/ / Новости PRAVO.BY
18.12.2013

Президентом Республики Беларусь подписан Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»

12 декабря 2013 г. Президентом Республики Беларусь подписан Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы противодействия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направленный на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Государственная политика в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции основывается на следующих принципах:

  • принцип равенства в применении норм антимонопольного законодательства (применение антимонопольного законодательства к хозяйствующим субъектам в равной мере и на равных условиях независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и места регистрации юридических лиц, гражданства, места жительства, имущественного и должностного положения физических лиц и иных обстоятельств);
  • принцип недопустимости антиконкурентных действий государственных органов (запрет на не допускающие, ограничивающие или устраняющие конкуренцию акты и действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц);
  • принцип обеспечения эффективного контроля за экономической концентрацией (обеспечение эффективного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе за сделками, иными действиями, признаваемыми экономической концентрацией, в той мере, в какой это необходимо для защиты и развития конкуренции);
  • принцип эффективности санкций за совершение антиконкурентных действий (наличие эффективных санкций за совершение действий, не допускающих, ограничивающих или устраняющих конкуренцию, в отношении хозяйствующих субъектов, должностных лиц хозяйствующих субъектов – юридических лиц, государственных органов, их должностных лиц, а также физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, применяемых исходя из соразмерности, обеспеченности, неотвратимости и определенности принимаемых решений, и обеспечения контроля за их применением);
  • принцип информационной открытости (обеспечение информационной открытости проводимой антимонопольным органом государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, в том числе посредством размещения информации о своей деятельности в средствах массовой информации, на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет);
  • принцип эффективного сотрудничества (осуществление взаимодействия антимонопольного органа с иными государственными органами, уполномоченными органами иностранных государств в той мере, в какой это необходимо для осуществления эффективной государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции).

В соответствии с Законом доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет 35 и более процентов или менее 35 процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из возможности хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены (тарифа) на товар и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке, наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок, периода существования возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта влечет его включение в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, за исключением субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. В целях недопущения и пресечения факта злоупотребления доминирующим положением в случае его выявления, в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган осуществляет контроль за объемом производства, уровнем цен (тарифов) и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта.

Основаниями для исключения хозяйствующего субъекта из Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, являются утрата им доминирующего положения на товарном рынке, ликвидация (прекращение деятельности) хозяйствующего субъекта.

Запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе следующие действия (бездействие):

  • создание препятствий доступу на товарный рынок (уходу с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам;
  • установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены на товар;
  • изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены (тарифа) на товар;
  • экономически или технологически необоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;
  • экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными потребителями при наличии возможности производства или поставок соответствующего товара;
  • экономически, технологически или иным образом необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • навязывание потребителю экономически или технологически необоснованных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, в том числе согласие на заключение договора лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых потребитель не заинтересован;
  • заключение соглашений, ограничивающих свободу участников этих соглашений на определение цены (тарифов) и (или) условий предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа в принятии возможным потребителем названных условий;
  • заключение соглашений с продавцами и (или) потребителями, влекущих ограничение или установление контроля над производством или рынками сбыта товаров;
  • применение к потребителям неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включение в договоры дискриминирующих условий, ставящих потребителей в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

За нарушение антимонопольного законодательства хозяйствующие субъекты, должностные лица хозяйствующих субъектов – юридических лиц, должностные лица государственных органов, физические лица, не относящиеся к хозяйствующим субъектам, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Привлечение к ответственности указанных лиц не освобождает их от обязанности исполнять решения и (или) предписания антимонопольного органа и осуществлять иные действия, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Данные положения Закона вступают в силу с 1 июля 2014 г. 

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!