/ / Новости PRAVO.BY
28.12.2015

Настоящие преступники не столько лжеструктуры, сколько их клиенты – Департамент финансовых расследований Комитета госконтроля

Некоторое время назад в СМИ прошло сообщение о раскрытой Департаментом финансовых расследований Комитета госконтроля (ДФР КГК) крупной сети лжеструктур, помогавшей уходить от налогов сотням частных и государственных предприятий. Внимание журналистов в первую очередь привлекли цифры: сколько юридических лиц замешано и сотрудников ДФР участвовало в операции, о каких суммах идет речь. Однако в самом Департаменте есть иное мнение, что является самым важным в этом и других подобных случаях.

Напомним, что сотрудники управления ДФР КГК по Минской области и городу Минску в ходе оперативно-розыскных мероприятий вскрыли деятельность сети лжеструктур, которые обеспечивали своих клиентов из числа частных компаний и государственных предприятий подложными документами, позволяющими через фиктивные сделки «отмывать» нечестные доходы и уклоняться от уплаты налогов. Семеро организаторов и активных участников этой сети были задержаны, причем некоторые из них уже имели судимости за аналогичные преступления. По теневым схемам проходило более 270 млрд рублей. Приостановлено движение денежных средств по более чем 80 расчетным счетам и хотя те суммы, которые были зафиксированы на момент наложения ареста (более 1 млрд рублей и 18 тыс. евро), могут показаться не такими уж существенными для такого громкого дела, стоит учитывать, что они далеко не окончательные. Впечатляет сеть клиентуры лжеструктутр – 1500 юридических лиц. В офисах 120 из них в первый же день работниками финансовой милиции проведены обыски, изъяты документы, электронные носители информации и другие доказательства противоправной деятельности.

Какими бы впечатляющими не выглядели масштабы деятельности преступной сети, Александр Черезов, заместитель начальника УДФР КГК по Минской области и городу Минску, предлагает задуматься вот над чем: в первую очередь не столько лжепредпринимателей надо считать злодеями, сколько клиентов, к ним обращающихся. Сама лжеструктура свои услуги не рекламирует и не предлагает, наоборот, ее находят заинтересованные, не чистые на руку руководители или менеджеры компаний и предприятий. Спрос рождает предложение, а не наоборот.

Представим себе в виде упрощенной схемы, как это происходит. Возьмем условное предприятие, которое приобрело товар за 1 рубль, на реализацию клиенту товар отдают за 10 рублей, с получившейся разницы в 9 рублей по закону нужно заплатить налоги. Однако предприятие находит лжеструктуру, чтобы отписать ей эти 9 рублей. Можно по документам показать, что товар куплен за 9 рублей – и тогда налог нужно будет уплатить только с 1 рубля прибыли, а если по документам окажется, что товар приобретен за 11 рублей, а продан за 10, то налог на прибыль платить не придется вообще. «Именно эти 120 предприятий, на которые мы одновременно вышли, и есть настоящие злодеи, это у них есть потребность в лжеструктуре», – говорит Александр Черезов.

Из схемы не трудно вынести, что подобными действиями руководители предприятий запускают руку не только в абстрактный карман государства, не доплачивая налоги, но и в наш с вами вполне вещественный для каждого карман потребителя – изначально искусственно завышенной ценой товара. Скажем, снова условно упрощая, закупка сырья и себестоимость производства обойдется предприятию в 500 рублей, а конечная цена продукта определена в 1000. Разница, оплаченная из кармана потребителя, оседает в карманах лжеструктур и их клиентов, которым они помогают эти деньги легализовать.

Хорошо налаженная лжеструктура, по сути, работает как банк: обеспечивает своих клиентов, по потребности, наличными либо безналичными средствами и необходимыми документами. Причина, по которой последние обращаются за услугами лжепредпринимательских структур, поясняют в УДФР, как правило, в воровстве и в желании заработать больше, сэкономив на налогах. Примечательно, что в деле фигурируют субъекты хозяйствования, которые относятся к предприятиям, обеспечивающим функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности. Соответствующий перечень утвержден постановлением Совета Министров от 11 ноября 2013 г. № 964. В этом случае, предполагает Александр Черезов, речь может идти не о сокрытии налогов по предприятию, а о злоупотреблении со стороны руководителей высшего и (или) среднего звена.

По его словам, преступления будут классифицироваться как коррупционные в отношении должностных лиц государственных предприятий и компаний, замешанных в незаконных сделках. Всего в отношении участников преступной группы и их клиентов уже возбуждено 10 уголовных дел (2 по ч. 2 ст. 234 Уголовного кодекса – за лжепредпринимательство, 6 по ст. 243 – за уклонение от уплаты налогов, 2 по ст. 233 Уголовного кодекса – за незаконную предпринимательскую деятельность). И до конца далеко – сотрудники Департамента намерены дойти до каждого из 1500 клиентов преступной группы, ведь такие дела расследуются более года. Вырастут со временем и суммы на приостановленных расчетных счетах, поскольку приходные операции по ним не закрыты.

Несмотря на нынешнее громкое разоблачение лжепредпринимательской структуры, информирует заместитель начальника УДФР, в последние 3-4 года наметилась четкая тенденция на снижение количества организаций, подобных той, что была недавно выявлена. И главный вопрос, который надо продолжать задавать, снова подчеркивает Александр Черезов, почему и зачем предприятия прибегают к услугам лжеструктур, которые, хоть и становятся малочисленнее, все равно не исчезают совсем.

Анна ШИЛЕЦ, Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!