26.08.2016
Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры отмечает 10-летний юбилей
Торжественное собрание по этому поводу прошло сегодня в Генеральной прокуратуре при участии представителей Администрации Президента Республики Беларусь, Министерства юстиции, Верховного и Конституционного судов, Следственного комитета, Национального центра правовой информации, Национального центра законодательства и правовых исследований, Государственного комитета судебных экспертиз и других госорганов.

«Трудно переоценить значение Научно-практического центра», – сказал Генеральный прокурор Беларуси Александр Конюк. Он отметил, что прокурорский надзор – это многоплановая деятельность, в которой невозможно обойтись без науки. И вопросы методологии и методики решает Научно-практический центр. «НПЦ прогнозирует развитие криминогенной обстановки в стране и помогает прокуратуре лучше ее понять, а тем самым сработать на упреждение, на профилактику», – продолжил Генеральный прокурор.
Одним из основных направлений работы Научно-практического центра является проведение криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов. Экспертные исследования проектов законов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе проектов законов Республики Беларусь» начались в октябре 2007 года.
По словам директора НПЦ, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста республики Владимира Хомича, проведение криминологической экспертизы – это инновационное направление деятельности нашего государства, которое первым ввело его на постсоветском пространстве.

«Необходимость проведения криминологической экспертизы правовых актов обусловлена тем, что уже давно развивается такая отрасль криминологии, как криминология закона. Целый ряд сегментов законодательства впоследствии выливается в различные формы деструктивного, девиационного, в том числе преступного поведения, что связано с определенными деструктивными формами правового регулирования, которые закладываются в правовых актах», – сказал Владимир Хомич.
За годы экспертно-криминологической деятельности проведена экспертиза более 1000 проектов законов, более 2000 проектов постановлений Правительства, около 1000 проектов правовых актов иных государственных органов, в частности, Государственного комитета судебных экспертиз, Национального банка и прочих. С 2015 года проводится криминологическая экспертиза правовых актов Главы государства. В результате более чем в 500 правовых актах были выявлены (и устранены из системы правового законодательства) риски криминогенного характера.
НПЦ также проводит криминологический мониторинг действующего законодательства, в итоге готов целый сегмент предложений о том, каким образом надо его изменять, чтобы застраховать самые различные сферы от рисков криминогенного характера, продолжил Владимир Хомич.
Достижения НПЦ в экспертно-криминологической области признаны не только в Беларуси, но и на постсоветском пространстве. В прошлом году белорусская сторона инициировала проведение криминологической экспертизы проектов правовых актов Союзного государства. Кроме того, на Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры возложено обучение сотрудников Департамента правового обеспечения Постоянного комитета Союзного государства методике проведения криминологической экспертизы, а также научно-методическое обеспечение ее проведения.
Юбилейный выпуск сборника научных трудов НЦЗПИ готовится к печати
Готовится к печати знаковый – 20-й выпуск сборника научных трудов Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь «Право в современном белорусском обществе». Сборник включен в перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по юридическим наукам.
За 20 лет научное издание стало популярным и узнаваемым, приобрело заслуженный авторитет в качестве пространства для обсуждения и генерации новых идей, консолидации интеллектуальных ресурсов.
Текущий выпуск объединил в себе более 80 статей, отражающих наиболее актуальные вопросы в области права, транслируя передовые взгляды отечественных и зарубежных юристов – ученых и практиков, подчеркивая неразрывную связь прошлого и настоящего юридической науки, популяризируя результаты фундаментальных и прикладных научных исследований в области права. Материалы сборника размещены по тематическим разделам, что позволяет проиллюстрировать их многовекторность и содержательность, раскрыть значительный спектр правовой проблематики, обусловленной динамизмом развития права в условиях глобальных трансформаций.
В выпуске представлены работы как известных правоведов, так и талантливых молодых исследователей. Изложенные в них авторские концепции, научные подходы, новаторские предложения, практические рекомендации и правовой опыт обогащают правовой дискурс, обеспечивают широкую научную и профессиональную коммуникацию.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Важное в регионах. Границы каких агрогородков и деревень в Минском районе изменены?
Минский районный Совет депутатов 1 июля принял решение № 89 «Об изменении границ сельских населенных пунктов Минского района Минской области».
Так, в Минском районе скорректированы границы населенных пунктов:
-
Папернянского сельсовета:
-
агрогородка Сёмково (в его черту включены земельные участки площадью 0,0422 га);
-
деревни Цна (присоединен земельный участок площадью 0,0247 га);
-
деревни Паперня (площадь увеличена на 0,0170 га);
-
Щомыслицкого сельсовета:
-
агрогородка Щомыслица (включен в черту земельный участок площадью 0,0515 га);
-
деревни Малиновка (в черту вошли земельные участки площадью 0,9740 га).
Правовой акт принят в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 154-З «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь».
Решение вступило в силу 18 июля 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Минсельхозпрод уточнил требования к безопасности работ и услуг, связанных с обращением ветеринарных препаратов
Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 4 июня 2025 г. № 48 утверждены Ветеринарно-санитарные правила обращения ветеринарных препаратов в Республике Беларусь.
Правилами определены обязательные для соблюдения требования к безопасности работ и услуг, связанных с обращением ветеринарных препаратов.
Установленные требования должны соблюдаться при производстве, изготовлении, хранении, перемещении, отпуске, реализации, применении ветеринарных препаратов, в том числе при осуществлении деятельности по содержанию, выращиванию, разведению, реализации животных, профилактике, диагностике болезней животных и их лечении.
Согласно правилам производители ветеринарных препаратов осуществляют хранение, перемещение, отпуск и реализацию ветеринарных препаратов в соответствии с требованиями международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза.
Правилами в том числе урегулированы вопросы применения ветеринарных препаратов, требования к ветеринарным лекарственным препаратам, требующим специальных условий хранения, а также к хранению ветеринарных препаратов в ветеринарных аптеках юр- и физлиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, осуществляющих деятельность по применению (использованию) ветеринарных препаратов, содержанию, выращиванию, разведению, реализации животных, профилактике, диагностике болезней животных и их лечению.
Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 17 марта 2011 г. № 16 «Об утверждении Ветеринарно-санитарных правил применения, реализации, хранения и производства ветеринарных препаратов в Республике Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. № 48» признается утратившим силу.
Правовой акт принят в соответствии с Законом Республики Беларусь от 2 июля 2010 г. № 161-З «О ветеринарной деятельности».
Постановление вступает в силу с 19 июля 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение. Новации законодательства
Закон Республики Беларусь от 12 июля 2025 г. № 90-З «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения» опубликован на Национальном правовом Портале.
Правовым актом корректируются Законы Республики Беларусь:
В числе основных новаций:
-
предоставление плательщикам налога на профессиональный доход права самостоятельно доплачивать в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения взносы на пенсионное страхование для формирования своих будущих пенсионных гарантий;
-
установление для ИП дифференцированного порядка уплаты взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в зависимости от полученных ими доходов, а также продление сроков уплаты таких взносов и полная автоматизация процессов взаимодействия с ФСЗН;
-
ужесточение мер ответственности для работодателей, выплачивающих заработную плату в конвертах, с одновременным снижением социальных гарантий для получателей данной заработной платы;
-
предоставление органам ФСЗН права выносить самостоятельные решения о взыскании задолженности с субъектов хозяйствования в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.
Основные положения Закона № 90-З вступят в силу через месяц после его официального опубликования, иные – с 1 октября 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Скорректированы законы по вопросам исполнительного производства. На Pravo.by опубликован Закон № 87-З
На Pravo.by опубликован Закон Республики Беларусь от 12 июля 2025 г. № 87-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства».
Правовым актом внесены изменения в ряд законов, в том числе в Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве».
Закон № 439-З, в частности, дополнен нормой об информационных системах и ресурсах органов принудительного исполнения, среди которых:
- автоматизированная информационная система органов принудительного исполнения – информационная система, предназначенная для осуществления в электронной форме учета исполнительных производств, автоматизации процесса вынесения судебными исполнителями постановлений, предписаний, иных документов, оформления совершения исполнительных действий;
- банк данных исполнительных производств – информационный ресурс, предназначенный для централизованного накопления и предоставления сведений об исполнительных производствах, а также для учета, контроля и использования этих сведений в целях реализации задач исполнительного производства;
- реестр задолженностей по исполнительным документам – информационный ресурс, содержащий справочную информацию об исполнительных производствах.
Изменениями в Закон № 439-З также предусмотрены:
- возможность вынесения постановления судебного исполнителя в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, и направления сторонам исполнительного производства в порядке, установленном законодательством;
- уточнение сроков рассмотрения документов (например, на рассмотрение заявления, ходатайства участников исполнительного производства отводится 10 дней со дня их поступления, при необходимости получения документов и (или) сведений, имеющих значение для их рассмотрения, – 15 дней со дня их поступления, если иное не предусмотрено Законом № 439-З);
- расширение перечня случаев, когда срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается (принятие собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юрлица, уполномоченным на то учредительным документом, ИП решения о ликвидации (прекращении деятельности); принятие судом решения о санации должника; предоставление актами законодательства должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом);
- закрепление нормы об упрощенном порядке ведения исполнительного производства – при предъявлении к исполнению исполнительного документа на сумму, не превышающую двадцати базовых величин на день предъявления к исполнению, если в отношении должника отсутствуют иные исполнительные производства, связанные со взысканием денежных средств.
Кроме того, корректируется Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 440-З «О судебных исполнителях». В частности, Закон № 440-З дополнен нормой о присяге судебного исполнителя, которую приносит лицо, впервые назначаемое на должность служащего в органы принудительного исполнения, за исключением лица, осуществляющего обеспечение деятельности и техническое обслуживание этих органов.
Помимо этого, изменения внесены:
Основные положения Закона № 87-З вступают в силу с 1 января 2026 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».