МАРТ о применении отдельных положений постановления о системе регулирования цен
В связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 2025 г. № 341 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713» (далее – постановление № 341), которым внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713), Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет следующее.
С 20 июня 2025 г. производители товаров, указанных в пунктах 1–10, 17–27 и 48–58 приложения 1 к постановлению № 713, при повышении отпускных цен обязаны руководствоваться постановлением № 713 с учетом изменений, внесенных постановлением № 341. Таким образом, с указанной даты порядок повышения отпускных цен, установленный подпунктом 3.9 пункта 3 постановления № 713, на данные потребительские товары не распространяется.
В этой связи отмечаем, что производитель, утвердивший до 20 июня 2025 г. новый документ (например, прейскурант), предусматривающий повышение отпускных цен в соответствии подпунктом 3.9 пункта 3 постановления № 713 (далее – документ), не вправе руководствоваться указанным документом и для повышения отпускных цен в установленном постановлением № 713 порядке должен согласовывать повышение отпускных цен с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь (далее – Комиссия) в следующих случаях:
- если такой документ введен в действие после вступления в силу постановления № 341, например, с 1 июля 2025 г.;
- если до 20 июня 2025 г. фактическая реализация потребительских товаров осуществлялась по отпускным ценам, действовавшим до утверждения документа, то есть без учета повышения отпускной цены, или не осуществлялась до указанной даты, однако с 20 июня 2025 г. осуществлялась по отпускным ценам, действовавшим до утверждения документа.
Вместе с тем, если документ был утвержден 19.06.2025 или ранее, но потребительский товар не реализовывался, то после 20.06.2025 производитель вправе использовать указанный документ и реализовывать потребительские товары по отпускной цене, повышенной согласно документу, без согласования с Комиссией, при условии отсутствия указанных выше случаев.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
МАРТ – о реализации товаров посредством интернет-площадок В целях недопущения нарушения требований законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, при продаже товаров посредством интернет-площадок необходимо учитывать следующую информацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-3 «О государственном регулировании торговли и общественного питания»:
- оптовая торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (подпункт 1.14);
- розничная торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (подпункт 1.21);
- торговля – предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров, а также на продажу товаров собственного производства их производителями для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (подпункт 1.32).
Следовательно, предпринимательская деятельность, связанная с приобретением и продажей товаров юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, является оптовой торговлей.
Таким образом, если при реализации товаров посредством интернет-площадки возникают отношения, при которых:
- продавец осуществляет реализацию владельцу интернет-площадки товаров, производителем которых он не является, – такая реализация для этого продавца будет являться оптовой торговлей;
- продавец осуществляет реализацию владельцу интернет-площадки производимых товаров – такая реализация для этого продавца не является торговлей;
- продавец осуществляет реализацию производимых или закупаемых товаров конечному покупателю-физическому лицу для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, – такая реализация для этого продавца будет являться розничной торговлей.
Справочно
В соответствии с пунктом 2 Правил продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. №31:
- владелец интернет-площадки – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, реализующие права владения, пользования и (или) распоряжения интернет-площадкой, обеспечивающие ее функционирование и оказывающие продавцам и покупателям услуги по доступу к интернет-площадке, иные услуги, связанные с продажей товаров посредством интернет-площадки (абзац второй);
- интернет-площадка – сайт в сети Интернет (его часть, приложение для мобильного устройства, иной информационный ресурс, имеющий подключение к сети Интернет), предоставляющий возможность осуществления дистанционной торговли одновременно двум и более продавцам, в том числе обеспечивающий возможность размещения информации о товарах и продавцах, сравнения и отбора товаров, заключения договоров розничной купли-продажи и оплаты товаров, выбора способа и организации доставки товаров (абзац четвертый).
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Информация о кодах маркировки в электронных накладных. Изменения законодательства Национальной академией наук Беларуси, Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерством связи и информатизации Республики Беларусь 22 сентября 2025 г. принято постановление № 8/91/45/27 «Об изменении постановления Национальной академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 18 декабря 2023 г. № 9/75/35/26» (далее – постановление № 8/91/45/27).
Постановление № 8/91/45/27 принято в целях упрощения работы субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот пищевых продуктов, подлежащих маркировке, и предоставления адаптационного периода для решения технических вопросов, связанных с внесением информации о кодах маркировки в электронные накладные, в том числе по товарам, импортированным из Российской Федерации.
Так, постановлением № 8/91/45/27 предусматривается:
изложение в новой редакции пояснения № 1 к подразделам электронных накладных и электронных актов приемки «Информация о средствах идентификации, нанесенных на подлежащие маркировке средствами идентификации товарные единицы, отнесенные к данной товарной позиции», предусматривающее, что информация о средствах идентификации указывается в следующих случаях:
1) в случаях, установленных пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 «О маркировке товаров» (далее – Положение).
Справочно
В соответствии с пунктом 3 Положения субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты, обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов, в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации;
2) при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости, и в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.
Справочно
В настоящее время такими товарами являются шины и покрышки пневматические резиновые новые;
3) в отношении пищевых продуктов при наличии у субъектов хозяйствования необходимых программных и технических средств для указания кодов маркировки. При отсутствии у субъектов хозяйствования необходимых программных и технических средств для указания кодов маркировки в реквизите «Примечание, дополнительные сведения о товаре, формат поля an..512» (номер поля в формуляре-образце «28», статус «С») указывается информация «Товар маркирован средствами идентификации».
Кроме того, постановлением № 8/91/45/27 уточняется порядок заполнения полей электронной накладной, содержащих информацию о должностях, в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» и Трудового кодекса Республики Беларусь.
Справочно
С учетом внесенных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 25 августа 2025 г. № 73 «Об изменении постановлений Министерства финансов Республики Беларусь» изменений в формы товарно-транспортной накладной и товарной накладной, слово «должность» заменяется словами «должность служащего (профессия рабочего)».
С учетом внесенных изменений субъектам хозяйствования предоставлено право указывать в электронных накладных в отношении пищевых продуктов информацию о нанесенных средствах идентификации при наличии для этого необходимых программных и технических средств.
Принятие постановления № 8/91/45/27 будет способствовать обеспечению в полной мере реализации маркированных незащищенными средствами идентификации пищевых продуктов, в том числе импортированных из Российской Федерации, с наименьшими затратами для субъектов хозяйствования.
Постановление № 8/91/45/27 вступило в силу 1 октября 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Регулирование цен. Минсельхозпрод – о вопросах применения постановления № 985 В связи с поступающими обращениями субъектов хозяйствования по вопросу применения отдельных положений постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2023 г. № 985 «О временном регулировании цен» (постановление № 985), а также с учетом аналогичных обращений по вопросам применения норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2023 г. № 114 «О временном регулировании цен» Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, в рамках своей компетенции, сообщает следующее.
Приложением 2 к постановлению № 985 определен Перечень транспортных средств, машин и оборудования, предназначенных для реализации субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, на которые распространяется действие абзаца второго подпункта 1.1 пункта 1 постановления № 985 (далее – Перечень). При этом, понятие запасные части, узлы и агрегаты для транспортных средств, машин и оборудования, в рамках постановления № 985 используется только для транспортных средств, машин и оборудования, указанных в Перечне.
Критерием отнесения товаров к запасным частям, узлам и агрегатам для транспортных средств, машин и оборудования, указанных в Перечне, является их наличие в базовой комплектации данных транспортных средств, машин и оборудования.
Справочно
В соответствии с подпунктом 2.1.17 пункта 2 ГОСТ 18322-2016 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения» запасная часть – отдельная деталь илы сборочная единица, предназначенные для замены изношенных, неисправных или отказавших аналогичных частей объекта с целью поддержания или восстановления его работоспособного состояния.
Обращаем внимание, что в случае наличия в составе ремонтного комплекта, реализуемого как единый товар, запасных частей, узлов и агрегатов, на которые распространяется действие постановления № 985, стоимость указанного ремонтного комплекта подлежит пересмотру с учетом норм постановления № 985.
При отнесении товаров к пунктам 3 «Автомобили грузовые, автокраны» и 17 «Прицепы и полуприцепы, в том числе специальные» Перечня, полагаем необходимым пользоваться определениями приложения 1 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности транспортных средств» ТР ТС 018/2011, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877.
Справочно
Транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, относится к автомобилям грузовым при условии, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) не превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза.
Товарными позициями, на которые не распространяется действие абзаца второго подпункта 1.1 пункта 1 постановления № 985, являются:
по наименованиям транспортных средств, машин и оборудования:
- мотоблоки, мотокультиваторы, лебедки электрические, навесные и прицепные машины и оборудование к ним;
- навесное коммунальное щеточное оборудование;
- оборудование, предназначенное для уборки снега (навесное бульдозерное оборудование, навесные отвалы коммунальные, отвалы поворотные в исполнении с гидроповоротом и с механическим поворотом), а также техпластины снегоочистительные (металлокордные, тканекордные, троссовые);
по наименованиям запасных частей, узлов и агрегатов к транспортным средствам, машинам и оборудованию, указанным в Перечне:
- автомобильные эмали, грунты, лаки, шпатлевки;
- держатели;
- инструмент, предназначенный для ремонта и обслуживания транспортных средств, машин и оборудования;
- картон, ткань и шнур асбестовые, паронит;
- кольца резиновые уплотнительные;
- масла, смазки, охлаждающие, тормозные и иные технологические жидкости;
- крепежные резьбовые и не резьбовые изделия (болты, рым-болты, винты, гроверы гайки, гвозди, заклепки, шплинты, шайбы, штифты, шпильки, шпонки и др.), в том числе изготавливаемые предприятиями машиностроения по сборке автомобилей, тракторов и сельскохозяйственной техники и имеющие каталожные номера;
- набивка сальниковая;
- навигационное оборудование, системы автоматического вождения, системы управления прицепными орудиями;
- наклейки информационные (в том числе декоративные, самоклеящиеся и пр.);
- предохранители (керамические, флажковые);
- фитинги, муфты, гайки, ниппели, спирально-вантовая защита, соединительные коннекторы, штуцеры соединительные, кольца резинометаллические, заглушки, тройники и уголки для гидравлических систем, систем питания и охлаждения, в том числе рукавов высокого давления;
Справочно
Обращаем внимание, что действие постановления № 985 распространяется на рукава высокого давления в сборе;
- хомуты силовые, червячные, собираемые и прочие;
- части подшипников, за исключением частей корпусных подшипников;
- части цепей;
- штампованные пластмассовые и металлические изделия (кольца стопорные, регулировочные, уплотнительные и прочие; втулки; пластины; планки; накладки и прочие);
по пункту 12 Перечня – Прессы для соломы или сена, включая пресс-подборщики:
- стрейч-пленка для упаковки сенажа;
- сетка сеновязальная;
- шпагат полимерный сеновязальный;
по пункту 25 Перечня – Установки доильные и холодильные для животноводческих комплексов (ферм), в том числе транспондеры, респондеры, рескаунтеры:
- моющие дезинфицирующие средства для промывки доильных установок;
- приспособления (инструменты) для монтажа сосковой резины;
- пробки (заглушки) для сосковой резины;
- резину сосковую.
Действие абзаца второго подпункта 1.1 пункта 1 постановления № 985 распространяется на:
по наименованиям транспортных средств, машин и оборудования:
- мини-тракторы, мототракторы;
по наименованиям запасных частей, узлов и агрегатов к транспортным средствам, машинам и оборудованию, указанным в Перечне:
- аккумуляторные батареи;
- валы, в том числе карданные, а также муфты обгонные, фрикционные и предохранительные, крестовины и вилки для валов карданных;
- втулки;
- компенсаторы сильфонные универсальные, в том числе фланцевые;
- масленки;
- маячки проблесковые оранжевые для специальной техники;
- металлорукав (гофра, гибкая вставка);
- накладки тормозные и фрикционные;
- подшипники (в сборе);
- пружины сжатия, растяжения и кручения;
- ремни приводные;
- рукава высокого давления (в сборе);
- рукава и шланги напорные и напорно-всасывающие;
- оси крепления стоек;
- сальники, манжеты;
- резинки для щеток стеклоочистителя;
- трос дистанционного управления;
- трубки, шланги и колена для гидравлических систем, систем питания и охлаждения;
- цепи приводные (в сборе);
- части корпусных подшипников;
- фильтры;
- шины пневматические, камеры, ободные ленты;
- элементы освещения (фары, фонари, светоотражатели, стекла фар, автолампы);
по пункту 25 Перечня – Установки доильные и холодильные для животноводческих комплексов (ферм), в том числе транспондеры, респондеры, рескаунтеры:
- агрегаты вакуумные, насосы вакуумные;
- коллекторы молочные (молокопроводы);
- молокоприемные узлы;
- насосы для молока;
- оборудование для мойки доильной аппаратуры;
- пистолеты водяные для подмыва вымени;
- пульсаторы;
- теплообменники пластинчатые для молока;
- фильтры для доильного оборудования, сменные фильтрующие элементы;
- шланги для доильной аппаратуры;
по пункту 35 Перечня – Электропастухи, электроизгороди:
- составляющие: генераторы, аккумуляторы, штыри, проволока, шнуры, тесьма для ограждения, защита от молнии, изоляторы, устройства зарядные к ним.
Дополнительно информируем, что постановление № 985 не регламентирует целевое назначение использования запасных частей, узлов и агрегатов, соответственно их реализация субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства должна осуществляться с соблюдением требований постановления № 985, независимо от способа использования указанными субъектами в своей хозяйственной деятельности при конечном потреблении.
По сообщению официального сайта Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
МНС о правовом регулировании некоторых вопросов реализации маркированных товаров Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 2 июля 2025 г. № 367/19 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 367/19) принято в целях упрощения процессов реализации товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, и недопущения создания очередей в торговых объектах.
Так, постановлением № 367/19 с учетом реализуемых мер по развитию системы маркировки, функциональных возможностей кассового оборудования, поэтапного перехода от маркировки товаров унифицированными контрольными знаками к маркировке средствами идентификации с 1 июля 2025 г. упразднена необходимость:
- считывания на кассовом оборудовании информации, содержащейся в унифицированных контрольных знаках, которыми в настоящее время маркируется большинство товаров, в том числе повседневного спроса (масло растительное, кофе, чай, безалкогольные напитки и другие);
- ведения дифференцированного учета в отношении товаров, маркированных унифицированными контрольными знаками;
- передачи информации о реализации таких товаров в систему контроля кассового оборудования (далее – СККО).
Также с 1 июля 2025 г. постановлением № 367/19 упразднена необходимость по передаче информации в СККО посредством открытого интерфейса программирования приложений (API), предоставленного РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», при реализации товаров, маркированных унифицированными контрольными знакам:
- для субъектов хозяйствования, осуществляющих прием платежа без непосредственного обслуживания покупателей (потребителей) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, связанного с приемом платежа в свой адрес и (или) адрес третьих лиц, через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, иные платежные агрегаторы;
- для специальной компьютерной системы, используемой для приема платежей при оказании услуг и осуществлении торговли национальным оператором почтовой связи;
- для продавцов, получающих платежи за реализуемые товары через платежные агрегаторы.
Справочно
Перечень товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 № 1030.
Для товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации (молочная продукция, обувь, шины и отдельные товары легкой промышленности (верхняя одежда, белье столовое, постельное и кухонное), обязанность по сканированию средства идентификации и передаче информации в СККО сохраняется.
Поскольку большинство моделей нового кассового оборудования, используемого при реализации маркированных товаров, поддерживают функцию извлечения штрихового кода GTIN из средства идентификации, при реализации товаров, маркированных средствами идентификации, возможно будет считывать только средство идентификации, что позволит упростить процесс торгового обслуживания покупателей, в том числе на кассах самообслуживания.
В полном объеме кассовое оборудование, используемое при реализации товаров, подлежащих маркировке, будет обеспечивать извлечение штрихового кода GTIN из средства идентификации после проведения производителями кассовых суммирующих аппаратов и операторами программных кассовых систем всех необходимых технических мероприятий.
Дополнительно сообщаем, что в связи с отменой требований по считыванию на кассовом оборудовании унифицированных контрольных знаков субъектам торговли необходимо обеспечить донастройку своих учетных систем для снятия требования по их сканированию.
Постановление № 367/19 вступило в силу с 9 июля 2025 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 июля 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
МАРТ о правовом регулировании оказания услуг в сфере агроэкотуризма Частью первой пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 4 октября 2022 г. № 351 «О развитии агроэкотуризма» определен круг лиц, которые вправе осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
В их числе:
- физические лица, производящие и (или) перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию на земельных участках, предоставленных в сельской местности, малых городских поселениях для строительства и (или) обслуживания одноквартирного или блокированного жилого дома, в том числе квартиры в блокированном жилом доме, либо ведения личного подсобного хозяйства;
- сельскохозяйственные организации на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания жилого дома либо ведения сельского хозяйства.
С учетом положений части третьей пункта 7 Указа № 351 субъекты агроэкотуризма вправе оказывать услуги в сфере агроэкотуризма, включая услуги бань, саун и душевых, на территории соответствующей агроэкоусадьбы со дня принятия решения районного исполнительного комитета об осуществлении деятельности по оказанию таких услуг.
В настоящее время Указом № 351 не установлено ограничений для осуществления субъектами агроэкотуризма иных форм индивидуальной предпринимательской деятельности.
Таким образом, физическое лицо вправе совмещать деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и иные виды деятельности (в особенности – по оказанию услуг бань, саун и душевых). Однако для целей оказания услуг в сфере агроэкотуризма услуги бань, саун и душевых не являются самостоятельными услугами, поскольку в соответствии с частью второй пункта 5 и пунктом 6 Указа № 351 должны соблюдаться следующие требования:
- заключение договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма в соответствии с приложениями 1 и 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2022 г. № 860 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 октября 2022 г. № 351»;
- соблюдение принципа комплексного оказания услуг: не менее двух услуг с обязательным наличием в указанном комплексе одной из услуг, предусмотренных в абзацах втором – четвертом части первой пункта 5 Указа № 351.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 24 июля 2014 г. № 371 «О создании государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» деятельность в сфере бытового обслуживания населения вправе осуществлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь».
Справочно
Для целей Указа № 371 под деятельностью в сфере бытового обслуживания населения понимается предпринимательская деятельность по предоставлению физическим лицам бытовых услуг, перечень видов которых определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Согласно абзацу второму пункта 2 Положения о государственном информационном ресурсе «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2014 г. № 1108, бытовая услуга – действия субъекта, оказывающего бытовые услуги (выполняющего отдельные виды работ) по индивидуальным заказам потребителей по удовлетворению их личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, классифицируемые в соответствии с перечнем видов бытовых услуг, подлежащих включению в Реестр бытовых услуг, который определен в приложении к Положению.
Услуги бань, саун и душевых содержатся в Перечне, следовательно, являются бытовыми и подлежат включению в реестр бытовых услуг.
Однако, если юридическое лицо оказывает услуги бань, саун и душевых только в рамках своей деятельности в сфере агроэкотуризма, то сведения о таких услугах не будут подлежать включению в Реестр бытовых услуг.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
