/ / Аналитика
27.06.2025

НЦЗПИ – о получении разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 11 июня 2025 г.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья хозяйственная деятельность связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексное природоохранное разрешение.

Комплексное природоохранное разрешение выдается в отношении объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, перечень которых установлен приложением к Указу Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях».

В отношении иных объектов воздействия на атмосферный воздух требуется получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Пункт 1 статьи 19 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон об атмосферном воздухе) устанавливает случаи, когда получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух является обязательным:

1) при осуществлении пусконаладочных работ, приемки в эксплуатацию стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Имеется исключение, когда не требуется получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при осуществлении пусконаладочных работ, приемки в эксплуатацию стационарных источников выбросов и (или) их совокупности:

если объекты воздействия на атмосферный воздух не включены в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (перечень установлен постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 27 декабря 2023 г. № 33).

Справочно

Стационарные источники выбросов – источники выбросов, перемещение которых без демонтажа невозможно и местоположение которых может быть определено с применением единой государственной системы координат либо которые могут быть перемещены посредством транспортного или иного передвижного средства, но требуют неподвижного (стационарного) положения в процессе их эксплуатации (пункт 22 статьи 1 Закона об атмосферном воздухе).

К объектам воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, относятся:

котлы, котельные и иные топливосжигающие установки, отопительные и технологические печи, теплогенераторы мощностью 100 кВт и более (независимо от видов деятельности, которые осуществляет субъект хозяйствования, в том числе указанных в приложении 3 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 27 декабря 2023 г. № 33). При этом под мощностью понимается сумма всех мощностей установленных котлов, выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от которых производится через один общий стационарный источник выбросов (дымовую трубу), при их возможной одновременной работе;

газотурбинные, газоперекачивающие, поршневые, когенерационные и иные технологические установки с двигателями внутреннего сгорания мощностью 100 кВт и более (независимо от видов деятельности, которые осуществляет субъект хозяйствования, в том числе указанных в приложении 3 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 27 декабря 2023 г. № 33);

оборудование (установки), предназначенные для:

обезвреживания отходов путем их сжигания;

производства (выработки) энергии с использованием отходов 1–3 классов опасности;

сжигания частей тела людей и (или) животных, трупов животных, кремации трупов людей

(независимо от видов деятельности, которые осуществляет субъект хозяйствования, в том числе указанных в приложении 3 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 27 декабря 2023 г. № 33);

стенды контрольно-испытательные для обкатки, регулировки и испытания машин, узлов и агрегатов;

технологическое оборудование гальванических производств, плавки черных и цветных металлов, выбивки, галтовки, обдирки литейных заготовок, нагрева и закалки деталей, плазменной и газовой резки металлов;

технологическое оборудование нанесения и (или) сушки лакокрасочных покрытий;

очистные сооружения сточных вод, за исключением очистных сооружений только поверхностных сточных вод;

газорегуляторные пункты, шкафные газорегуляторные пункты и газорегуляторные установки газораспределительной системы, газораспределительные станции;

иные объекты воздействия на атмосферный воздух, источники выбросов, за исключением объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, указанных в перечне объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, видов деятельности, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласно приложению 3 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 27 декабря 2023 г. № 33;

2) при эксплуатации стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Имеются 2 исключения, когда не требуется получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарных источников выбросов и (или) их совокупности:

если объекты воздействия на атмосферный воздух не включены в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 27 декабря 2023 г. № 33;

если согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы от всех объектов воздействия на атмосферный воздух составляют 3 и менее тонны в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1 класса опасности составляют 10 и менее килограммов в год;

3) при производстве (выработке) энергии с использованием отходов 1–3 классов опасности и (или) обезвреживании отходов на объектах воздействия на атмосферный воздух.

Имеется исключениене требуется получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в данном случае, если объекты воздействия на атмосферный воздух не включены в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 27 декабря 2023 г. № 33.

Порядок выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух урегулирован:

подпунктом 6.21.1 пункта 6.21 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548;

Положением о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 664;

регламентом административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 6.21.1 «Получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 января 2022 г. № 9.

Выдача разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется областными, Минским городским комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту нахождения объекта воздействия на атмосферный воздух.

Для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (либо их представитель) подают следующие документы:

1) заявление по форме согласно приложению 1 к Положению о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 664;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Не представляется, если уплата государственной пошлины осуществлялась посредством использования платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве.

Справочно

Размер государственной пошлины за выдачу разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет 8 базовых величин (пункт 123 приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь);

3) при осуществлении пусконаладочных работ, приемки в эксплуатацию объекта воздействия на атмосферный воздух:

раздел «Охрана окружающей среды» (включая копию экологического паспорта проекта) утвержденной проектной документации по объекту, принимаемому в эксплуатацию.

Справочно

Требования к разработке, согласованию и утверждению проектной документации установлены главами 5 и 6 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476;

4) при эксплуатации объектов воздействия на атмосферный воздух, при производстве (выработке) энергии с использованием отходов 1–3 классов опасности и (или) обезвреживании отходов на объектах воздействия на атмосферный воздух:

проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Справочно

Формы проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также порядок установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и порядок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 27 декабря 2023 г. № 33.

Подать документы в уполномоченный орган для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух можно одним из следующих способов: в письменной форме (в ходе приема заявителя или его представителя, нарочным (курьером), посредством почтовой связи) или электронной форме через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы.

В электронной форме документы представляются при оплате государственной пошлины за выдачу разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух посредством использования платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве. При этом документы представляются в виде электронной копии документа на бумажном носителе и в формате MS-Excel.

В случае представления документов в письменной форме такие документы представляются на бумажном носителе, за исключением проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые представляются на бумажном и электронном носителях.

Областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды в течение 30 дней рассматривает представленные документы и (или) сведения, проводит проверку их соответствия требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха (с возможным выездом к месту нахождения объекта воздействия на атмосферный воздух) и принимает решение о выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или об отказе в выдаче такого разрешения.

Решение об отказе в выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух принимается в случаях:

если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;

установления фактов ошибочного определения (расчета) величин нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

невыполнения условий осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в ранее выданном разрешении на выбросы, при их наличии и возможности выполнения.

Установлен следующий срок действия разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух:

при осуществлении пусконаладочных работ, приемки в эксплуатацию объекта воздействия на атмосферный воздух – срок проведения таких работ, указанный в заявлении;

при эксплуатации объектов воздействия на атмосферный воздух, которые отнесены к I категории в соответствии с категориями объектов воздействия на атмосферный воздух и перечнями объектов воздействия на атмосферный воздух, относящихся к различным категориям, установленным приложением к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 664, – 5 лет;

в иных случаях – 10 лет.

Справочно

К I категории объектов воздействия на атмосферный воздух относятся:

1) объекты по производству кокса и продуктов нефтепереработки;

2) объекты производства химических продуктов (включая переработку органического и неорганического сырья с помощью химических процессов для получения химических продуктов), из них:

основных химических веществ, удобрений и азотных соединений, пластмасс и синтетического каучука в первичных формах;

пестицидов и агрохимических продуктов;

красок, лаков и аналогичных покрытий, типографских красок и мастик;

взрывчатых веществ;

искусственных и синтетических волокон;

3) объекты металлургического производства, из них:

оборудование для производства ферросплавов;

оборудование по производству чугуна, стали (первичная или вторичная плавка), включая непрерывную разливку, проектной мощностью 2,5 тонны в час и более;

станы горячей прокатки черных металлов проектной мощностью 20 тонн сырой стали в час и более;

оборудование для литья черных металлов с проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;

производство цветных металлов из руды;

оборудование плавки, включая легирование, цветных металлов, в том числе рекуперированных продуктов (включая рафинирование, литейное производство и другое), проектной мощностью:

4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия;

20 тонн в сутки и более для других металлов;

оборудование для нанесения защитных распыленных металлических покрытий с проектной подачей нерафинированной (сырой) стали 2 тонны в час и более;

4) объекты по производству неметаллической минеральной продукции, из них:

стекла и изделий из стекла, включая стекловолокно, проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;

цементного клинкера во вращающихся обжиговых печах проектной мощностью 500 тонн в сутки и более, в других (невращающихся) печах проектной мощностью 50 тонн в сутки и более;

извести во вращающихся обжиговых печах проектной мощностью 50 тонн в сутки и более;

асбеста и асбестосодержащих продуктов проектной мощностью 10 тыс. тонн в год и более;

огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов, в том числе кровельной черепицы, кирпича, огнеупорного кирпича, керамической плитки, каменной керамики или фарфоровых изделий, проектной мощностью 75 тонн в сутки и более;

керамических или фарфоровых изделий, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов, проектной мощностью 150 тонн в сутки и более;

5) объекты по производству изделий из дерева и бумаги, включая процессы обработки древесины, производство целлюлозы, из них:

по производству целлюлозы и (или) древесной массы;

бумаги и (или) картона проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;

шпона, фанеры, плит и (или) панелей из дерева единичной и (или) суммарной проектной мощностью 600 кубических метров в сутки и более;

для химической обработки древесины при помощи пропиточного состава или прочих материалов (кроме обработки инсектицидами) проектной мощностью 150 кубических метров в сутки и более;

6) объекты по производству текстильных изделий, одежды, изделий из кожи и меха, из них:

для предварительной обработки (включая промывку, отбеливание, мерсеризацию) или окрашивания волокна или текстиля, на котором объем обрабатываемых материалов составляет 10 тонн в сутки и более;

по производству кожи и (или) изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения и выделки шкур и кож, на котором объем переработки составляет 12 тонн обработанных продуктов в сутки и более;

для выделки и крашения меха, на котором объем обрабатываемого материала составляет 5 тонн в сутки и более;

7) объекты по обработке материалов, из них:

по поверхностной обработке металлов и пластических материалов с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах проектным суммарным объемом 30 кубических метров и более;

поверхностей, предметов и (или) продукции с использованием органических растворителей, проектный расход которых составляет 200 тонн в год и более;

8) объекты снабжения электроэнергией, газом, паром, горячей водой – тепловые, электрические станции, котельные и другие установки по получению электроэнергии, пара и горячей воды проектной суммарной (тепловой и электрической) мощностью 100 мегаватт и более;

9) объекты по производству продукции из сахарной свеклы проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки и более или 1,5 тыс. тонн готовой продукции в сутки и более при осуществлении указанной деятельности не более 180 дней в году;

10) объекты животноводства, из них:

по выращиванию и разведению молочного крупного рогатого скота проектной мощностью 5 тыс. голов и более;

по выращиванию и разведению прочего крупного рогатого скота проектной мощностью 8 тыс. голов и более;

по выращиванию и разведению свиней проектной мощностью 40 тыс. голов и более;

по выращиванию и разведению сельскохозяйственной птицы проектной мощностью 25 млн. голов и более;

11) объекты по обращению с отходами, из них:

по использованию и (или) обезвреживанию отходов 1 – 3-го классов опасности термическим способом (сжигание, пиролиз, газификация) проектной мощностью 150 килограммов в час и более;

по использованию и (или) обезвреживанию иных отходов термическим способом (сжигание, пиролиз, газификация) проектной мощностью 3 тонны в час и более;

объекты захоронения отходов проектной мощностью 50 тыс. тонн в год и более.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сверх нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе временных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, либо с нарушением условий осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в таких разрешениях, запрещаются. В указанных случаях действие разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух может быть прекращено полностью либо по указанным в нем одному или нескольким объектам воздействия на атмосферный воздух в случаях и порядке, установленных главой 5 Положения о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 664.

Получение нового разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух необходимо в следующих случаях:

реорганизации юридического лица в форме слияния, выделения, разделения, присоединения к нему другого юридического лица – в течение 6 месяцев со дня государственной регистрации юридического лица либо государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица;

перехода права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на объекты воздействия на атмосферный воздух, предоставления в аренду или на ином законном основании объектов воздействия на атмосферный воздух – в течение 6 месяцев со дня возникновения таких обстоятельств;

изменения места нахождения объектов воздействия на атмосферный воздух – до начала их эксплуатации;

необходимости увеличения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – со дня возникновения таких обстоятельств;

необходимости дополнения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух нормативами допустимых выбросов загрязняющих веществ для загрязняющих веществ и (или) источников выбросов, ранее в нем не указанных, – до начала эксплуатации источников выбросов;

по истечении 6 месяцев со дня изменения наименования заявителя, его обособленных подразделений (филиалов), в том числе связанного с реорганизацией юридического лица в форме преобразования, изменения места нахождения, адреса заявителя, его обособленных подразделений (филиалов), если до истечения указанного срока заявитель не обратился в уполномоченный орган для внесения соответствующих изменений в разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

появления у заявителя изменений, влекущих за собой необходимость получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в другом уполномоченном органе, – со дня возникновения таких обстоятельств.

Адамович Е.В.,
главный советник Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах

«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»