректировки в налоговое законодательство не планирует. Как показывают контрольные мероприятия, аргументирует Татьяна Лаппо, предприниматели зачастую скрывают свою выручку и не показывают реализацию, что не позволяет налоговым органам с уверенностью заключить, осуществляла ли фирма хозяйственную деятельность. К тому же, добавила она, соблюдение субъектом хозяйствования отраслевого законодательства подразумевает обязательную регистрацию интернет-магазина в Торговом реестре.
Рекламная игра – неигрушечная проблема белорусского бизнеса
Еще одна боль отечественного бизнеса – отсутствие законного способа провести рекламные игры в соцсетях. Социальные сети так плотно вошли в нашу повседневную жизнь, что уже сложно представить, как мы раньше без них обходились. Никакой сайт или портал не может на равных конкурировать за такую обширную и разномастную аудиторию, какую представляют собой пользователи Facebook, ВКонтакте или Одноклассников. Понятно желание бизнеса привлечь ее на свою сторону, чему немало способствуют розыгрыши призов и подарков за «лайки» и «репосты».
Но вот незадача – всякая рекламная игра должна быть зарегистрирована в Министерстве торговли, и по закону запрещено регистрировать игры, которые проводятся на стороннем ресурсе. Руководствуясь Положением о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 30 января 2003 г. № 51, который изменялся в 2005, 2007, 2009 и 2013 годах), Министерство торговли в 2015–2016 годах за незаконные рекламные игры составило 28 протоколов и собрало штрафов на сумму более 76 млн. рублей.
Рекламодатели хотят использовать этот инструмент, но не могут. И, кажется, Министерство торговли, наконец, готово их услышать: «Если бизнесу это надо, есть такая потребность, возможно, будут какие-то инициативы и могут быть внесены изменения в Указ», – сказала начальник управления организации торговли и услуг Министерства торговли Виолетта Брезовская отметив, что розыгрыши призов в соцсетях приобрели массовый характер – придется с ними считаться.
Что же делать теперь в ожидании, пока законодательство приспособится к измененным жизненным реалиям? Участники круглого стола выработали схему. Во-первых, надо понять: социальная сеть не может быть задействована в механике рекламной игры, но может служить площадкой для рекламы розыгрыша. То есть если вы как владелец сайта размещаете на нем всю информацию о розыгрыше, все необходимые для получения приза действия совершаются через ваш сайт зарегистрированными на нем пользователями, то продублировать всю ту же информацию об игре на своей странице в соцсети не запрещено.
Во-вторых, если вы всем пользователям своего сайта, соответствующим определенным объективным параметрам, предоставите одинаковую привилегию (скидку, подарок и т.п.), то это будет не рекламная игра, а рекламная акция, которую регистрировать в Минторге не придется. Соответственно можно поступить и на своей странице в социальной сети. Скажем, всем участникам акции ради получения одинакового подарка или скидки надо присоединиться к вашей странице, «расшарить», «лайкнуть» какое-то сообщение – такая акция не нарушит закон.
Хотелось бы, конечно, чтобы белорусским бизнесменам не приходилось изобретать способы и законодательство соблюсти, и интересы дела не ущемить – правила игры должны быть просты и понятны всем заинтересованным сторонам. Быть может, открытый диалог бизнеса и власти лицом к лицу, подобно прошедшему на форуме круглому столу, – именно тот путь, которым стоит двигаться к цели?
Анна ШИЛЕЦ, Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!