31.01.2025
Об изменениях законодательства в сфере таможенного регулирования
27 января 2025 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 48 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь», разработанное в целях приведения следующих постановлений Правительства Республики Беларусь в соответствие с Законом Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 366-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»:
-
от 29 февраля 2008 г. № 308 «Об обязательном государственном страховании»;
-
от 14 октября 2011 г. № 1374 «О задержанных товарах и обеспечении исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин»;
-
от 21 марта 2014 г. № 241 «О таможенной процедуре свободной таможенной зоны (свободного склада)»;
-
от 27 мая 2014 г. № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»;
-
от 20 июня 2019 г. № 406 «О мерах по реализации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза»;
-
от 20 июня 2019 г. № 407 «О консультативном органе»;
-
от 24 сентября 2021 г. № 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования».
Постановлением предусматривается установление порядка:
1) применения упрощений организациями при использовании генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в случае, если таможенные операции совершаются на территории нескольких государств – членов Евразийского экономического союза.
Постановлением определяется порядок и сроки подачи заявления на применение таких упрощений, сведения, которые оно должно содержать, а также порядок принятия таможенным органом решения по такому заявлению;
2) выдачи предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
За принятие предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров будет взиматься таможенный сбор. Размер таможенного сбора в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 443 «О таможенных сборах» составит 400 рублей.
Таможенные органы, которые будут принимать такие решения, определены постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 2 сентября 2024 г. № 42.
В Положение об условиях и порядке признания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве поручителя перед таможенными органами, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2011 г. № 1374, вносятся дополнения, в соответствии с которыми заинтересованное лицо не признается в качестве поручителя, а деятельность признанного поручителя будет приостановлена, если учредитель (участник, собственник имущества), руководитель юридического лица или один из учредителей (участников, собственников имущества) юридического лица является лицом иностранного государства, совершающего недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц.
Постановлением также корректируется Положение о применении генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2011 г. № 1374.
Для декларантов, предоставивших генеральное обеспечение, предусмотрены упрощения. Постановлением вводится возможность использования превышения в размере 50 % от суммы предоставленного обеспечения (ранее применялись упрощения только 20 % и 30 %).
Для целей получения такого превышения лицо, использующее генеральное обеспечение, должно соответствовать определенным условиям, в частности, предоставление обеспечения на сумму не менее 1 млн. бел. руб. и его использование при перевозках товаров по территории государств-членов Евразийского экономического союза.
Также смягчаются условия, при соответствии которым лицо вправе воспользоваться упрощениями, в частности, такое лицо должно применять генеральное обеспечение в течение шести месяцев (вместо ранее установленного одного года) до дня регистрации в таможенном органе обращения на применение упрощений не менее десяти раз (вместо ранее установленного тридцати раз).
Кроме того, к лицу не должны применять меры принудительного взыскания таможенных платежей в течение одного года до дня регистрации в таможенном органе обращения на применение упрощений (вместо ранее установленных трех лет).
Постановлением вносятся изменения в Положение о порядке признания таможенными органами факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем, вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2019 г. № 406, в целях совершенствования порядка признания таможенными органами факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем, вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Изменение предусматривает расширение перечня категорий лиц, по инициативе которых иностранные товары, находящиеся под таможенным контролем, могут быть признаны уничтоженными и (или) безвозвратно утраченными вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Перечень указанных лиц дополняется лицами, приобретшими право владения, пользования и (или) распоряжения транспортными средствами для личного пользования, находящимися на таможенной территории Евразийского экономического союза под таможенным контролем, в том числе по решению суда либо праву наследования.
Важным изменением является определение в качестве критерия для признания иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем, уничтоженными и (или) безвозвратно утраченными, вследствие аварии или действия непреодолимой силы полную утрату товарами своих потребительских свойств, невозможность восстановления товаров и (или) когда стоимость восстановления товаров равна или превышает стоимость товаров.
Постановление вступает в силу в следующем порядке:
-
подпункт 2.5 пункта 2 и абзацы второй – восемнадцатый подпункта 4.2 пункта 4 приложения – через три месяца после официального опубликования постановления;
-
абзац второй подпункта 5.3 пункта 5 приложения – со дня вступления в силу Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года, подписанного 25 декабря 2023 года;
-
иные положения настоящего постановления – с 27 января 2025 г.
По сообщению
единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь

Минтруда о постановлении Правительства по вопросам содействия в трудоустройстве
В рамках реализации Закона Республики Беларусь «О занятости населения» принято постановление Правительства от 9 июня 2025 г. № 312, вносящее изменения в четыре постановления Совета Министров. Нововведения направлены на расширение возможностей трудоустройства, поддержку безработных и молодежи.
1. Временная трудовая занятость молодежи
Изменения в постановлении от 23 июня 2010 г. № 958 предусматривают:
-
расширение перечня организаций, которые могут привлекать молодежь к временной работе с государственной поддержкой – теперь это любые организации, независимо от формы собственности (ранее только бюджетные и имущество которых находится в республиканской или коммунальной собственности);
-
сокращение в 2 раза сроков рассмотрения документов нанимателей, организующих временную занятость молодежи, органами по труду, занятости и соцзащите (с 21 до 10 рабочих дней).
2. Содействие безработным в организации предпринимательской деятельности
Новая редакция Положения о содействии безработным в организации индивидуальной предпринимательской деятельности включает:
-
предоставление субсидий безработным для организации индивидуальной предпринимательской деятельности в виде:
-
регистрации в качестве ИП;
-
деятельности в сфере агроэкотуризма, ремесленничества или самостоятельной профессиональной деятельности;
-
сокращение срока рассмотрения заявок на субсидию – до 10 дней.
-
увеличение периода осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности с 6 до 9 месяцев, после истечения которого утрачивается обязанность по возврату субсидии.
Размеры субсидий остаются прежними: от 5 000 до 9 200 рублей (11–20-кратный БПМ).
3. Оплачиваемые временные работы для безработных
Оплачиваемые временные работы – общедоступные виды работ, выполняемые по срочным трудовым или гражданско-правовым договорам, имеющие полезную направленность и организуемые в качестве дополнительной материальной поддержки безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства.
Обновленное Положение о порядке финансирования и выполнения оплачиваемых временных работ предусматривает:
-
расширение круга организаций, которые могут организовывать временные работы с господдержкой (включая все организационно-правовые формы);
-
актуализацию перечня видов работ.
-
финансирование из бюджета:
-
оплата труда безработных, принятых нанимателями для выполнения оплачиваемых временных работ;
-
транспортные расходы (проезд к месту работы и обратно).
4. Внесены изменения в Положение об организации обучения и трудоустройства по направлению службы занятости
Ключевые изменения:
-
впервые введена возможность обучения на водительские категории (включая сельхозтехнику), что создаст стимулы для повышения заинтересованности у безработных в трудоустройстве, в том числе для работы в сельскохозяйственных организациях, а нанимателю – в решении кадрового вопроса;
-
появилась возможность дистанционного обучения безработных;
-
предусмотрена компенсация расходов на аренду жилья, если обучение проходит в другом городе, а в общежитии нет мест.
Определен порядок взаимодействия службы занятости с нанимателями по вопросам трудоустройства безработных после окончания обучения.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Комментарий к постановлению МНС об исчислении и уплате налогов с физических лиц
Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 апреля 2025 г. № 20 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц» (далее – постановление) принято взамен ранее действовавшего постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц» (далее – постановление № 100), которое содержало аналогичные нормы.
Постановлением установлены формы:
-
налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (прил. 1 к постановлению);
-
налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц с доходов плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь (прил. 2 к постановлению);
-
справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (прил. 3 к постановлению);
-
реестра врученных извещений (прил. 4 к постановлению);
-
извещения на уплату подоходного налога с физических лиц (прил. 5 к постановлению);
-
извещения на уплату физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на недвижимость единым имущественным платежом (прил. 6 к постановлению);
-
извещения на доплату единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц/ о доплате подоходного налога с физических лиц/ о доплате сбора за осуществление ремесленной деятельности/ о доплате сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (прил. 7 к постановлению);
-
извещения на уплату (доплату) единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 8 к постановлению);
-
уведомления об осуществлении деятельности с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 9 к постановлению);
-
уведомления о наличии излишне уплаченной суммы подоходного налога с физических лиц (прил. 10 к постановлению).
Также постановлением утверждена Инструкция о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц и справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (далее – Инструкция).
Установленные постановлением формы большинства документов имеют практически аналогичное содержание и не имеют существенных отличий в части содержащихся в них реквизитов от ранее действующих форм, установленных постановлением № 100.
Справочно. Так, установленные постановлением формы согласно приложениям 2, 3, 4, 5, 7, 8 и 10 аналогичны по содержанию ранее установленным постановлением № 100 формам согласно приложениям 2, 3, 5, 8, 11, 12 и 15 соответственно.
Основные отличия иных форм документов, установленных постановлением, от ранее действующих.
1. Форма налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (прил. 1 к постановлению) (далее – налоговая декларация).
Пункт 5 раздела II налоговой декларации приведен в соответствие с редакцией подпункта 1.9 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), действующей с 1 января 2025 г.
Справочно. Согласно изменениям, внесенным с 1 января 2025 г. Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2024 г. № 47-З «Об изменении законов» (далее – Закон № 47-З) в подпункт 1.9 пункта 1 статьи 219 НК, при начислении источниками в Республике Беларусь физическому лицу в 2025 г. доходов в виде дивидендов, в рамках трудовых отношений, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, создание, использование объектов интеллектуальной собственности, отчуждение имущественных прав на них, в размере, превысившем в совокупности 220 000 белорусских рублей, такое физическое лицо обязано не позднее 31 марта 2026 г. представить в налоговый орган налоговую декларацию.
Внесение изменений в пункт 5 раздела II налоговой декларации повлекло необходимость установления соответствующих норм в Инструкции, регулирующей порядок его заполнения.
Справочно. Порядок заполнения пункта 5 раздела II налоговой декларации определен подпунктом 5.5 пункта 5 главы 2 Инструкции.
Иные пункты и разделы налоговой декларации, установленной постановлением, аналогичны по содержанию пунктам и разделам налоговой декларации, ранее установленной постановлением № 100.
2. Форма извещения на уплату физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на недвижимость единым имущественным платежом (прил. 6 к постановлению) (далее – извещение).
Форма извещения, а именно «Расчет транспортного налога» дополнена графой «Повышающий коэффициент к ставке налога****», что обусловлено принятием Закона Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» и дополнением с 1 января 2024 г. статьи 3077 НК пунктом 11, в соответствии с которым по транспортным средствам, с года выпуска которых прошло не более трех лет, включенным в перечень транспортных средств повышенной комфортности, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, транспортный налог исчисляется по ставкам, увеличенным в 10 раз.
3. Форма уведомления об осуществлении деятельности с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 9 к постановлению) (далее – уведомление).
Форма уведомления приведена в соответствие с редакцией главы 33 НК, действующей с 1 января 2025 г., принятой Законом № 47-З.
Так, из формы уведомления исключены следующие виды деятельности:
-
деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально, предоставление услуг тамадой;
-
деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
-
музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий.
Вышеперечисленные виды деятельности исключены с 1 января 2025 г. из пункта 3 статьи 337 НК.
Отдельные виды деятельности в пункте 3 статьи 337 НК были дополнены и конкретизированы. В связи с чем в форме уведомления скорректированы наименования следующих видов деятельности:
-
реализация продукции цветоводства и декоративных растений при наличии документа, предусмотренного частью второй подпункта 6.2 пункта 6 статьи 337 НК, а также их семян и (или) рассады, животных (за исключением котят и щенков, а также диких животных, обитающих в условиях естественной свободы);
-
реализация самостоятельно изготовленных физическим лицом хлебобулочных и (или) кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;
-
производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви, стелек;
-
работы и услуги по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий (без изготовления таких моделей);
-
разработка веб-сайтов, установка (настройка) компьютеров и программного обеспечения, восстановление компьютеров, ноутбуков, планшетных компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение (без реализации содержания образовательных программ) работе на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере, смартфоне;
-
фотосъемка, изготовление фотографий, ретуширование, иные подобные фотоработы, за исключением печатания на текстильных изделиях, пластмассе, стекле, металле, дереве и керамике;
-
чистка и уборка жилых помещений, включая услуги химической чистки ковров и мебели в жилых помещениях;
-
услуги учителя-дефектолога (в том числе учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога);
-
ландшафтное проектирование; проектирование садов, парков и другого;
-
деятельность по доставке потребителям товаров на дом;
-
предоставление принадлежащих на праве собственности плательщику – физическому лицу жилых помещений, садовых домиков, дач иным физическим лицам для краткосрочного проживания.
Постановление вступило в силу с 6 июня 2025 г., за исключением норм, устанавливающих формы налоговой декларации и извещения (форма налоговой декларации вступает в силу с 1 января 2026 г., а форма извещения – с 1 июля 2025 г.).
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Профессионально-техническое образование. Изменения в аттестации учащихся, курсантов
25 апреля 2025 г. вступило в силу постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 февраля 2025 г. № 39 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 16 сентября 2022 г. № 314» (Постановление).
Постановлением внесены изменения в Правила проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16 сентября 2022 г. № 314 (Правила аттестации), с учетом правоприменительной практики.
С учетом особенностей организации образовательного процесса при реализации образовательных программ профессионально-технического образования в Правила аттестации внесены изменения и дополнения, определяющие порядок проведения текущей, промежуточной аттестации обучающихся по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента учебного плана учреждения образования по специальности (специальностям) (далее – учебный план), итоговой аттестации по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, включая формы контроля учебной деятельности (далее – итоговые испытания).
Определен порядок утверждения состава комиссии для проведения итоговых испытаний по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента учебного плана (далее – общеобразовательный компонент), допуска обучающихся к проведению итоговых испытаний, организации и проведения итоговых испытаний.
Обучающемуся, не прошедшему итоговые испытания по учебному предмету, модулю общеобразовательного компонента в установленный срок по уважительным причинам, руководителем учреждения образования может устанавливаться индивидуальный срок ликвидации задолженности.
Правила аттестации дополнены формой контроля учебной деятельности – протоколом итоговых испытаний.
Экзаменационная комиссия учреждения образования вносит отметки, полученные обучающимися по результатам сдачи итоговых испытаний, в протокол итоговых испытаний по форме согласно приложению 121 к Правилам аттестации.
Урегулирован порядок повторного проведения промежуточной аттестации по учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования по специальности и итоговой аттестации по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования с целью повышения отметки.
Так, с целью повышения отметки обучающийся может повторно пройти промежуточную аттестацию по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, учебным предметам, модулям профессионального компонента учебного плана, итоговые испытания по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента в течение всего срока получения образования, но не более чем по двум учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования по специальности. Условия и сроки проведения повторной промежуточной аттестации, итоговых испытаний определяются руководителем учреждения образования.
Внесены изменения в порядок выставления отметок в случае отказа обучающегося от ответа, допуска обучающихся к прохождению промежуточной аттестации.
Так, в случае отказа обучающегося от ответа по учебному предмету, модулю, отказа от выполнения практического задания по производственному обучению выставляется отметка «1».
Информация предоставлена Министерством образования Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Подготовка и переподготовка водителей тракторов. Изменения законодательства
Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 1 апреля 2025 г. № 28 (постановление) внесены изменения в постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 7 июня 2022 г. № 57 «О подготовке, переподготовке, повышении квалификации водителей колесных тракторов, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими». Правовым актом предусмотрено изложение в новой редакции единых программ подготовки и переподготовки водителей колесных тракторов, самоходных машин.
Внесение изменений обусловлено Законом Республики Беларусь от 13 февраля 2025 г. № 59-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении». В частности, увеличена максимально допустимая мощность двигателя колесных тракторов, самоходных машин категории «С» (с 80 до 110,3 кВт) и соответственно увеличена минимальная мощность двигателей категорий «D», «E» и «F» («свыше 80» изменено на «свыше 110,3 кВт»). Следовательно, в категорию «C» из категории «D» перешли колесные тракторы с мощностью двигателя от 80 до 110,3 кВт, из категории «E» – самоходные машины с мощностью двигателя от 80 до 110,3 кВт, из категории «F» – самоходные машины сельскохозяйственного назначения с мощностью двигателя от 80 до 110,3 кВт.
Изменение допустимой мощности двигателя колесных тракторов, самоходных машин повлекло за собой внесение изменений в единые программы подготовки, переподготовки водителей колесных тракторов, самоходных машин, что, в свою очередь, предоставило возможность подготовки трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, имеющих право на управление более расширенным перечнем единиц сельскохозяйственной техники категории «С», не увеличив при этом сроки подготовки. Кроме того, изменения в единых программах подготовки, переподготовки водителей колесных тракторов, самоходных машин позволили уменьшить сроки обучения по всем остальным категориям.
Сравнительный анализ учебных планов подготовки, переподготовки водителей колесных тракторов, самоходных машин приведен в таблице:
|
Единые программы в редакции 2022 г., часов
|
Действующие единые программы, часов
|
Подготовка «С»
|
470
|
470
|
Подготовка «С, D»
|
664
|
638
|
Подготовка «С, F»
|
720
|
666
|
Подготовка «С, Е»
|
792
|
676
|
Подготовка «С, D, F»
|
888
|
812
|
Подготовка «С, D, Е»
|
878
|
842
|
Подготовка «С, D, Е, F»
|
1098
|
1012
|
Переподготовка «С» на «D»
|
222
|
196
|
Переподготовка «С» на «Е»
|
226
|
224
|
Переподготовка «С» на «F»
|
282
|
230
|
Переподготовка «С» на «D, F»
|
456
|
378
|
Переподготовка «С, D» на «F»
|
260
|
208
|
Переподготовка «С, D» на «Е»
|
216
|
214
|
Переподготовка «С, D» на «Е, F»
|
428
|
374
|
Переподготовка «С» на «D, Е, F»
|
602
|
524
|
Уменьшение сроков обучения на подготовку, переподготовку водителей колесных тракторов, самоходных машин произведено за счет уменьшения количества учебных часов по учебным предметам «Устройство агрегатируемой техники и оборудования», «Устройство самоходных машин», «Техническое обслуживание и ремонт колесных тракторов, самоходных машин, агрегатируемой техники и оборудования» в соответствии с получаемыми категориями.
Также постановлением внесены изменения в инструкцию о формах текущей, промежуточной и итоговой аттестации слушателей, порядке ее проведения при реализации образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей колесных тракторов, самоходных машин. Так, согласно документу, практический экзамен на право управления колесным трактором, самоходной машиной при переподготовке водителей колесного трактора, самоходной машины принимается на автодроме в один этап. Практический экзамен может приниматься на колесном тракторе или на самоходной машине категорий «D», «Е», «F».
Постановление вступило в силу с 16 апреля 2025 г. одновременно с Законом Республики Беларусь от 13 февраля 2025 г. № 59-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении».
Информация предоставлена Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

МАРТ разъяснил отдельные вопросы применения постановления о системе регулирования цен
В связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 713 (6) «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 713(6)), которым внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713) Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет следующее.
Порядок формирования отпускных цен импортерами на остатки потребительских товаров при новом поступлении таких товаров, составление экономического обоснования, информация о надбавке импортера, которую нужно с 15 апреля 2025 г. указывать в товарно-транспортных или товарных накладных (далее – ТТН (ТН)).
С 15 апреля 2025 г. в том числе у импортеров возникает обязанность устанавливать цены на потребительские товары в соответствии с требованиями постановления № 713 (в редакции постановления № 713 (6)) на вновь поступившие потребительские товары.
Согласно части второй пункта 9 постановления № 713 импортеры при формировании отпускных цен на потребительские товары составляют экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен, с расшифровкой статей затрат, указанных в части второй пункта 5 указанного постановления. Также в экономическом расчете указывается размер примененной при формировании цены надбавки импортера.
В соответствии с требованиями абзацев первого и второго части первой пункта 12 постановления № 713 (в редакции постановления № 713(6)) дополнительно к сведениям, указываемым в ТТН (ТН) в соответствии с законодательством, импортерами указываются следующие сведения, связанные с установлением регулируемых цен на потребительские товары: отпускная цена импортера (в случае применения скидки с отпускной цены указывается с учетом скидки с отпускной цены, в случае применения оптовой скидки указывается без учета оптовой скидки), вид скидки (с отпускной цены, оптовая), размер оптовой скидки (в процентах), размер примененной надбавки импортера (в процентах), условия доставки товара (цена(ы) на товар(ы) сформирована(ы) с учетом расходов по доставке или без учета расходов по доставке).
Таким образом, с 15 апреля 2025 г. у импортеров возникает обязанность по указанию в товаросопроводительных документах процента надбавки импортера, в том числе и на остатки потребительских товаров, сложившиеся у импортеров на 14 апреля 2025 г. При этом в ТТН (ТН) указывается размер примененной надбавки импортера (в процентах) в соответствии с расчетом цены на каждую партию товара (как на остатки потребительских товаров по состоянию на 14 апреля 2025 г., так и поступившие после указанной даты потребительские товары).
Дополнительно обращаем внимание, что с учетом положений пункта 2 постановления № 713(6) при реализации остатков потребительских товаров, сложившихся у импортеров на 14 апреля 2025 г., цены на такие остатки не должны превышать уровень цен на вновь поступившие после 14 апреля 2025 г. такие же товары.
Рассмотрим на примерах формирование отпускных цен на остатки потребительского товара «Зубная паста» после первого поступления такого же товара.
1.1. В случае, если сформированная в соответствии с требованиями постановления № 713 (в редакции постановления № 713(6)) цена на вновь поступивший товар выше цены на остатки.
Справочно
Необходимость приведения в соответствие цен на остатки отсутствует.
7,91 руб. – отпускная цена импортера, сформированная на остатки потребительского товара до 15 апреля 2025 г., исходя из следующих данных:
5,30 руб. – контрактная цена, пересчитанная по курсу Национального банка на дату оприходования товара;
0,35 руб. – расходы по импорту;
40 % – надбавка импортера.
15 апреля 2025 г. импортеру вновь поступил такой же товар (новое поступление) и на него он сформировал отпускную цену 8,28 руб. (в соответствии с требованиями постановления № 713 – предельная максимальная надбавка 30 %, из которых импортер применил 10 %).
7,18 руб. – контрактная цена, пересчитанная по курсу Национального банка на дату оприходования товара;
0,35 – расходы по импорту;
10 % – надбавка импортера.
Таким образом у импортера сформированы разные отпускные цены на разные партии товара, с учетом того, что отпускная цена на вновь поступивший потребительский товар, выше отпускной цены, установленной на остатки.
Импортер вправе осуществлять реализацию потребительских товаров по установленным в отношении каждой партии отпускным ценам 7,91 руб. и 8,28 руб.
В таком случае при реализации потребительского товара по указанной цене у импортера отсутствует необходимость составления повторного экономического обоснования сформированной отпускной цены 7,91 руб. на остатки товаров, так как ранее на этот потребительский товар уже составлено экономическое обоснование. При этом в ТТН (ТН) указывается надбавка импортера 40 %.
В случае же, если импортер уменьшает размер надбавки на остатки потребительского товара, т.е. формирует новую отпускную цену, составление экономического обоснования является обязательным.
1.2. В случае, если сформированная в соответствии с требованиями постановления № 713 (в редакции постановления № 713(6)) цена на вновь поступивший товар ниже цены на остатки.
Справочно
Производится уменьшение цен на остатки до уровня цены, сформированной на вновь поступивший такой же товар.
15 апреля 2025 г. импортер получил новый товар и сформировал отпускную цену 6,31 руб. (в соответствии с требованиями постановления № 713 – предельная максимальная надбавка 30 %, из которой импортер применил 10 %);
5,39 – контрактная цена, пересчитанная по курсу Национального банка на дату оприходования товара;
0,35 – расходы по импорту;
10 % – надбавка импортера.
Таким образом у импортера сформированы разные отпускные цены на разные партии товара, с учетом того, что отпускная цена на вновь поступивший потребительский товар, ниже цены на остатки.
Импортер обязан осуществлять реализацию потребительского товара по отпускной цене не выше 6,31 руб. как на новое поступление, так и на остатки товара.
При этом на остатки товара составляется новое экономическое обоснование, где контрактная цена (5,30 руб.) и расходы по импорту (0,35 руб.) остаются неизменными, а надбавка импортера уменьшается с 40 % до 11,7 %.
6,31 руб. – отпускная цена на остатки потребительского товара, сформированная после первого нового поступления такого товара.
В таком случае в ТТН (ТН) указывается отпускная цена импортера 6,31 руб. и, в зависимости от партии, надбавка импортера 10 или 11,7 %.
При этом следует отметить, что в случае, если цена на остатки товара в экономическом обосновании рассчитана с отрицательной надбавкой импортера в ТТН (ТН) указывается надбавка «0».
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь