/ / Аналитика
26.03.2025

Минтруда о новациях законодательства по вопросам занятости населения

В рамках реализации норм Закона «Об изменении законов по вопросам занятости населения» постановлением Правительства от 24 марта 2025 г. № 168 внесены изменений в 18 постановлений Совета Министров Республики Беларусь.

1. Совершенствуются подходы по организации и финансированию мероприятий по трудоустройству людей с инвалидностью (постановление Правительства от 2 февраля 2009 г. № 128 «Об обеспечении занятости инвалидов»).

1.1. Установлен предельный размер финансирования мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест для трудоустройства инвалидов за одно рабочее место – до 1 500 базовых величин (63 000 руб.).

Дополнительными условиями к организациям и нанимателям для получения такой поддержки предусматриваются:

  • отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), не нахождение в процессе ликвидации, в процедуре экономической несостоятельности (банкротства);
  • сохранение рабочего места за инвалидами не менее трех лет со дня трудоустройства на них инвалидов.

В трехлетний период не включаются периоды простоя, нахождения инвалида в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемом по инициативе нанимателя, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, перемещения инвалида или его временного перевода, период образовавшейся вакансии.

Перечень организаций, которые могут воспользоваться данной финансовой поддержкой, остался прежним:

  • организации, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов;
  • бюджетные организации, которым решениями местных органов власти установлены соответствующие задания;
  • иные организации в соответствии с заданиями местных органов власти по созданию (сохранению) рабочих мест для инвалидов свыше трех процентов от списочной численности работников.

1.2. Установлен предельный размер бюджетных средств, выделяемых на приобретение оборудования, материалов, средств индивидуальной защиты при финансировании мероприятий по адаптации к трудовой деятельности инвалидов – до 200 базовых величин (8 400 рублей) за одно рабочее место.

Как и ранее адаптация к трудовой деятельности инвалидов может осуществляться в организациях любых организационно-правовых форм и у индивидуальных предпринимателей. В рамках адаптации к трудовой деятельности инвалидов нанимателям компенсируются затраты:

  • на выплату заработной платы инвалидам в размере, не превышающем минимальную заработную плату, рассчитанную за отработанное рабочее время;
  • суммы среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска (денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск), не превышающей суммы, рассчитанной путем деления размера месячной минимальной заработной платы на 29,6 и умножения на количество календарных дней трудового отпуска (дней неиспользованного трудового отпуска);
  • суммы обязательных страховых взносов в ФСЗН и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исчисленной из вышеуказанных сумм.

Справочно. Адаптация к трудовой деятельности инвалидов – комплекс мероприятий, направленных на приобретение и совершенствование инвалидами профессиональных знаний, умений и навыков работы с учетом полученной или имеющейся у них квалификации. Срок адаптации – от шести месяцев до одного года, а для инвалидов с интеллектуальными нарушениями – до двух лет.

1.3. Установлена уточняющая норма о том, что прохождение адаптации к трудовой деятельности возможно не более одного раза, за исключением случая, когда инвалид по состоянию здоровья не может продолжать трудовую деятельность по профессии рабочего, по которой прошел адаптацию, либо в случаях ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, сокращения численности или штата работников.

2. Уточнен порядок установления брони приема на работу (постановление Правительства от 20 июля 2022 г. № 475 «Об установлении брони для приема на работу»).

В целях исключения дополнительной нагрузки на нанимателей установлено, что нанимателям, которым установлена квота для приема на работу инвалидов, броня приема на работу таких безработных не устанавливается.

3. Уточняется порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (постановление Правительства от 31 марта 2018 г. № 239 «О порядке отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, включая взаимодействие в этих целях государственных органов и организаций»).

При формировании комиссиями по координации работы по содействию занятости населения списка оплачивающих услуги с возмещением затрат по экономически обоснованным тарифам, в него не включаются:

  • граждане, при их обращении в комиссию, получающие образование на территории государств – участников Евразийского экономического союза в дневной форме получения образования;
  • получающие образование за границей по направлениям республиканских органов государственного управления в рамках исполнения обязательств по межгосударственным и межправительственным международным договорам Республики Беларусь.

Также уточняется, что занятыми в экономике считаются граждане, состоящие на учете в органах ФСЗН, – при условии уплаты обязательных страховых взносов.

4. Корректируется Примерное положение о постоянно действующей комиссии по координации работы по содействию занятости населения (постановление Правительства от 31 марта 2018 г. № 240 «Об утверждении Примерного положения о постоянно действующей комиссии по координации работы по содействию занятости населения»).

В целях активизации профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни, закреплено право комиссий взаимодействовать с территориальными органами внутренних дел по привлечению к ответственности за уклонение от явки в комиссию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

Комиссиям также предоставляется возможность при формировании списка трудоспособных граждан, не занятых в экономике, выехавших за пределы страны, оплачивающих услуги с возмещением затрат, корректировать данный список путем исключения из них сведений о гражданах, предъявивших в комиссию документы, подтверждающие отсутствие оснований для включения их в список.

5. В новой редакции изложено Положение о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

5.1. Урегулирован порядок прохождения обязанными лицами медицинского осмотра при приеме на работу.

Прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве, осуществляется организацией в день явки обязанного лица на основании направления на работу, выданного органом по труду, занятости и социальной защите.

При необходимости прохождения предварительного обязательного медицинского осмотра обязанное лицо в день приема на работу направляется нанимателем в организацию здравоохранения на медицинский осмотр.

На период прохождения медицинского осмотра обязанному лицу сохраняются гарантии, предусмотренные законодательством о труде.

В случае негодности обязанного лица по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ нанимателем решается вопрос о переводе его на работу, не противопоказанную по состоянию здоровья.

При отсутствии у нанимателя соответствующей работы он в письменной форме информирует орган по труду, занятости и социальной защите о расторжении с обязанным лицом трудового договора и необходимости подбора для него иного места работы.

5.2. Регламентирован механизм привлечения к труду административно арестованных обязанных лиц.

Основанием для привлечения к труду административно арестованного обязанного лица является постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста с обязательным привлечением к труду.

Административно арестованные обязанные лица могут привлекаться к труду как по месту их основной работы, так и в иных в организациях, которые будут определяться решениями местных исполнительных и распорядительных органов базового уровня.

6. Расширены возможности по частичной компенсации затрат на оплату труда граждан, освободившихся из мест лишения свободы и зарегистрированных безработными (постановление Правительства от 14 апреля 2014 г. № 347«О порядке организации и финансирования мероприятий по трудоустройству граждан, освобожденных из исправительных учреждений»).

За счет средств бюджета будет осуществляться частичная компенсация затрат нанимателей по оплате труда граждан, освобожденных из исправительных учреждений, принятых на работу по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, которые зарегистрировались в органе по труду, занятости и социальной защите безработными в течение шести месяцев с даты их освобождения.

За счет средств бюджета компенсируются:

  • затраты на выплату заработной платы с учетом отработанного времени в размере, не превышающем минимальную заработную плату;
  • сумма обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН, начисленных на заработную плату, исчисленной из вышеуказанной суммы.

Исключено дополнительное условие предоставления частичной компенсации затрат нанимателей по оплате труда граждан, освобожденных из исправительных учреждений, – «не смогли трудоустроиться на подходящую работу по независящим от них причинам в течение 10 дней».

По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь