Реформы в системе юстиции приносят позитивные результаты – Министерство юстиции Республики Беларусь
Накануне Дня юриста представители Министерства юстиции Беларуси провели пресс-конференцию, на которой рассказали журналистам, как реализовывались принятые в системе юстиции в начале 2014 года реформы.
В частности, речь пошла о единой службе судебных исполнителей, созданной 1 января 2014 года на базе судебных исполнителей общих и хозяйственных судов.
«Данная реформа приносит свои позитивные результаты: взыскаемость увеличилась практически в два раза, было взыскано более 4 триллионов рублей проблемных долгов», – рассказал Андрей Авдеев, начальник главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции.

О новом для Беларуси правовом институте – институте медиации – рассказала Алла Бодак, заместитель Министра юстиции. После вступления 24 января 2014 года в силу Закона «О медиации» свидетельства медиатора уже получили 108 специалистов.
К слову, сейчас медиация применяется в процессуальном законодательстве, существует предложение ввести этот институт и в уголовный процесс. «Очень важно апробировать медиацию в гражданском и хозяйственном процессах», – уточнила Алла Бодак, комментируя это предложение.
И напомнила, что сегодня не обязательно иметь юридическое образование, чтобы стать медиатором (среди белорусских медиаторов есть люди с техническим или, например, архитектурным образованием). Но для осуществления медиации в уголовном процессе знание основ права потребуется.
«Институт медиации позволяет конфликтующим сторонам повышать свой уровень правовой культуры», – отметила Алла Бодак.
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
Одной из важнейших компетенций квалифицированного специалиста любой профессии в современном обществе является высокий уровень правовой информированности и правовой культуры.
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь осуществляет деятельность по созданию центров эталонной правовой информации и инновационных площадок в учреждениях высшего образования для обеспечения научного, учебного, воспитательного и информационно-просветительского процессов.

Министерство по чрезвычайным ситуациям – ключевое ведомство, стоящее на страже жизни и безопасности наших граждан. Сложно найти более благородную и ответственную профессию, чем спасатель. Подготовка высококвалифицированных специалистов в области пожарной, ядерной и радиационной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций невозможна без надежного правового фундамента.
Результатом плодотворного сотрудничества НЦЗПИ и МЧС стало открытие 12 ноября в Университете гражданской защиты МЧС и его филиалах новых площадок по обеспечению доступа к актуальной законодательной базе – центров эталонной правовой информации и инновационной площадки.
В торжественной церемонии открытия приняли участие представители НЦЗПИ и МЧС, руководство и сотрудники университета, курсанты. Начальник Университета гражданской защиты Иван Полевода и заместитель директора НЦЗПИ Вячеслав Абрамов подписали Положения о ЦЭПИ и инновационной площадке, закрепив их правовой статус и основные направления деятельности.
Поздравив собравшихся с этим знаковым событием, заместитель директора НЦЗПИ Вячеслав Абрамов поделился с присутствующими предысторией возникновения идеи о создании центров доступа к правовой информации для работников МЧС и подготовке к старту такого важного проекта. «Открытие центров эталонной правовой информации и инновационной площадки даст возможность курсантам университета получать достоверную правовую информацию в стенах учреждения образования в любое время, когда эта информация нужна», – убежден Вячеслав Анатольевич.

Начальник Университета гражданской защиты Иван Полевода отметил, что работа центра эталонной правовой информации имеет особое значение для подготовки специалистов в области надзорной деятельности. Он подчеркнул, что работа в этой сфере требует высокой правовой ответственности и умения точно обосновывать каждое решение ссылками на действующее законодательство. Доступ к официальным и актуальным правовым источникам позволит избежать профессиональных ошибок и повысить качество выполняемой работы.

Новая инновационная площадка кафедры повышения квалификации филиала «Институт переподготовки и повышения квалификации» Университета предоставит курсантам и преподавателям возможность использовать современные практико-ориентированные инструменты в образовательном процессе. Доступ к системе «ЭТАЛОН-ONLINE» поможет подготовить специалистов, способных грамотно ориентироваться в правовом поле, оперативно отслеживать изменения в законодательстве.


В целях оперативного освоения возможностей системы «ЭТАЛОН-ONLINE» специалистами НЦЗПИ сразу после торжественного открытия центров для преподавателей и курсантов было организовано практическое занятие. В ходе мероприятия участники получили ценные навыки по эффективному поиску информации, изучили аналитические инструменты системы и научились отслеживать изменения в законодательстве, что поможет им максимально эффективно использовать «ЭТАЛОН-ONLINE» в дальнейшей работе и учебном процессе. Сотрудничество между НЦЗПИ и Университетом гражданской защиты МЧС позволит усовершенствовать подходы к подготовке квалифицированных специалистов, готовых к решению самых сложных задач, стоящих перед системой МЧС.
|
СПРАВКА PRAVO.BY НЦЗПИ начал сотрудничество с ведущими учреждениями высшего образования страны по созданию инновационных площадок с 2013 года. Инновационная площадка кафедры повышения квалификации филиала «Институт переподготовки и повышения квалификации» Университета гражданской защиты МЧС стала 10-й по счету в Республике Беларусь |
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
На Pravo.by опубликован Указ Главы государства от 10 ноября 2025 г. № 392 «О совершенствовании порядка продажи сельскохозяйственными организациями жилых помещений».
Правовым актом корректируется Указ Президента Республики Беларусь от 17 июня 2011 г. № 253 «Об отдельных вопросах купли-продажи жилых домов (квартир) сельскохозяйственных организаций».
Изменениями, в частности, предусмотрено предоставление права сельскохозяйственным организациям – собственникам пустующего жилья при продаже его на аукционе снижать начальную цену жилых помещений при проведении повторных торгов на 50 % и последующих – на 80 % (в настоящее время каждый последующий аукцион цена снижается на 10 % от начальной).
Конкретный размер понижения начальной цены при проведении повторных аукционов определяется сельскохозяйственной организацией по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня.
Кроме того, установлено, что если аукцион по продаже, проведенный с понижением начальной цены на 80 %, не состоялся, а также в случае отказа единственного участника от приобретения предмета аукциона по начальной цене, увеличенной на 5 %, такие жилые помещения с согласия местного исполнительного и распорядительного органа базового территориального уровня могут выставляться на аукцион с начальной ценой, равной одной базовой величине.
Также разрешено продавать на аукционе незаселенные жилые дома (квартиры), возведенные, реконструированные или приобретенные сельскохозяйственной организацией с привлечением льготного кредита ОАО «Белагропромбанк», кредит по которому не погашен, с согласия этого акционерного общества с понижением начальной цены продажи при проведении повторных аукционов не ниже уровня, обеспечивающего полное погашение долга по льготному кредиту.
«Документ направлен на активизацию работы по вовлечению в хозяйственный оборот пустующих незаселенных жилых домов сельскохозяйственных организаций, в том числе построенных с государственной поддержкой», – сообщили в пресс-службе Главы государства.
Указ вступает в силу с 13 ноября 2025 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Постановлением Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 17 октября 2025 г. № 6 утверждено Положение о порядке формирования и исполнения планов выборочных проверок.
Согласно Положению планы выборочных проверок формируют органы КГК на полугодие в электронном виде с использованием интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (ИАС КНД).
Планы таких проверок в г. Минске составляет КГК, в соответствующих областях – комитеты государственного контроля областей.
При включении проверок в планы выборочных проверок исходят из места нахождения (места жительства) проверяемого субъекта. В качестве критерия места нахождения (места жительства) принимается место постановки субъекта на учет в налоговых органах.
Формирование планов выборочных проверок осуществляется на основании сводных планов проверок, представленных органами и организациями.
Сводные планы проверок, сформированные госорганами на каждое полугодие, утвержденные их руководителями, представляются в органы КГК в электронном виде по форматам ИАС КНД.
В планы выборочных проверок и сводные планы проверок не могут входить мероприятия, включенные в перечень мероприятий, при осуществлении которых не применяется Указ Главы государства от 6 июня 2025 г. № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности».
Координация проверок, включенных в сводные планы проверок, осуществляется представившими их госорганами. Установлено, что если в рамках сводного плана проверок одного госоргана проверка субъекта запланирована несколькими входящими в его состав (систему) контролирующими (надзорными) органами, то месяц начала этой проверки должен быть единым для всех.
Выборочная проверка субъекта в течение календарного года несколькими контролирующими (надзорными) органами осуществляется в форме совместной проверки. При этом контролирующие (надзорные) органы обязаны приступить к ее проведению в течение календарного месяца, указанного в плане выборочных проверок.
Не допускается включение:
- в течение календарного года в планы выборочных проверок на текущий год нескольких проверок в отношении одного и того же проверяемого субъекта;
- в сводные планы проверок на второе полугодие субъектов, включенных на момент формирования сводного плана проверок в планы выборочных проверок на первое полугодие текущего года.
Планы выборочных проверок размещаются на официальном сайте КГК соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и не позднее 15 июня года, в котором планируется проведение проверки. Размещенные на сайте планы принимаются контролирующими (надзорными) органами к исполнению.
Приказ Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 4 апреля 2018 г. № 17 «О формировании и исполнении планов выборочных проверок» признается утратившим силу.
Правовой акт принят в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2025 г. № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности».
Постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.
Новости по теме:
Генпрокуратура об Указе о повышении эффективности контрольной деятельности
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
МЧС подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О вопросах эксплуатации маломерных судов».

- Положения о порядке государственной регистрации и классификации маломерных судов, за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов;
- Положения о порядке технического освидетельствования маломерных судов, за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов;
- Положения о порядке и основаниях выдачи, обмена, аннулирования и изъятия удостоверения на право управления моторным маломерным судном, а также выдачи его дубликата;
- Положения о порядке и основаниях выдачи, обмена, аннулирования и изъятия международного удостоверения на право управления прогулочным судном, а также выдачи его дубликата;
- Правил пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок.
Проектом постановления также предусмотрены изменения в постановления Правительства Республики Беларусь:
- от 20 июня 2007 г. № 812 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов внутреннего плавания, судов смешанного (река – море) плавания и Правил пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок»;
- от 28 декабря 2013 г. № 1149 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 июля 2013 г. № 332».
Кроме того, признаются утратившими силу постановления:
- от 1 апреля 2016 г. № 271 «Об утверждении Положения о порядке изъятия удостоверения на право управления моторным маломерным судном, мощность двигателя которого превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил), международного удостоверения на право управления прогулочным судном»;
- от 15 мая 2017 г. № 355 «Об утверждении Положения о порядке и основаниях выдачи, обмена, аннулирования и изъятия международного удостоверения на право управления прогулочным судном, а также выдачи его дубликата и внесении изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2013 г. № 1149».
Организатор общественного обсуждения – Министерство по чрезвычайным ситуациям.
За период обсуждения с 17 по 27 октября 2025 г. в специальную тему на Правовом форуме Беларуси поступило 1 сообщение, содержащее 12 предложений, которые рассмотрены и обобщены МЧС.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Скорректировано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2025 г. № 399 «О порядке и условиях поставки плодоовощной продукции из стабилизационных фондов товаров для республиканских государственных нужд». Это решение закреплено постановлением Правительства Республики Беларусь от 11 ноября 2025 г. № 625.
По информации пресс-службы Правительства Республики документом, в частности, предусмотрено:
- уточнение требований ГОСТ на картофель продовольственный;
- определение требований к яблокам, реализуемым в розничной торговой сети;
- изменение сроков установления цен на плодоовощную продукцию и обеспечения заключения договоров поставки.
Кроме того, пересмотрены объемы плодоовощной продукции, поставляемой из стабилизационных фондов товаров для республиканских государственных нужд, на межсезонный период 2025/2026 года по регионам. Они повышены в отношении картофеля свежего продовольственного, капусты белокочанной свежей, свеклы столовой свежей, моркови столовой свежей, лука репчатого с учетом урожайности и увеличения их реализации.
Постановление вступает в силу с 13 ноября 2025 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
