27.03.2025
О пенсионном обеспечении в Беларуси и накоплении на «вторую» пенсию. Интервью ФСЗН
Право на пенсионное обеспечение в нашей стране гарантировано Конституцией и реализуется Законом «О пенсионном обеспечении» и другими нормативными правовыми актами, регулирующими правовые отношения в данной области. На выплату пенсий, которые являются важнейшей составляющей социальной защиты, ежегодно направляется порядка 80 % расходной части государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, или 9 % внутреннего валового продукта. В настоящий момент выплаты получают более 2,4 млн человек. Как работает пенсионная система Республики Беларусь, из каких источников формируются средства для выплаты пенсий, и какие меры приняты в нашей стране для повышения материального обеспечения в преклонном возрасте, Pravo.by рассказала Виктория Трухан, первый заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
– Виктория Александровна, что представляет собой система государственного социального страхования, когда мы говорим про пенсионное обеспечение наших граждан?
– За счет средств государственного социального страхования (при соблюдении условий, установленных законодательством) граждане обеспечиваются пенсиями по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, профессиональными пенсиями.
Система государственного социального страхования в Республике Беларусь является солидарной (распределительной) системой. Она выступает важным элементом социальной политики, направленным на поддержание стабильности и справедливости в обществе, и основана на принципе солидарности поколений и коллективной ответственности.
Если простыми словами, то средства для выплаты пенсий формируются из обязательных страховых взносов работающих граждан и работодателей. Эти взносы собираются в общий фонд, который используется для обеспечения выплат нынешним пенсионерам. Принцип солидарности действует как в отношении поколений и территорий, так и в отношении категорий получателей по видам пенсий.
– Какие виды пенсионного обеспечения реализованы в Беларуси, и кто имеет право на выплаты?
– Пенсионная система Республики Беларусь включает в себя несколько сегментов, таких как трудовые (страховые) пенсии, социальные пенсии, профессиональное пенсионное страхование за выполнение работы с особыми условиям труда и отдельными видами профессиональной деятельности, а также обособленная часть, которая задействуется при желании работника или его работодателя, – добровольное пенсионное обеспечение.
Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию, и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда.
Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины с общим стажем работы не менее 25 лет, женщины – не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста. С 2022 года общеустановленный пенсионный возраст для мужчин – 63 года, для женщин – 58 лет.
Но не следует забывать, что обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет является наличие стажа работы с уплатой взносов в бюджет фонда, так называемого страхового стажа. В 2025 году и в последующие годы он составит 20 лет.
Выплата социальной пенсии адресована тем, кто не имеет права на трудовую пенсию. В большинстве случаев право на трудовую пенсию не формируется по объективным причинам – дети-инвалиды, инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильца. Только отдельная группа граждан получает социальную пенсию в преклонном возрасте в связи с невыполнением установленных требований по уплате взносов.
С 1 января 2009 г. в Республике Беларусь введено профессиональное пенсионное страхование отдельных категорий работников, занятых в особых условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании»). Основная цель профессионального пенсионного страхования – предоставление профессиональной пенсии в качестве целевого возмещения утраты заработной платы вследствие прекращения работы в особых условиях труда.
– В Беларуси c 2022 года действует такой элемент пенсионной системы, как добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии. Для чего он был введен?
– 27 сентября 2021 г. Главой государства был подписан Указ № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии», в соответствии с которым с 1 октября 2022 г. в нашей стране введен новый вид страхования – добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства, и следовательно появился новый элемент пенсионной системы с возможностью накопить на «вторую» пенсию. До момента вступления в силу Указа № 367 добровольное страхование осуществлялось рядом страховых компаний только на коммерческой основе.
Цель нововведения – расширить возможности для повышения материального обеспечения в старости. Государство поддержит работников, принявших решение самостоятельно повлиять на свой доход в пенсионном возрасте, так как часть взносов на накопительную пенсию будет оплачена из государственных средств.
Безусловно, до запуска новой пенсионной программы необходимо было решить ряд организационных и технических вопросов, с которыми мы успешно справились.
В первую очередь это эффективно выстроенное информационное взаимодействие между участниками новой пенсионной системы, которое нашло отражение в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2022 г. № 179 «Об информационном взаимодействии работодателя и страховщика» и постановлении правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2022 г. № 3 «О порядке информационного взаимодействия по вопросам добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии».
Для реализации норм Указа № 367 потребовалось доработать автоматизированные информационные системы Фонда и Государственного предприятия «Стравита» и внести соответствующие изменения в форму отчетности о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
На постоянной основе проводится информирование граждан о возможностях программы. Особое внимание в части разъяснений норм Указа № 367 уделяется бухгалтерским службам субъектов хозяйствования, которые обеспечивают учет и управление финансовыми потоками по формированию накоплений на именном лицевом счете на дополнительное накопительное пенсионное страхование.
– Как работает эта пенсионная программа, и кто в ней может участвовать?
– Наряду с обязательным 1-процентным взносом в бюджет фонда работник по желанию может уплачивать дополнительный взнос на накопительную пенсию по выбранному им тарифу, но не более 10 % от фактического заработка. В случае участия работника в данной программе работодатель обязан будет уплатить дополнительный взнос на накопительную пенсию соразмерно тарифу взноса работника, но не более 3 %.
Немаловажным является то, что при вступлении работника в новую программу работодатели не несут дополнительной финансовой нагрузки, так как их обязательный 28-процентный взнос в бюджет фонда соразмерно уменьшится (от 1 % до 3 %). Тем самым устраняется элемент, сдерживающий участие работодателя в дополнительной пенсионной системе. Например, если в пенсионные накопления работника нужно будет направить 3 %, то в бюджет фонда будет перечислено 25 %. В итоге в сумме взнос работодателя, как и ранее, составит 28 %.
Право участвовать в новом страховании предоставляется работникам, за которых их работодателями уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет фонда. Наличие работодателя и факт уплаты им взносов позволяет «запустить» механизм государственного софинансирования будущей накопительной пенсии. Вступать в новую программу можно не позднее чем за три года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. За меньший период пенсионные накопления будут мизерными.
Указом № 367 предусмотрено, что республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита» отказывает в заключении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования, если работодатель работающего гражданина находится в процессе ликвидации и (или) экономической несостоятельности (банкротства).
– Какие возможности предоставляет добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии?
– В новой системе пенсионных сбережений есть весомые стимулы, которые пробуждают интерес граждан к формированию личных пенсионных сбережений:
гарантия сохранности пенсионных накоплений;
возможность их наследования;
социальный налоговый вычет на сумму уплаченных за счет средств работника страховых взносов на будущую накопительную пенсию, т.е. льгота по подоходному налогу;
вступление работника в новую программу никак не отразится на его трудовой (солидарной) пенсии. Ее размер будет определяться по тем же правилам, что и у работников, не участвующих в добровольном страховании, – исходя из показателей стажа и заработка до обращения за пенсией;
раз в год работник имеет право изменить выбранный тариф страховых взносов;
возможность приостановления участия в системе в любой момент, при этом сформированные пенсионные накопления фиксируются на именном лицевом счете человека, на них продолжит начисляться доходность. Однако выплата накоплений будет осуществляться только после достижения общеустановленного пенсионного возраста в течение 5 или 10 лет (исходя из избранного работником срока получения). Важно знать, что после приостановления участия за работником сохраняется право снова приступить к уплате взносов.
– Сколько договоров страхования дополнительной накопительной пенсии заключено на сегодняшний день, и какой тариф наиболее популярен у граждан?
– С момента запуска программы более 49,3 тыс. человек заключили договор страхования дополнительной накопительной пенсии. Здесь хотелось бы обратить внимание работников на то, что мало заключить договор, необходимо уведомить об этом своего работодателя, написав заявление в установленном порядке. Только после перечисления страховых взносов на именной лицевой счет работник становится полноправным участником новой программы. При этом работодатель не вправе отказать, если его работник изъявил желание и ответственно отнесся к возможности улучшить свое благосостояние в посттрудовом периоде.
В простонародье добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства называют программой «3+3», т.к. это наиболее популярный тариф. Его выбрало порядка 65 % участников. Активно участвуют женщины – порядка 70 %.
По видам экономической деятельности наибольшее количество договоров добровольного страхования в рамках Указа заключено работниками сфер здравоохранения и социальных услуг, образования, государственного управления, финансовой и страховой деятельности.
– Спасибо за интересную беседу!
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».

Минтруда о формах документов для расследования несчастных случаев и профзаболеваний
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 4 октября 2024 г. принято постановление № 81/144 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В Минтруда и соцзащиты разъяснили основные новации правового акта.
1. Введение
Постановление № 81/144, вступившее в силу 21 марта 2025 г., утверждает новые формы документов, связанных с расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также регламентирует порядок их заполнения, ведения и хранения. Одновременно с этим признано утратившим силу ранее действовавшее постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 августа 2015 г. № 51/94.
2. Ключевые изменения
2.1. Формы документов
Постановлением № 81/144 введены обновленные формы документов:
-
журнала учета пациентов (потерпевших), получивших производственную травму;
-
заключения о тяжести производственной травмы;
-
протокола об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания;
-
заключения о несчастном случае;
-
акта о несчастном случае на производстве (форма Н-1);
-
акта о непроизводственном несчастном случае (форма НП);
-
журнала регистрации несчастных случаев;
-
акта о несчастном случае на производстве (форма Н-1АС);
-
оповещения о несчастном случае на производстве со смертельным исходом, групповом несчастном случае;
-
сообщения о несчастном случае на производстве;
-
протокола осмотра места происшествия несчастного случая;
-
акта о профессиональном заболевании (форма ПЗ-1);
-
журнала регистрации профессиональных заболеваний;
-
журнала учета и наблюдения лиц, имеющих профессиональные заболевания;
-
карты учета профессионального заболевания.
Из списка форм исключена форма извещения об остром профессиональном заболевании (экстренное) и хроническом профессиональном заболевании.
Ранее изготовленные (используемые) до вступления в силу Постановления № 81/144 журналы учета пациентов (потерпевших), получивших производственную травму, журналы регистрации несчастных случаев, журналы регистрации профессиональных заболеваний, журналы учета и наблюдения лиц, имеющих профессиональные заболевания, реализуются до их полного расходования и используются до полного заполнения всех страниц журналов.
2.2. Электронный документооборот
Предусмотрено, что такие документы, как журнал учета пациентов (потерпевших), получивших производственную травму, журнал регистрации несчастных случаев, журнал регистрации профессиональных заболеваний и журнал учета и наблюдения лиц, имеющих профессиональное заболевание, могут вестись в электронном виде с использованием программных средств, которые позволяют однозначно идентифицировать заполняющих его лиц и момент времени внесения записей, а также защищены от несанкционированного доступа и внесения изменений в них.
Также предусмотрена возможность отправки оповещений и сообщений через систему межведомственного электронного документооборота государственных органов (СМДО).
2.3. Учет работы по гражданско-правовым договорам
Новые формы адаптированы для случаев, когда пострадавшие выполняли работы не по трудовому, а по гражданско-правовому договору.
2.4. Порядок информирования о несчастных случаях
Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30, определен двухэтапный порядок информирования страхователем, организацией о групповом несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом:
1) не позднее двух часов с момента, когда стало известно о несчастном случае любому должностному лицу страхователя, организации (страхователю - физическому лицу), оповещают посредством СМДО, по телефону, телефаксу, другим средствам связи (за исключением почтового отправления), нарочным:
-
районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай;
-
территориальное подразделение Департамента государственной инспекции труда, на поднадзорной территории которого зарегистрированы организация, страхователь;
2) не позднее рабочего дня, следующего за днем происшествия несчастного случая, направляют сообщение о несчастном случае на производстве:
-
в районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай;
-
территориальное подразделение Департамента государственной инспекции труда, на поднадзорной территории которого зарегистрированы организация, страхователь;
-
в областное (Минское городское) объединение профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси (при отсутствии у страхователя, в организации профсоюза);
-
в вышестоящую организацию (при ее наличии), республиканский орган государственного управления и местный исполнительный и распорядительный орган, на подведомственной территории которого расположен страхователь, страхователю потерпевшего (при несчастном случае с работающим у другого страхователя);
-
в территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте.
В связи с этим Постановлением № 81/144 установлена форма оповещения о несчастном случае на производстве со смертельным исходом, групповом несчастном случае, которой раньше не было.
3. Детализация изменений в отдельных формах
3.1. Заключение о тяжести производственной травмы
Исключена необходимость подписи руководителя (заместителя руководителя) учреждения здравоохранения.
Для работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, вместо информации о профессии рабочего (должности служащего), указывается «работающий по гражданско-правовому договору».
3.2. Протокол об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания
Допускается составление протокола уполномоченным должностным лицом страхователя, организации (страхователем – физическим лицом), проводившим расследование (принимавшим участие в специальном расследовании, расследовании несчастного случая или профессионального заболевания), при отсутствии профсоюза или если потерпевший не был членом профсоюза.
Степень вины потерпевшего может варьироваться от 0 до 100 процентов.
3.3. Акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 и акт о непроизводственном несчастном случае формы НП
Добавлены новые пункты:
6.4 «выполняемая работа»;
7.2 «травма относится, не относится к тяжелым производственным травмам, привела к смерти (ненужное зачеркнуть)».
3.4. Журнал регистрации несчастных случаев
Теперь включает регистрацию случаев, оформленных актом служебного расследования.
3.5. Сообщение о несчастном случае на производстве
Форма расширена с 5 до 14 пунктов для большей информативности.
3.6. Протокол осмотра места происшествия несчастного случая
Добавлен вариант осмотра места происшествия несчастного случая, не приведшего к тяжелой производственной травме.
4. Нововведения в Инструкции о порядке заполнения, ведения и хранения документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
4.1. Обновлены классификаторы
В классификатор видов происшествий добавлена новая категория – повреждения, позволяющие квалифицировать несчастный случай как непроизводственный (код 1600), включающая:
-
умышленное совершение потерпевшим противоправного деяния (код 1601);
-
умышленное причинение потерпевшим вреда своему здоровью (код 1602);
-
нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (код 1603);
-
заболевание потерпевшего, имевшееся у него до повреждения здоровья, смерти, или резкое ухудшение состояния здоровья непосредственно перед несчастным случаем (код 1604).
При этом прочие происшествия теперь обозначаются кодом 1700 (ранее – 1600).
Кроме того:
-
изменена структура классификатора причин несчастного случая, а также классификатора оборудования, машин, механизмов, транспортных средств;
-
введен новый классификатор опасных и вредных производственных факторов.
4.2. Уточненные формулировки
В обновленных формах документов отражены последние изменения в законодательстве. В частности, прежние формулировки заменены на новые, закрепленные в других нормативных правовых актах:
-
«профессия рабочего (должность служащего)»;
-
«руководитель страхователя (организации) страхователь – физическое лицо» и другие.
5. Заключение
Постановление № 81/144 вносит значительные изменения в документооборот, связанный с расследованием несчастных случаев и профзаболеваний, упрощает электронное взаимодействие и адаптирует формы под современные требования. Организациям следует своевременно перейти на новые бланки и учесть обновленные процедуры уведомления.
Информация предоставлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Минтруда о новациях законодательства по вопросам занятости населения
В рамках реализации норм Закона «Об изменении законов по вопросам занятости населения» постановлением Правительства от 24 марта 2025 г. № 168 внесены изменений в 18 постановлений Совета Министров Республики Беларусь.
1. Совершенствуются подходы по организации и финансированию мероприятий по трудоустройству людей с инвалидностью (постановление Правительства от 2 февраля 2009 г. № 128 «Об обеспечении занятости инвалидов»).
1.1. Установлен предельный размер финансирования мероприятий
по созданию и сохранению рабочих мест для трудоустройства инвалидов за одно рабочее место – до 1 500 базовых величин (63 000 руб.).
Дополнительными условиями к организациям и нанимателям для получения такой поддержки предусматриваются:
-
отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), не нахождение в процессе ликвидации, в процедуре экономической несостоятельности (банкротства);
-
сохранение рабочего места за инвалидами не менее трех лет со дня трудоустройства на них инвалидов.
В трехлетний период не включаются периоды простоя, нахождения инвалида в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемом по инициативе нанимателя, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, перемещения инвалида или его временного перевода, период образовавшейся вакансии.
Перечень организаций, которые могут воспользоваться данной финансовой поддержкой, остался прежним:
-
организации, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов;
-
бюджетные организации, которым решениями местных органов власти установлены соответствующие задания;
-
иные организации в соответствии с заданиями местных органов власти по созданию (сохранению) рабочих мест для инвалидов свыше трех процентов от списочной численности работников.
1.2. Установлен предельный размер бюджетных средств, выделяемых на приобретение оборудования, материалов, средств индивидуальной защиты при финансировании мероприятий по адаптации к трудовой деятельности инвалидов – до 200 базовых величин (8 400 рублей) за одно рабочее место.
Как и ранее адаптация к трудовой деятельности инвалидов может осуществляться в организациях любых организационно-правовых форм и у индивидуальных предпринимателей. В рамках адаптации к трудовой деятельности инвалидов нанимателям компенсируются затраты:
-
на выплату заработной платы инвалидам в размере, не превышающем минимальную заработную плату, рассчитанную за отработанное рабочее время;
-
суммы среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска (денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск), не превышающей суммы, рассчитанной путем деления размера месячной минимальной заработной платы на 29,6 и умножения на количество календарных дней трудового отпуска (дней неиспользованного трудового отпуска);
-
суммы обязательных страховых взносов в ФСЗН и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исчисленной из вышеуказанных сумм.
Справочно. Адаптация к трудовой деятельности инвалидов – комплекс мероприятий, направленных на приобретение и совершенствование инвалидами профессиональных знаний, умений и навыков работы с учетом полученной или имеющейся у них квалификации. Срок адаптации – от шести месяцев до одного года, а для инвалидов с интеллектуальными нарушениями – до двух лет.
1.3. Установлена уточняющая норма о том, что прохождение адаптации к трудовой деятельности возможно не более одного раза, за исключением случая, когда инвалид по состоянию здоровья не может продолжать трудовую деятельность по профессии рабочего, по которой прошел адаптацию, либо в случаях ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, сокращения численности или штата работников.
2. Уточнен порядок установления брони приема на работу (постановление Правительства от 20 июля 2022 г. № 475 «Об установлении брони для приема на работу»).
В целях исключения дополнительной нагрузки на нанимателей установлено, что нанимателям, которым установлена квота для приема на работу инвалидов, броня приема на работу таких безработных не устанавливается.
3. Уточняется порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (постановление Правительства от 31 марта 2018 г. № 239 «О порядке отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, включая взаимодействие в этих целях государственных органов и организаций»).
При формировании комиссиями по координации работы по содействию занятости населения списка оплачивающих услуги с возмещением затрат по экономически обоснованным тарифам, в него не включаются:
-
граждане, при их обращении в комиссию, получающие образование на территории государств – участников Евразийского экономического союза в дневной форме получения образования;
-
получающие образование за границей по направлениям республиканских органов государственного управления в рамках исполнения обязательств по межгосударственным и межправительственным международным договорам Республики Беларусь.
Также уточняется, что занятыми в экономике считаются граждане, состоящие на учете в органах ФСЗН, – при условии уплаты обязательных страховых взносов.
4. Корректируется Примерное положение о постоянно действующей комиссии по координации работы по содействию занятости населения (постановление Правительства от 31 марта 2018 г. № 240 «Об утверждении Примерного положения о постоянно действующей комиссии по координации работы по содействию занятости населения»).
В целях активизации профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни, закреплено право комиссий взаимодействовать с территориальными органами внутренних дел по привлечению к ответственности за уклонение от явки в комиссию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.
Комиссиям также предоставляется возможность при формировании списка трудоспособных граждан, не занятых в экономике, выехавших за пределы страны, оплачивающих услуги с возмещением затрат, корректировать данный список путем исключения из них сведений о гражданах, предъявивших в комиссию документы, подтверждающие отсутствие оснований для включения их в список.
5. В новой редакции изложено Положение о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
5.1. Урегулирован порядок прохождения обязанными лицами медицинского осмотра при приеме на работу.
Прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве, осуществляется организацией в день явки обязанного лица на основании направления на работу, выданного органом по труду, занятости и социальной защите.
При необходимости прохождения предварительного обязательного медицинского осмотра обязанное лицо в день приема на работу направляется нанимателем в организацию здравоохранения на медицинский осмотр.
На период прохождения медицинского осмотра обязанному лицу сохраняются гарантии, предусмотренные законодательством о труде.
В случае негодности обязанного лица по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ нанимателем решается вопрос о переводе его на работу, не противопоказанную по состоянию здоровья.
При отсутствии у нанимателя соответствующей работы он в письменной форме информирует орган по труду, занятости и социальной защите о расторжении с обязанным лицом трудового договора и необходимости подбора для него иного места работы.
5.2. Регламентирован механизм привлечения к труду административно арестованных обязанных лиц.
Основанием для привлечения к труду административно арестованного обязанного лица является постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста с обязательным привлечением к труду.
Административно арестованные обязанные лица могут привлекаться к труду как по месту их основной работы, так и в иных в организациях, которые будут определяться решениями местных исполнительных и распорядительных органов базового уровня.
6. Расширены возможности по частичной компенсации затрат на оплату труда граждан, освободившихся из мест лишения свободы и зарегистрированных безработными (постановление Правительства от 14 апреля 2014 г. № 347«О порядке организации и финансирования мероприятий по трудоустройству граждан, освобожденных из исправительных учреждений»).
За счет средств бюджета будет осуществляться частичная компенсация затрат нанимателей по оплате труда граждан, освобожденных из исправительных учреждений, принятых на работу по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, которые зарегистрировались в органе по труду, занятости и социальной защите безработными в течение шести месяцев с даты их освобождения.
За счет средств бюджета компенсируются:
-
затраты на выплату заработной платы с учетом отработанного времени в размере, не превышающем минимальную заработную плату;
-
сумма обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН, начисленных на заработную плату, исчисленной из вышеуказанной суммы.
Исключено дополнительное условие предоставления частичной компенсации затрат нанимателей по оплате труда граждан, освобожденных из исправительных учреждений, – «не смогли трудоустроиться на подходящую работу по независящим от них причинам в течение 10 дней».
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Минфин о формировании страховых историй и предоставлении страховых отчетов
5 марта 2025 г. вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 ноября 2024 г. № 63 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 16 декабря 2016 г. № 107».
Данное постановление принято с целью приведения норм постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 16 декабря 2016 г. № 107 «О формировании страховых историй и предоставлении страховых отчетов» (постановление № 107) в соответствие с требованиями Закона Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З «О страховой деятельности».
В частности, Закон о страховой деятельности предоставил возможность пользователям страховых историй и субъектам страховых историй получать сведения, входящие в состав страховой истории (далее – сведения), по всем договорам страхования, за исключением сведений по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательному государственному страхованию.
В этой связи в постановлении № 107 потребовалось установить корреспондирующую обязанность источников формирования страховой истории представлять в автоматизированную информационную систему «Государственный страховой регистр» Министерства финансов (далее – АИС ГСР) сведения по всем договорам страхования, а также регламентировать, что источником формирования страховой истории в отношении сведений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств будет выступать Белорусское бюро по транспортному страхованию, поскольку оно систематизирует информацию о заключенных страховыми организациями договорах страхования по данному виду обязательного страхования.
Корректировке подверглись и сроки представления источниками формирования страховой истории сведений в АИС ГСР. Частота представления сведений позволит оперативно обеспечить потребность заинтересованных лиц в получении полных и достоверных сведений.
Перед представлением сведений в АИС ГСР источник формирования страховой истории-страховая организация должен их сформировать. Формирование сведений, как и прежде, осуществляется при заключении договора страхования, однако уточняется, что по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, сведения будут формироваться на 1 мая текущего года, поскольку строения принимаются страховой организацией на учет без заключения договора страхования и до 1 мая текущего года страхователям направляются уведомления.
С учетом положений Закона о страховой деятельности упорядочен Перечень сведений, входящих в состав страховой истории, в соответствии с которым источники формирования страховой истории представляют сведения в АИС ГСР:
-
исключен учетный номер плательщика индивидуального предпринимателя и организации, поскольку такой номер идентичен номеру в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
-
изменена формулировка правил страхования, так как страховые организации вправе разрабатывать правила не только добровольного страхования, но и вмененного страхования;
-
дополнены сведения о гражданстве физических лиц, месте их пребывания, наличии серии документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, сроке действия договора и наступившем страховом случае.
Ряду государственных органов (судам, нотариусам, органам принудительного исполнения и др.) Законом о страховой деятельности предоставлено право получать страховой отчет на безвозмездной основе в целях выполнения возложенных на указанные органы функций. Соответственно, Инструкция о формировании страховой истории и предоставлении страховых отчетов, утвержденная постановлением № 107, дополнена отдельной главой, регламентирующей порядок предоставления страхового отчета государственным органам, включая требования к запросу для его предоставления.
Постановление № 107 также корректировалось в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных»:
-
изменен срок хранение записей страховой истории в АИС ГСР (ранее было бессрочное хранение, а в настоящее время в течение 10 лет с даты наступления соответствующего события, указанного в пункте 11 Инструкции о формировании страховой истории и предоставлении страховых отчетов);
-
изменена форма согласия субъекта страховой истории – физического лица на предоставление страхового отчета пользователю страховой истории.
Информация предоставлена Министерством финансов Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Об изменениях осуществления отдельных направлений страховой деятельности
1 марта 2025 г. вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 декабря 2024 г. № 81 «Об изменении постановлений Министерства финансов Республики Беларусь от 6 сентября 2006 г. № 109 и от 20 июня 2014 г. № 37».
Документом внесены изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20 июня 2014 г. № 37 «О порядке осуществления отдельных направлений страховой деятельности» (постановление № 37) в целях приведения положений данного постановления в соответствие с Законом Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З «О страховой деятельности» (Закон), а также с учетом правоприменительной практики.
В Инструкции об определении обязательных реквизитов страхового полиса (свидетельства, сертификата), порядка его заполнения и использования:
-
обновлен перечень обязательных реквизитов страхового полиса (свидетельства, сертификата) (далее – страховой полис). При этом бланки страховых полисов, изготовленные по заказам, размещенным до 1 марта 2025 г., являются действительными до их полного использования;
-
определен отдельный порядок сдачи использованных страховых полисов страховыми агентами, страховыми брокерами. Они сдают использованные страховые полисы в отчетные дни, определенные договором, заключенным между страховщиком и страховым агентом, страховым брокером. Использованные страховые полисы прикладываются страховыми агентами, страховыми брокерами к отчету об их использовании. Форма отчета определяется в договоре;
-
предоставлена возможность внесения изменений в условия страхования, изложенные в страховом полисе, не только путем заключения договора о внесении изменений в условия страхования, изложенные в страховом полисе, но и путем оформления взамен нового страхового полиса.
В Инструкции об определении состава базового страхового тарифа по видам добровольного страхования, а также о порядке заключения договоров страхования, сострахования, перестрахования и применения страховых тарифов в целях реализации полномочий Министерства финансов, установленных Законом, определены условия передачи рисков в перестрахование иностранным страховым организациям и требования к иностранной страховой организации, включая требования к ее рейтингу.
В рамках проводимой работы по систематизации правовых актов порядок уведомления страховыми организациями государственную перестраховочную организацию о заключенных с иными страховыми организациями, в том числе иностранными, договорах перестрахования, а также перечень сведений о заключенных договорах перестрахования, представляемых страховщиками государственной перестраховочной организации, теперь определены постановлением № 37, регулирующим отношения по заключению договоров перестрахования, ранее – постановлением Министерства финансов Республики Беларусь
от 6 сентября 2006 г. № 109 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности».
Одновременно указанный перечень сведений о договорах перестрахования скорректирован с учетом практики осуществления деятельности по перестрахованию.
В Инструкции о порядке и сроках представления уведомления о видах добровольного страхования, порядке оформления и представления правил добровольного страхования (изменений и (или) дополнений в них), базовых страховых тарифов (изменений и (или) дополнений в них) и экономико-математического обоснования расчетов этих тарифов в целях реализации требований Закона об уведомлении страховщиком Министерства финансов о видах добровольного и (или) вмененного страхования, от осуществления которых он намерен отказаться определен порядок такого уведомления. В уведомлении указываются виды добровольного и (или) вмененного страхования, от осуществления которых страховщик намерен отказаться, а также дата, с которой осуществление этого вида страхования прекращается. Уведомление представляется в Министерство финансов не позднее чем за 10 рабочих дней до дня, с которого осуществление соответствующего вида страхования прекращается.
Информация предоставлена Министерством финансов Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Затраты на обучение работников и профориентация. Новации законодательства
В связи с принятием постановления Министерства труда и социальной защиты от 30 декабря 2024 г. № 119 «О компенсации органами по труду, занятости и социальной защите затрат на обучение работников и лиц, привлекаемых к труду» (постановление № 119) и постановления Министерства труда и социальной защиты от 31 декабря 2024 г. № 124 «Об осуществлении органами по труду, занятости и социальной защите профессиональной ориентации» (постановление № 124) сообщаем следующее.
По постановлению № 119.
Постановлением № 119 утверждена Инструкция о порядке и условиях компенсации органами по труду, занятости и социальной защите нанимателям, учреждениям уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовым профилакториям затрат на обучение (Инструкция).
Предлагаем обратить внимание на следующие основные новации.
В практику компенсации затрат:
-
нанимателям введены образовательные программы переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин;
-
учреждениям уголовно-исполнительной системы (УИС) и лечебно-трудовым профилакториям (ЛТП) – переподготовка рабочих (служащих), переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, переподготовка водителей механических транспортных средств, самоходных машин.
В перечень работников, затраты на обучение которых компенсируют нанимателю, введена новая категория – «предпенсионеры».
Это те работники, которым до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более пяти лет.
В Инструкции приведен исчерпывающий перечень затрат, которые органы по труду, занятости и социальной защите могут полностью или частично компенсировать нанимателю, а также учреждению УИС или ЛТП. Компенсация затрат производится органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя, учреждения УИС или ЛТП на основании их письменного заявления и представленных документов (сведений), определенных Инструкцией.
Справочно
Подлежат компенсации следующие затраты на:
- оплату труда педагогических работников, мастеров производственного обучения, инструкторов производственного обучения рабочих массовых профессий и иных работников, осуществляющих образовательный процесс при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых;
-
выплату вознаграждения за участие в работе квалификационных комиссий;
-
стоимость расходных материалов, необходимых для осуществления профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;
-
уплату сумм обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Важно! Письменное заявление в орган по труду, занятости и социальной защите наниматель, учреждение УИС или ЛТП может подать не позднее одного месяца после завершения работником (лицом, привлекаемым к труду) обучения.
В Инструкции обозначены условия определения размера такой компенсации. На компенсацию в полном размере могут претендовать наниматели, которые приняли на работу работника, впервые нашедшего работу, работника предпенсионного возраста, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Для учреждений УИС или ЛТП – лица, привлекаемые к труду администрацией этих организаций в период их пребывания в учреждениях УИС или нахождения в ЛТП, завершившие профессиональную подготовку либо иными словами – получившие профессию рабочего впервые.
Предусмотренные постановлением № 119 нормы позволят приобрести новые трудовые и профессиональные компетенции (квалификации) работникам, лицам, привлекаемым к труду, повысить уровень возмещения расходов по содержанию детей обязанными лицами, а также ущерба, причиненного преступлением, лицом, привлекаемым к труду, и, кроме того, будет способствовать их успешной ресоциализации.
По постановлению № 124.
Постановлением № 124 утверждено Положение о порядке осуществления органами по труду, занятости и социальной защите профессиональной ориентации (Положение).
Согласно новой редакции Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь», право на бесплатную профессиональную ориентацию в органах по труду, занятости и социальной защите имеют безработные и граждане, обратившиеся по вопросам трудоустройства.
Услуги по профессиональной ориентации оказываются в индивидуальном порядке при личном обращении безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, в органы по труду, занятости и социальной защите. Специалисты органов по труду, занятости и социальной защите:
-
ознакомят с услугами, оказываемыми органами по труду, занятости и социальной защите;
-
предоставят информацию о наличии свободных рабочих мест (вакансий) с возможностью последующего трудоустройства;
-
окажут практическую помощь в выборе профессии либо смене вида трудовой деятельности, содействие в повышении квалификации;
-
окажут содействие в обучении технике самостоятельного поиска работы, определении сферы профессиональных интересов.
Результаты профессиональной ориентации определяют последующие действия органов по труду, занятости и социальной защите по предоставлению гражданам услуг.
В целях выстраивания эффективной системы профориентационной работы органы по труду, занятости и социальной защите могут принимать участие в проведении профориентационных мероприятий совместно с учреждениями образования, органами внутренних дел, молодежными общественными объединениями, иными организациями для организованных ими групп граждан (учащихся).
Предусмотренные в постановлении № 124 нормы позволят получить гражданам практическую помощь в профессиональном самоопределении, формировании стремления к самостоятельному профессионально-образовательному выбору жизненной траектории, перспективах профессионального, карьерного роста.
Информация предоставлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!