21.06.2016
Госдума Российской Федерации рассматривает законопроекты, предлагающие смягчить наказание за самовольную перепланировку жилья
В Государственную Думу поступил на рассмотрение пакет законопроектов, предусматривающих поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Жилищный кодекс. Предполагается освобождение от ответственности за самовольную перепланировку и упрощение согласования перепланировки.
В частности, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается внести изменения в статьи 2.9 и 7.21. В результате от ответственности могут быть освобождены лица, совершившие нелегальное переустройство или перепланировку жилого дома, в том числе жилого помещения в многоквартирном доме, до вступления в силу Жилищного кодекса, то есть до 1 марта 2005 г.
Для этого должны быть соблюдены определенные условия. Во-первых, такому лицу придется письменно сообщить о совершенном им административном правонарушении. Во-вторых, перестройка жилища не должна угрожать жизни и здоровью людей, целостности здания и его конструкций.
В целом же, согласно законопроекту, впервые совершенное административное правонарушение, связанное с самовольной перестройкой или перепланировкой, не повлекшими возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также угрозы повреждения целостности здания и (или) его конструкций, – влечет предупреждение.
Авторы законопроекта считают, сказано в пояснительной записке к документу: не требуется особых дискуссий либо доказательств о необходимости и возможности освобождения от административного наказания в указанных ситуациях, когда гражданин встал на путь законопослушания. Как показывает российская и международная практика в сфере наказаний, ужесточение санкций и ожидание «незамедлительного исправления» в порядке превентивных позиций – это перманентное одностороннее движение, не приносящее ни позитивных, ни моральных, ни социальных, ни экономических результатов.
Таким образом, цель законопроекта – совершенствование доктрины административно-правовой ответственности, включающей меры не только неуклонного применения административного наказания, но и содействия в защите интересов граждан путем повышения эффективности гуманитарной государственной политики в части возможного освобождения от ответственности.
Тем временем проект поправок в Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает упрощение порядка согласования перепланировки. Документ предполагает установку типовых проектов в регионах, по которым будет упрощена процедура согласования, перечень не требующих согласований работ при перепланировке или переустройстве жилых помещений.
Законодатели отмечают, что на почве проблемы согласования квартирных переделок «находят питательную среду коррупциогенные факторы, создаются и изменяются сотни и тысячи подзаконных актов, в том числе на муниципальном, региональном, федеральном уровнях, излишне загружается судебная система, имеют место формализм и бюрократические барьеры». Своим законопроектом они рассчитывают устранить законодательные пробелы и разрешить проблему.
Как сообщает российская пресса, изложенные в законопроектах доводы убеждают не всех. В первую очередь вызывает опасения безопасность зданий, жилые помещения в которых подвергаются неконтролируемой переделке. Даже озвучивается идея наделить БТИ правом проводить проверки для выявления незаконных перепланировок и вернуть обязательную инвентаризацию недвижимости. Также предлагается расширить полномочия государственных жилищных инспекций при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства, разрешив им проверять нежилой фонд, чтобы выявлять случаи самовольного захвата технических помещений.
А как у нас?
В Беларуси общие вопросы переустройства и перепланировки жилых помещений регулируются Жилищным кодексом: статья 17 рассматривает, например, порядок подачи заявления, а также порядок обжалования отказа в согласования переустройства, перепланировки, статья 19 – последствия самовольных действий по переделке жилища.
Ответственность за самовольную перепланировку квартиры предусмотрена статьей 21.16 Кодекса об административных правонарушениях. Так, нарушение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений (установлены постановлением Совета Министров от 21 мая 2013 г. № 399, конкретно стоит обратить внимание на пункты 16.9 и 16.10 правил), самовольные переустройство и (или) перепланировка жилья без изменения несущей способности конструкций влекут наложение штрафа в размере до 30 базовых величин. Аналогичные действия, приведшие к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудование вентиляционных шахт и каналов предполагают штраф от 30 до 50 базовых величин.
Положение об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки утверждено постановлением Совета Министров от 16 мая 2013 г. № 384.
Очередной центр эталонной правовой информации открыт в Университете гражданской защиты МЧС
Одной из важнейших компетенций квалифицированного специалиста любой профессии в современном обществе является высокий уровень правовой информированности и правовой культуры.
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь осуществляет деятельность по созданию центров эталонной правовой информации и инновационных площадок в учреждениях высшего образования для обеспечения научного, учебного, воспитательного и информационно-просветительского процессов.

Министерство по чрезвычайным ситуациям – ключевое ведомство, стоящее на страже жизни и безопасности наших граждан. Сложно найти более благородную и ответственную профессию, чем спасатель. Подготовка высококвалифицированных специалистов в области пожарной, ядерной и радиационной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций невозможна без надежного правового фундамента.
Результатом плодотворного сотрудничества НЦЗПИ и МЧС стало открытие 12 ноября в Университете гражданской защиты МЧС и его филиалах новых площадок по обеспечению доступа к актуальной законодательной базе – центров эталонной правовой информации и инновационной площадки.
В торжественной церемонии открытия приняли участие представители НЦЗПИ и МЧС, руководство и сотрудники университета, курсанты. Начальник Университета гражданской защиты Иван Полевода
и заместитель директора НЦЗПИ Вячеслав Абрамов
подписали Положения о ЦЭПИ и инновационной площадке, закрепив их правовой статус и основные направления деятельности.
Поздравив собравшихся с этим знаковым событием, заместитель директора НЦЗПИ Вячеслав Абрамов поделился с присутствующими предысторией возникновения идеи о создании центров доступа к правовой информации для работников МЧС и подготовке к старту такого важного проекта. «Открытие центров эталонной правовой информации и инновационной площадки даст возможность курсантам университета получать достоверную правовую информацию в стенах учреждения образования в любое время, когда эта информация нужна», – убежден Вячеслав Анатольевич.

Начальник Университета гражданской защиты Иван Полевода отметил, что работа центра эталонной правовой информации имеет особое значение для подготовки специалистов в области надзорной деятельности. Он подчеркнул, что работа в этой сфере требует высокой правовой ответственности и умения точно обосновывать каждое решение ссылками на действующее законодательство. Доступ к официальным и актуальным правовым источникам позволит избежать профессиональных ошибок и повысить качество выполняемой работы.

Новая инновационная площадка кафедры повышения квалификации филиала «Институт переподготовки и повышения квалификации» Университета предоставит курсантам и преподавателям возможность использовать современные практико-ориентированные инструменты в образовательном процессе. Доступ к системе «ЭТАЛОН-ONLINE» поможет подготовить специалистов, способных грамотно ориентироваться в правовом поле, оперативно отслеживать изменения в законодательстве.


В целях оперативного освоения возможностей системы «ЭТАЛОН-ONLINE» специалистами НЦЗПИ сразу после торжественного открытия центров для преподавателей и курсантов было организовано практическое занятие. В ходе мероприятия участники получили ценные навыки по эффективному поиску информации, изучили аналитические инструменты системы и научились отслеживать изменения в законодательстве, что поможет им максимально эффективно использовать «ЭТАЛОН-ONLINE» в дальнейшей работе и учебном процессе. Сотрудничество между НЦЗПИ и Университетом гражданской защиты МЧС позволит усовершенствовать подходы к подготовке квалифицированных специалистов, готовых к решению самых сложных задач, стоящих перед системой МЧС.
|
СПРАВКА PRAVO.BY
НЦЗПИ начал сотрудничество с ведущими учреждениями высшего образования страны по созданию инновационных площадок с 2013 года. Инновационная площадка кафедры повышения квалификации филиала «Институт переподготовки и повышения квалификации» Университета гражданской защиты МЧС стала 10-й по счету в Республике Беларусь
|
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Опубликован Указ о совершенствовании порядка продажи сельскохозяйственными организациями жилых помещений
На Pravo.by опубликован Указ Главы государства от 10 ноября 2025 г. № 392 «О совершенствовании порядка продажи сельскохозяйственными организациями жилых помещений».
Правовым актом корректируется Указ Президента Республики Беларусь от 17 июня 2011 г. № 253 «Об отдельных вопросах купли-продажи жилых домов (квартир) сельскохозяйственных организаций».
Изменениями, в частности, предусмотрено предоставление права сельскохозяйственным организациям – собственникам пустующего жилья при продаже его на аукционе снижать начальную цену жилых помещений при проведении повторных торгов на 50 % и последующих – на 80 % (в настоящее время каждый последующий аукцион цена снижается на 10 % от начальной).
Конкретный размер понижения начальной цены при проведении повторных аукционов определяется сельскохозяйственной организацией по согласованию
с местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня.
Кроме того, установлено, что если аукцион по продаже, проведенный с понижением начальной цены на 80 %, не состоялся, а также в случае отказа единственного участника от приобретения предмета аукциона по начальной цене, увеличенной на 5 %, такие жилые помещения с согласия местного исполнительного и распорядительного органа базового территориального уровня могут выставляться на аукцион с начальной ценой, равной одной базовой величине.
Также разрешено продавать на аукционе незаселенные жилые дома (квартиры), возведенные, реконструированные или приобретенные сельскохозяйственной организацией с привлечением льготного кредита ОАО «Белагропромбанк», кредит по которому не погашен, с согласия этого акционерного общества с понижением начальной цены продажи при проведении повторных аукционов не ниже уровня, обеспечивающего полное погашение долга по льготному кредиту.
«Документ направлен на активизацию работы по вовлечению в хозяйственный оборот пустующих незаселенных жилых домов сельскохозяйственных организаций, в том числе построенных с государственной поддержкой», – сообщили в пресс-службе Главы государства.
Указ вступает в силу с 13 ноября 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Формирование и исполнение планов выборочных проверок. КГК уточнен порядок
Постановлением Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 17 октября 2025 г. № 6 утверждено Положение о порядке формирования и исполнения планов выборочных проверок.
Согласно Положению планы выборочных проверок формируют органы КГК на полугодие в электронном виде с использованием интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (ИАС КНД).
Планы таких проверок в г. Минске составляет КГК, в соответствующих областях – комитеты государственного контроля областей.
При включении проверок в планы выборочных проверок исходят из места нахождения (места жительства) проверяемого субъекта. В качестве критерия места нахождения (места жительства) принимается место постановки субъекта на учет в налоговых органах.
Формирование планов выборочных проверок осуществляется на основании сводных планов проверок, представленных органами и организациями.
Сводные планы проверок, сформированные госорганами на каждое полугодие, утвержденные их руководителями, представляются в органы КГК в электронном виде по форматам ИАС КНД.
В планы выборочных проверок и сводные планы проверок не могут входить мероприятия, включенные в перечень мероприятий, при осуществлении которых не применяется Указ Главы государства от 6 июня 2025 г. № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности».
Координация проверок, включенных в сводные планы проверок, осуществляется представившими их госорганами. Установлено, что если в рамках сводного плана проверок одного госоргана проверка субъекта запланирована несколькими входящими в его состав (систему) контролирующими (надзорными) органами, то месяц начала этой проверки должен быть единым для всех.
Выборочная проверка субъекта в течение календарного года несколькими контролирующими (надзорными) органами осуществляется в форме совместной проверки. При этом контролирующие (надзорные) органы обязаны приступить к ее проведению в течение календарного месяца, указанного в плане выборочных проверок.
Не допускается включение:
-
в течение календарного года в планы выборочных проверок на текущий год нескольких проверок в отношении одного и того же проверяемого субъекта;
-
в сводные планы проверок на второе полугодие субъектов, включенных на момент формирования сводного плана проверок в планы выборочных проверок на первое полугодие текущего года.
Планы выборочных проверок размещаются на официальном сайте КГК соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и не позднее 15 июня года, в котором планируется проведение проверки. Размещенные на сайте планы принимаются контролирующими (надзорными) органами к исполнению.
Приказ Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 4 апреля 2018 г. № 17 «О формировании и исполнении планов выборочных проверок» признается утратившим силу.
Правовой акт принят в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2025 г. № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности».
Постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.
Новости по теме:
Генпрокуратура об Указе о повышении эффективности контрольной деятельности
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Завершено обсуждение проекта постановления по вопросам эксплуатации маломерных судов
МЧС подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О вопросах эксплуатации маломерных судов».

Проектом постановления предусматривается утверждение:
- Положения о порядке государственной регистрации и классификации маломерных судов, за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов;
- Положения о порядке технического освидетельствования маломерных судов, за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов;
- Положения о порядке и основаниях выдачи, обмена, аннулирования и изъятия удостоверения на право управления моторным маломерным судном, а также выдачи его дубликата;
- Положения о порядке и основаниях выдачи, обмена, аннулирования и изъятия международного удостоверения на право управления прогулочным судном, а также выдачи его дубликата;
- Правил пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок.
Проектом постановления также предусмотрены изменения в постановления Правительства Республики Беларусь:
- от 20 июня 2007 г. № 812 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов внутреннего плавания, судов смешанного (река – море) плавания и Правил пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок»;
- от 28 декабря 2013 г. № 1149 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 июля 2013 г. № 332».
Кроме того, признаются утратившими силу постановления:
- от 1 апреля 2016 г. № 271 «Об утверждении Положения о порядке изъятия удостоверения на право управления моторным маломерным судном, мощность двигателя которого превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил), международного удостоверения на право управления прогулочным судном»;
- от 15 мая 2017 г. № 355 «Об утверждении Положения о порядке и основаниях выдачи, обмена, аннулирования и изъятия международного удостоверения на право управления прогулочным судном, а также выдачи его дубликата и внесении изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2013 г. № 1149».
Организатор общественного обсуждения –
Министерство по чрезвычайным ситуациям.
За период обсуждения с 17 по 27 октября 2025 г. в специальную тему на Правовом форуме Беларуси поступило 1 сообщение, содержащее 12 предложений, которые рассмотрены и обобщены МЧС.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Поставка плодоовощной продукции из стабилизационных фондов товаров для республиканских государственных нужд. Что изменится с 13 ноября?
Скорректировано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2025 г. № 399 «О порядке и условиях поставки плодоовощной продукции из стабилизационных фондов товаров для республиканских государственных нужд». Это решение закреплено постановлением Правительства Республики Беларусь от 11 ноября 2025 г. № 625.
По информации пресс-службы Правительства Республики документом, в частности, предусмотрено:
-
уточнение требований ГОСТ на картофель продовольственный;
-
определение требований к яблокам, реализуемым в розничной торговой сети;
-
изменение сроков установления цен на плодоовощную продукцию и обеспечения заключения договоров поставки.
Кроме того, пересмотрены объемы плодоовощной продукции, поставляемой из стабилизационных фондов товаров для республиканских государственных нужд, на межсезонный период 2025/2026 года по регионам. Они повышены в отношении картофеля свежего продовольственного, капусты белокочанной свежей, свеклы столовой свежей, моркови столовой свежей, лука репчатого с учетом урожайности и увеличения их реализации.
Постановление вступает в силу с 13 ноября 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».