28.01.2016
Новая редакция Директивы № 3: в числе основных направлений рост экспортного потенциала и кардинальное изменение качества управления промышленностью
Указом Главы государства от 26 января 2016 г. № 26 в новой редакции изложена Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». Изменено также название документа: «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства».
Новая редакция Директивы определяет четыре основных направления по укреплению экономической безопасности государства:
1. Обеспечение планомерной диверсификации экспорта для достижения равного распределения экспортных поставок между тремя рынками: Евразийского экономического союза, Европейского союза и иных стран, в том числе «дальней дуги», которое к 2020 году должно составить соотношение треть – треть – треть.
Для достижения этой цели республиканским органам госуправления и иным госорганизациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам, Мингорисполкому при общей координации Министерства иностранных дел необходимо:
-
осуществлять поиск и внедрение новых форм и методов продвижения белорусских товаров, работ и услуг на традиционные и новые рынки сбыта;
-
развивать дилерские отношения с «набором» маркетинговых инструментов, сертификацией, дополнительными услугами, когда посредник обладает знанием специфики местного рынка и берет на себя часть издержек на паритетных началах;
-
расширять международную кооперацию путем создания долгосрочных альянсов различного типа (совместные производства за пределами Республики Беларусь, франчайзинговые, лицензионные и лизинговые соглашения и другое) в целях освоения передовых технологий, выпуска новых товаров и сопровождения их реализации сопутствующими услугами;
-
наладить сотрудничество ведущих белорусских производителей с профильными транснациональными корпорациями в целях привлечения прямых иностранных инвестиций, обеспечивающих возможность использования современных технологий, оборудования, патентов на производство новейших видов продукции, получения доступа к товаропроводящей сети транснациональных корпораций;
-
вводить в практику работы новые формы и методы торговли, в том числе полномасштабно используя возможности глобальной компьютерной сети Интернет.
2. Создание условий для наращивания выпуска инновационной и высокотехнологичной продукции, созданной с использованием технологий V и VI технологических укладов. Для этого предусмотрены меры по:
-
обеспечению повышения роли и вклада научного сообщества в решение государственно значимых задач;
-
определению в качестве приоритета государственной инновационной политики развития высокотехнологичных направлений национальной экономики, основанных на использовании био- и нанотехнологий, информационных технологий;
-
повышению качества подготовки управленческих и инженерно- технических кадров, владеющих современными методиками и технологиями управленческой и инновационной деятельности;
-
созданию многоуровневой системы популяризации интеллектуального творчества и инновационного предпринимательства в качестве государственно значимой и социально престижной сферы деятельности.
3. Обеспечение кардинального изменения качества управления промышленным комплексом страны в целях поступательного приближения к европейскому уровню производительности труда.
Для этого Правительству Республики Беларусь необходимо принять меры по дальнейшему структурному реформированию отраслей промышленности путем создания холдингов, производственных и научно-производственных объединений; достижению к 2020 году удельного веса добавленной стоимости в объеме промышленного производства не ниже 30 процентов в целях обеспечения расширенного воспроизводства продукции и высокого уровня оплаты труда в отраслях промышленности; обеспечению опережающего роста производительности труда над ростом номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в организациях страны.
4. Обеспечение повышения уровня энергетической безопасности страны.
Для этого Совету Министров Республики Беларусь необходимо принять меры по обеспечению:
-
снижения рисков и недопущения кризисных ситуаций в энергообеспечении страны, потребностей экономики и населения страны в энергоносителях на основе максимально эффективного их использования при уменьшении нагрузки на окружающую среду, в том числе за счет сокращения к 2022 году уровня выбросов парниковых газов после ввода в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции до 7 млн. тонн в год посредством замещения в топливном балансе республики до 5 млрд. куб. метров импортируемого природного газа;
-
максимально возможного вовлечения в топливный баланс страны собственных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии, с учетом экономической и экологической составляющих для достижения в 2020 году доли производства (добычи) первичной энергии в валовом потреблении топливно-энергетических ресурсов не менее 16 процентов и доли производства (добычи) первичной энергии из возобновляемых источников энергии в валовом потреблении топливно-энергетических ресурсов не менее 6 процентов;
-
экономии топливно-энергетических ресурсов за счет структурной перестройки экономики, направленной на развитие менее энергоемких производств, внедрения современных энергоэффективных технологий, энергосберегающего оборудования, приборов и материалов, повышения уровня энергоэффективности посредством технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия.
Кроме того, необходимо совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом продолжить внедрение в практику проектирования и строительства многоэтажных энергоэффективных жилых домов современных инновационных технологий и оборудования, в том числе основанных на возобновляемых источниках энергии; принять кардинальные меры по экономии и бережливому использованию топливно-энергетических ресурсов во всех сферах производства, в строительстве, на транспорте и в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Совету Министров поручено в трехмесячный срок утвердить план мероприятий по реализации положений Директивы.
Персональная ответственность за выполнение документа возложена на Премьер-министра, руководителей республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных Правительству, облисполкомов и Минского горисполкома.
Указ вступает в силу с 29 января 2016 г.
Важное в регионах. В Брестской области проиндексированы чеки «Жилье»
Решением Брестского областного исполнительного комитета от 31 октября 2025 г. № 781 установлен индекс роста стоимости строительства жилья для индексации именных приватизационных чеков «Жилье» в размере 44,2210 (в настоящее время – 36,1531).

Этот индекс ежеквартально рассчитывается
гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании данных государственной статистической отчетности о средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, которое строится с государственной поддержкой, за предыдущий квартал по сравнению со стоимостью его строительства на 31 декабря 1991 г.
|
СПРАВКА PRAVO.BY
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. № 2468-XІІ «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» граждане и члены их семей, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, владеющие приватизационными чеками «Жилье», могут использовать их для:
-
уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе, финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства;
-
реконструкции блокированных, одноквартирных жилых домов;
-
долевого участия в жилищном строительстве, приобретения жилых помещений путем покупки, погашения задолженности по кредитам банков (включая выплату процентов за пользование ими) и ссудам организаций, полученным и использованным на указанные цели.
Приватизационные чеки «Жилье» не подлежат отчуждению, за исключением случаев дарения их по нотариально удостоверенному договору супругу (супруге), родителям, детям, усыновителям (удочерителям), усыновленным (удочеренным), родным братьям и сестрам, деду, бабке, внукам, перехода права собственности в порядке наследования либо по решению суда
|
Решение Брестского областного исполнительного комитета от 1 августа 2025 г. № 580 «Об установлении индекса роста стоимости строительства жилья» признается утратившим силу.
Правовой акт вступает в силу после его официального опубликования.
Следите за разделом «Официальное опубликование».
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
С 1 января 2026 года начнет действовать новый профессиональный стандарт в сфере оценочной деятельности
Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 17 октября 2025 г. № 119 утвержден профессиональный стандарт «Оценочная деятельность».
В профстандарт включены 6 должностей служащих – оценщик недвижимости, оценщик интеллектуальной собственности, стажер оценщика, оценщик движимого имущества, оценщик предприятий (бизнеса), эксперт по экспертизе достоверности оценки. Последние четыре из перечисленных являются новыми.
Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, это обусловлено:
-
углубленной специализацией оценщиков в зависимости от вида активов (недвижимость, бизнес, интеллектуальная собственность и т.д.). Ожидается, что это позволит повысить объективность, снизить риски и обеспечить строгое соблюдение законодательства в оценочной деятельности;
-
поддержкой молодых специалистов (появление должности «Стажер оценщика» предоставит возможность трудоустройства и получения практического опыта выпускникам вузов в этой сложной и высокорисковой сфере).
Также утверждение нового стандарта связано с обновлением нормативной базы (одновременно с вступлением в силу постановления № 119 устаревшие квалификационные характеристики должностей «Оценщик интеллектуальной собственности» и «Оценщик недвижимости» исключаются из раздела II «Специалисты» выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденного постановлением Министерства труда от 30 декабря 1999 г. № 159).
«Их полным аналогом и заменой становится новый профессиональный стандарт», – дополнили в ведомстве.
Постановление № 119 вступает в силу с 1 января 2026 г.
|
СПРАВКА PRAVO.BY
Профессиональный стандарт – характеристика содержания трудовых функций и требований к квалификации, необходимой для их исполнения.
На основании профессиональных стандартов определяются наименования профессий рабочих (должностей служащих), трудовые функции, наличие у работника соответствующей квалификации (статьи 1, 19 и 61 Трудового кодекса Республики Беларусь)
|
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Минфин уточнил вопросы выдачи, обращения и погашения инвестиционных паев
8 ноября 2025 г. вступило в силу постановление Министерства финансов от 28 августа 2025 г. № 79, которым, в частности, скорректировано постановление ведомства от 1 июня 2018 г. № 41 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, обращения и погашения инвестиционных паев».
Изменениями в постановление № 41 предусмотрено изложение в новой редакции Инструкции о порядке выдачи, обращения и погашения инвестиционных паев.
Инструкцией в том числе урегулированы вопросы:
-
присвоения обязательных реквизитов инвестиционного пая, а также государственного регистрационного номера инвестиционным паям;
-
выдачи инвестиционных паев при формировании паевого инвестиционного фонда;
-
размещения инвестиционных паев после формирования паевого инвестиционного фонда
-
установления правил паевого инвестиционного фонда и внесения изменений и (или) дополнений в них;
-
обращения инвестиционных паев, приостановления выкупа, обмена инвестиционных паев;
-
объединения паевых инвестиционных фондов, изменения типа паевого инвестиционного фонда;
-
аннулирования инвестиционных паев;
-
ведения реестра инвестиционных фондов.
|
СПРАВКА PRAVO.BY
Согласно Закону Республики Беларусь от 17 июля 2017 г. № 52-З «Об инвестиционных фондах»
инвестиционный пай – именная ценная бумага, выдаваемая в бездокументарной форме, подтверждающая права владельца на долю в праве общей собственности на имущество паевого инвестиционного фонда, получение денежных средств при прекращении существования этого фонда от реализации его имущества, оставшихся после удовлетворения письменных требований кредиторов, которые должны удовлетворяться за счет имущества этого фонда, а также после оплаты расходов, связанных с прекращением его существования, пропорционально количеству принадлежащих этому владельцу инвестиционных паев, иные права, предусмотренные настоящим Законом;
инвестиционный фонд – открытое акционерное общество, осуществляющее аккумулирование и инвестирование денежных средств, внесенных акционерами этого общества в качестве оплаты эмитируемых им акций, а также иного имущества, полученного в результате такого инвестирования (акционерный инвестиционный фонд), либо принадлежащая на праве общей долевой собственности владельцам инвестиционных паев и находящаяся в доверительном управлении управляющей организации паевого инвестиционного фонда совокупность денежных средств, полученных в качестве оплаты инвестиционных паев, а также иного имущества, приобретенного в результате инвестирования денежных средств (паевой инвестиционный фонд)
|
Также постановлением № 79 скорректировано постановление Министерства финансов от 21 ноября 2006 г. № 142 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, и учета внешнего государственного долга и внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь».
Напоминаем, что на каналах НЦЗПИ в YouTube и Rutube можно посмотреть открытые трансляции вебинаров:
Другие новости Pravo.by
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Важное в регионах. На Гомельщине обновлен порядок соцподдержки талантливой творческой молодежи
Решением Гомельского областного Совета депутатов от 24 октября 2025 г. № 152 утверждена Инструкция, которой определен порядок социальной поддержки талантливой творческой молодежи.
Согласно Инструкции под талантливой творческой молодежью понимаются:
-
учащиеся учреждений Гомельской области, реализующих образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля в сфере культуры с изучением учебных предметов, учебных дисциплин на повышенном уровне (детские школы искусств (ДШИ), учреждений среднего специального образования сферы культуры (УССО), являющиеся победителями фестивалей, конкурсов, выставок, пленэров областного, республиканского, международного уровня, имеющие высокие показатели в учебе и примерное поведение, участвующие в общественной жизни;
-
молодые артисты театрально-зрелищных учреждений Гомельской области (ТЗУ) в возрасте до 31 года, имеющие высокие показатели в творческой деятельности, создающие яркие сценические образы и имеющие плотную занятость в театральных постановках и концертных программах, участвующие в общественной жизни.
На конкурсной основе соцподдержку могут получить:
-
10 учащихся изобразительного, музыкального, хореографического, эстрадного отделений ДШИ (по 15 базовых величин каждому);
-
6 учащихся изобразительного, музыкального, хореографического, эстрадного отделений УССО (по 20 базовых величин каждому);
-
4 молодых артиста ТЗУ (по 25 базовых величин каждому).
Поддержка оказывается один раз в год решением Гомельского облисполкома.
Кандидаты на получение соцподдержки выдвигаются отделами (секторами) культуры Гомельского горисполкомитета, райисполкомов, УССО и ТЗУ. Соответствующие ходатайства ежегодно направляются до 20 декабря в главное управление культуры Гомельского облисполкома.
Лица, которые представлены в текущем году на соискание поощрений специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, не выдвигаются.
Решение Гомельского областного Совета депутатов от 10 июня 2020 г. № 179 «Об учреждении премий» признано утратившим силу.
Правовой акт принят в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Решение вступило в силу 8 ноября 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
«Сила Закона» – 2025. Открыт прием заявок на республиканский правовой турнир для старшеклассников!
К участию в мероприятии приглашаются учащиеся IX–XI классов школ и гимназий республики.
Тема Турнира 2025 года «Активность молодежи по созданию комфортной среды для жизни».
Интеллектуальное состязание традиционно пройдет в три этапа. Первый состоится 20 ноября во время классных и информационных часов в учреждениях образования. Регистрация участников будет проводиться в первичных организациях Белорусского республиканского союза молодежи по 18 ноября.
Областной этап запланирован на 27 ноября. Он будет проходить в каждом из регионов на базе учреждений высшего образования, обеспечивающих подготовку юридических кадров. 4 декабря
столица встретит сильнейших знатоков правовых основ – финалистов областного этапа для итогового состязания на юридическом факультете Белгосуниверситета.
На каждом из этапов ребятам предстоит ответить на вопросы по теме турнира в форме тестирования (на первом этапе – 40 заданий, на втором и третьем – по 20). Новация этого года – дополнительное задание в форме эссе для участников областного тура. Финалистов, как и ранее, ожидают ответы на вопросы теста и также написание эссе. Темы творческих заданий участники областного и республиканского туров узнают только в день их проведения.
На выполнение заданий на каждом из трех этапов отводится по 60 минут.
Второй тур и республиканский финал пройдут на площадке Детского правового сайта.
Подготовку и проведение Турнира обеспечивают организаторы: Министерство образования, Национальный центр законодательства и правовой информации, Белорусский республиканский союз молодежи. Соорганизаторами выступают Белорусский государственный университет, Белорусский республиканский союз юристов, Институт повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета Республики Беларусь, Белорусская республиканская коллегия адвокатов и другие организации.
С подробной информацией, в том числе с перечнем источников для подготовки к Турниру, можно ознакомиться на Детском правовом сайте.
|
СПРАВКА PRAVO.BY
Республиканский правовой турнир «Сила Закона» – это информационно-образовательным проект для старшеклассников, который направлен на правовое просвещение старшеклассников, повышение их интереса к законодательству; формирование у учащихся правовой культуры; углубление знаний о правах и обязанностях несовершеннолетних, формирование практического опыта реализации прав и законных интересов, исполнения ими своих обязанностей; активизация деятельности общественных организаций по правовому просвещению; развитие навыков использования современных технологий.
Турнир проходит с 2021 года и собирает лучших учеников учреждений общего среднего образования со всех регионах страны и г. Минска. В прошлом году в состязании приняло участие более 30 000 учащихся
|
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».