Установлен новый порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов
Такое решение содержится в постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 88, которым утверждено Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее – Положение).
Так, установлено, что подрядные торги (торги) проводятся в форме открытого или закрытого конкурса.
Подрядные торги (торги) в форме закрытого конкурса проводятся при размещении заказов по:
- объектам специального назначения;
- взрывоопасным объектам строительства, находящимся на территории организаций и связанным с непрерывным производственным циклом;
- объектам строительства (включая проектирование), связанным с обеспечением безопасности движения поездов, развитием и эксплуатацией железнодорожного транспорта (автоматизация с механизацией сортировочных горок, устройство железнодорожной автоматики, электрификация участков железной дороги, переустройство и ремонт железнодорожных путей);
- объектам строительства, связанным с обеспечением энергетической безопасности экономики и жизнедеятельности населения на действующих энергетических объектах.
Решение о размещении заказов путем проведения подрядных торгов (торгов) в форме закрытого конкурса принимается их организатором в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.
В иных случаях подрядные торги (торги) проводятся в форме открытого конкурса.
Если проведение подрядных торгов (торгов, переговоров) при размещении заказов, необходимых для строительства объектов, не является обязательным, инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик, инженер (инженерная организация) вправе назначить и провести их в порядке, предусмотренном Положением.
При проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) к цене предложения участника, предлагающего товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены его предложения на 15 процентов.
В соответствии с Положением при размещении заказов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, в работе конкурсной комиссии могут принимать участие члены Межведомственной комиссии по проведению подрядных торгов на строительство объектов в Республике Беларусь, созданной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 224 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 676», а также работники Комитета государственного контроля, инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации (с их согласия).
Постановлением введен институт «предварительного квалификационного отбора участников».
Процедура предварительного квалификационного отбора участников является обязательной при размещении заказов на подрядных торгах (торгах) и включает:
1) подготовку и утверждение организатором подрядных торгов (торгов) документации для предварительного квалификационного отбора участников, которая должна содержать информацию:
- о наименовании организатора подрядных торгов (торгов), его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах и адресе электронной почты;
- о наименовании предмета заказа;
- о сроках и порядке проведения предварительного квалификационного отбора участников;
- о перечне показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников, а также о критериях и методике оценки квалификационных данных участников для их дальнейшего допуска к участию в подрядных торгах (торгах);
- о сроке действия предквалификационных документов;
2) приглашение участников, подавших заявку на участие в подрядных торгах (торгах), на предварительный квалификационный отбор и регистрацию таких участников;
3) предоставление участникам в письменной и (или) электронной формах документации для предварительного квалификационного отбора участников;
4) рассмотрение конкурсной комиссией поступивших от участников предквалификационных документов, их анализ и обобщение, а также вынесение решения о дальнейшем участии участников в подрядных торгах (торгах).
Показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на выполнение проектных и изыскательских работ, являются:
- количество сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, и их профессионально-квалификационный состав (с указанием времени работы по специальности и их специализации);
- наличие у участника материально-технической и информационной базы, лицензионного программного обеспечения;
- способность участника выполнить весь комплекс проектных и изыскательских работ собственными силами или сведения о видах работ и привлекаемых для их выполнения субподрядчиках (в случае необходимости);
- наличие реализованных (нереализованных) аналогичных проектов, сопоставимых по виду и объему;
- наличие реализованных проектов по уникальным и представительским объектам за последние три года;
- наличие у участника опыта работы в стране, где планируется строительство объекта;
- наличие системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000;
- деловая репутация участника (отзывы заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ, предусмотренных в соответствии с договором, сведения о наличии заключений органов государственной экспертизы или отказах в их выдаче за последние два года);
- наличие специального оборудования (машин и механизмов), обеспечивающего выполнение заказа;
- принадлежность участника к какой-либо ассоциации (объединению проектных и изыскательских организаций);
- сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде осуществления проектной и изыскательской деятельности;
- информация об участии участника в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах с указанием предмета иска (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, некачественное выполнение работ и другое) за последние три года;
- иные показатели, устанавливаемые организатором подрядных торгов с учетом особенностей предмета заказа.
Показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на закупку товаров при строительстве объектов, являются:
- наличие системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000;
- наличие в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия товаров;
- наличие сервисного обслуживания;
- деловая репутация участника (отзывы заказчиков о качестве и соблюдении сроков поставки товаров, предусмотренных в соответствии с договором);
- сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде работы;
- информация об участии участника в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах с указанием предмета иска (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств и другое) за последние три года;
- иные показатели, устанавливаемые организатором торгов с учетом особенностей предмета заказа.
При проведении предварительного квалификационного отбора участники, зарегистрированные организатором подрядных торгов (торгов) и представившие предквалификационные документы, вправе присутствовать на заседаниях конкурсной комиссии при вскрытии конвертов с предквалификационными документами. При вскрытии таких конвертов конкурсная комиссия проверяет наличие всех документов, установленных для предварительного квалификационного отбора участников, и оглашает наименование и место нахождения каждого участника. Указанные данные вносятся в протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с предквалификационными документами по установленной форме. Конкурсной комиссией изучаются предквалификационные документы участников не более пяти рабочих дней со дня вскрытия конвертов. В отдельных случаях с согласия организатора подрядных торгов (торгов) этот срок может быть продлен.
Организатор подрядных торгов (торгов) извещает участников о результатах проведения предварительного квалификационного отбора в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников. При этом участнику, не прошедшему предварительный квалификационный отбор, дается мотивированный отказ в дальнейшем участии в подрядных торгах (торгах) и возвращается его конкурсное предложение нераспечатанным.
В случае, если по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников ни один из участников не признан прошедшим данный отбор или только один участник прошел предварительный квалификационный отбор, подрядные торги (торги) признаются несостоявшимися.
При проведении переговоров проведение предварительного квалификационного отбора участников не является обязательным.
Организатор переговоров может провести переговоры с каждым участником индивидуально или рассматривать предложения для переговоров на заседании конкурсной комиссии.
При проведении индивидуальных переговоров должны соблюдаться требования, в соответствии с которыми предусматриваются:
- конфиденциальный характер переговоров между организатором и участником;
- неразглашение ни одной из сторон переговоров третьим лицам технической, ценовой или иной информации, относящейся к переговорам, без согласия другой стороны;
- выбор в процессе переговоров основного или альтернативного предложения участника в случае, если переговоры проводятся с правом подачи участниками альтернативных предложений.
В случае выбора победителем переговоров участника, цена товаров (работ, услуг) которого отличается от минимально предложенной цены на переговорах, такой выбор должен сопровождаться соответствующим обоснованием.
Что касается процедуры снижения цены заказа, она может быть проведена в случае, если в документации для переговоров дается указание на возможность ее проведения.
Процедура снижения цены заказа является дополнительным элементом переговоров и заключается в повышении предпочтительности предложений путем добровольного снижения участниками цены своих первоначально поданных предложений, уменьшения сроков выполнения заказа, снижения размера аванса или улучшения других условий закупки предмета заказа при условии сохранения остальных положений своих предложений без изменений.
В процедуре снижения цены заказа имеют право участвовать все участники, допущенные к переговорам. Участник вправе не участвовать в процедуре снижения цены заказа, при этом его предложение остается действующим с предложенными им первоначальными условиями. Предложение участника, в соответствии с которым условия, содержащиеся в документации для переговоров, могут быть ухудшены, не рассматривается.
Организатор переговоров приглашает участников, допущенных к процедуре снижения цены заказа, путем одновременного направления им приглашений.
Участники, принимавшие участие в процедуре снижения цены заказа и снизившие его первоначальную цену, а также улучшившие другие условия выполнения заказа, обязаны дополнительно представить откорректированные документы, определяющие их коммерческие предложения, оформленные в порядке, предусмотренном для подачи предложений для переговоров.
Договор заключается по результатам проведения:
- подрядных торгов (торгов) – не позднее 20 календарных дней со дня объявления их победителя, если иной срок не указан в извещении о проведении подрядных торгов (торгов);
- переговоров – не позднее десяти календарных дней после завершения размещения заказа и утверждения протокола о проведении переговоров.
В случае возникновения споров до подведения результатов подрядных торгов (торгов, переговоров) участник вправе обратиться в письменной форме с жалобой, которая рассматривается на специальном заседании конкурсной комиссии в присутствии лица (уполномоченного представителя юридического лица), подавшего ее, в течение десяти календарных дней со дня ее регистрации. По результатам рассмотрения жалобы оформляется протокол.
Подача жалобы приостанавливает процедуру проведения подрядных торгов (торгов, переговоров) на период ее рассмотрения.
В результате рассмотрения жалобы конкурсной комиссией может быть принято решение об удовлетворении жалобы (полностью или частично) или отказе в ее удовлетворении.
В случае полного или частичного удовлетворения жалобы могут устанавливаться меры по реализации принятого конкурсной комиссией решения, в соответствии с которым предусматриваются:
- отстранение должностного лица организатора подрядных торгов (торгов, переговоров) от дальнейшего участия в проведении подрядных торгов (торгов, переговоров);
- прекращение полномочий члена конкурсной комиссии на период проведения подрядных торгов (торгов, переговоров) и последующее внесение изменений в ее состав;
- направление конкурсных предложений (предложений для переговоров) на экспертное заключение и повторное рассмотрение их на заседании конкурсной комиссии;
- уточнение организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) условий и порядка их проведения;
- расторжение договоров с привлеченными к участию в подрядных торгах (торгах, переговорах) инженерами (инженерными организациями), экспертами, специалистами в случае, если установлено, что ими допущены нарушения в ходе проведения подрядных торгов (торгов, переговоров);
- другие меры, не противоречащие законодательству, в том числе настоящему Положению, и условиям проведения подрядных торгов (торгов, переговоров).
На жалобу дается в письменной форме обоснованный ответ, подписываемый председателем конкурсной комиссии, в котором излагаются принятое решение и обоснование мотивов его принятия.
При несогласии с решением конкурсной комиссии участник может обратиться к организатору подрядных торгов (торгов, переговоров).
Организатор подрядных торгов (торгов, переговоров) рассматривает повторную жалобу в пятидневный срок со дня ее получения и уведомляет участника в письменной форме о результатах ее рассмотрения.
В случае, если спорные вопросы возникают до заключения договора по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров), жалоба на решение конкурсной комиссии о выборе победителя представляется организатору подрядных торгов (торгов, переговоров) в течение пяти календарных дней со дня получения участником письменного сообщения о результатах проведения подрядных торгов (торгов, переговоров).
Подача жалобы приостанавливает процедуру заключения договора на период ее рассмотрения.
Жалоба рассматривается в течение десяти календарных дней со дня ее получения. Организатор подрядных торгов (торгов, переговоров) при необходимости приглашает для участия в ее рассмотрении представителей конкурсной комиссии, других участников, экспертов и иных заинтересованных лиц.
В результате рассмотрения жалобы организатор подрядных торгов (торгов, переговоров) вправе принять решение:
- о признании недействительными результатов проведенных подрядных торгов (торгов, переговоров) и назначении повторных подрядных торгов (торгов, переговоров);
- об отказе в удовлетворении жалобы с соответствующим обоснованием.
В случаях, установленных законодательством, участники вправе обратиться с жалобой в Межведомственную комиссию по проведению подрядных торгов на строительство объектов в Республике Беларусь.
После заключения договора по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров) дальнейшее рассмотрение спорных вопросов осуществляется в соответствии с законодательством.
Министерству архитектуры и строительства предоставлено право давать разъяснения по вопросам применения Положения.
Действие Положения распространяется на отношения по закупке товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты после 1 января 2014 г.
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!