/ / Новости PRAVO.BY
26.02.2015

Единая система повысит эффективность государственной научной и государственной научно-технической экспертиз – ГКНТ

Согласно Декрету № 1, который 16 февраля подписал Президент Республики Беларусь, в нашей стране создается единая система государственной научной и научно-технической экспертиз. Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Александр Шумилин прокомментировал, с какой целью разрабатывался этот документ и что даст его реализация.

Целью создания единой системы экспертизы, рассказал Председатель ГКНТ, является повышение эффективности выделения бюджетных средств на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, исключение дублирования научных исследований в организациях отраслей, Национальной академии наук Беларуси и вузовской науки, а также совершенствование системы организации и проведения государственной научной и научно-технической экспертизы.

Он пояснил, что раньше за государственную научную и научно-техническую экспертизу отвечали разные государственные органы и регулировались они различными постановлениями Совета Министров. При этом Декретом Президента от 5 марта 2002 г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки» установлено, что именно ГКНТ проводит государственную политику, осуществляет регулирование и управление в сферах научно-технической и инновационной деятельности, а также в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности и координирует деятельность в этих сферах других республиканских органов государственного управления. Национальная академия наук осуществляет организацию и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований, выполняемых всеми субъектами научной деятельности, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, разработок, организацию, проведение и координацию государственной научной экспертизы.

«Проведенный анализ законодательства и практики его применения показал, что наибольшее количество проблемных вопросов, касающихся организации и проведения государственной научной и научно-технической экспертизы, обусловлено отсутствием в Республике Беларусь единой системы экспертизы в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, исключающей дублирование функций государственных органов и их ведомственную заинтересованность», – сообщил Александр Шумилин.

Такое раздвоение функций, говорят в ГКНТ, негативно сказывалось на процессе государственного управления в сферах научной и научно-технической деятельности. Например, на этапе государственной экспертизы министерство одновременно может выступать и в качестве потребителя бюджетных средств, выделяемых на научные исследования, и в качестве государственного органа, на основании экспертизы распределяющего бюджетные средства подведомственным организациям и осуществляющего контроль за эффективным их использованием.

К тому же, в постановлении Совета Министров от 29 октября 2007 г. № 1411 «О некоторых вопросах организации и проведения государственной научно-технической экспертизы» отсутствуют требования и критерии оценки преемственности результатов, полученных в рамках государственных программ научных исследований.

В Государственном комитете по науке и технологиям внимательно изучили зарубежный опыт в сфере научной и научно-технической экспертизы. В США, например, каждая из научно-исследовательских программ раз в три года подлежит обязательной проверке внешними специалистами для выяснения, насколько эффективно и качественно осуществляется управление ею. Специалисты ГКНТ пришли к выводу, что к объектам экспертизы следует отнести и результаты научно-технической деятельности. За границей, к слову, еще раньше пришли к единству научной и научно-технической экспертизы и регулированию организации и проведения экспертизы одним госорганом или специализированной структурой.

«Именно ГКНТ как межотраслевой контролирующий орган в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности должен обеспечивать функционирование единой экспертизы», – подчеркнул Александр Шумилин. ГКНТ беспристрастен, поскольку не имеет своих отраслевых научных интересов, способен максимально объективно обеспечивать организацию и проведение экспертизы проектов и мероприятий, претендующих на финансирование за счет государственных средств и иную государственную поддержку.

Что касается перспектив реализации Декрета № 1, то создание единой системы государственной экспертизы повысит:

  • эффективность организационно-правового механизма управления инновационным процессом – от научных исследований до освоения их результатов, способных обеспечить необходимые социально-экономические достижения;
  • объективность экспертных заключений;
  • ответственность государственных заказчиков за принимаемые решения по финансированию объектов экспертизы за счет средств республиканского бюджета;
  • эффективность контроля (на основании экспертных заключений) на всех этапах выполнения работ: планирование, выполнение, оценка результата;
  • востребованность и преемственность результатов фундаментальных и прикладных научных исследований на этапе опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, в том числе и при формировании государственных программ всех уровней;
  • контроль за ходом выполнения научно-технических программ, разделов научного обеспечения государственных, отраслевых и региональных программ, инновационных и венчурных проектов, международных научно-технических проектов, а также освоения в производстве результатов завершенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполнявшихся за счет бюджетных средств.

ГКНТ также будет обеспечивать функционирование государственной системы коммерциализации результатов научно-технической деятельности. И в рамках данной системы дополнительно к своим функциям и задачам будет обеспечивать:

  • мониторинг и методическое обеспечение коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств;
  • функционирование «Ярмарки инновационных разработок», с помощью которой будут реализовываться наиболее ценные разработки и созданы дополнительные условия для налаживания взаимовыгодного сотрудничества разработчиков проектов, потенциальных потребителей данных разработок и инвесторов.
По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!