16.04.2015
В Беларуси определены электронные средства контроля за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными
Статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь определено, что домашний арест заключается в изоляции подозреваемого или обвиняемого от общества без содержания его под стражей, но с применением правоограничений, определенных прокурором или его заместителем, Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лицами, исполняющими их обязанности, либо судом.
Домашний арест может сопровождаться мерами, применяемыми как по отдельности, так и в допустимой совокупности. Одна из таких мер – применение электронных средств контроля, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 48-1 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь сотрудники уголовно-исполнительной инспекции и уполномоченные сотрудники других служб территориальных органов внутренних дел при осуществлении контроля за соблюдением осужденными к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа порядка и условий отбывания наказания имеют право в том числе использовать электронные средства контроля за местом нахождения осужденного, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Справочно: Если учесть международный опыт, то практика применения электронных средств контроля за правонарушителями существует в более чем 60 странах мира.
Одним из первопроходцев в применении электронных браслетов являются Соединенные Штаты Америки, где с 1983 года приговоренные к небольшим срокам лишения свободы имели право попросить у судьи заменить им тюремное заключение на домашний арест с ношением специальных GPS-браслетов.
В некоторых штатах США такие устройства обязаны носить все бывшие заключенные, которые отбывали сроки за преступления сексуального характера.
В Европе электронные браслеты особенно активно применяют Великобритания, Франция, Швеция, Германия, Италия, Нидерланды и Россия.
Например, во Франции законодательство разрешает судьям обязывать людей, виновных в сексуальных преступлениях, приговоренных к пяти и более годам тюрьмы, после выхода на свободу носить на руке электронный браслет. Педофилов и сексуальных маньяков суд может обязать носить браслет в течение 20 лет, а особо опасных преступников – 30 лет.
В Англии действует система домашних арестов и электронного наблюдения, согласно которой специальные GPS-устройства обязаны носить педофилы, воры, грабители и угонщики автомобилей, освобожденные из тюрем досрочно, осужденные условно или приговоренные к исправительным работам.
Учитывая компетенцию, содержащуюся в вышеуказанных кодексах Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь постановлением от 13 апреля 2015 г. № 298 определило перечень электронных средств контроля. Так, согласно этому постановлению средствами персонального контроля для подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого применена мера пресечения в виде домашнего ареста, осужденного к ограничению свободы без направления в исправительные учреждения открытого типа, являются: электронный браслет, стационарное контрольное устройство, мобильное контрольное устройство, ретранслятор.
Браслеты предназначены для длительного (более трех месяцев) ношения на теле. При этом браслеты оснащены встроенной системой контроля за несанкционированным снятием и вскрытием корпуса. Вместе с браслетами применяются мобильные контрольные устройства, которые позволяют отслеживать перемещение человека по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС или GРS в тех местах, где следить за передвижением не позволяют другие устройства.
Документ вступает в силу 17 апреля 2015 г.
Материалы по теме: О некоторых вопросах применения электронных средств контроля за подозреваемым или обвиняемым, находящимся под домашним арестом
Как стать риэлтером? Министерством юстиции определен порядок проведения аттестационного экзамена и выдачи свидетельства об аттестации
29 мая 2025 г. № 45 принято постановление Министерства юстиции Республики Беларусь «О проведении аттестационного экзамена и выдаче свидетельства об аттестации риэлтера».

Документом утверждена Инструкция, которой определен порядок:
- проведения аттестационного экзамена для лиц, претендующих на получение свидетельства об аттестации риэлтера (аттестационный экзамен);
- выдачи свидетельства об аттестации риэлтера (свидетельство), внесения в него изменений, продления срока действия, выдачи дубликата, прекращения действия (аннулирования) свидетельства и вынесения предупреждения обладателю свидетельства.
Установлено, что к сдаче аттестационного экзамена допускаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеющие:
- высшее образование;
- освоившие содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) в учреждениях дополнительного образования взрослых, иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых;
- намеревающиеся оказывать риэлтерские услуги, составляющие риэлтерскую деятельность (риэлтерские услуги), работая по найму.
При этом, в течение одного года и пяти месяцев со дня вступления в силу постановления № 45, к сдаче аттестационного экзамена допускаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеющие:
- среднее специальное образование;
- стаж работы не менее трех лет агентом по операциям с недвижимостью;работающие в риэлтерской организации на дату официального опубликования Закона Республики Беларусь «О риэлтерской деятельности»;
- намеревающиеся оказывать риэлтерские услуги, работая по найму.
К сдаче аттестационного экзамена не допускаются лица, в том числе:
- признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
- ранее совершившие умышленное преступление против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;ранее совершившие иное умышленное преступление, судимость за которое не снята или не погашена;
- уволенные из суда, правоохранительных и других государственных органов, иных организаций по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения, – в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения об увольнении;
- в отношении которых в течение одного года до дня обращения с уведомлением о сдаче аттестационного экзамена для получения свидетельства об аттестации риэлтера было принято решение об аннулировании свидетельства.
Документом установлен также перечень документов, необходимых для получения свидетельства об аттестации риэлтера.
Постановление № 45 принято на основании положений законов Республики Беларусь от 8 мая 2025 г. № 71-З «О риэлтерской деятельности» и от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» и вступает в силу с 16 июня 2025 г.
Новости по теме:
Закон о риэлтерской деятельности опубликован на Pravo.by
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Комплекс мер по подготовке к отопительному сезону 2025/2026 определен Правительством
Советом Министров Республики Беларусь 10 июня принято постановление № 317, направленное на обеспечение бесперебойного снабжения топливно-энергетическими ресурсами и подготовку к устойчивой работе в осенне-зимний период 2025/2026 года.
Организационно-технические мероприятия, обеспечивающие устойчивое и надежное топливо- и энергоснабжение потребителей в осенне-зимний период 2025/2026 года, должны быть разработаны республиканскими органами госуправления и иными госорганизациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом до 1 июля 2025 г. Срок реализации данных мероприятий – до 20 сентября 2025 г.
Документом установлены объемы:
-
выполняемых в 2025 году предприятиями электроэнергетики, входящими в состав ГПО «Белэнерго», и организациями ЖКХ работ по замене и строительству тепловых сетей;
-
создаваемых к отопительному сезону 2025/2026 года запасов топочного мазута;
-
создаваемых на 1 октября 2025 г. запасов древесного топлива (сырья) для организаций ЖКХ.
Также утверждены:
-
рекомендуемые объемы закупки в 2025 году топливоснабжающими организациями коммунальной формы собственности торфяных брикетов у организаций, входящих в состав ГПО «Белтопгаз»;
-
перечень котельных, имеющих повышенный расход топлива и электрической энергии на отпущенную тепловую энергию, в которых в 2025 году запланировано завершение работ по оптимизации режимов, а также состава основного и вспомогательного оборудования.
Кроме того, определены задания для министерств и ведомств по подготовке к работе в осенне-зимний период 2025/2026 года.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Участвуйте в обсуждении проекта постановления по вопросам организации и осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма
На общественное обсуждение вынесен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от … 2025 г. № …».

Проектом предусматривается утверждение Положения, которым определяются:
- порядок осуществления районным исполнительным комитетом административных процедур по принятию решения об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
- порядок сбора и обновления сведений централизованного учета субъектов агроэкотуризма, которые получили решение районного исполнительного комитета об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (централизованный учет).
Для целей централизованного учета определены сроки внесения в него, а также исключения из него сведений о субъектах агроэкотуризма и расходные обязательства по ведению централизованного учета.
Одновременно проектом устанавливаются типовые формы договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, а также вносятся изменения в ряд актов Правительства Республики Беларусь по вопросам агроэкотуризма и смежным вопросам.
Организатор общественного обсуждения – Министерство спорта и туризма.
Свои замечания и предложения можно высказать в специальной теме
на Правовом форуме Беларуси с 12 по 22 июня 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Минспорта предлагает обсудить проект Указа о развитии агроэкотуризма
На общественное обсуждение вынесен проект Указа Президента Республики Беларусь «О развитии агроэкотуризма».

Проектом предусматривается утверждение Положения о порядке осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, которым регулируются:
- круг лиц, которые вправе осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, а также условия осуществления такой деятельности;
- перечень услуг, оказываемых субъектами агроэкотуризма, их комплексное оказание;
- порядок принятия районными исполкомами решений о применении физическими лицами сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
- льготное кредитование субъектов агроэкотуризма с закреплением в проекте переходных положений по уже заключенным кредитным договорам;
- иные вопросы в сфере агроэкотуризма.
Организатор общественного обсуждения – Министерство спорта и туризма.
Свои замечания и предложения можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси с 12 по 22 июня 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Уточнены цены на газ, тепловую и электроэнергию для населения
Постановлением Правительства Республики Беларусь от 9 июня 2025 г. № 313 внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 1166 «Об установлении для населения цен на газ, тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждении затрат на единицу оказываемых населению коммунальных услуг газо- и энергоснабжающими организациями Министерства энергетики».
Согласно документу тарифы на тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения составят 27,2323 белорусского рубля за 1 Гкал.
Также постановлением № 313 скорректированы:
-
цены на газ природный и сжиженный, используемый с установленными приборами индивидуального учета расхода газа;
-
отдельные тарифы на электрическую энергию.
В частности, за 1 куб. метр природного газа, используемый с установленными приборами индивидуального учета расхода газа, необходимо будет уплатить при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов 0,2125 рубля.
Если природный газ используется без приборов индивидуального учета расхода, то плата будет взиматься:
-
при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов (за 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц):
-
в отопительный период – 0,736 рубля;
-
в летний период – 0,276 рубля.
Постановление вступило в силу 11 июня 2025 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 июня 2025 г.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».