Затраты на обучение работников и профориентация. Новации законодательства
В связи с принятием постановления Министерства труда и социальной защиты от 30 декабря 2024 г. № 119 «О компенсации органами по труду, занятости и социальной защите затрат на обучение работников и лиц, привлекаемых к труду» (постановление № 119) и постановления Министерства труда и социальной защиты от 31 декабря 2024 г. № 124 «Об осуществлении органами по труду, занятости и социальной защите профессиональной ориентации» (постановление № 124) сообщаем следующее.
По постановлению № 119.
Постановлением № 119 утверждена Инструкция о порядке и условиях компенсации органами по труду, занятости и социальной защите нанимателям, учреждениям уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовым профилакториям затрат на обучение (Инструкция).
Предлагаем обратить внимание на следующие основные новации.
В практику компенсации затрат:
- нанимателям введены образовательные программы переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин;
- учреждениям уголовно-исполнительной системы (УИС) и лечебно-трудовым профилакториям (ЛТП) – переподготовка рабочих (служащих), переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, переподготовка водителей механических транспортных средств, самоходных машин.
В перечень работников, затраты на обучение которых компенсируют нанимателю, введена новая категория – «предпенсионеры».
Это те работники, которым до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более пяти лет.
В Инструкции приведен исчерпывающий перечень затрат, которые органы по труду, занятости и социальной защите могут полностью или частично компенсировать нанимателю, а также учреждению УИС или ЛТП. Компенсация затрат производится органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя, учреждения УИС или ЛТП на основании их письменного заявления и представленных документов (сведений), определенных Инструкцией.
Справочно
Подлежат компенсации следующие затраты на:
- оплату труда педагогических работников, мастеров производственного обучения, инструкторов производственного обучения рабочих массовых профессий и иных работников, осуществляющих образовательный процесс при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых;
- выплату вознаграждения за участие в работе квалификационных комиссий;
- стоимость расходных материалов, необходимых для осуществления профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;
- уплату сумм обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Важно! Письменное заявление в орган по труду, занятости и социальной защите наниматель, учреждение УИС или ЛТП может подать не позднее одного месяца после завершения работником (лицом, привлекаемым к труду) обучения.
В Инструкции обозначены условия определения размера такой компенсации. На компенсацию в полном размере могут претендовать наниматели, которые приняли на работу работника, впервые нашедшего работу, работника предпенсионного возраста, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Для учреждений УИС или ЛТП – лица, привлекаемые к труду администрацией этих организаций в период их пребывания в учреждениях УИС или нахождения в ЛТП, завершившие профессиональную подготовку либо иными словами – получившие профессию рабочего впервые.
Предусмотренные постановлением № 119 нормы позволят приобрести новые трудовые и профессиональные компетенции (квалификации) работникам, лицам, привлекаемым к труду, повысить уровень возмещения расходов по содержанию детей обязанными лицами, а также ущерба, причиненного преступлением, лицом, привлекаемым к труду, и, кроме того, будет способствовать их успешной ресоциализации.
По постановлению № 124.
Постановлением № 124 утверждено Положение о порядке осуществления органами по труду, занятости и социальной защите профессиональной ориентации (Положение).
Согласно новой редакции Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь», право на бесплатную профессиональную ориентацию в органах по труду, занятости и социальной защите имеют безработные и граждане, обратившиеся по вопросам трудоустройства.
Услуги по профессиональной ориентации оказываются в индивидуальном порядке при личном обращении безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, в органы по труду, занятости и социальной защите. Специалисты органов по труду, занятости и социальной защите:
- ознакомят с услугами, оказываемыми органами по труду, занятости и социальной защите;
- предоставят информацию о наличии свободных рабочих мест (вакансий) с возможностью последующего трудоустройства;
- окажут практическую помощь в выборе профессии либо смене вида трудовой деятельности, содействие в повышении квалификации;
- окажут содействие в обучении технике самостоятельного поиска работы, определении сферы профессиональных интересов.
Результаты профессиональной ориентации определяют последующие действия органов по труду, занятости и социальной защите по предоставлению гражданам услуг.
В целях выстраивания эффективной системы профориентационной работы органы по труду, занятости и социальной защите могут принимать участие в проведении профориентационных мероприятий совместно с учреждениями образования, органами внутренних дел, молодежными общественными объединениями, иными организациями для организованных ими групп граждан (учащихся).
Предусмотренные в постановлении № 124 нормы позволят получить гражданам практическую помощь в профессиональном самоопределении, формировании стремления к самостоятельному профессионально-образовательному выбору жизненной траектории, перспективах профессионального, карьерного роста.
Информация предоставлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21 февраля 2025 г. № 43 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184» внесены изменения в Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (далее – правила аттестации учащихся), Инструкцию по организации и проведению централизованного экзамена (далее – Инструкция).
Правила аттестации учащихся
В соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь от 8 июля 2024 г. № 22-З «Об изменении законов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» вносятся изменения в части переименования специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений в специальные воспитательные учреждения.
В соответствии с практикой применения откорректированы нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Белорусский язык» и «Русский язык» в части количества исправлений при выполнении контрольных и тематических самостоятельных работ. Данные изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 г.
По учебным предметам «Белорусский язык» и «Русский язык» всегда контроль и оценка орфографической и пунктуационной грамотности осуществляются при проведении письменных работ – обучающих и контрольных. При оценивании письменных работ учащихся учитываются ошибки орфографические (допущенные в написании слов), пунктуационные (допущенные при постановке знаков препинания), грамматические (допущенные при образовании различных слов, их форм; построении словосочетаний и предложений). При проверке и оценке письменных работ учащихся учитываются виды орфографических ошибок: грубые, негрубые, повторяющиеся и однотипные. Также учитывались и допущенные учащимся исправления.
Так, до внесения изменений в постановление № 184 учащиеся III–IV классов в соответствии с нормами оценки словарного диктанта имели возможность получить 10 баллов только при условии 0 ошибок и без исправлений, 9 баллов – 0 ошибок и 1 исправление на месте негрубой ошибки, 8 баллов – 1 исправление на месте грубой ошибки или 2 исправления на месте негрубой ошибки.
Или, например, учащиеся V–XI классов в соответствии с нормами оценки словарного диктанта за 3–4 исправления на месте орфограммы и не допустили ни одной ошибки получали отметку 7 баллов.
При оценке текстового диктанта, творческих работ (изложение, сочинение) также учащиеся не имели возможности получить 10, 9, 8 баллов, допустив исправления в работах.
С 1 сентября 2025 г. при оценке результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Беларуская мова», «Русский язык» в контрольных и тематических самостоятельных работах три и более исправлений считаются за одну ошибку. Данная мера направлена не на снижении требований к объективности оценки работы учащихся, а на создании условий, в которых дети смогут чувствовать себя увереннее и не бояться ошибаться.
Правила проведения аттестации учащихся предусматривают условия и порядок допуска учащихся к централизованному экзамену по завершении обучения и воспитания на III ступенях общего среднего образования.
В постановлении предусмотрено, что учащимся, не явившимся на централизованный экзамен, учащимся с неудовлетворительными результатами централизованного экзамена предоставляется право на прохождение итоговой аттестации в иные сроки.
Правила проведения аттестации дополнены изменениями, которыми предусмотрена возможность освобождения от итоговых испытаний по завершению обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащихся, имеющих заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения. В настоящее время по медицинским показаниям от итоговых испытаний освобождаются учащиеся по завершению обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.
Учащиеся, содержащиеся под стражей в следственном изоляторе, под стражей в исправительном учреждении и осваивающие содержание образовательной программы среднего образования, учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы среднего образования в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, экстерны, содержащиеся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел, итоговые испытания по завершении обучения и воспитании на III ступени общего среднего образования проходят только в виде выпускного экзамена. В настоящее время проведение итоговых испытаний для данных категорий учащихся возможно в виде выпускного экзамена или централизованного экзамена
Инструкция по организации и проведению централизованного экзамена
В соответствии со статьей 161 Кодекса об образовании в Инструкции по организации и проведению централизованного экзамена (далее – ЦЭ) введено понятие «репетиция централизованного экзамена».
Для порядка заполнения бланка ответов, на котором участники централизованного экзамена фиксируют свои ответы на задания экзаменационной (тестовой) работы в Инструкцию внесено дополнение, что отмене подлежат все случайные метки (прочерки, точки), внесено. Область ответов бланка ответов состоит из двух частей: часть А – для ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов ответов, часть В – для кратких ответов на задания без выбора ответа.
Дополнение касается внесения меток в часть А области ответов. Образец метки приводится в бланке ответов. При заполнении бланка ответов зачастую участники экзамена оставляют случайные пометки (точки, случайные штрихи, прочерки). Система оптического машинного распознавания при переводе информации с бланка ответов в электронный формат считывает любую метку, в том числе перечисленные случайные пометки. Данное дополнение акцентирует внимание участников экзамена на необходимость обязательной отмены всех случайных пометок.
Внесенное в Инструкцию дополнение «сверяя соответствие номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы» обязывает педагогических работников, работающих в аудитории во время централизованного экзамена, по истечении времени на выполнение экзаменационной работы в момент, когда они принимают от участников экзамена использованные экзаменационные материалы (бланки ответов и бланки экзаменационных (тестовых) работ обязательно еще раз сверить соответствие номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы. Это связано с необходимостью дополнительного контроля со стороны организаторов экзамена в аудитории возможной случайной ошибки в момент раздачи экзаменационных материалов (номер варианта бланка ответов должен соответствовать номеру варианта экзаменационной работы), а также в целях усилением мер информационной безопасности (исключения возможности попытки преднамеренного обмена бланками ответов или бланками экзаменационных работ).
Внесена в Инструкцию позиция, которой запрещено использование средств связи, средств аудио-, видео-, фотофиксации не только в аудитории проведения ЦЭ, но и в пункте проведения ЦЭ.
В связи с поступающими обращениями из числа педагогических работников, находящихся в аудитории проведения ЦЭ, исключен педагогический работник, преподающий учебный предмет, по которому проводится ЦЭ.
В соответствии со статьей 129 Кодекса об образовании Инструкция дополнена главой 9, в которой определены особенности организации репетиции централизованного экзамена.
Информация предоставлена Министерством образования Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 28 марта 2025 г.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять деятельность, связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, только при наличии комплексного природоохранного разрешения.
Комплексное природоохранное разрешение является единым разрешительным документом, удостоверяющим право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства и заменяет собой разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.
Под объектами, оказывающими комплексное воздействие на окружающую среду, понимаются объекты хозяйственной и иной деятельности, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически и (или) технологически, расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (пункт 21 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды»).
Перечень объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, установлен приложением к Указу Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях». К ним относятся:
1) объекты по выращиванию и откорму молочного крупного рогатого скота проектной мощностью 5 тыс. голов и более;
2) объекты по выращиванию и откорму прочего крупного рогатого скота проектной мощностью 8 тыс. голов и более;
3) объекты по выращиванию и откорму свиней проектной мощностью 40 тыс. голов и более;
4) объекты по выращиванию сельскохозяйственной птицы проектной мощностью 25 млн. голов и более;
5) объекты по производству продуктов питания (за исключением объектов, осуществляющих отведение производственных сточных вод в централизованную систему водоотведения (канализации):
- по обработке и переработке продуктов животного происхождения (кроме молока) проектной мощностью 75 тонн в сутки и более;
- по обработке и переработке молока проектной мощностью 200 тонн в сутки и более;
- по обработке и переработке продуктов растительного происхождения проектной мощностью 300 тонн в сутки и более;
6) объекты текстильного производства, на которых осуществляется промывка, отбеливание, мерсеризация или окрашивание волокна или текстиля, проектной мощностью 10 тонн в сутки и более;
7) объекты по производству целлюлозы и (или) древесной массы проектной мощностью 100 тыс. тонн в год и более, бумаги и (или) картона проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
8) объекты по производству нефтепродуктов и кокса, из них:
- нефтеперерабатывающие заводы проектной мощностью 500 тонн в сутки и более;
- установки для газификации и сжижения угля и битуминозных сланцев проектной мощностью 500 тонн в сутки и более;
9) объекты серийного производства химических продуктов:
- простых кислородосодержащих сернистых, азотных, фосфоросодержащих, галогенизированных углеводородов;
- основных пластических материалов (полимеров, синтетических волокон и волокон на базе целлюлозы);
- поверхностно-активных веществ;
- красок, пигментов, лаков, растворителей всех видов для различного применения;
- газов (аммиака, хлора, фтора, оксидов углерода, соединений серы, оксидов азота, водорода, диоксида серы, хлорокиси углерода);
- неорганических химических веществ (кислот, щелочей, солей, оксидов);
- основных продуктов для растениеводства и биоцидов (включая производство фосфорных, азотных или калийных минеральных удобрений);
10) объекты по производству фармацевтических субстанций, используемых для производства лекарственных средств;
11) объекты по производству неметаллических минеральных продуктов, из них объекты по:
- производству асбестосодержащих продуктов проектной мощностью 10 тыс. тонн в год и более;
- переработке фрикционных материалов проектной мощностью 25 тыс. тонн в год и более;
- производству стекла, включая стекловолокно, проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
- производству цементного клинкера во вращающихся обжиговых печах проектной мощностью 500 тонн в сутки и более, в других (невращающихся) печах проектной мощностью 50 тонн в сутки и более;
- производству извести во вращающихся обжиговых печах проектной мощностью 50 тонн в сутки и более;
12) объекты металлургического производства, из них:
- объекты по производству передельного чугуна или стали (первичная или вторичная плавка), включая непрерывную разливку, проектной мощностью 2,5 тонны в час и более;
- станы горячей прокатки черных металлов проектной мощностью 20 тонн сырой стали в час и более;
- объекты для литья черных металлов проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
- объекты по выплавке, включая легирование, цветных металлов, в том числе рекуперированных продуктов (включая рафинирование, литейное производство и другое), проектной мощностью 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для всех других металлов;
13) объекты снабжения электроэнергией, газом, паром, горячей водой, из них:
- тепловые электрические станции и другие установки по получению электроэнергии, пара и горячей воды проектной суммарной (тепловой и электрической) установленной мощностью 100 МВт и более;
- атомные электростанции и другие ядерные установки;
14) объекты по очистке сточных вод, из них:
- производственных сточных вод проектной мощностью 5 тыс. куб. метров в сутки и более;
- хозяйственно-бытовых или их смеси с производственными сточными водами и (или) поверхностными сточными водами, сбрасываемых в окружающую среду через систему канализации населенных пунктов (городских сточных вод), проектной мощностью 50 тыс. куб. метров в сутки и более;
15) объекты по обезвреживанию, использованию отходов производства 1–3 классов опасности проектной мощностью свыше 1 тыс. тонн в год.
При этом перечисленные объекты не относятся к объектам, оказывающим комплексное воздействие на окружающую среду, в следующих случаях:
- если объем добычи (изъятия) вод составляет менее 5 куб. метров в сутки с применением водозаборных сооружений;
- если согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы от всех объектов воздействия на атмосферный воздух составляют 3 тонны в год и менее или валовые выбросы загрязняющих веществ 1 класса опасности составляют 10 килограммов в год и менее;
- если объекты воздействия на атмосферный воздух не включены в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленный приложением 2 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33.
В этих случаях требуется получать отдельные разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность (планирующие осуществлять деятельность), связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, но не перечисленных выше, вправе получать комплексные природоохранные разрешения.
В случае эксплуатации иных объектов (вместе с объектами, оказывающими комплексное воздействие на окружающую среду) юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе обращаться за выдачей единого комплексного природоохранного разрешения.
Для получения комплексного природоохранного разрешения юридические лица и индивидуальные предприниматели подают в областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту нахождения объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, следующие документы:
1) заявление на получение комплексного природоохранного разрешения.
Справочно
Форма заявления установлена приложением к Регламенту административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 6.27.1 «Получение комплексного природоохранного разрешения», утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 января 2022 г. № 17.
Инструкция о порядке заполнения заявления на получение комплексного природоохранного разрешения утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 января 2022 г. № 17;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случая уплаты государственной пошлины посредством использования платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве).
Справочно
Государственная пошлина за получение комплексного природоохранного разрешения составляет 20 базовых величин (пункт 125 приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь);
3) при приемке в эксплуатацию объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, – раздел «Охрана окружающей среды» (включая копию экологического паспорта проекта) утвержденной проектной документации по объекту (с возвратом при представлении в письменной форме).
Справочно
Разработка, согласование и утверждение проектной документации осуществляются с учетом требований, установленных пунктами 24–47 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476;
4) при эксплуатации действующего объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду:
4.1) проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
4.2) акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Справочно
Форма проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлена приложением к Положению о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33.
Форма акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлена приложением 2 к Положению о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33;
4.3) расчет нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод (в случае сброса сточных вод в поверхностные водные объекты).
Справочно
Требования к расчету нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод установлены в ЭкоНиП 17.06.02-002-2021 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Правила расчета нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 сентября 2021 г. № 8-Т;
4.4) утвержденные индивидуальные технологические нормативы водопользования (в случае необходимости их разработки).
Справочно
Индивидуальные технологические нормативы водопользования разрабатываются при отсутствии отраслевых технологических нормативов водопользования или в целях уточнения объемов водопотребления, водоотведения для конкретного производства. Индивидуальные технологические нормативы водопользования разрабатываются и утверждаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство продукции, использование сырья, материалов в процессе производства, связанного с водопотреблением и водоотведением, за исключением случаев, когда водопользование (водопотребление и водоотведение) осуществляется только посредством систем водоснабжения и канализации населенных пунктов (пункт 4 статьи 24 Водного кодекса Республики Беларусь, подпункт 5.14 пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»);
4.5) расчет годового количества образования отходов производства;
4.6) акт инвентаризации отходов производства (для юридических лиц, осуществляющих обращение с отходами, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов).
Справочно
Расчет годового количества образующихся отходов производства и составление акта инвентаризации отходов производства осуществляется в соответствии с постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства»;
4.7) копия (копии) заключения (заключений) о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства (в случаях, если степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 3-Т).
Для получения комплексного природоохранного разрешения заявитель или его представитель подают документы одним из следующих способов:
- в письменной форме:
- в ходе приема заявителя или его представителя,
- нарочным (курьером),
- посредством почтовой связи;
- в электронной форме.
В электронной форме документы представляются при оплате государственной пошлины за получение комплексного природоохранного разрешения посредством использования платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве.
В электронной форме документы представляются в виде электронной копии документа на бумажном носителе.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1677 установлен следующий порядок рассмотрения заявлений и выдачи комплексных природоохранных разрешений.
В течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды размещает на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет представленное заявление и общественное уведомление. В течение 10 календарных дней с даты размещения указанных документов заинтересованные лица вправе представить свои предложения и (или) замечания по ним. По результатам их рассмотрения областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды готовит сводку отзывов, включающую поступившие предложения и (или) замечания и результаты их рассмотрения, которая хранится вместе с документами, представленными заявителем для получения комплексного природоохранного разрешения.
В течение 45 дней со дня регистрации поступивших от заявителя документов областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды рассматривает представленные документы и (или) сведения, проводит проверку их соответствия требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, в случае необходимости осуществляет выезд к месту нахождения объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, и принимает решение о выдаче комплексного природоохранного разрешения или об отказе в выдаче комплексного природоохранного разрешения.
Решение об отказе в выдаче комплексного природоохранного разрешения принимается в следующих случаях:
1) наличия аргументированных и обоснованных предложений и (или) замечаний, препятствующих выдаче комплексного природоохранного разрешения;
2) отсутствия у заявителя лицензий на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.
Справочно
Законом Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» в сфере деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, предусматривается лицензирование двух видов работ и (или) услуг:
1) операции с озоноразрушающими веществами;
2) использование отходов 1–3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов;
3) установления фактов ошибочного определения (расчета) величин нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
4) невыполнения условий осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, условий специального водопользования, условий хранения и (или) захоронения отходов производства, установленных в ранее выданном разрешении, при их наличии и возможности выполнения;
5) в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти заинтересованного лица, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, когда законодательными актами предусмотрен переход прав и обязанностей индивидуального предпринимателя к коммерческой организации);
6) если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;
7) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
При принятии решения о выдаче комплексного природоохранного разрешения установлен следующий срок его действия – 10 лет, за исключением следующих случаев:
- при осуществлении пусконаладочных работ, приемки в эксплуатацию объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, комплексное природоохранное разрешение выдается на срок проведения таких работ, указанный в заявлении;
- при эксплуатации объектов воздействия на атмосферный воздух, которые отнесены к I категории (в соответствии с категориями объектов воздействия на атмосферный воздух и перечнями объектов воздействия на атмосферный воздух, относящихся к различным категориям, установленными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 664), комплексное природоохранное разрешение выдается на 5 лет.
Получение нового комплексного природоохранного разрешения требуется в следующих случаях:
- реорганизации юридического лица в форме слияния, выделения, разделения, присоединения к нему другого юридического лица – в течение шести месяцев со дня государственной регистрации юридического лица либо государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица;
- перехода права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, предоставления в аренду или на ином законном основании эксплуатируемых заявителем объектов, переоформления документации на гидротехнические сооружения и устройства для осуществления специального водопользования – в течение шести месяцев со дня возникновения таких обстоятельств;
- изменения места нахождения объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, – до начала их эксплуатации;
- необходимости увеличения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду – со дня возникновения таких обстоятельств;
- необходимости дополнения разрешения нормативами допустимого воздействия на окружающую среду для веществ и (или) источников, ранее в нем не указанных, – до начала эксплуатации источников;
- появления у заявителя изменений, влекущих за собой необходимость получения разрешения в другом органе выдачи разрешений, – со дня возникновения таких обстоятельств.
Адамович Е.В.,
главный советник Национального центра законодательства
и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21 января 2025 г. № 5 внесены изменения в Правила по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 27 декабря 2019 г. № 67 (далее – Правила).
В частности, предусматривается в ходе технического освидетельствования, технического диагностирования аттракциона разборка критичных (критических) компонентов, узлов и механизмов аттракциона в случаях недоступности или затруднения их осмотра и контроля. Также определяется порядок выполнения данных работ и требования к специализированной организации, которая вправе проводить разборку/сборку узлов и механизмов аттракциона.
Правила дополнены требованием к программе технического диагностирования аттракциона следующего содержания:
программа технического диагностирования аттракциона с целью продления срока службы должна предусматривать два этапа:
1 этап – проведение работ по оценке технического состояния аттракциона с целью выявления дефектов и составления ведомости дефектов;
2 этап – после устранения выявленных дефектов с выдачей заключения к отчету о техническом диагностировании аттракциона.
В Республике Беларусь эксплуатация аттракционов происходит в условиях, когда более 70 % из них отработали назначенный изготовителем срок службы.
При этом, большая часть аттракционов отработала два и более назначенных сроков службы, который, как правило, составляет 7–10 лет.
Для минимизации рисков аварий и инцидентов при эксплуатации таких аттракционов устанавливается норма, согласно которой продление дальнейшей эксплуатации аттракционов по результатам их технического диагностирования осуществлять на срок не более 12 месяцев. При этом, изменения в Правила предусматривают не допускать продление срока службы аттракционов, отработавших три и более назначенных изготовителем сроков службы. Такие аттракционы должны быть выведены из эксплуатации и утилизированы.
Также устанавливается, что проводить техническое освидетельствование аттракционов, отработавших назначенный срок службы (назначенный ресурс), и стационарных аттракционов, размещенных на новом месте эксплуатации, будут только эксперты в области промышленной безопасности Госпромнадзора.
В целях закрепления необходимости проведения идентификации аттракционов в ходе их технического освидетельствования и предоставления соответствующей информации в территориальный орган Госпромнадзора по месту регистрации аттракциона, в том числе в целях сличения такой информации с его регистрационными данными, в Правилах установлены требования по оформлению акта технического освидетельствования аттракциона и его форма.
Формой этого акта предусмотрено указание идентификационных данных аттракциона (наименование аттракциона, сведения о регистрации в Госпромнадзоре, заводской номер, дата изготовления, наименование изготовителя аттракциона, основные технические характеристики), которые указываются в соответствии с эксплуатационными документами и сверяются с представленным аттракционом.
Также устанавливается, что лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию аттракционов, должно быть назначено из числа работников, имеющих квалификацию не ниже специалиста (техника) в области техники, технологии, архитектуры и строительства.
Устанавливаются требования к разработке мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварий, инцидентов, несчастных случаев на аттракционе, плана действий при их возникновении.
При этом план по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварий, инцидентов, несчастных случаев на аттракционе может быть разработан как на отдельный аттракцион, так и на группу аттракционов одного эксплуатанта (владельца) и должен определять конкретные технические средства и действия работников субъекта по локализации и ликвидации аварии, инцидента, несчастного случая и их последствий, а также по защите работающих и населения от последствий аварии и инцидента.
Принятые изменения направлены на повышение уровня безопасности при эксплуатации аттракционов.
Постановление вступило в силу с 20 марта 2025 г.
Информация предоставлена Министерствлм по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 4 октября 2024 г. принято постановление № 81/144 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В Минтруда и соцзащиты разъяснили основные новации правового акта.
1. Введение
Постановление № 81/144, вступившее в силу 21 марта 2025 г., утверждает новые формы документов, связанных с расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также регламентирует порядок их заполнения, ведения и хранения. Одновременно с этим признано утратившим силу ранее действовавшее постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 августа 2015 г. № 51/94.
2. Ключевые изменения
2.1. Формы документов
Постановлением № 81/144 введены обновленные формы документов:
- журнала учета пациентов (потерпевших), получивших производственную травму;
- заключения о тяжести производственной травмы;
- протокола об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания;
- заключения о несчастном случае;
- акта о несчастном случае на производстве (форма Н-1);
- акта о непроизводственном несчастном случае (форма НП);
- журнала регистрации несчастных случаев;
- акта о несчастном случае на производстве (форма Н-1АС);
- оповещения о несчастном случае на производстве со смертельным исходом, групповом несчастном случае;
- сообщения о несчастном случае на производстве;
- протокола осмотра места происшествия несчастного случая;
- акта о профессиональном заболевании (форма ПЗ-1);
- журнала регистрации профессиональных заболеваний;
- журнала учета и наблюдения лиц, имеющих профессиональные заболевания;
- карты учета профессионального заболевания.
Из списка форм исключена форма извещения об остром профессиональном заболевании (экстренное) и хроническом профессиональном заболевании.
Ранее изготовленные (используемые) до вступления в силу Постановления № 81/144 журналы учета пациентов (потерпевших), получивших производственную травму, журналы регистрации несчастных случаев, журналы регистрации профессиональных заболеваний, журналы учета и наблюдения лиц, имеющих профессиональные заболевания, реализуются до их полного расходования и используются до полного заполнения всех страниц журналов.
2.2. Электронный документооборот
Предусмотрено, что такие документы, как журнал учета пациентов (потерпевших), получивших производственную травму, журнал регистрации несчастных случаев, журнал регистрации профессиональных заболеваний и журнал учета и наблюдения лиц, имеющих профессиональное заболевание, могут вестись в электронном виде с использованием программных средств, которые позволяют однозначно идентифицировать заполняющих его лиц и момент времени внесения записей, а также защищены от несанкционированного доступа и внесения изменений в них.
Также предусмотрена возможность отправки оповещений и сообщений через систему межведомственного электронного документооборота государственных органов (СМДО).
2.3. Учет работы по гражданско-правовым договорам
Новые формы адаптированы для случаев, когда пострадавшие выполняли работы не по трудовому, а по гражданско-правовому договору.
2.4. Порядок информирования о несчастных случаях
Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30, определен двухэтапный порядок информирования страхователем, организацией о групповом несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом:
1) не позднее двух часов с момента, когда стало известно о несчастном случае любому должностному лицу страхователя, организации (страхователю - физическому лицу), оповещают посредством СМДО, по телефону, телефаксу, другим средствам связи (за исключением почтового отправления), нарочным:
- районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай;
- территориальное подразделение Департамента государственной инспекции труда, на поднадзорной территории которого зарегистрированы организация, страхователь;
2) не позднее рабочего дня, следующего за днем происшествия несчастного случая, направляют сообщение о несчастном случае на производстве:
- в районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай;
- территориальное подразделение Департамента государственной инспекции труда, на поднадзорной территории которого зарегистрированы организация, страхователь;
- в областное (Минское городское) объединение профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси (при отсутствии у страхователя, в организации профсоюза);
- в вышестоящую организацию (при ее наличии), республиканский орган государственного управления и местный исполнительный и распорядительный орган, на подведомственной территории которого расположен страхователь, страхователю потерпевшего (при несчастном случае с работающим у другого страхователя);
- в территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте.
В связи с этим Постановлением № 81/144 установлена форма оповещения о несчастном случае на производстве со смертельным исходом, групповом несчастном случае, которой раньше не было.
3. Детализация изменений в отдельных формах
3.1. Заключение о тяжести производственной травмы
Исключена необходимость подписи руководителя (заместителя руководителя) учреждения здравоохранения.
Для работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, вместо информации о профессии рабочего (должности служащего), указывается «работающий по гражданско-правовому договору».
3.2. Протокол об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания
Допускается составление протокола уполномоченным должностным лицом страхователя, организации (страхователем – физическим лицом), проводившим расследование (принимавшим участие в специальном расследовании, расследовании несчастного случая или профессионального заболевания), при отсутствии профсоюза или если потерпевший не был членом профсоюза.
Степень вины потерпевшего может варьироваться от 0 до 100 процентов.
3.3. Акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 и акт о непроизводственном несчастном случае формы НП
Добавлены новые пункты:
6.4 «выполняемая работа»;
7.2 «травма относится, не относится к тяжелым производственным травмам, привела к смерти (ненужное зачеркнуть)».
3.4. Журнал регистрации несчастных случаев
Теперь включает регистрацию случаев, оформленных актом служебного расследования.
3.5. Сообщение о несчастном случае на производстве
Форма расширена с 5 до 14 пунктов для большей информативности.
3.6. Протокол осмотра места происшествия несчастного случая
Добавлен вариант осмотра места происшествия несчастного случая, не приведшего к тяжелой производственной травме.
4. Нововведения в Инструкции о порядке заполнения, ведения и хранения документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
4.1. Обновлены классификаторы
В классификатор видов происшествий добавлена новая категория – повреждения, позволяющие квалифицировать несчастный случай как непроизводственный (код 1600), включающая:
- умышленное совершение потерпевшим противоправного деяния (код 1601);
- умышленное причинение потерпевшим вреда своему здоровью (код 1602);
- нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (код 1603);
- заболевание потерпевшего, имевшееся у него до повреждения здоровья, смерти, или резкое ухудшение состояния здоровья непосредственно перед несчастным случаем (код 1604).
При этом прочие происшествия теперь обозначаются кодом 1700 (ранее – 1600).
Кроме того:
- изменена структура классификатора причин несчастного случая, а также классификатора оборудования, машин, механизмов, транспортных средств;
- введен новый классификатор опасных и вредных производственных факторов.
4.2. Уточненные формулировки
В обновленных формах документов отражены последние изменения в законодательстве. В частности, прежние формулировки заменены на новые, закрепленные в других нормативных правовых актах:
- «профессия рабочего (должность служащего)»;
- «руководитель страхователя (организации) страхователь – физическое лицо» и другие.
5. Заключение
Постановление № 81/144 вносит значительные изменения в документооборот, связанный с расследованием несчастных случаев и профзаболеваний, упрощает электронное взаимодействие и адаптирует формы под современные требования. Организациям следует своевременно перейти на новые бланки и учесть обновленные процедуры уведомления.
Информация предоставлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

В связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 713(6) «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (постановление №713(6)), которым внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» (постановление № 713) Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет следующее.
Вопрос: можно ли субъекту торговли, осуществляющему розничную торговлю (далее – субъект торговли), после окончания акции, проводимой на потребительские товары в период с 14 апреля 2025 г. и позднее, вернуться к регулярной цене, установленной до начала проведения акции (до 14 апреля 2025 г.)?
Ответ: в соответствии с пунктом 2 постановления № 713 (6) остатки потребительских товаров, указанных в приложении 1 к постановлению №713, сложившиеся у импортеров и субъектов торговли на 14 апреля 2025 г., реализуются:
- до нового поступления таких же товаров – по ценам, не превышающим уровень, сложившийся на 14 апреля 2025 г.;
- при новом поступлении таких же товаров после 14 апреля 2025 г. – по ценам не выше сформированных в соответствии с постановлением № 713 на вновь поступившие потребительские товары.
Соответственно при отсутствии нового поступления таких же товаров субъекту торговли (в любой их объектов юридического лица и индивидуального предпринимателя) обязанность приведения цен на остатки товаров в соответствии с нормами постановления № 713 (6) не возникает.
При этом, если субъектом торговли по состоянию на 14 апреля 2025 г. проводились акционные мероприятия в отношении потребительских товаров, указанных в приложении 1 к постановлению №713, то по окончанию мероприятий (после 15 апреля 2025 г.) при отсутствии нового поступления таких же товаров субъект торговли вправе вернуться к розничным ценам, действовавшим до начала их проведения.
Справочно
В соответствии с частью первой пункта 35 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 августа 2021 г. № 55, розничные цены устанавливаются руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица или индивидуальным предпринимателем. При установлении розничных цен должен быть составлен документ, обосновывающий расчет розничных цен, с указанием размера применяемой торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене производителя, импортера, заготовительной организации, хранителя товаров из стабилизационных фондов, расходов по доставке и расходов по фасовке, включенных в цену товара, размер применяемой ставки НДС.
При новом поступлении товаров после 15 апреля 2025 г. в любой из объектов субъекта торговли цены на остатки таких же товаров должны быть приведены в соответствии с требованиями пункта 2 постановления №713(6).
Вопрос: необходимо ли составлять экономическое обоснования цен на остатки потребительских товаров после приведения цен на них в соответствие с нормами постановления № 713(6) (не выше сформированных цен на такие же товары, вновь поступившие после 15 апреля 2025 года)?
Ответ: составление экономического обоснования отпускных цен импортеру, документа, обосновывающего розничную цену субъекту торговли, осуществляющего розничную торговлю, не требуется.
Вопрос: можно ли повышать отпускные цены в одном периоде, применяя разные уровни рентабельности для разных наименований товаров одной группы (фактический уровень рентабельности 20 процентов, при этом на один товар установить рентабельность 16 процентов, а на другой товар – 20 процентов)?
Ответ: допускается установление отпускных цен с различным уровнем рентабельности в разрезе наименований товаров, относящихся к одному виду товаров, но не более максимального годового значения фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившегося в 2021–2024 годах по соответствующему виду потребительского товара, за исключением случая, предусмотренного в части второй подпункта 3.9 пункта 3 постановления № 713.
Вопрос: что понимается под видом потребительского товара?
Ответ: вид товаров – совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением (абзац второй пункта 2 Положения о порядке разработки, утверждения и согласования перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703).
Например, в группе товаров «Молоко и молочные продукты» можно выделить такие виды потребительских товаров, как молоко коровье пастеризованное, ультрапастеризованное, стерилизованное; кефир (биокефир), ряженка из коровьего молока; сметана (биосметана) из коровьего молока и др.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь