10.12.2015
Государство оплатит стажировку специалистам без опыта и переобучение сокращенным работникам – новеллы в законодательстве о занятости населения внесены на рассмотрение депутатов
Проект изменений и дополнений в Закон «О занятости населения Республики Беларусь» обсуждался сегодня в Парламенте.
Внесенный на рассмотрение законопроект предусматривает закрепление обязанностей безработных, усиление их ответственности за нарушение законодательства о занятости населения, изменение порядка оказания содействия в трудоустройстве, уведомления нанимателями органов по труду, занятости и социальной защите об образовании вакансий в течение 5 дней, а также иные меры, в том числе направленные на создание условий мотивации безработных к активному поиску работы, усиление ответственности нанимателей за нарушение законодательства о занятости населения.
В частности, в Закон вводится новая статья, согласно которой безработные будут обязаны самостоятельно заниматься поисками работы и информировать службу занятости о результатах, являться по приглашению службы занятости за направлением на работу или обучение, а при отсутствии приглашения – не реже одного раза в месяц в установленный день, явиться к нанимателю в течение двух рабочих дней со дня выдачи направления на работу, своевременно информировать службу занятости об изменении места проживании, самостоятельном трудоустройстве и т.п. Прописаны в законопроекте и обязанности граждан, направленных на обучение службой занятости. К слову, переобучение сейчас производится по более чем 120 востребованным на рынке специальностям.
Также предусмотрено усиление ответственности безработных за нарушение законодательства о занятости и сокращение максимального периода нахождения на учете в качестве безработных – с 36 до 18 месяцев, проинформировал депутатов Андрей Лобович, первый заместитель Министра труда и социальной защиты. Для граждан, ранее снятых с учета в службе занятости в связи с неявкой без уважительной причины в течение более чем двух месяцев, могут снова зарегистрироваться в качестве безработных только через год. Те же, кто был снят с учета в случае получения пособия по безработице обманным путем, смогут повторно зарегистрироваться безработными, только если возместят причиненный ущерб, сообщил заместитель Министра.
По его же словам в перспективе планируется рассмотреть вопросы о страховании от безработицы, а также увеличении пособия до размеров прожиточного минимума.
«Цифры по увеличению безработицы на сегодняшний день стабилизировались, они выросли по сравнению с началом года и прошлого года, – отметила Зинаида Мандровская, заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей. – Изменение законодательства связано с этой острой социальной проблемой. Для решения проблемы, связанной с экономической ситуацией в стране и мире, необходимо более широкое вовлечение безработных в трудовую деятельность». Рассматриваемый законопроект разработан во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества».
Как пояснила депутат, законопроект впервые предусматривает возможность переобучения граждан, находящихся под угрозой сокращения. Пройти переобучение они смогут за счет государства или нанимателя (в этом случае государство возьмет на себя частичную или полную компенсацию затрат). Также при поддержке государства приобрести специальность смогут находящиеся в декретном отпуске мамы, которые до выхода в декрет не работали – не имеют специальности либо опыта практической работы.
Еще одна важная новела законопроекта: государство оплатит стажировку специалистам без опыта работы. Речь о тех выпускниках вузов, которые никогда не работали по специальности. Большинство нанимателей подбирает сотрудников с практическим опытом, не желая тратить время и ресурсы на обучение новичка. Государство будет доплачивать часть заработной платы данного работника (до 50%) нанимателям, рассказала Зинаида Мандровская, с которыми управление по труду и занятости заключит договор. «Это не обязательно будет какой-то перечень предприятий. Просто если наниматель понимает, что ему нужен специалист, но с опытом практической работы нет, служба занятости может предложить специалиста без опыта и компенсировать часть затрат по его вхождению в трудовую деятельность. И наниматель может согласиться, потому что будет иметь с этого дивиденд», – сказала она. Договор можно будет заключить с любым предприятием, которое пойдет на такие условия, на срок до одного года.
Расширен перечень категорий граждан, которых не будут включать в базу данных не занятых в экономике
Постановлением Совета Министров от 8 декабря 2018 года № 881 приняты меры по совершенствованию формирования базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике.
Документом предусмотрено расширение перечня категорий трудоспособных граждан, которых не будут включать в базу данных не занятых в экономике. В перечень, в частности, включены:
- собственники имущества (учредители, участники) коммерческих организаций за исключением акционерных обществ;
- жены и мужья молодых рабочих (служащих), которые приступили к работе по распределению (перераспределению) или направлению в местности, где в это время трудно найти работу;
- граждане, которые находятся под диспансерным наблюдением из-за хронических или затяжных психических расстройств (не распространяется на тех, кто страдает синдромом зависимости от алкоголя, наркотиков или токсических веществ);
- жены, мужья дипломатов, находящиеся за границей;
- граждане Беларуси предпенсионного возраста – те, которые при формировании базы данных за первое полугодие 2018 года, на 1 января 2019 года достигнут общеустановленного пенсионного возраста или будут являться лицами старше этого возраста, за второе полугодие 2018 года – граждане, которые на 1 июля 2019 года достигнут общеустановленного пенсионного возраста или будут являться лицами старше этого возраста;
- родители, если ребенку исполнилось 7 лет в полугодии, за которое формируется база данных.
Кроме того, в базу данных будет включаться дополнительная информация о гражданине. Помимо идентификационного номера, ФИО, даты рождения, пола, гражданства, данных о регистрации по месту жительства (пребывания), вида, серии и номера документа, удостоверяющего личность будут вноситься в обязательном порядке сведения о подданстве, идентификационном номере и дате рождения ребенка, дате лишения и восстановления в родительских правах и др.
Также постановлением установлены требования к документам, которые нужно предоставлять, чтобы не быть включенными в базу не занятых в экономике. Так, в комиссии по содействию занятости могут быть предоставлены:
- как оригиналы, так и копии документов;
- документы на русском, белорусском языках (документы, представленные на иностранных языках, должны быть с официальным переводом на русский или белорусский).
Информирование граждан, которым предстоит оплачивать услуги ЖКХ с возмещением затрат, будет осуществляться через извещения об оплате жилищно-коммунальных услуг.
Документом также предусмотрено создание единой базы данных обучающихся, порядок ведения и формирования которой будет определять Министерство образования. Функции оператора базы данных возложены на Главный информационно-аналитический центр Минобразования. В срок до 1 апреля 2019 года единая база данных обучающихся должна быть интегрирована в общегосударственную автоматизированную информационную систему.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь обязательна!
Как гражданам проверить, включены ли они в базу не занятых в экономике
На Едином портале электронных услуг граждане Беларуси могут проверить, включены ли они в базу не занятых в экономике. Соответствующая информация размещена на сайте Министерства труда и социальной защиты.
Информацию о нахождении в базе гражданин может узнать только в отношении себя лично. Для этого гражданам в первую очередь необходимо получить электронную цифровую подпись или уникальный идентификатор (логин и пароль), которые понадобятся для авторизации в личном кабинете на Едином портале электронных услуг.
Получение электронной цифровой подписи – платная услуга. С подробной информацией о том, как ее получить можно здесь.
Что касается уникального идентификатора, то он выдается
бесплатно при обращении в службу «Одно окно» по месту жительства или Национальный центр электронных услуг по адресу: г. Минск, пр. Машерова, 25, пом. 200, отдел продаж и обслуживания клиентов (режим работы: понедельник-пятница 8.00-19.00; телефон: +375 17 229 30 00 доб. 707). При этом необходимо предъявить паспорт и написать соответствующее заявление, на основании которого формируется личный электронный кабинет гражданина и выдается уникальный идентификатор: логин и пароль. Следует отметить, что пароль может быть изменен неограниченное количество раз, а в случае его потери доступ к электронному кабинету может быть восстановлен. Также гражданин вправе отказаться от пользования идентификатором и его доступ в электронный кабинет будет заблокирован. Однако, доступ может быть возобновлен по заявлению гражданина (при этом вся история предыдущего взаимодействия автоматически будет восстановлена).
После получения идентификатора или электронной цифровой подписи необходимо войти в личный кабинет на Едином портале электронных услуг, далее ввести код услуги 3.33.03 «Предоставление сведений об отнесении гражданина к не занятым в экономике» и получить ответ.
Кроме того, узнать о включении в базу данных можно при обращении в постоянно действующую комиссию по координации работы по содействию занятости населения по месту своей регистрации посредством телефонного звонка или письменного обращения, в том числе и на адрес электронной почты комиссии. При этом для идентификации гражданина необходимо сообщить свой идентификационный номер, а также иную информацию, содержащуюся в документе, удостоверяющем личность.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь обязательна!
О случаях освобождения от уплаты сбора на финансирование госрасходов в связи с трудной жизненной ситуацией
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» в стране введен сбор на финансирование государственных расходов. При этом местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы имеют право освобождать от уплаты сбора на финансирование государственных расходов граждан в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.
Практика освобождения от уплаты сбора людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, еще не до конца сформировалась. И у получивших извещение о необходимости уплатить это сбор граждан возникает много вопросов: какую ситуацию считать трудной, какие документы предоставлять в качестве обоснования и т.п. В данной статье мы приводим истории реальных людей, проживающих в разных регионах Беларуси, которые попали в трудные жизненные ситуации и обратились с заявлениями об освобождении от уплаты сбора. Надеемся, что их пример сможет помочь пролить свет на эти вопросы.
Так, в Логойском районе Минской области гражданка является опекуном своей дочери-инвалида, которая к тому же признана недееспособной. В связи с тем, что ребенку необходима была помощь в реабилитации, проходящей дома, женщине пришлось уволится с работы в апреле 2015 года. Вновь приступить к работе она смогла только в декабре того же года. Семья у женщины неполная, кроме того, на иждивении находится несовершеннолетний сын – учащийся местной средней школы. Получаемые доходы не позволяют выделить из семейного бюджета средства на предложенный к оплате сбор.
Еще один пример в том же районе. Молодая женщина уволилась с работы в декабре 2014 года, а в январе 2015 года узнала о том, что беременна. В связи с беременностью не смогла устроится на работу (работодателям нужен был работник на долгосрочную перспективу). В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком. Зарплата мужа составляет 300 рублей, иных доходов в семье нет. Денег хватает только на оплату коммунальных услуг и покупку продуктов себе и ребенку.
В Жлобинском районе Гомельской области житель одного из сельских населенных пунктов в 2015 году вернулся из армии и решил устроиться на работу в органы внутренних дел. Для этого необходимо пройти медицинскую комиссию, требуется время на сбор и проверку всех необходимых документов, поданных в РОВД, а после стажировку. Все это заняло не один месяц. В итоге мужчина начал службу в органах внутренних дел лишь во втором полугодии.
Еще одна жительница этого района подала заявление об освобождении от сбора, в котором указала, что училась, а затем работала в Минске, однако в связи с ликвидацией организации вернулась в Жлобин и стала искать работу. Вскоре узнала, что беременна, это обстоятельство усложнило поиски работы. В итоге работу она все же нашла, но время уже было упущено. В данный момент женщина находится в декретном отпуске.
В Щучинском районе Гродненской области гражданин в 2015 году не смог устроиться на работу из-за проблем со спиной, до апреля 2016 года стоял на учете в службе занятости в качестве безработного. Сейчас работает сторожем на одном из местных предприятий, но заработок небольшой – в среднем 300 рублей в месяц. Невысокая зарплата и у его супруги, тем более, что сейчас она находится в отпуске по беременности и родам, двое из ее детей от первого брака – учащиеся средних специальных учебных заведений, третий школьник.
У другой жительницы Щучинского района в 2014 году диагностировали рак, после проведенной операции и химиотерапии работать по прежней специальности (животноводом) женщине тяжело. Ее супруг работает, однако средний доход составляет порядка 260 рублей в месяц на одного члена семьи.
Жительница Кличевского района Могилевской области обратилась с заявлением об освобождении от уплаты сбора на финансирование госрасходов в связи с продолжительной болезнью – страдает сахарным диабетом и другими заболеваниями. Кроме того, с 2013 года она ухаживала за малолетними внуками, отец которых скрывается от уплаты алиментов, а мать была вынуждена в одиночку зарабатывать средства на их содержание и работала за пределами Беларуси.
В отношении граждан, оказавшихся в указанных ситуациях, созданные при районных исполнительных комитетах комиссии, рассмотрев все предоставленные документы и сведения, приняли решения об освобождении граждан от уплаты сбора на финансирование государственных расходов в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.
По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
Минздрав разъяснил порядок подтверждения временной нетрудоспособности граждан
Для реализации Декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» Министерство здравоохранения разъяснило порядок подтверждения периода временной нетрудоспособности граждан, не имевших в 2015–2016 годах места работы.
Согласно письму, размещенному на сайте Минздрава, конкретный период наличия у гражданина, не имевшего в указанных годах места работы, признаков временной нетрудоспособности в случаях оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях определяется только врачебно-консультационной комиссией (ВКК) организации здравоохранения, оказывавшей этому гражданину медпомощь. При этом подразумевается оказании помощи по поводу острых заболеваний, обострения или декомпенсации хронических заболеваний, оперативных вмешательств. Также принимается во внимание период медицинского наблюдения женщин во время беременности, родов и послеродовой период.
В отношении конкретного гражданина ВКК анализирует информацию в медкарте амбулаторного больного за 2015–2016 годы: даты обращения пациента за медпомощью, диагноз, сроки оказания помощи в амбулаторных условиях (сроки беременности, дату родов), средние оптимальные сроки временной нетрудоспособности и др.
На основании решения ВКК, содержащего информацию о наличии либо отсутствии у гражданина признаков временной нетрудоспособности за конкретный период времени, готовится выписка из медицинских документов для представления в налоговый орган. При этом указание диагнозов пациента не требуется.
Конкретный период наличия у гражданина, не имевшего в 2015–2016 годах места работы, признаков временной нетрудоспособности при оказании медпомощи в стационарных условиях подтверждается эпикризом медицинской карты стационарного пациента (его дубликатом).
Кроме того, в Министерстве обратили внимание, что в 2017 году при оформлении медицинских документов (медкарта амбулаторного больного, медкарта стационарного пациента) в случаях определения нуждаемости в уходе за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет), больным членом семьи обязательно нужно указывать информацию о лице, которое в настоящее время обеспечивает данный уход.
За 2015–2016 годы организации здравоохранения не могут предоставить достоверную информацию о лице, осуществлявшем уход. Однако для подтверждения периода наличия признаков нуждаемости больного ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), больного члена семьи в уходе за указанный период можно самостоятельно обратиться за получением выписки из меддокументов, содержащей соответствующее решение ВКК, в организацию здравоохранения, где оказывалась медицинская помощь, либо вышеуказанные документы направляются в налоговые органы или местные органы исполнительной власти. При этом должен прилагаться оригинал письменного согласия гражданина на предоставление этой информации.
По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
Социальная справедливость – это когда уплата налогов обеспечивается всеми трудоспособными гражданами в трудоспособном возрасте – Валерий Ковальков
Требования Декрета № 3 от 2 апреля 2015 г. «О предупреждении социального иждивенчества» сейчас широко обсуждаются во всех средствах массовой информации. Портал Pravo.by обратился к заместителю Министра труда и социальной защиты Валерию Ковалькову с просьбой кратко и доступно объяснить гражданам суть требований по возмещению государственных расходов.
Требования по участию граждан в финансировании государственных расходов основаны на статье 56 Конституции Республики Беларусь.
Справочно: в соответствии со ст. 56 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.
Налоги формируют бюджет, а за счет государственных средств из бюджета страны постоянно обеспечивается финансирование систем здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, связи, объектов социальной инфраструктуры. То есть граждане, платя установленные законодательством налоги (подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения и др.), компенсируют расходы на предоставление этих услуг.
Социальная справедливость – это когда уплата налогов обеспечивается всеми трудоспособными гражданами в трудоспособном возрасте.
Большинство граждан в трудоспособном возрасте исполняют данную конституционную обязанность посредством уплаты установленных налогов и сборов (пошлин) по доходам, получаемым ими от занятия различными видами деятельности, в том числе работы по найму, военной службы, различных форм самозанятости.
Вместе с тем есть ситуации, когда граждане по объективным причинам не могут участвовать в софинансировании расходов бюджета. В Декрет такие периоды определены как участие в финансировании государственных расходов. Например, это периоды зарегистрированной безработицы, получения образования в дневной форме, получения государственных пенсий и пособий (за исключением пособий, носящих единовременный характер), воспитания в семье ребенка до 7 лет, ребенка-инвалида, троих и более несовершеннолетних детей, временной нетрудоспособности.
Но бывают в жизни граждан трудные жизненные ситуации, не зависящие от гражданина, которые они не могут решить сами за счет имеющихся возможностей. Например, когда граждане ухаживают за больными родственниками, когда отсутствует возможность в конкретном регионе для трудоустройства и другие ситуации.
Следует особо отметить, что в Декрет № 3 добавлена норма о предоставлении местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам права освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.
По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
(фото – Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь)