/ / Аналитика
17.10.2025

Аккредитация в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь. Комментарий к Закону

Сегодня вступает в силу Закон Республики Беларусь от 11 октября 2024 г. № 33-З «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь» (Закон).

Основной задачей при его подготовке являлось обновление действующей Национальной системы аккредитации Республики Беларусь (далее – НСА) с учетом интеграционных процессов в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического союза, а также накопленной правоприменительной практики.

Являясь одним из элементов национальной инфраструктуры качества, аккредитация предполагает официальное подтверждение государством в лице органа по аккредитации компетентности юридических лиц в осуществлении деятельности по оценке соответствия техническим требованиям (в качестве органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)) и иной аналогичной деятельности, связанной с выполнением работ по оценке соблюдения требований технических регламентов и стандартов, иных технических актов (поверка, калибровка средств измерений, инспекции и др.).

Это способствует обеспечению достоверных и обоснованных результатов работ и доверию к ним производителей и потребителей. На основании данных результатов принимается решение о безопасности и качестве продукции, услуг и их допуске на рынок.

Аккредитация также является инструментом для устранения технических барьеров в торговле и содействия экспорту продукции.

В Беларуси до настоящего времени вопросы аккредитации были комплексно урегулированы только для целей оценки соответствия техническим требованиям в рамках Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия».

Вместе с тем накопленная за прошедшее время правоприменительная практика обусловила необходимость разработки и принятия отдельного закона в сфере аккредитации. Прежде всего потому, что в стране получили развитие измерительные, поверочные и калибровочные лаборатории, инспекционные органы, производители стандартных образцов, провайдеры проверки квалификации, которые также проходят аккредитацию.

В целом, Закон сохраняет установившиеся подходы к проведению аккредитации, одновременно детализируя их в целях исключения разночтений на подзаконном уровне и расширяя состав субъектов, которые могут быть аккредитованы в соответствии с правилами аккредитации в НСА.

Законом устанавливаются права и обязанности всех участников НСА, включая экспертов по аккредитации, технических экспертов по аккредитации, заявителей на аккредитацию, аккредитованных субъектов.

Вводится новый участник НСА – комиссия по апелляциям. Данная норма направлена на соблюдение органом по аккредитации принципа беспристрастности, прозрачности принятия решений в интересах заявителей на аккредитацию (аккредитованных субъектов).

Закон вводит новые термины и их определения, например, такие как «гибкая область аккредитации», «цикл аккредитации», «знак НСА» и др.

Так, в понятие «гибкой области аккредитации» закладывается возможность внесения изменений в описание области аккредитации самим аккредитованным субъектом при наличии такой необходимости. Порядок внесения изменений в описание области аккредитации детализируется в Правилах аккредитации.

Законом установлен ряд новшеств, таких как обмен документами в ходе аккредитации (подача заявки с комплектом документом, обмен отчетными документами по результатам экспертизы комплекта документов и оценки) посредством Единой информационной системы в сфере аккредитации (ЕИС).

Расширен перечень оснований для отклонения заявки и закреплено право заявителя на аккредитацию (аккредитованного субъекта) обжаловать такое решение, как и отозвать заявку на аккредитацию.

Устанавливается возможность проведения удаленной оценки, а также порядок проведения внеплановой оценки компетентности.

Исключена возможность сокращения области аккредитации по инициативе аккредитованного субъекта в случае приостановления области аккредитации данного субъекта до устранения выявленных несоответствий. Также решение об отмене аккредитации принимается в случае наличия не менее трех решений о приостановлении аккредитации, принятых в течение одного года. Данные меры направлены на борьбу с недобросовестными субъектами хозяйствования и обеспечение защиты рынка от небезопасной продукции, повышение ответственности за достоверные результаты своей деятельности.

С целью цифровизации Законом предусмотрен переход к реестровой модели подтверждения аккредитации и отказ от «бумажного» аттестата аккредитации. Определен правовой статус реестра НСА в качестве официального и общедоступного источника информации о результатах работ по аккредитации и аккредитованных субъектах. Ресурс включает реестр аккредитованных субъектов, реестр экспертов по аккредитации, реестр технических экспертов по аккредитации.

Подтверждением аккредитации будет выступать внесение сведений в реестр НСА. Вместе с тем при желании (по заявлению) аккредитованный субъект может получить выписку из реестра НСА в виде аттестата аккредитации.

Нормы Закона направлены на гармонизацию правил аккредитации с международными обязательствами, международными стандартами, рекомендациями международных организаций и национальными системами государств – членов ЕАЭС. Это создает условия для признания результатов деятельности аккредитованных субъектов на международном уровне.

Аттестаты аккредитации, выданные до вступления в силу закона, сохраняют свое действие в пределах сроков, на которые они выданы.

Информация предоставлена Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!