Государство будет регулировать деятельность на рынке Форекс в Беларуси [интервью]
Сегодня белорусский финансовый рынок развивается неравномерно: небанковский сегмент развит в меньшей степени, чем банковский, а для некоторых новых видов финансовых инструментов и финансовых посредников нет специального законодательства. Чтобы ликвидировать один из таких пробелов, был разработан Указ Президента Республики Беларусь № 231 от 4 июня 2015 г. «Об осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс». Дать пояснения по Указу согласился начальник управления регулирования небанковских операций Национального банка Республики Беларусь Дмитрий Набздоров.
Дмитрий Валерьевич, расскажите, в чем цель принятия данного Указа?
– В настоящее время, в виду отсутствия специального законодательства по регулированию операций на рынке Форекс, легально физические лица, граждане Республики Беларусь, такие операции совершать с юридическими лицами на территории нашей страны не могут. Такое положение вещей вызывает ряд негативных последствий.
Во-первых, низкую правовую защищенность наших граждан. Для совершения таких операций белорусские клиенты вступают в правоотношения с компаниями-нерезидентами, и чаще всего такие форекс-компании зарегистрированы в оффшорных зонах. Для того чтобы совершать операции на рынке Форекс, белорусы отправляют средства в качестве маржинального обеспечения за границу. Что это значит для страны и самих граждан?
Физическое лицо, заключившее договор с компанией-нерезидентом, несет существенные риски: что будет, если эта компания обанкротится или не станет надлежащим образом исполнять свои обязательства по возврату маржинального обеспечения и совершению операций (всегда есть риск нарваться на компанию-мошенника)? Или как клиенту поступить, если возникнет судебный спор? Как правило, в таких договорах указывается, что страной, чье законодательство будет применяться при разрешении споров, является иностранное государство. Судебные издержки для физического лица в таком случае могут оказаться несоразмерными внесенным деньгам.
Во-вторых, для совершения операций происходит отток капитала из Беларуси. Налоги форекс-компания нерезидент уплачивает в стране своей регистрации, подоходный налог физические лица формально обязаны платить с полученных в результате торговли на рынке Форекс доходов, но реально налоговая инспекция в Беларуси может даже и не узнать об этих доходах.
В-третьих, когда наши граждане совершают операции с компанией-нерезидентом в отношении базовых активов (акций, валютных пар, драгоценных металлов), развивается финансовый рынок иностранного государства, а наш финансовый рынок лишается физических лиц-инвесторов, которые могли бы совершать такие операции на территории республики. Получается, что одна из самых активных частей населения вынуждена совершать операции вне Республики Беларусь.
По этой причине концепция Указа предполагает регистрацию форекс-компаний в нашей стране: для повышения финансовой устойчивости у них должен быть сформирован уставный фонд в необходимом размере, они должны соблюдать определенные финансовые нормативы, которые устанавливаются Национальным банком. В результате деньги клиентов, которые будут вноситься в качестве маржинального обеспечения, останутся в стране, налоговая база (налог на прибыль форекс-компаний) возникнет в Республике Беларусь, развиваться будет белорусский финансовый рынок.
К тому же, интересы белорусских граждан будут защищены в большей степени: Указ вводит требования и к форме соглашения между физическим лицом и форекс-компанией, прописывает существенные условия такого соглашения, а спор между физическим лицом и форекс-компанией, если он возникнет, будет решаться в белорусском суде.
Указ предполагает также создание Национального форекс-центра. Что это за структура и какие у нее будут функции?
– Национальный форекс-центр – это государственное предприятие, доля государства в котором составляет не менее 50%, оно будет выполнять три основные функции. Первая: при нем будет сформирован гарантийный фонд, пополняющийся за счет взносов форекс-компаний, банков и т.д. из привлеченных от клиентов денег. В случае банкротства одной из компаний обязательства перед клиентами по возврату маржинального обеспечения будут исполнены за счет средств гарантийного фонда.
Национальный банк совместно с правительством установит норматив отчисления в гарантийный фонд средств, привлеченных от клиентов – физических и юридических лиц. По задумке отчисления будут состоять из некой постоянной минимальной части и переменной, зависящей от суммы привлеченных средств. Если у форекс-компании произойдет отток клиентских денег, соответственно, деньги из гарантийного фонда пропорционально будут ей возвращены.
Вторая: создание Национального форекс-центра ставит целью повысить прозрачность финансового рынка и снизить системные риски на рынке Форекс в Беларуси. Национальный форекс-центр будет собирать и обобщать отчетность обо всех совершаемых на территории страны сделках в режиме реального времени.
В итоге Национальный форекс-центр будет давать Национальному банку агрегированную информацию об объемах этого рынка, а в случае спора, например, между физическим лицом (клиентом) и форекс-компанией об условиях конкретной сделки, эта информация позволит определить, кто прав, а кто виноват в сложившейся ситуации.
Третья: при наличии технической возможности и финансовой готовности Национальный форекс-центр может стать форекс-компанией для форекс-компаний. Это может быть достаточно востребовано среди некрупных белорусских компаний, поскольку позволит снизить реальные издержки по управлению деньгами.
Учитывался ли при разработке Указа негативный или, наоборот, положительный опыт других государств в создании такого рода законодательства?
– Регулирование таких операций является новым для Республики Беларусь, в мире они уже урегулированы. За аналогию первоначально была принята Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза от 21 апреля 2004 г. № 2004/39/УС «О рынках финансовых инструментов», которая регулирует в том числе инструменты рынка Форекс. Основные подходы, принятые в Евросоюзе, были учтены в проекте Указа: лицензирование либо регистрирование деятельности на рынке Форекс, наличие регулятора, установление требований к деловой репутации и профессиональной квалификации руководителя форекс-компании и сотрудников риск-менеджмента, исполнение сделки на лучших для клиента условиях, предоставление отчетности и т.д.
Учтен и негативный опыт некоторых государств, например, прописанный в законодательстве предельный размер маржинального плеча по совершаемым операциям. Результатом такого регулирования явился отток денег из страны в другие юрисдикции, где такого ограничения не было. В Указе зафиксировано право Национального банка ограничить предельный размер маржинального плеча, но конкретные цифры, в отличие, скажем, от закона Российской Федерации, не указываются.
При подготовке проекта Указа изучался также передовой опыт Сингапура, Японии. Но поскольку передовой опыт практически везде идентичен, и подход в Азии очень похож на европейский подход, нет существенных новаций, которые, например, есть в Японии и отсутствуют в Евросоюзе.
В мире деятельность на рынке Форекс урегулирована очень предметно: есть страны, где нет регулирования, есть страны с жестким регулированием, где-то более удачно организовано налогообложение, а где-то – отчетность. Принятый Указ в некоторой степени рамочный, он дает полномочия Национальному банку своими нормативными актами детализировать те или иные положения – эта работа должна быть произведена в течение 9 месяцев с момента опубликования Указа. Нам важно взять лучшие детали из мировой практики и перенести их на национальное законодательство.
Деятельность на рынке Форекс не имеет границ, любое физическое лицо, находясь в Беларуси, может, например, совершать операции с японской компанией. Поэтому очень важно для привлечения иностранных инвестиций и иностранных клиентов сделать понятное для них законодательство. Основные моменты уже определены. В частности, налог на прибыль для национальных форекс-компаний на льготный период (в течение 3 лет) снижен вдвое (составит 9%). Это обычная практика, есть страны, где налог на прибыль вообще 0%, например, Эстония, некоторые другие государства.
Наш подход к налогообложению продуманный и взвешенный. Регулируемая юрисдикция должна отличаться от нерегулируемой, ведь клиенту, когда он будет выбирать, в какую форекс-компанию ему вносить маржинальное обеспечение, важно, регулируется ли она, дает ли отчетность. Такое решение по налогам для форекс-компаний в нашей стране поможет соблюсти гармоничный баланс интересов государства, бизнеса и клиентов.
Еще в Беларуси размер капитала для форекс-компаний не такой значительный, как, например, требования в Российской Федерации, но и не меньший, чем принято в Европейском союзе, даже несколько выше, поскольку добавляются дополнительные преимущества. В частности, создание нового бизнеса, содержание офиса, оплата персонала в Минске дешевле, чем, например, в Великобритании или Германии. Поэтому мы не видим больших препятствий, чтобы европейские компании, если их устроит наше регулирование, приходили на белорусский рынок.
Скажу еще про освобождение от уплаты подоходного налога для физических лиц (также на 3 года). Такое решение было принято, чтобы создать экономические стимулы для возврата в нашу страну маржинального обеспечения, ранее направленного гражданами за пределы Беларуси. Льгота по подоходному налогу вводится только для тех соглашений, которые клиенты заключают с белорусскими форекс-компаниями. Если же гражданин захочет оставить деньги в иностранной форекс-компании, подоходный налог с получаемых доходов придется платить в установленном порядке. Это еще один экономический стимул, чтобы деньги оставались в нашей стране.
К тому же для развития финансового рынка должны быть обеспечены одинаковые подходы по налогообложению различных доходов физических лиц, получаемых на различных сегментах финансового рынка. В настоящее время физические лица не платят подоходный налог при приобретении в обменном пункте иностранной валюты и последующем изменении ее цены, а также с получаемых процентов по банковским депозитам. Так что, по сути, норма – не льгота, а лишь способ уравнять условия совершения операций на финансовом рынке для физических лиц.
Проведение операций на Форекс требует специального программного обеспечения. Будет ли использоваться белорусское ПО?
– Указ предусматривает два варианта: Национальный форекс-центр может предоставить собственную разработку – программное обеспечение для совершения операций и представления отчетности либо подтвердить возможность применения форекс-компанией своего ПО, если оно соответствует критериям и техническим подходам к безопасности, целостности данных и т.д., которые будут установлены Национальным банком. Скажем так, технологии в мире уже разработаны, есть крупные поставщики программного обеспечения, в его разработку в том числе были вовлечены резиденты Парка высоких технологий Беларуси. Белорусские программисты, по признанию форекс-сообщества, получили очень высокую оценку, и их программные решения используются многими форекс-компаниями с мировым именем.
Уже сейчас, заранее, мы можем оценить перспективы введения Указа для финансового рынка Беларуси?
– По мнению экспертного сообщества, в частности, Ассоциации развития финансового рынка (АРФИН) многое будет зависеть от подготовленных нормативно-правовых актов Национального банка. Если будут сохранены и реализованы на практике те либеральные, рыночные подходы, которые заложены в Указе, то можно ожидать притока довольно существенной доли клиентов-нерезидентов. Тому может быть несколько причин, как то: отсутствие законодательства и невозможность совершения операций в своей стране либо жесткое законодательство, которое не позволяет совершать операции на рынке Форекс. То есть клиентами белорусских форекс-компаний могут быть и юридические лица, индивидуальные предприниматели-нерезиденты Республики Беларусь.
По информации Ассоциации развития финансового рынка не менее 20 компаний с участием иностранного капитала рассматривают возможность войти на наш национальный рынок. Среди них есть очень именитые, входящие в ТОП-10 мировых компаний на рынке Форекс.
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!