Минтруда об Указе о повышении роли нанимателей в области внешней трудовой миграции
Глава государства подписал Указ, направленный на совершенствование государственной политики в сфере внешней трудовой миграции и усиление контроля за условиями труда и проживания иностранных работников.
Указ призван повысить ответственность работодателей за привлекаемых иностранных работников, обеспечить их правовую защиту и усилить контроль за миграционными процессами в Республике Беларусь.
Важно: нормы Указа не распространяются на граждан государств-членов ЕАЭС (Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация).
Ключевые положения Указа:
I. Обязанности нанимателей
1. Сроки заключения трудового договора
Трудовой договор с трудящимся-иммигрантом обязательно должен быть заключен:
- в течение 30 дней с даты въезда работника в Беларусь (если наниматель уже получил спецразрешение);
- в течение 30 дней с даты получения спецразрешения (если иностранец въехал до его оформления).
2. Обеспечение полного информирования
Наниматель ознакамливает на понятном языке трудящихся-мигрантов с документами, регламентирующими их права и обязанности при трудоустройстве. К таким документам, в том числе, относятся:
- должностная (рабочая) инструкция;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- инструкции по охране труда.
3. Контроль со стороны нанимателя
Наниматель закрепляет на предприятии ответственное лицо, которое будет осуществлять контроль за трудовой деятельностью иностранных трудовых мигрантов и соблюдением ими условий пребывания в стране.
Предусмотрен контроль за:
- фактическим проживанием трудящихся-мигрантов по месту временного пребывания;
- соответствием условий их проживания санитарным нормам и правилам;
- соблюдением трудящимися-мигрантами правил пользования жилыми помещениями;
- сроками действия документов, необходимых для пребывания на территории республики и осуществления трудовой деятельности (виза, документ, удостоверяющий личность, водительское удостоверение и иные).
4. Оценка знания языка
Для ряда профессий обязательно знание белорусского или русского языков.
Конкретный перечень профессий и порядок оценки знаний одного из государственных языков Правительство определит в трехмесячный срок.
Наниматель организует проверку языковых навыков перед трудоустройством.
Если работник не прошел проверку знаний, ему отказывают в заключении трудового договора и приеме на работу.
Дополнительные обязанности нанимателей возникают вне зависимости от способа привлечения трудящихся-мигрантов (как по спецразрешению, так и в упрощенном порядке без учета ограничений по защите национального рынка труда).
В случае нарушения своих обязанностей наниматель будет привлекаться к административной ответственности.
Временный перевод трудящихся-иммигрантов к другому нанимателю запрещен.
II. Обязанности работников-мигрантов
Соблюдение миграционного и трудового законодательства.
Проживание по месту временного пребывания.
Соблюдение правил пользования жилыми помещениями.
Для ряда профессий – знать один из государственных языков.
Нарушение этих условий – основание для досрочного прекращения трудового договора.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Минтруда и соцзащиты – о корректировке Правил по охране труда Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 августа 2025 г. № 75 (постановление № 75) внесены изменения в Правила по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 июля 2021 г. № 53 (Правила).
Из Правил исключены ссылки на акты законодательства, утратившие силу, а также дублирующие нормы, которые содержатся в общих требованиях пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», Законе Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» и специфических требованиях по обеспечению пожарной безопасности взрывопожароопасных и пожароопасных производств, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2019 г. № 779.
Правила дополняются новыми нормами относительно:
- ведения журнала учета выдачи нарядов-допусков в электронном виде;
- введения запрета на эксплуатацию оборудования со снятыми (неисправными) защитными ограждениями движущихся и вращающихся частей оборудования.
В Правилах конкретизируются отдельные нормы.
Так, для обеспечения оптимальных и допустимых условий труда на рабочих местах организация технологических процессов, размещение технологического оборудования, режимы труда и отдыха должны соответствовать требованиям гигиенических нормативов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2021 г. № 37 «Об утверждении гигиенических нормативов».
Также пунктом 37 Правил устанавливается, что проходы, проезды не должны загромождаться или использоваться для хранения готовой продукции, отходов производства, строительных материалов, тары, грузовых тележек, напольного безрельсового транспорта.
Правилами (в редакции постановления № 75) предусматривается, что порядок перемещения и скорость движения транспортных средств, в том числе напольного безрельсового транспорта по территории организации, в производственных и иных помещениях устанавливаются локальным правовым актом в зависимости от конкретных условий (в том числе интенсивности движения транспортных средств, протяженности территории, состояния дорожного покрытия, ширины и профиля дорог и проездов, вида и типа транспортных средств и перевозимого груза) и должна обеспечивать безопасность движения.
Из Правил исключена норма о наличии службы безопасности дорожного движения или соответствующего специалиста, на которого возложены эти функции. Данные требования урегулированы Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 и Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972.
Правилами не детализируется, каким образом осуществляется сбор и временное хранение различных отходов, например, крупногабаритных отходов лома, отходов черных и цветных металлов (металлолома), тары, строительных материалов, твердых коммунальных отходов.
Правила устанавливают, что сбор, разделение по видам и временное хранение отходов, в том числе коммунальных отходов, должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами».
Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2023 г. № 93 «О порядке обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов» и иными актами законодательства, регулирующими вопросы обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов.
Постановлением № 75 Правила дополняются главой 131 «Требования при выполнении окрасочных работ в технологическом процессе (местах постоянного выполнения окрасочных работ)» и главой 132 «Требования при эксплуатации фреоновых холодильных установок».
Окрасочные работы, указанные в главе 131 Правил, включают подготовку поверхности под окрашивание, нанесение лакокрасочных материалов, сушку лакокрасочного покрытия и оплавление покрытий из порошковых полимерных красок, шлифование и полирование лакокрасочных покрытий.
При выполнении окрасочных работ должны соблюдаться требования актов законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также требования, содержащиеся в настоящей главе, иных технических нормативных правовых актах, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, паспорте безопасности на конкретный лакокрасочный материал.
Главой 132 Правил устанавливаются требования при эксплуатации фреоновых холодильных установок, функционирующих на компрессорах объемного действия по замкнутому циклу с использованием фреонов и их смесей в качестве холодильного агента. Сюда не относятся бытовые холодильные приборы, транспортные холодильные установки, торговые витрины, торговые прилавки и другое торговое холодильное оборудование.
Постановление № 75 вступает в силу с 22 ноября 2025 г.
Информация предоставлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Оказание поддержки спортивным организациям. Комментарий к Указу № 337 Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2013 г. № 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта» (Указ № 191) прекращает действие с 1 января 2026 г. В этой связи в целях создания надлежащих, равных и справедливых условий для развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь, оптимизации мер по поддержке организаций физической культуры и спорта принят Указ Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2025 г. № 337 «Об оказании поддержки спортивным организациям» (Указ № 337).
Как сообщили в Министерстве спорта и туризма, Указом № 337 предусмотрены:
1. Сохранение действующего порядка финансирования НОК Беларуси и Паралимпийского комитета Республики Беларусь (право для организаций-спонсоров включать предоставленную помощь в состав внереализационных расходов для целей налогообложения, право на осуществление предпринимательской деятельности без образования коммерческих организаций, уменьшение валовой прибыли указанных организаций на сумму прибыли, использованной ими на реализацию уставных целей (задач) и иное).
2. Отмену возможности получения клубами поддержки за счет льгот по налогу на недвижимость и земельному налогу для их спонсоров, которые предусмотрены Налоговым кодексом Республики Беларусь.
Также отменяется налоговая льгота для спонсоров клубов и федераций, которая в настоящее время установлена в части первой подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 191.
3. Для клубов и федераций сохранение двух льгот: освобождение от налога на прибыль суммы прибыли от размещения (распространения) рекламы спортивными организациями и освобождение от налога на добавленную стоимость ввозимых на территорию Республики Беларусь спортивными организациями спортивных товаров.
4. Возможность выделения субсидий за счет средств республиканского бюджета федерациям.
Предполагается, что решение об их выделении будет приниматься Президиумом Совета Министров Республики Беларусь.
5. Возможность выделения субсидий за счет средств местных бюджетов.
Такие субсидии будут предоставляться клубам по игровым видам спорта, являющимся государственными учреждениями или коммерческими организациями, 50 и более % акций (долей) которых находится в собственности государства, а также велосипедному клубу «Минск» и клубу биатлона.
Бюджетные клубы будут и дальше финансироваться из бюджета.
Клубы, созданные в форме коммерческих организаций, менее 50 % акций (долей) которых находится в собственности государства, будут содержаться за счет средств этих государственных организаций, которые их создали, в виде спонсорской помощи, рекламы, вклада учредителя и т.д. в размерах выделяемых субсидий государственным клубам.
Клубы, созданные в форме общественных объединений, могут получить поддержку от государственных организаций и самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность для своего содержания, виды которой определены подпунктом 2.3 пункта 2 Указа № 337.
6. Установление максимально допустимого размера поддержки, получаемой в течение календарного года федерациями и клубами от государственных организаций.
Предполагается, что размер таких ограничений будет определяться Президиумом Совета Министров Республики Беларусь.
7. Для клубов по игровым видам спорта установление обязанности направлять 15 % средств поддержки (за исключением субсидий и безвозмездной спонсорской помощи от коммерческих организаций) на спортивные школы в их структуре, а также другие спортивные школы, которые готовят для клуба спортивный резерв.
8. Установление запрета для клубов на любые выплаты спортивным агентам, а также выплат за счет средств поддержки, полученной от государственных организаций и бюджетных средств по гражданско-правовым договорам спортсменам и тренерам этих клубов, за оказанные ими услуги, связанные с участием в спортивных мероприятиях.
9. Установление требования о возмещении клубами и федерациями в республиканский бюджет сумм спонсорской помощи от государственных организаций и иных видов поддержки в случае нарушения норм Указа № 337 в размере неправомерно использованных средств.
10. Минспорт наделяется полномочиями осуществления контрольно-надзорной деятельности.
11. Совершенствование системы оплаты труда, в том числе с учетом спортивного результата клубов.
Для награждения спортсменов и тренеров за результаты по итогам чемпионатов (кубков) создается общекомандный призовой фонд за счет средств республиканского бюджета.
Информация предоставлена Министерством спорта и туризма Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
МНС – об отдельных вопросах определения даты получения профессионального дохода Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь направляет для сведения и использования в работе разъяснение отдельных вопросов определения даты получения профессионального дохода при поступлении оплаты на счет в иностранном банке при применении физическими лицами налога на профессиональный доход (далее – НПД).
Датой получения профессионального дохода для целей главы 40 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) признается в том числе дата получения соответствующих денежных средств, включая предварительную оплату, аванс, задаток, или дата поступления таких денежных средств на счета плательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, или дата зачисления таких денежных средств в виде электронных денег в электронный кошелек плательщика либо по его поручению в электронный кошелек третьих лиц (пункт 1 статьи 3815НК).
Справочно. Банк – банк Республики Беларусь, небанковская кредитно-финансовая организация Республики Беларусь, открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь», открытое акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа», открытое акционерное общество «Агентство по управлению активами», иная специализированная финансовая организация Республики Беларусь, которая не является банком, но действует на основании законодательного акта, в соответствии с которым осуществляет бухгалтерский учет согласно нормативным правовым актам Национального банка (подпункт 3.2 пункта 3 статьи 13 НК).
Пунктом 3 статьи 13 НК для целей НК предусмотрено использование сокращений, содержащихся в данном пункте, при условии, что из содержания НК не следует иное.
Принимая во внимание положения абзаца второго статьи 379 НК, предусматривающего отнесение к объектам налогообложения НПД профессионального дохода, полученного от источников за пределами Республики Беларусь, при получении плательщиком таких доходов на открытый им счет в иностранном банке датой получения профессионального дохода согласно пункту 1 статьи 3815 НК признается дата поступления денежных средств на такой счет.
Согласно пункту 6 статьи 3811 НК профессиональный доход, полученный в иностранной валюте, пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату получения профессионального дохода.
Таким образом, когда оплата услуг осуществляется заказчиком посредством перечисления денежных средств на открытый в иностранном банке счет плательщика-исполнителя с последующим перечислением плательщиком-исполнителем (полностью либо частично) денежных средств с этого счета на свой счет, открытый в банке Республики Беларусь, либо без такого перечисления, датой получения профессионального дохода признается дата поступления денежных средств на счет плательщика-исполнителя в иностранном банке. При этом чек по расчетам безналичными денежными средствами может быть сформирован плательщиком в приложении «Налог на профессиональный доход» (далее – приложение) по каждому факту расчета не позднее 7-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заказчиком произведены расчеты.
При формировании чека в приложении плательщику необходимо указать, в частности:
- в качестве даты получения профессионального дохода – дату поступления безналичных денежных средств на счет в иностранном банке;
- сумму профессионального дохода в белорусских рублях, определяемую путем пересчета в вышеуказанном порядке согласно пункту 6 статьи 3811 НК, в размере стоимости услуги, которую фактически оплатил заказчик, без ее уменьшения на сумму комиссионных вознаграждений банка и (или) иных удержаний, в том числе специализированных участников платежных систем.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
МВД прокомментировало изменения в Правила дорожного движения В Министерстве внутренних дел разъяснили положения Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа 2025 г. № 295 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», которым внесены изменения в Правила дорожного движения (ПДД).
Предусмотрено, что по общему правилу велосипедисты и лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности (СПМ), обязаны спешиваться и переходить проезжую часть с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 17, 18, 20, 36, 42 и 50 ПДД, для движения пешеходов. Допускается возможность не спешиваться только в случаях движения:
- по велосипедному переезду при условии определения порядка проезда с использованием транспортных светофоров для регулирования движения велосипедистов;
- на перекрестке по велосипедному переезду или не далее 1 метра от правого края проезжей части дороги, когда это допускается в соответствии с пунктами 148 и 148-1 ПДД. При этом велосипедист и водитель средства персональной мобильности обязаны руководствоваться требованиями транспортных светофоров или регулировщика для транспортных средств, а на нерегулируемом перекрестке – правилами проезда нерегулируемых перекрестков и дорожными знаками приоритета;
- по линии тротуаров или обочин, уступая дорогу иным транспортным средствам.
Следует отметить, что Государственной автомобильной инспекцией согласовано применение обозначающей таблички, устанавливаемой совместно с пешеходными светофорами. Такое сочетание рассматривается, как наличие транспортного светофора для регулирования движения велосипедистов, и разрешает велосипедистам и водителям СПМ не спешиваться на таких переездах.
Дополнения пунктов 18 и 143 ПДД обусловлены целями упорядочения остановки и стоянки велосипедов и размещения СПМ.
Скорректировано понятие СПМ в части установления максимальной технически допустимой скорости таких средств 25 км/ч. Устанавливается запрет на движение таких средств в пешеходных зонах, а также на тротуарах, если их масса превышает 35 кг. Аналогичный запрет по массе для движения таких устройств в пешеходной зоне установлен в Правилах дорожного движения Российской Федерации.
Кроме того, в целях обеспечения безопасности пешеходов устанавливается ограничение в максимальной скорости движения СПМ в населенных пунктах в пределах 10 км/ч, за исключением случаев их движения по велосипедным дорожкам или проезжей части дороги, когда это допускается в соответствии с пунктом 148 ПДД.
Изменение понятия СПМ, в том числе с установлением ограничения в максимальной технически допустимой скорости движения, основано на положениях государственного стандарта Республики Беларусь СТБ EN 17128-2024 «Средства транспортные моторизированные для перевозки людей и грузов и относящиеся к ним средства, не требующие одобрения типа транспортного средства, для эксплуатации в условиях дорожного движения. Персональные легкие электрические транспортные средства. Требования и методы испытаний», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 23 декабря 2024 г. № 143, вступившего в силу с 1 июня 2025 г.
В соответствии с внесенными Указом изменениями территории садоводческих товариществ и дачных кооперативов отнесены к жилой зоне. Соответствующие изменения предусмотрены в подпункте 2.21 пункта 2 ПДД.
В подпункты 2.41 и 2.61 пункта 2 ПДД внесены корректировки, допускающие осуществление зарядки наряду с электромобилями также гибридных транспортных средств.
Указом допускается движение на мотоблоке с прицепом в светлое время суток по обочине дороги, установленная скорость движения по которой не должна превышать 90 км/ч, а при отсутствии обочины – по проезжей части дороги не далее 1 метра от ее правого края (пункт 3 ПДД).
Пунктом 15.26 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями но заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200, предусмотрена выдача временного разрешения на право управления колесным трактором, самоходной машиной соответствующей категории обучающимся, осваивающим содержание образовательных программ профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательных программ подготовки (переподготовки) водителей механических транспортных средств, самоходных машин, на период прохождения ими практики. С учетом изложенного подпункт 8.3 пункта 8 ПДД (перечень документов, которые водитель обязан иметь при себе) дополнен временным разрешением на право управления колесным трактором, самоходной машиной.
В целях реализации норм статей 21 и 45 Конституции Республики Беларусь, согласно которым граждане должны проявлять социальную ответственность и самостоятельно заботиться о сохранении собственного здоровья, Указом введены дополнительные обязанности участников дорожного движения, которые закреплены в подпункте 7.2 пункта 7 и подпункте 17.2 пункта 17 ПДД.
Указом скорректирован пункт 178 ПДД, в котором наряду с необходимостью использования детских удерживающих устройств или иных средств, позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, также предусмотрено аналогичное требование для перевозки детей в грузовых автомобилях.
Положения пункта 25 приложения 4 к ПДД в отношении зимних шин скорректированы Указом с учетом положений технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011.
В соответствии с подпунктом 4.3 пункта 4 приложения 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70 %. Для транспортных средств, оснащенных броневой защитой, этот показатель должен составлять не менее 60 %. Данное требование не применяется к задним стеклам транспортных средств категории М1 при условии, что транспортное средство оборудовано наружными зеркалами заднего вида, которые удовлетворяют требованиям указанного приложения.
При таких обстоятельствах Указом разрешена установка жалюзи, шторок и пленочных покрытий на боковых (кроме передних) и заднем стеклах легкового автомобиля при наличии у них с обеих сторон наружных зеркал заднего вида. Соответствующие изменения внесены в пункт 37 приложения 4 к ПДД.
Информация предоставлена Министерством внутренних дел Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Порядок применения Указа об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию Президентом Республики Беларусь 31 января 2025 г. был подписан Указ № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» (Указ № 46). Министерство архитектуры и строительства информирует об основных подходах к осуществлению строительной деятельности при реализации прав, предусмотренных данным Указом.
1. Порядок применения структурных элементов Указа № 46
1.1 Подпункт 1.1 пункта 1 Указа 46 устанавливает возможность приемки объектов строительства, относимых к четвертому и пятому классам сложности, в эксплуатацию на основании заключений органов государственного строительного надзора об их соответствии критериям, определенным в части второй подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 46, если объекты:
возведены с использованием проектной документации, разработанной методом привязки проектов, рекомендованных для повторного применения, к месту размещения объекта;
либо
закончены строительством в соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную строительную экспертизу по стадии «Строительный проект», в которую после прохождения госстройэкспертизы изменения не вносились либо по которой после внесения в нее изменений повторно получено заключение госстройэкспертизы.
Справочно
Применение порядка, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 46, предполагает наличие заключение госстройэкспертизы по проектной документации при внесении в нее изменений вне зависимости от наличия/отсутствия необходимости ее повторного утверждения по результатам внесенных изменений.
1.2 Подпункт 1.2 пункта 1 Указа № 46 устанавливает возможность строительства объектов, относимых к четвертому и пятому классам сложности, на предоставленном земельном участке в пределах разрешенных инженерных нагрузок по решению заказчика (застройщика) на основании совокупности следующих документов:
- чертежей, состав и объем которых определяются заказчиком (застройщиком);
- эскизного проекта, согласованного руководителем структурного подразделения местного исполнительного и распорядительного органа базового территориального уровня, осуществляющего государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы, включая территории районов в городе.
1.3. Приемка объекта в эксплуатацию:
- в рамках подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 46 возможна при условии обязательного наличия положительного заключения госстройэкспертизы по проектной документации;
- реализация подпункта 1.2 пункта 1 Указа № 46 осуществляется по объектам строительства, строящимся на основании эскизного проекта и чертежей.
1.4. С учетом установленных норм, применение структурных элементов Указа № 46 осуществляется в следующем порядке:
подпункт 1.1 пункта 1 Указа № 46 – применяется в том числе к объектам строительства, по которым разрешительная документация получена и проектная документация разработана до вступления в силу Указа № 46;
Справочно
Обращается внимание, что в случае, если по объекту строительства до реализации права упрощенной приемки, предусмотренной подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 46, получены предписания надзорных органов в рамках осуществляемой ими деятельности, определяющие необходимость устранения нарушений, то такие нарушения подлежат обязательному устранению.
Одновременно, если объект направлялся на получение заключений органов государственного надзора и по которым вынесены отрицательные заключения, то упрощенный порядок приемки, в части получения только заключений органов государственного строительного надзора, по таким объектам не может быть применен.
подпункт 1.2 пункта 1 Указа № 46 – применяется только в отношении объектов, по которым соответствующее решение (приказ, постановление, распоряжение) заказчика, застройщика об их строительстве с применением упрощенного порядка подпункт 1.2 пункта 1, принято после вступления в силу соответствующего подпункта Указа № 46 (то есть после 2 мая 2025 г.).
Справочно
Одновременное применение обычного и упрощенного порядка не допускается.
2. Распространение норм Указа на виды строительной деятельности
Действие подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 46 распространяется на все виды строительной деятельности, по которым осуществляется приемка объекта в эксплуатацию, то есть за исключением сноса и текущего ремонта.
Справочно
Установленная норма не ограничивает возможность принимать объекты в эксплуатации на основании заключения органов государственного строительного надзора по объектам, которые завершены строительством после расконсервации.
Действие подпункта 1.2 пункта 1 Указа № 46 распространяется на все виды строительной деятельности, проводимые на объектах четвертого-пятого класса сложности, за исключением сноса и консервации объекта, ремонтно-реставрационных работ.
3. Нормативные правовые акты, принятые в развитие Указа № 46
В целях выполнения пункта 2 Указа № 46:
утверждены:
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2025 г. № 242 «О составе и порядке согласования эскизного проекта»;
- постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24 апреля 2025 г. № 49, согласно которому в приложении 8-3 постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 6 декабря 2018 г. № 40 установлена форма акта приемки объекта строительства, относимого к четвертому и пятому классам сложности, законченного строительством в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа № 46;
откорректированы постановления Совета Министров Республики Беларусь:
- от 29 ноября 1999 г. № 1860 «Об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь»;
- от 19 октября 2006 г. № 1387 «Об утверждении перечня объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ;
- от 20 февраля 2007 г. № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности»;
- от 8 октября 2008 г. № 1476 «Об утверждении Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации»;
- от 9 августа 2013 г. № 704 «Об утверждении Положения о порядке финансирования инспекций Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь»;
- от 8 мая 2018 г. № 343 «О порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ»;
- от 17 октября 2018 г. № 740 «Об административных процедурах, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно»;
- от 24 сентября 2021 г. № 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования»;
- от 19 июня 2023 г. № 394 «Об информационных системах в сфере строительства».
Внесены изменения в ведомственные нормативные правовые акты:
- Министерства архитектуры и строительства от 13 сентября 2024 г. № 102 «Об осуществлении технического надзора»;
- Государственного комитета по стандартизации от 31 января 2024 г. № 8 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления органами государственного строительного надзора мероприятий технического (технологического, поверочного) характера» и от 20 января 2022 г. № 9 «Об утверждении регламента административной процедуры»;
- Государственного комитета по имуществу от 24 марта 2015 г. № 11 «Об утверждении инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий».
4. Иные пояснения с учетом поступающих запросов
4.1. Изменение целевого назначения земельного участка.
Указом № 46 предоставлена возможность строительства объектов по упрощенному порядку только на предоставленном земельном участке.
Под предоставленным земельным участком понимается предоставленная лицам для осуществления хозяйственной и иной деятельности часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение, в установленном законодательством порядке.
Таким образом, применение упрощенного порядка при строительстве объектов по Указу № 46 не устанавливает условий и возможности изменения целевого назначения земельного участка.
4.2. О разрешенных инженерных нагрузках и возможности их увеличения.
Под разрешенными инженерными нагрузками понимается допустимая величина нагрузки на инженерные сети, обеспечивающие подачу ресурсов (вода, энергия, информация и другие ресурсы) на объекты потребления и в случае необходимости отведение использованных ресурсов.
При необходимости заказчик (застройщик) вправе самостоятельно запросить информацию у специализированных эксплуатирующих организаций о возможном присоединении к инженерным сетям и иным объектам строящейся объект строительства.
Увеличение предельных инженерных нагрузок при реализации права упрощенного строительства не допускается.
4.3. Требования технических нормативных правовых актов (ТНПА), подлежащие соблюдению при разработке чертежей и приемке объектов. Возможность применения специальных технических условий.
При разработке чертежей и приемке объектов строительства, строящихся с учетом применения прав, установленных подпунктом 1.2 пункта 1 Указа № 46, является обязательным исполнение требований ТНПА, входящих в состав национального комплекса технических нормативных правовых актов, методических документов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в объеме, ограниченном требованиям Указа № 46.
Строительство объектов в рамках Указа № 46 не предполагает разработку эскизного проекта, чертежей со специальными техническими условиями. Разработка специальных технических условий возможна только при проектировании объекта строительства в установленном порядке (статья 74 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).
4.4 О наличии аттестата соответствия.
При строительстве объектов в рамках Указа № 46, относимых к четвертому классу сложности наличие аттестата соответствия:
- на разработку эскизного проекта – не требуется;
- на разработку чертежей – юридические лица, индивидуальные предприниматели должны иметь аттестат соответствия.
4.5. О регистрации в Едином реестре объектов капитального строительства (ЕРОКС), а также регистрации объектов в органах государственного строительного надзора.
Форма акта приемки объекта строительства, относимого к четвертому и пятому классам сложности, законченного строительством в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа № 46, в эксплуатацию, установленная приложением 8-3 постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 6 декабря 2018 г. № 40, содержит пункт 2, предусматривающий указания идентификационного номера регистрации в ЕРОКС, что предполагает безусловность регистрации объекта строительства в данном реестре.
4.6. О критериях оценки при приемке, отказ члена приемочной комиссии от подписания акта приемки.
При приемке в эксплуатацию объект оценивается приемочной комиссией по критериям, установленным в пункте 4 приложения к Указу № 46.
Акт приемки объекта в эксплуатацию подписывается всеми членами приемочной комиссии. Отказ члена приемочной комиссии от подписания акта приемки объекта в эксплуатацию должен быть оформлен письменно не позднее даты окончания работы приемочной комиссии с обоснованием причин отказа. В случае непредставления членом приемочной комиссии письменного отказа от подписания акта приемки объекта в эксплуатацию с обоснованием причин такого отказа член приемочной комиссии обязан подписать указанный акт (статья 114 Кодекса). Члены приемочной комиссии несут ответственность по компетенции.
В случае, если строительно-монтажные работы на объекте осуществлялись без направления уведомления о начале выполнения строительно-монтажных работ в орган государственного строительного надзора, либо без согласования в установленном порядке эскизного проекта, применение упрощенного порядка строительства и приемки в соответствии с подпунктом 1.2 Указа № 46, по таким объектам не допускается.
4.7. О перечне документов, подтверждающих соответствие объекта строительства критериям, установленным в пункте 4 приложения к Указу № 46.
Исполнение данных критериев оценки должно подтверждаться наличием:
- при разработке чертежей решений по надежности конструктивной схемы здания или сооружения, по мероприятиям в части подготовки строительной площадки, включая инженерную защиту, по защите от опасных природных и техногенных процессов (при наличии), по защите строительных конструкций зданий (сооружений) от коррозии, иного воздействия, а также решений обеспечивающих соблюдение требований пожарной безопасности, требований гигиены, защиты здоровья и наследственности человека, окружающей среды, требований защиты от шума и вибрации, требований безопасности при эксплуатации сооружений, требований экономии энергии и тепловой защиты;
на момент приемки у заказчика:
- актов освидетельствования скрытых работ;
- актов промежуточной приемки ответственных конструкций;
- актов испытаний: технологических трубопроводов, внутренних систем газо-, электро-, теплоснабжения (отопления и вентиляции), холодного и горячего водоснабжения; водоотведения (канализации), наружных сетей газо-, электро-, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (канализации) и дренажных устройств, устройств, обеспечивающих взрыво-, пожаробезопасность и молниезащиту;
- актов индивидуальных испытаний смонтированного оборудования;
- актов приемки оборудования после комплексного опробования;
- документов об оценке соответствия строительных материалов и (или) строительных изделий.
Отсутствие данных документов или решений в составе чертежей является основанием для отказа членов приемочной комиссии от подписания акта приемки.
4.8. О приемке в эксплуатацию объектов, строительство которых осуществлялось в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа № 46, в порядке, предусмотренном для объектов самовольного строительства.
Согласно статье 223 Гражданского Кодекса Республики Беларусь только объект строительства, созданный в результате самовольного строительства, является самовольной постройкой.
Положением о порядке принятия решений по самовольным постройкам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2007 г. № 1802 предусмотрено обязательное оформление актов приемки в эксплуатацию самовольно построенных объектов.
Также, частью четвертой подпункта 1.2 пункта 1 Указа № 46 установлено, что законченный строительством объект не является самовольной постройкой.
Установленная норма изначально исключает возможность оформления актов приемки в эксплуатацию самовольно построенных объектов в отношении объектов, реализуемых на основании условий и прав, предоставленных пунктом 1.2 Указа № 46.
Справочно
Для приемки объектов, реализуемых на основании пункта 1.2 Указа № 46, постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.04.2025 № 49 утверждена соответствующая форма акта приемки объекта строительства.
4.9. Техническая эксплуатация зданий (сооружений), завершенных строительством и принятых в эксплуатацию с применением упрощенного порядка.
Техническая эксплуатация зданий (сооружений) должна осуществляться в соответствии с документацией, на основании которой осуществлялось их строительство.
При этом отмечаем, что согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (Декрет № 7) утверждены:
- общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
- общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
- общие требования в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
- общие требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.
Согласно подпункту 3.5 Декрета № 7 субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности обязаны соблюдать вышеуказанные общие требования.
По информации официального сайта Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
