14.04.2014
1 апреля 2014 г. вступил в силу порядок резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2014 г. № 299 утверждено Положение о порядке резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, в том числе перечисления в местный бюджет.
В соответствии с Положением средства для обеспечения исполнения обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта, резервируются на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта на специальном счете, открываемом подрядчиком по каждому объекту в банке либо небанковской кредитно-финансовой организации.
Заказчик, застройщик перечисляет на специальный счет денежные средства в размере 1,5 процента стоимости строительных, специальных, монтажных работ, выполненных подрядчиком в периоде, принятом за расчетный, и принятых заказчиком, без учета налога на добавленную стоимость. За пользование денежными средствами, зарезервированными на специальном счете, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией уплачиваются проценты по ставке не ниже средней ставки по срочным вкладам (депозитам) юридических лиц, сложившейся в банке, небанковской кредитно-финансовой организации в соответствующих периодах начисления процентов.
Зарезервированные средства имеют целевое назначение и используются подрядчиком на оплату стоимости работ по устранению результата работ ненадлежащего качества в период гарантийного срока эксплуатации объекта. Основанием для их использования являются бухгалтерская справка о фактических затратах подрядчика на проведение работ по устранению результата работ ненадлежащего качества, составленная в произвольной форме с учетом принятой в организации учетной политики, и дефектный акт на гарантийный ремонт, составленный по форме, утверждаемой Министерством архитектуры и строительства.
При отсутствии строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества в период гарантийного срока эксплуатации объекта подрядчик вправе использовать по собственному усмотрению:
-
по истечении одного года эксплуатации объекта – 50 процентов от суммы зарезервированных средств;
-
по истечении двух лет эксплуатации объекта – 30 процентов от суммы зарезервированных средств;
-
по окончании гарантийного срока эксплуатации объекта – остаток зарезервированных средств и начисленные по ним проценты.
Отсутствие результата работ ненадлежащего качества подтверждается справкой, подписанной уполномоченными представителями заказчика, застройщика, собственника (владельца) принятого в эксплуатацию объекта и подрядчика.
Министерству архитектуры и строительства предоставлено право давать разъяснения по вопросам применения постановления.
Национальные удостоверения личности моряка Республики Беларусь будут выдаваться по новому образцу
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2025 г. № 640 утверждены образец национального удостоверения личности моряка Республики Беларусь и его описание.
В частности, определено, что национальное удостоверение личности моряка Республики Беларусь изготавливается на белорусском, русском и английском языках и соответствует международному стандарту на машиносчитываемые документы. Для его создания используется бумага с водяными знаками.
|
СПРАВКА PRAVO.BY
Согласно Кодексу торгового мореплавания Республики Беларусь
к работе на судне допускаются лица, имеющие документ – национальное удостоверение личности моряка, выданный в соответствии с Конвенцией 1958 года об удостоверениях личности моряков. В Беларуси данное удостоверение выдает республиканский орган госуправления в области морского транспорта в установленном Президентом Республики Беларусь порядке
|
Правовым актом предусмотрено, что бланки документов, изготовленные до вступления в силу постановления № 640, применяются до их полного использования.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 1997 г. № 626 «Об утверждении образца и описания национального удостоверения личности моряка Республики Беларусь» признано утратившим силу.
Правовой акт вступил в силу 16 ноября 2025 г. Также с указанной даты начало действовать постановление Министерства транспорта и коммуникаций от 29 августа 2025 г. № 67, которым актуализировано Положение о порядке ведения Государственного реестра морских судов Республики Беларусь и судовой книги и установлены новые формы:
-
свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Республики Беларусь;
-
свидетельства о праве собственности на судно;
-
свидетельства о праве собственности на строящееся судно;
-
судового билета;
-
свидетельства о приостановлении государственной регистрации судна в Государственном реестре морских судов Республики Беларусь (судовой книге);
-
свидетельства об исключении судна из Государственного реестра морских судов Республики Беларусь (судовой книги).
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Открыт правовой мониторинг закона о хозобществах. Принимайте участие!
Министерство экономики Республики Беларусь организует проведение правового мониторинга в отношении Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах».

Правовой мониторинг осуществляется в целях анализа и оценки качества положений законодательства в сфере регулирования хозяйственных обществ, правоприменительной практики и эффективности правового регулирования общественных отношений в указанной сфере.
В рамках проведения правового мониторинга заинтересованным лицам предлагается направлять информацию и предложения, в том числе о наличии:
- пробелов, коллизий и иной правовой неопределенности, внутренних противоречий в Законе;
- проблем и не единообразной практики применения Закона (обусловленных в том числе пробелами, коллизиями и иной правовой неопределенностью);
- не реализованных в Законе отсылочных и бланкетных норм, избыточности таких и иных норм;
- устаревших и неэффективных норм Закона;
- случаев неисполнения положений Закона;
- сложившейся правоприменительной практики положений Закона;
- предложений об изменении положений Закона (с редакцией предлагаемой нормы, обоснованием необходимости ее принятия, содержащим в том числе статистические и иные расчетные данные).
По указанным вопросам можно высказаться в специальной теме на Правовом форуме Беларуси с 17 ноября по 17 декабря 2025 г.
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Осуществление государственного строительного надзора. В Беларуси утвержден новый профстандарт
Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 15 сентября 2025 г. № 93 утвержден профессиональный стандарт «Осуществление государственного строительного надзора».

Правовым актом закреплены единые требования к квалификации специалистов, осуществляющих государственный строительный надзор.
«До утверждения профстандарта квалификационные ориентиры задавались через Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД), который не учитывал отраслевую специфику, современные цифровые компетенции и требования к навыкам инспектора. Профстандарт устраняет эти пробелы», – сообщили в пресс-службе Госстандарта.
Документ содержит структурированный перечень обобщенных и конкретных трудовых функций, определяет квалификационные уровни в соответствии с Национальной рамкой квалификаций, а также устанавливает четкие требования к знаниям, умениям, образованию, опыту и специальной подготовке специалистов.
В числе обязательных требований – умение работать в Единой электронной системе органов Госстройнадзора, знание принципов BIM-моделирования, управления проектами, владения современными информационными системами, применяемыми при осуществлении контроля, и др.
«Внедрение профстандарта откроет новый этап в развитии системы Госстройнадзора. Он становится основой для формирования прозрачной и логичной кадровой вертикали, единой системы аттестации, планирования повышения квалификации и оценки эффективности деятельности. Профстандарт задает понятные ориентиры для профессионального роста, укрепляет управляемость и правовую определенность в деятельности инспекций», – подчеркнули в пресс-службе ведомства.
Постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.
|
СПРАВКА PRAVO.BY
Профессиональный стандарт – характеристика содержания трудовых функций и требований к квалификации, необходимой для их исполнения.
На основании профессиональных стандартов определяются наименования профессий рабочих (должностей служащих), трудовые функции, наличие у работника соответствующей квалификации (статьи 1, 19 и 61 Трудового кодекса Республики Беларусь)
|
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Минобразования актуализированы требования к дистанционной форме получения образования
13 ноября 2025 г. вступило в силу постановление Министерства образования от 24 октября 2025 г. № 181 «О дистанционной форме получения образования».
Правовым актом утверждены положения о дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ:
-
высшего образования;
-
профессионально-технического, среднего специального образования;
-
дополнительного образования взрослых.
|
СПРАВКА PRAVO.BY
Дистанционная форма получения образования – обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и взаимодействие обучающегося и педагогических работников на основе использования дистанционных образовательных технологий.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность
|
Ведомственные постановления от 8 ноября 2022 г. № 430 «О дистанционной форме получения высшего образования», от 11 ноября 2022 г. № 431 «О дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального образования», от 15 декабря 2022 г. № 481 «О дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых» признаны утратившими силу.
Правовой акт принят в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.
Другие новости Pravo.by
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Вопросы обеспечения верховенства права на пространстве ЕАЭС рассмотрят на международной конференции
20–21 ноября в Минске состоится VIII международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Обеспечение верховенства права на пространстве ЕАЭС».
В повестке конференции – обсуждение роли Суда ЕАЭС в обеспечении верховенства права на пространстве ЕАЭС и единообразного применения права Союза, направлений его совершенствования.
Также будут вестись дискуссии по актуальным вопросам осуществления Договора о ЕАЭС и основанных на нем актов Союза в области таможенного регулирования и развития внутреннего рынка, соблюдения общих правил конкуренции на трансграничных рынках ЕАЭС.
Кроме того, в рамках мероприятия запланировано проведение:
-
круглого стола по проблемным вопросам юридического представительства в Суде ЕАЭС;
-
рабочей встречи «Диалог государств-членов и Суда ЕАЭС» (организуется совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь, предполагается рассмотреть перспективы, возможные направления и методы развития сотрудничества Суда ЕАЭС с уполномоченными органами государств – членов Союза).
Участие в конференции примут представители законодательной, исполнительной и судебной власти государств – членов ЕАЭС и международных организаций, Евразийской экономической комиссии, бизнес-сообщества, ученые из ведущих научных учреждений стран ЕАЭС, практикующие юристы и дипломатический корпус.
По итогам планируется издание сборника докладов.
Ознакомиться с предварительной программой можно
по ссылке.
Другие новости Pravo.by
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».