/ / Новости PRAVO.BY
30.08.2016

Ведомственное нормотворчество должно быть эффективным – Алла Бодак о новшествах порядка проведения обязательной юридической экспертизы

Порядок проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов изменен Указом Президента Республики Беларусь от 23 августа 2016 г. № 316. Подробнее о привнесенных новациях Pravo.by рассказала заместитель Министра юстиции Алла Бодак.

Alla Bodak

Ведомственное нормотворчество

Скорректированный порядок проведения экспертизы вводится с 1 октября 2016 года – по сути, установлены новые подходы к ведомственному нормотворчеству.

Под ведомственным нормотворчеством, пояснила Алла Бодак, имеется в виду принятие правовых актов самими нормотворческими органами в лице министерств, государственных комитетов, Национального банка, иных государственных органов, подчиненных Президенту Республики Беларусь, местных органов власти. Как правило, эти акты направлены на непосредственное применение предписаний нормативных правовых актов более высокой юридической силы.

Национальное законодательство, напомнила заместитель Министра юстиции, представляет собой систему актов во главе с Конституцией Республики Беларусь, которая имеет определенную иерархию соподчиненности, – эту системность и иерархию очень важно поддерживать, потому что при сохранении этого принципа обеспечивается законность, соблюдение прав и интересов юридических и физических лиц.

«С момента принятия Конституции ведомственное нормотворчество развивалось самым активным образом, и сегодня нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, местных органов власти и управления занимают наибольший удельный вес во всей нормативной базе Республики Беларусь», – сказала она. В среднем только республиканскими органами госуправления, подчиненными Правительству, в год принимается около 2000 нормативных правовых актов.

Механизм обязательной юридической экспертизы принятых ведомственных нормативных правовых актов был введен 1993 году и с тех пор постоянно совершенствовался. Неизменно Министерство юстиции выступает в роли внешнего экспертного органа, который проводит обязательную юридическую экспертизу. Свою оценку разрабатываемым актам на предмет соответствия Конституции и актам более высокой юридической силы в рамках проведения юридической экспертизы проектов дают и юридические службы министерств, госкомитетов, Национального банка, иных государственных органов, подчиненных Президенту Республики Беларусь.

Министерство юстиции, проводя обязательную юридическую экспертизу, обладает информацией о состоянии ведомственного нормотворчества в республике. «Мы видим типичные ошибки, которые допускают нормотворческие органы, необходимость корректировки тех или иных норм, утративших свою актуальность», – констатировала Алла Бодак.

Когда нормотворческий орган принимает свой нормативный правовой акт, он несет полную ответственность не только за соответствие актам большей юридической силы, но и за правовые подходы, решения той или иной проблемы в соответствующей сфере правоотношений. Эти подходы должны быть продуманными, отвечать сегодняшним реалиям, работать на перспективу – обеспечивая тем самым стабильность законодательства. При подготовке проектов нормативных правовых актов нормотворческий орган должен прогнозировать последствия их принятия.

«Очень важно, чтобы нормотворческий орган выбирал правовую модель, максимально эффективную для урегулирования правовой проблемы либо целой сферы правовых отношений», – сказала заместитель Министра.

Новое в порядке проведения обязательной юридической экспертизы

В рамках введенных новаций Министерство юстиции при проведении юридической экспертизы не будет оценивать характеристики нормативного правового акта, лежащие вне правового поля: например, установление в таких актах финансовых показателей, индексов, коэффициентов, нормативов, лимитов и иных показателей, а также формул их расчета (за исключением оценки их соответствия показателям, установленным нормативными правовыми актами большей юридической силы).

Не будут оцениваться соответствие ведомственных правовых актов техническим нормативным правовым актам, а также необходимость, приоритетность и полнота правового регулирования нормативными правовыми актами соответствующих общественных отношений, за исключением оценки полноты правового регулирования в части соответствия нормативным правовым актам большей юридической силы.

Еще одно нововведение касается международных правовых обязательств. Министерство иностранных дел будет играть более активную роль в качестве органа, отвечающего за подготовку и реализацию международных договоров Беларуси. Ведомственные акты, за исключением технических нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов, в случае наличия международных обязательств Республики Беларусь по вопросам, непосредственно затрагивающим предмет правового регулирования нормативного правового акта, принимаются по согласованию с Министерством иностранных дел.

Для того, чтобы эта норма работала более эффективно, внесено новое положение: в сопроводительных письмах или обоснованиях необходимости принятия к проектам нормативных правовых актов, которые направляются в МИД, должен прилагаться перечень международных договоров с указанием конкретных структурных элементов, содержащих обязательства, непосредственно относящиеся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта.

Ряд нововведений касается процедурных моментов, в частности того, каким образом выносится заключение по результатам юридической экспертизы, в том числе отрицательное заключение в результате несоответствия принятого акта актам более высокой юридической силы.

Еще один важный элемент, привнесенный Указом в порядок проведения обязательной экспертизы: нормотворческий орган получает большую самостоятельность в ведомственном нормотворчестве, одновременно с этим на него возлагается и большая ответственность. Новый порядок обязывает Министерство юстиции, управления юстиции не реже раза в полугодие обобщать итоги проведения обязательной юридической экспертизы и доводить информацию до руководителей нормотворческих органов. Если выявляются факты систематического несоответствия нормативных правовых актов критериям их оценки, установленным законодательством, должны быть приняты серьезные меры реагирования для улучшения ситуации.

Эта информация будет использоваться при оценке работы нормотворческих органов, в том числе при проведении аттестации. Аналогичную информацию Минюст, управления юстиции обязаны предоставлять в:

  • Администрацию Президента Республики Беларусь – в отношении подчиненных Президенту Республики Беларусь госорганов;
  • Совет Министров – в отношении подчиненных ему министерств и иных республиканских органов госуправления;
  • областные (Минский городской) Советы депутатов – в отношении облисполкомов, Минского горисполкома и местных Советов депутатов базового уровня;
  • облисполкомы – в отношении местных исполнительных и распорядительных органов базового уровня.

Корректировка подходов направлена на упрощение процедуры обязательной юридической экспертизы, срок которой остается самым коротким на постсоветском пространстве (5 дней). При этом, проводя юридическую экспертизу в минимальные сроки, акцентировала внимание Алла Бодак, важно не потерять качество ведомственного нормотворчества.

Следует обратить внимание на такой важный вопрос, как курсы для сотрудников юридических служб государственных органов, слушатели которых знакомятся с теоретическими и прикладными аспектами, связанными с нормотворческой деятельностью. Академии управления при Президенте Республики Беларусь предписано по согласованию с Минюстом и Национальным центром правовой информации организовать и регулярно проводить повышение квалификации работников нормотворческих органов в рамках ежегодно утверждаемого госзаказа.

«Эту работу надо проводить постоянно, – выразила позицию Минюста Алла Бодак. – Законодательство постоянно развивается, Беларусь является участницей интеграционных процессов, и очень важно грамотно гармонизировать акты национального законодательства. Ведомственное нормотворчество должно быть эффективным»

Анна ШИЛЕЦ, Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

(фото предоставлено Министерством юстиции)